Музыка

Обработка и запись вокала: как профессионально записать голос прямо дома

0 24675

Уже давно эпоха звукозаписывающих студий катится по наклонной.

Лично у меня есть две версии, почему дело обстоит именно так.

  • Это происходит по большей части потому, что музыканты научились в домашних условиях изготавливать композиции уровня студии Максима Фадеева.
  • С точки зрения звука, требования слушателей, да и большинства стриминговых сервисов стали значительно ниже.
  • В любом случае у нас появилась возможность делать композиции совершенно любого жанра не выходя из дома. В том числе и записывать голос на микрофон.

    © Кирилл Конторщиков / pofaktam.ru

    Одна из важных составляющих любой песни это конечно же вокал.

    Есть тысячи способов записать такой же бархатный голос как у покойного Элвиса или вытянуть хрип как у Кобейна и так далее.

    Такие вещи делают профессионалы, за плечами которых многолетний опыт работы в тех самых студиях звукозаписи.

    Я не профессионал, но советы по записи в домашних условиях дать могу.

    Что оказывает влияние на качество вокала в миксе?

    Прежде всего это микрофон.

    Существует просто колоссальное количество микрофонов разных видов, форм и поглощаемых частот.

    Если же вы не особо разбирайтесь в том, какой вам все-таки нужен — берите среднестатистический «Shure sm58».

    © Кирилл Конторщиков / pofaktam.ru

    Главное — не экономить на микрофоне, так как чистота записанного вокала ценится на вес золота (если вы конечно не записывайте лоу-файный фолк)

    С микрофонами разобрались, теперь перейдем к самому главному — это эквализация вокала.

    С помощью эквалайзера вокал можно сделать «плоским», «глубоким», «резким».

    При этом стоит всегда помнить главное правило при мастеринге вокала:

    «голос эквализируют не сильно, так как ухо наиболее чувствительно к звукам, лежащим в среднечастотном диапазоне, а именно в нём и находится АЧХ голоса»

    Другими словами, наши уши привыкли с рождения слышать человеческую речь, поэтому именно её мы и слышим на первом плане.

    © Кирилл Конторщиков / pofaktam.ru

    Теперь немного сухих цифр.

    По «классике» принято немного убирать в районе 300 Гц, а так же добавлять 3000 — 4000 Гц для улучшения артикуляции, если это необходимо. Если же с артикуляцией все в порядке — не трогайте.

    На своем опыте я убедился, что лучше всего фильтром высоких частот резать все в диапазоне 75−100 Гц для того, чтобы освободить место под другие важные инструменты на этих частотах, здесь главное не переборщить, иначе можно убрать необходимый для полноты вокала объем.

    10−15 кГц добавляет прозрачность вокальной партии, делает её более лёгкой и «живой»

    5000−7000 Гц — разборчивость.

    Само собой, это примерные цифры и каждый голос по-своему уникален и поэтому к каждой вокальной партии должен быть индивидуальный подход.