Кино

Оба российских фильма получили призы 70-го Каннского кинофестиваля

0 1420

«Золотую пальмовую ветвь» 70-го Каннского кинофестиваля получила картина «Квадрат», добавленная в официальную программу в самый последний момент, позже прочих конкурсантов. Копродукция Швеции, Германии, Франции и Дании едко язвит по вопросам современного искусства; подобная сатира не всегда в чести, но в этот раз, видимо, всё сложилось — и жюри под председательством Педро Альмодовара осталось довольно.

Пресс-конференция по фильму «Квадрат» в рамках 70-го Каннского кинофестиваля

В российских кинотеатрах лента выйдет осенью — и её прокатчик уже сделал весомое дело: вернул Рубену Остлунду его привычную фамилию. Именно как Остлунда мы узнали молодого режиссёра в далёком уже 2005 году, когда он со своим фильмом «Гитара-монголоид» дебютировал в конкурсе Московского кинофестиваля. Большое жюри тогда его не заметило, зато кинокритики вручили приз ФИПРЕССИ — оказавшись, как мы сейчас видим, необычайно прозорливыми (теперь у ММКФ есть повод гордиться ещё одним великим открытием).

Как Остлунд он приезжал к нам и пять лет назад, представляя картину «Play», а Эстлундом — на американский манер — «стал» после того, как познал международный успех с «Форс-мажором», который чуть-чуть не дошёл до оскаровской номинации. Кстати, полтора месяца назад шведскому режиссёру исполнилось 43 года; «Квадрат» — его пятая большая работа в кино.

Интервью с создателями фильма «120 ударов в минуту»

Нынче приз ФИПРЕССИ — и Гран-при жюри, вторая по значимости награда фестиваля, — достались Робину Кампийо за французскую драму «120 ударов в минуту» о борьбе со СПИДом в 90-е годы. Девять лет назад фильм «Класс» по сценарию Кампийо (и им же смонтированный) получил в Каннах высший приз, в прошлом году в российский прокат выходил придуманный им «Планетариум». Две его предыдущие режиссёрские работы известны у нас меньше, хотя в «Мальчиках с Востока» и прослеживается «русский след» — тоже, кстати, гомосексуальный, как и в «120 ударах в минуту».

Красная дорожка перед премьерой фильма «Роковое искушение»

Каннская бронза — приз за лучшую режиссуру — ушла Софии Копполе («Трудности перевода», «Элитное общество» и пр.), чьё новое «Роковое искушение» (США) выходит в наш прокат уже в конце июля. Любопытно при этом, что её фильм — ремейк картины 1971 года «Обманутый», поставленной Доном Сигелом с Клинтом Иствудом в главной роли. Великого ковбоя заменил Колин Фаррелл, герой которого волею судьбы попадает в некий закрытый пансион — и в окружение Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг.

К слову, готовящаяся через три недели отметить 50-летие Николь Кидман представила в Каннах четыре, кажется, фильма и закономерно была отмечена Специальной наградой, приуроченной к юбилею кинофестиваля. Как правило, такими призами ранее премировали режиссёров — но жюри ведь всегда вправе сделать необычное исключение.

Аплодисменты после конкурсного показа фильма «На пределе»

«Обычные» же актёрские призы достались Диане Крюгер и Хоакину Фениксу. Первая сыграла в драме Фатиха Акина «На пределе» (Германия — Франция) женщину, потерявшую в результате теракта мужа и сына. Второй — в триллере Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было» (США — Франция), где его герой — отставной вояка, спасающий девочку из секс-рабства педофилов. Лента Рэмси премирована жюри также призом за лучший сценарий — на пару с «Убийством священного оленя» Йоргоса Лантимоса (Великобритания — Ирландия).

Фотоколл съёмочной группы фильма «Тебя никогда здесь не было»

Картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь» заняла пятую ступеньку условного «пьедестала», получив Приз жюри. Драма о семье, оказавшейся на грани развода, выходит в российский прокат уже в этот четверг, в Международный день защиты детей, — и это не просто так, это имеет отношение к сюжету, который вертится вокруг исчезновения юного сына главных героев.

Что касается Звягинцева, он подтвердил свой статус режиссёра, чьи фильмы никогда не остаются без наград. И это — замечательная победа как выдающегося мастера, так, можно сказать, и всего российского киноискусства. Хотя к производству данной ленты государство и не имело никакого отношения: после неоднозначно принятого «Левиафана» продюсеры решили доказать, что смогут справиться с проектом и при участии одних только частных инвестиций.

Пресс-конференция фильма «Нелюбовь» в рамках 70-го Каннского кинофестиваля

Ещё одна российская лента — «Теснота» дебютанта Кантемира Балагова — участвовала во втором по значимости конкурсе, в «Особом взгляде», где также была отмечена кинокритиками наградой ФИПРЕССИ. Следует отметить (хотя бы в качестве сравнения), что этот приз — много выше той второстепенной премии, что досталась год назад «Ученику» Кирилла Серебренникова. Картина воспитанника Александра Сокурова рассказывает о событиях, произошедших в 1998 году в Нальчике, когда бандиты похитили двух молодых влюблённых.

Интервью с создателями фильма «Теснота»

Главные же награды «Особого взгляда» разошлись между картинами «Неподкупный» (Иран, реж. Мохаммад Расулоф — Главный приз), «Ветреная река» (Великобритания — Канада — США, реж. Тейлор Шеридан — Приз за лучшую режиссуру), «Дочери Абриль» (Мексика, реж. Мишель Франко — Приз жюри), «Барбара» (Франция, реж. Матьё Амальрик — особый Приз за поэтический взгляд) и «Везучая» (Италия, реж. Серджио Кастеллитто — актриса Жазмин Тринка была премирована за лучшую актёрскую работу). «Молодая женщина» (Франция — Бельгия, реж. Леонор Серай) из этого же конкурса получила «Золотую камеру», приз за лучшую дебютную работу, показанную в рамках Каннского кинофестиваля.

Ко всему этому добавим, что Приз экуменического жюри — это ещё одна неофициальная, но весомая награда — достался «Сиянию» Наоми Кавасе (Япония — Франция).

Ролик с лучшими моментами 70-го Каннского кинофестиваля