Военные конфликты Политика

Какой мир наступит после прекращения боевых действий между ВС РФ и ВСУ

0 12288

Война — это зло и наихудший способ решения созревших в человеческом обществе проблем. Но как быть, если мы живем в тот исторический период, когда война уже идет на территории нашей страны, а рычаги к ее предотвращению через работу с противоположной стороной на уровне культуры, идей и смыслов не были в полной мере задействованы? Станет ли прекращение боевых действий между ВС РФ и ВСУ априори тем простым решением, которое остановит войну между государствами, участвующими в этом конфликте?

Попробую ответить на эти вопросы, адресуя ответы в первую очередь тем коллегам из творческого сообщества, кто не понимает или не принимает мою позицию по поддержке российской армии.

1

Наша реальность такова, что мир диалектически сложен, и, казалось бы, такие очевидные предложения, как сложение враждующими сторонами оружия или запуск переговорного процесса, к настоящему моменту в ситуации между современными Россией и Украиной по сути являют собой следование ложному гуманизму, что приведет не к решению проблемы, а к ее заморозке и очередному возобновлению кровавой трагедии через какое-то время.

Чтобы на территории нашего исторического пространства наступило не краткосрочное перемирие, а именно мир, необходимо разобраться в предпосылках, которые спровоцировали сегодняшнюю ситуацию, и остановить процессы, подпитывающие ее. Прекратив ведение боевых действий, но оставив близких нам по культуре и духу людей на Украине один на один с политическим режимом, вместо диалога легитимизовавшим террор по отношению к инакомыслящим, Россия как государство становится соучастником происходящей дерусификации этой страны.

Как православный христианин, я являюсь противником насилия, но не понимаю, как не воспользоваться силой, если на твоих глазах бьют и унижают родного вам человека или, например, более слабого.

Будет ли адекватным поступком ведение переговоров с насильником в момент совершения им преступления? Нет. Насильника необходимо остановить и сделать все возможное, чтобы он более никогда не мог совершить преступление. Приняв жесткие меры к преступнику, мы оберегаем жизни людей, которые потенциально могли бы стать его жертвами, и защищаем общество от угрозы нарушения его спокойного существования.

С гражданами большей части страны украинское политическое руководство, пришедшее к власти по итогам Евромайдана 2013–2014 годов, поступило с позиции преступника, вместо того чтобы принять то, что Украина, как и любая другая страна, разная, украинский народ в культурном плане представлен разными идентичностями, а в Донецке, Луганске, Харькове, Одессе и других городах страны живет немало людей, которые никогда не примут в качестве нормы идеологемы ОУН УПА*, «Правого сектора»* или возникшего в 2014 году Азова*.

Новая украинская власть приняла решение привнести эти идеологемы туда на штыках, используя в качестве ударной силы радикалов, ставших боевым крылом в различных государственных ведомствах. Что оставалось делать людям, категорически не согласным с новой политической повесткой, постулирующей противоположные им ценности, кроме как выступить против этого?

Так, наиболее активные в общественной и политической жизни люди, как говорят на Украине, «пророссийских взглядов», вместе с единомышленниками из разных регионов России организовали в Донбассе народное ополчение, ставшее оплотом сопротивления, получившего вкупе с массовыми акциями протеста название «Русская весна».

На чьей стороне могли быть симпатии большинства граждан России, как не на стороне украинских соотечественников, готовых ценой жизни защищать право думать и говорить по-русски, посещать богослужения в храмах канонической православной церкви и жить так, как хочется им, а не так, как от них требуют временщики, получившие возможность управления государством? Ответ очевиден: явно не на стороне тех, кто пошел против Русской весны, используя для усмирения идейных оппонентов все возможные методы, вплоть до террористических.

То, что народные массы и отдельные влиятельные лица в России стали поддерживать Русскую весну, — естественный и логичный процесс. Как бы отреагировало, к примеру, руководство и гражданское общество Великобритании, если бы в Ирландии антибританское движение стало получать вооружение от других держав, размещая его по направлению к Туманному Альбиону, и был запущен маховик репрессий против тех граждан страны, кто исторически связан с Англией и симпатизирует ей? Уверен, ни британское общество, ни истеблишмент не смотрели бы на эти процессы с равнодушием.

Чтобы быть независимым субъектом и в принципе существовать, государство должно обеспечивать безопасность своих граждан и соотечественников в любой точке земного шара. У меня нет понимания, почему российское руководство приняло решение начать СВО именно в 2022 году и почему военная операция ведется именно так, как мы видим, но знаю, что если оставить все как есть, то современная Украина повторит судьбу Карпатской Руси по аналогии с теми событиями, что происходили на этой земле в прошлом веке.

