Президент США Барак Обама в ходе своего первого официального визита на Кубу провел совместную пресс-конференцию с главой островного государства Раулем Кастро.
Несмотря на достигнутые в ходе визита соглашения, оба лидера не скрывали своих разногласий по разным вопросам, сообщает телекомпания CNN.
Одной из центральных тем пресс-конференции стала проблема соблюдения прав человека на Кубе. Обама заявил, что полное восстановление отношений между Вашингтоном и Гаваной возможно в случае реального прогресса в этом вопросе. В противном случае, по словам Обамы, этот вопрос останется серьезным раздражителем.
Барак Обама — первый американский президент, который посетил Кубу за последние 90 лет. Именно при нем Куба и США восстановили в декабре 2014 года дипломатические отношения.
И на Кубе, и в США есть как сторонники, так и противники улучшения двусторонних отношений, но тренд на их улучшение объективно неизбежен, говорит замдиректора Института Латинской Америки Владимир Сударев.
«Лично для Обамы это в первую очередь гарантия того, что он войдет в историю как первый президент после Кулиджа, который ступил на кубинскую землю. В более широком плане, он хочет поощрить кубинское руководство за движение в правильном, как это видится из Вашингтона, направлении: либерализации торговли, открытия каналов для инвестиций, свободы передвижения и других. Для Кубы, которая сидит на голодном пайке, это в свою очередь возможность „открыть форточку“ в мировую экономику, из которой остров все больше выпадает», — сказал Сударев «Ридусу».
С другой стороны, в обеих странах есть силы, рассматривающие потепление отношений как оппортунизм и предательство.
В Штатах это, конечно, те, кого сами кубинцы привыкли называть презрительным словом «гусанос» — беженцы (а теперь и их потомки) от новогодней (1957/58) коммунистической революции. Они настолько привыкли за десятилетия к своему положению пожизненных изгнанников, что изменение этого статуса даже в лучшую сторону для них некомфортно. Исчезает повод устраивать демонстрации и жечь портреты Фиделя Кастро.
На Кубе также имеются недовольные примирением с давним врагом — это «старая гвардия» компартии, помнящая свою боевую юность, для нее жизнь в осажденной крепости проще и понятнее, чем какие-то дипломатические маневры со стратегическим идеологическим противником.
Необычность ситуации на Кубе состоит в том, что главная опора режима — вооруженные силы — при всей своей идеологической безупречности являются одновременно и «государственным менеджером» главной отрасли национальной экономики — туризма. И для них приток туристов на остров — а основную массу неизбежно будут составлять янки — означает рост благополучия.
«В 2018 году истекает срок полномочий Рауля Кастро, пройдет съезд компартии, и тогда станет ясно, какая линия возьмет верх: ортодоксальная или либерально-прагматическая», — говорит Сударев.
О том, насколько сложным для обеих сторон является сближение, говорит даже язык жестов обоих лидеров, которые не разобрались с собственными руками во время итоговой пресс-конференции.