Политика

Оазис киргизской демократии

2 361

Выборы в Киргизии. © Василий Максимов/Ridus.ruУ утру 31 октября ЦИК Киргизии опубликовал предварительные итоги выборов главы этой среднеазиатской республики. Новым президентом стал действующий премьер-министр Алмазбек Атамбаев, набравший более 60% голосов, и, таким образом, победивший уже в первом туре. Его основные конкуренты, Камчыбек Тешиев и Адахан Мадумаров, получили по 14%, остальные 13 кандидатов – не более 1% каждый.

На этом месте большинство россиян зевнут и скажут: а нам-то какое дело до киргизских выборов и труднопроизносимых фамилий кандидатов? Пусть себе выбирают, кого хотят. У нас вон свои выборы скоро. И будут неправы. Выборы в маленькой и неспокойной Киргизии – это действительно интересное зрелище и полезный опыт. Прежде всего, это на самом деле выборы. На момент окончания голосования можно было лишь примерно догадываться о его возможных результатах, и только подсчет голосов представил общую картину. Согласитесь, на постсоветском пространстве это редкий пример: во всех остальных республиках Центральной Азии власть не меняется десятилетиями, доходя до такого абсурда, как Туркмения с ее золочеными статуями вождя. Как обстоит дело в России и Белоруссии, мы сами отлично знаем. Еще два исключения – Украина и Молдавия, ну и Прибалтика, естественно. Для соседних авторитарных среднеазиатских режимов Киргизия – как бельмо на глазу.

Выборы в Киргизии. © Василий Максимов/Ridus.ru

При этом, конечно, нельзя забывать, что за последнее десятилетие здесь произошли две революции и множество бунтов и беспорядков, зачастую кровопролитных. Сегодня царит тишина, но наивно предполагать, что проигравшие кандидаты так просто смирятся со своим поражением. Дело в том, что и Ташиев, и Мадумаров – южане, а победитель – северянин. Страна исторически и ментально разделена на Север со столицей Бишкеком и Юг, с главным городом Ошем, которые соединены единственной высокогорной дорогой, в холодное время года, зачастую, совершенно недоступной. Северяне не доверяют южанам, и наоборот. Все предыдущие революции и конфликты были вызваны именно нарушением баланса сил – как только к власти приходили северяне, усиливалось недовольство на юге, и наоборот. Еще до выборов кандидаты южан предупреждали о возможных нарушениях при процедуре голосования и угрожая, в случае их выявления, устроить новую революцию. Скорее всего, это лишь предвыборный шум, но за каждым из них стоят значительные силы сторонников, способных вывести на улицы массы людей.

Я снимал выборы в Оше, крупнейшем городе южной части страны. Этот насчитывающий 3000 лет город – одно из самых неспокойных мест страны. Здесь были межэтнические столкновения в 1990-м году, здесь начиналась революция 2005 года, приведшая к падению первого президента независимой Киргизии Аскара Акаева, правившего до этого – в лучших местных традициях – 15 лет. В мае 2010 года в городе имело место кровопролитное противостояние между киргизским большинством и узбекским меньшинством, в результате которого погибли более 450 человек и были сожжены целые кварталы, в которых компактно проживали узбеки. Тысячи людей стали беженцами. В настоящее время узбеки вернулись в город, а их разрушенные дома восстанавливаются за счет международной помощи. На выборах этнические общины придерживались диаметрально противоположных воззрений, что грозит новым витком напряженности.

Выборы в Киргизии. © Василий Максимов/Ridus.ru

Так какое отношение это имеет к России? Как ни странно, имеет. В России работает множество граждан Киргизии, или киргизов, получивших российское гражданство (оно по межправительственному соглашению выдается в упрощенном порядке), в основном - выходцев с бедного юга. А это уже под миллион человек, в первую очередь в Москве. Все, что происходит на родине, они воспринимают довольно близко к сердцу и реагируют весьма решительно – в прошлом году, во время событий в Оше, несколько сот мигрантов из этого города вышли к московскому Белому Дому, и милиция не рискнула их разгонять. Это так, между прочим.

Кроме того, не стоит забывать о многочисленных русских, живущих здесь – их число уменьшилось, но их все еще очень много. К счастью, до сих пор во время любых волнений и межэтнических конфликтов русские не страдали, но не стоит забывать, что они есть. Так что нам не должно быть абсолютно безразлично то, что происходит в далекой Киргизии, и лучше всего, чтобы здесь воцарилась стабильность. Кстати, серьезный аргумент для всех, кого беспокоит растущий приток мигрантов в Россию: я встретил здесь (особенно на юге) множество людей, работавших у нас, или собирающихся поехать на работу, или же тех, у кого работают родственники – все они говорят в один голос: мы не собираемся жить в России. Но здесь нам не выжить, здесь опасно, здесь нет работы, поэтому другого пути у нас нет, но наша родина остается в Киргизии, и мы обязательно сюда вернемся.

Выборы в Киргизии. © Василий Максимов/Ridus.ru

Выборы в Киргизии. © Василий Максимов/Ridus.ru

Мы разрешаем использовать эти фотографии в блогах и СМИ при условии активной ссылки на агентство гражданской журналистики «Ридус».