В общественном сознании Западная Украина предстает как наиболее антироссийский из всех украинских регионов, но исторически так было не всегда. Движение русофилов (или москвофилов) — сторонников концепции «единого русского народа от Карпат до Камчатки» к началу ХХ века было заметным явлением в общественно-политической жизни Галиции.

По свидетельству украинского историка Михаила Сергеевича Грушевского, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции, и на Буковине, не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство[1] конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами»[2].

К Первой мировой войне Галиция, которая была тогда в составе Австро-Венгрии, подошла с мощным прорусским движением, наличие которого не могло устраивать руководство империи, что привело к началу силовых действий по отношению к русофилам. Помимо преследований и убийств, люди, заподозренные в русофильстве, становились узниками первых в истории европейского континента концентрационных лагерей — чешского Терезина, австрийского Талергофа и других.

Подробнее об этих лагерях рекомендую прочесть в книге «Терезин и Талергоф» галицко-русского писателя, поэта, литературоведа, историка, исследователя фольклора и бывшего узника Талергофа Василия Романовича Ваврика, который писал про этот австрийский лагерь: «Самым тяжелым ударом по душе Карпатской Руси был, без сомнения, Талергоф, возникший в первые дни войны 1914 года в песчаной долине у подножия Альп возле Граца, главного города Штирии. Это был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи»[3].

В период присутствия в 1914–1915 годах Русской армии в Галиции, как я прочел в воспоминаниях[4] последнего протопресвитера Русской армии и флота Георгия Щавельского, жители этого края активно поддерживали русских, и более того — некоторые униатские приходы стали присоединяться к Русской православной церкви. Отступление Русской армии летом — осенью 1915 года из Галиции, Польши и Литвы, названное впоследствии «великим», в ходе которого были оставлены территории с лояльным нашей армии населением, содействовало новому витку в процессе истребления австро-венгерской властью галицких русофилов. В итоге спустя время русское движение в Галиции перестало существовать. Гибель Карпатской Руси — это яркий пример, иллюстрирующий судьбу людей, оставленных на растерзание вражеской стороне.

И вот после событий 2014 года наши люди в Донбассе и на Украине оказались вновь в непростой ситуации. Я искренне не понимаю, почему упоминание о пресловутых восьми годах террора ВСУ по отношению к Донбассу зачастую вызывает иронические ухмылки у людей, выступающих на стороне украинской армии. Более того, в «Википедии» есть отдельная статья под названием «Где вы были восемь лет?», в которой поставленный вопрос рассматривается в качестве клише российской пропаганды. Также интернет заполнен украинскими мемами про «Восемь лет домбили бомбас», но разве в обстрелах Донбасса есть повод для мемов и юмора? Почему разумный вопрос обозначается в качестве клише?

Допустим, вам несимпатичен какой-то определенный регион вашей страны и вы не согласны со сформированными там устоями и традициями, но если вы все равно считаете эту землю территорией одного с вами государства, то с людьми, живущими там, если они не являются носителями какой-либо деструктивной идеологии, необходимо договариваться. Если вы против переговоров, то это свидетельствует о том, что этих людей вы не считаете своими согражданами. Где же здесь настоящий патриотизм?

Увы, с 2014 по 2022 годы культурный код на Украине активно переписывался, а в России был создан внешний фон, в котором будто бы не существовало проблем кровоточащих Донбасса и Украины. К СВО мы подошли в ситуации, когда порог принятия действий ВС РФ гражданами России, живущими вне контекста каких-то глобальных проблем, был крайне тяжелым, российское общество было не готово к этим событиям. На Украине же к этому моменту политической моделью без прикрытия стал идеологический фундамент, который держался на ненависти к России. Учитывая этот факт, неудивительно, что после оставления Российской армией в 2022 году ряда занятых в ходе спецоперации территорий мы стали свидетелями событий той же драматической наполненности, что происходили при отступлении Русской армии из Галиции в 1915 году, о чем я написал выше.

Итогом отступления стала возможностьдля украинских неонацистских формирований показать себя «во всей красе» в отношении мирных людей, заподозренных в помощи российской армии.

2

Очевидно, что в соседней стране происходит геноцид определенной части украинского общества, поддерживаемый рядом наиболее успешных в экономическом плане стран. Вооружая Украину, руководство НАТО создает армию украинских янычаров — необходимую единицу не для того, чтобы их страна развивалась и становилась сильнее, а для поддержания тлеющего конфликта с Россией, в ходе которого реальность за нашим окном постепенно станет напоминать ту реальность, в которой живут арабы в странах, куда под видом защиты населения от местной диктатуры и создания демократических институтов, а по сути для управления ресурсами этих стран, пришли проводники интересов других государств и крупного бизнеса.

