Политика

Объединятся ли Россия и Иран в «антизападный альянс»?

9 385

Заключение «сделки века» между Россией и Ираном, которая предусматривает поставку в Иран российского оборудования и потребительских товаров в обмен на иранскую нефть, расценивается экспертами как начало создания мощного политического и экономического альянса. Публицист портала Vostok Magazine отмечает, что общего у двух сторон, заключивших пятилетний нефтяной меморандум, куда больше, чем кажется на первый взгляд.

Иран – одно из наиболее богатых государств Азии, в недрах территории которого сосредоточено около 10% мировых запасов нефти (8 млрд. т., страна занимает 5 место в мире) и 14% мировых запасов газа (23 трил. куб. м.; занимает 2 место в мире), а также огромные запасы железной и алюминиевой руд, цинка, меди и других полезных ископаемых. Поэтому, объединив усилия, Россия и Иран станут гораздо более влиятельными игроками на нефтегазовом рынке.

Кроме того, Россия и Иран имеют общие стратегические интересы. «В последние два десятилетия наблюдается стремительное расширение американского влияния на Востоке: США разместили военные базы около границ двух стран – в Каспийском море, Персидском заливе и Центральной Азии, тем самым нарушая интересы Москвы и Тегерана в сфере безопасности. И наша страна, и Иран озабочены таким поведением американцев», – пишет автор материала.

Президент России Владимир Путин ранее отмечал, что американцы «уверовали в свою избранность и исключительность, в то, что им позволено решать судьбы мира». Именно поэтому сейчас для России и Ирана крайне важно укрепление оборонных связей.

«Ридус» уже писал о том, что подписанию нефтяного меморандума активно препятствовали Соединенные Штаты. Западные законодатели, понимая, что эта сделка может ослабить инструмент влияния США на переговорах по урегулированию иранской ядерной программы, грозили введением новых санкций в отношении российских и иранских компаний.

Тем не менее, санкционный угар США не смог воспрепятствовать подписанию меморандума о долгосрочном экономическом сотрудничестве. Стороны договора, объединившись на почве бессмысленных и необоснованных западных санкций (напомним, санкции США против Ирана в прошлом году были частично ослаблены, но не сняты), лишили Запад их главного инструмента – экономического давления.

Однако в любом экономическом, политическом и международном альянсе всегда присутствует слабое звено, которое способно разрушить союз сотрудничащих стран. И этим звеном является связь между реализацией ядерной программы Ирана и западными санкциями по отношению к нему.

Как отмечают СМИ, Тегеран оказался на распутье: в ноябре на Совете Безопасности ООН снова будет подниматься вопрос о санкциях в отношении Ирана. Это означает, что Тегеран все еще имеет возможность согласится хотя бы частично свернуть свою ядерную программу, из-за которой на него наложены экономические санкции Запада.

Тегерану в любом случае придется пойти на жертвы – либо реализация собственной ядерной программы и продолжение исполнения невыгодного договора с Россией и, вместе с тем, широкие перспективы дальнейшего создания единого блока с Китаем, либо приостановление национальной ядерной программы и шанс на освобождение от гнета западных санкций, то есть возможность реализовать весь свой энергетический потенциал и впервые обрести "экономическую свободу".

«Поэтому у нашего союзника два лица, и только он сам решит, какой стороной ему повернуться», – заключает автор материала.