Так получилось, что скончавшегося накануне писателя, публициста и политика Константина Крылова я знал довольно неплохо. Имел и опыт совместной с ним работы.
Вспоминая его, хочется последовать правилу — «ничего кроме правды». Но что в данном случае «правда»? Сегодня для меня это нечто очень субъективное, личное. То как я понимаю его, как отношусь к этому человеку, какой след он оставил в моей душе.
А Константин Крылов был точно из тех, кто оставляет заметный след. Поэтому чувствую необходимость написать, а не потому что «все пишут» и «надо же что-то сказать». Такое для меня скорее повод промолчать.
Безотносительно всех разногласий, сейчас я хочу поклониться этому человеку.
Мир стал беднее без него. Главное качество Константина Крылова — оригинальность. В русском языке оно звучит не очень, но это редкое и важное качество. И нет, это не какой-то банальный эпатаж, у Крылова это было чисто внутреннее состояние, через которое он воспринимал мир, а мир воспринимал его. Origin — начало, происхождение, исток. Это то, что отличает творца.
Таким людям особенно тяжело в мире (около)политики, который Константин избрал своим поприщем. Богатое воображение, «внутренний мир», рефлексия — скорее помеха. Там ведь всё примитивно и жестко, правит суровая карма и грубые шаблоны.
Инертное, усреднённое мнение масс, неважно, многомиллионный ли это «электорат», многотысячная политтусовка или «правая песочница» в несколько сотен человек.
Про Крылова разные люди в разное время могли сказать: «нацик», «новоросс», «конспиролог». Так ли это? С сущностной точки зрения, он был, безусловно выше (или глубже?) любой из этих плоских характеристик. Но с политической — … увы, Константин собрал на себя кучу негативной кармы. Он часто злился на примитивных людей, но этим велся на их провокации. Наверное, иначе быть не могло. Таков был путь этой тонкой и оригинальной души в грубом мире политических животных. Которые, я считаю, в итоге его и съели. Воспользовавшись им в своих маленьких, но очень конкретных целях. Запутали, обманули и кинули. Я думаю, он понимал и глубоко переживал это.
С писательской ипостасью Константина Крылова, Михаилом Харитоновым, я познакомился недавно — два года назад, прочитав «Золотой Ключ, или приключения Буратины» (тогда — в интернете, в начале этого года — купил все три тома в бумаге).
Сразу скажу, в целом мне не близок нигилистический мир Харитонова. Но он ярок, искусно прописан и убедителен. Не говоря уже про безупречный язык и многочисленные политические «пасхалки».
Я не большой знаток т. н. «фантастастики», но думаю что всякие лукьяненки просто отдыхают по сравнению с Харитоновым. Первый том я подарил на день рождения своему отцу. А сегодня вот такой печальный повод поделиться впечатлениями об этой, теперь уже точно незавершённой книге. Читая «Буратину», я радовался за Константина. Там он занял наконец подобающее ему место творца, сбежав из тесного мирка актуальной политики в фантастическую антиутопию.
Куда ушёл он теперь? С какими чувствами он покинул этот мир? Этого нам знать не дано. Но я надеюсь, что в конце он получил таки свой собственный Золотой Ключ.