Подтверждением тому, что руководство Украины ведет войну не за Украину, являются гонения на Украинскую православную церковь. Как можно объяснить то, что в стране, где идет война, вместо того чтобы консолидировать общество, руководство занимается притеснением верующих канонической Церкви? Можно ли назвать правой ту сторону, которая предпринимает шаги к уничтожению крупнейшей религиозной общины страны? К чему эта война с Богом? Вопросы к размышлению.

Однажды мой близкий друг, имеющий корни и родственников в Харьковской области, сказал мне: «Начав операцию, хирург не может ее прекратить на середине процесса, так как это повлечет гибель пациента».

В нашем случае военная операция дается очень большой ценой, и потому ее необдуманное досрочное завершение приведет всех нас к еще большему нестроению, и руководству страны можно будет задать резонный вопрос: а зачем все это было? Лично я не вижу иного относительно благополучного варианта развития событий для того культурно-исторического пространства, в котором живем и мы, граждане России, и граждане других соседних стран, кроме как завершение войны через демилитаризацию большей части Украины, запрещение идеологии так называемого «украинского национализма», ликвидации всех организаций и формирований, частью идеологии которых является русофобия, и перестроения культурного и социально-экономического конструкта российского государства.

Известны слова из трактата «Искусство войны» Сунь-цзы, характеризующие идеальную стратегию выстраивания политики государства в отношении стран, с которыми оно находится в состоянии острого конфликта:

«Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго».

Именно так — хитро и не топорно, через продвижение различных нарративов в области культуры работали с начала перестройки крупные государства на Украине. Наша страна, как и Украина, тоже стала благодатной почвой для деятельности зарубежных НКО, активно работающих в культурной сфере в различных российских регионах — в Архангельской области с продвижением идеи поморской национальной идентичности, в Карелии, Коми и Мордовии с продвижением идей по отмежеванию местных культур от русского народа, и так далее, и тому подобное.

Слава богу, сейчас ситуация меняется, но все равно нам необходимо осуществлять еще больше проектов, связывающих культурное пространство России и стран, где живут наши соотечественники и близкие по культуре народы. То, что за 30 лет многое было упущено, — это факт, но иного в условиях, когда политика, в том числе в области культуры, выстраивается согласно диктату рынка, быть и не могло.

Помимо развития художественной культуры, хотел бы также сказать о культуре бытовой, в том числе в условиях войны.

Украина на данный момент — это наше искаженное зеркало. Смеясь над дрянью, которая там прорастает, надо понимать, что эта же зараза проявится и в нас, если мы не будем сохранять человеческий облик. В качестве примера: когда началось СВО, от многих людей я слышал удивленные реплики об активном использовании обсценной лексики и античеловеческой риторики в украинском публичном пространстве, но прошло время — и все то же самое мы можем услышать от российских лидеров общественного мнения.

Зачем уподобляться в худшем противоположной стороне? В этом конфликте победит та сторона, которая будет сохранять человечность и где культура будет стоять на первом плане. Именно поэтому я призываю моих единомышленников не использовать терминов типа «косить укроп», избегать нецензурной брани и так далее. В ином случае получится, что в противостоянии сошлись две силы, отличающиеся по сути только цветом знамен и дизайном военной формы.

3

Как бы все ни сложилось (учитывая, что на решения, принимаемые политиками, мы практически не можем повлиять), если мы, несмотря на все происходящее, будем оставаться людьми и развиваться на культурном уровне, это станет победой. Оставаться людьми в самых нечеловеческих условиях и не подыгрывать повестке, диктующей аморальное поведение, могут только нравственно зрелые личности. Чем больше их будет в нашем обществе, тем больше шансов, что страна переживет любой катаклизм.

Так как наша страна является воюющим государством и глобальные исторические вопросы на данный момент решаются в зависимости от событий, происходящих на передовой, культурное и военное сообщество должны идти плечом к плечу, разделяя общие победы и поражения. Наша общая задача — поднять уровень всех видов культуры, от художественной до бытовой, до самых высоких планок. Миру — мир!

[1] Народовство — движение украинофилов Галиции. Прим. автора.

[2] М. С. Грушевский. Иллюстрированная история Украины. Новое дополненное издание. Донецк, ООО ПКФ «БАО», 2002 г.

[3] В. Р. Ваврик. Терезин и Талергоф. К 50-летней годовщине трагедии галицко-русского народа. Издал протоиерей Р. Н. Самело. 1966 г.

[4] Г. И. Щавельский. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. I. Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1954 г.

__________________

* Признаны террористическими и экстремистскими организациями, запрещены на территории России.