Общество

«Образовательная яма»: чем нам грозит «вторая волна» дистанционки

5 16301

Что греха таить, когда нам говорили, что введение дистанционного обучения для школьников 20 сентября — это фейк, мы и верили, и не верили. Что линейки отменят, что дистанционное обучение будет обязательным. Или наоборот — запретят его совсем. И вот дистанционку ввели, правда, только для средней и старшей школы, с 6 по 11 класс. «Ридус» решил выяснить, как восприняли второй этап родители, школьники и учителя. Что изменилось?

Гром грянул

© Егор Алеев/ТАСС

В июле 2020 года в Европе начала медленно вызревать вторая коронавирусная волна. Американцы, измученные изоляцией, злонамеренно собирались в толпы по самым разным поводам — от концертов до митингов, чтобы доказать: не верим, не боимся! А в России царило ощущение свободы, потому как у всех всё растёт, а у нас-то падает. И вот в сентябре коронавирус пошёл в наступление по всем фронтам: стабильный прирост заболевших каждую неделю составляет примерно 10%. И октябрь снова погрозил пальцем пенсионерам и школьникам, мол, сидите дома.

Отрицать болезнь можно сколько угодно. Особенно это любят делать те, кто никогда не видел, как умирает коронавирусный больной: они, следуя завету Омара Хайяма, верят только в то, что собственными глазами видели. Между тем болезнь есть, и ее смертельно-лотерейный характер до сих пор не изучен. Стоит почитать статьи о том, как инфекция калечит людей и отбирает у них все, до последнего вздоха. После этого обычно возникает желание поберечься самим и поберечь родственников, в том числе и детей.

Но это означает, что недоросля придётся занимать какими-то полезными и разнообразными делами, чтобы не озверел взаперти. Для работающих родителей это тот ещё аттракцион. Однако помимо развлечений надо обеспечить и обучение! А методички Министерства просвещения для родителей по этому вопросу представляют собой «Весёлые картинки»: «свет должен падать на клавиатуру», «проветривайте помещение»… А фразу «наблюдайте за работой ребёнка на компьютере» иллюстрирует картинка с мамой-домохозяйкой стиля 60-х годов прошлого века. Аудитория подобный подход не оценила — по всей стране.

Светлана, Иркутск (Irk.ru): «Не хватает слов, чтобы выразить все эмоции по поводу организации данного образовательного процесса. Хотя эта процедура очень мало напоминает учение, а все больше мучение. И даже не поймешь, кто больше мучается, дети или родители. Во-первых, не у всех дома есть отличное техническое оснащение для получения знаний дистанционно, во-вторых, школы были не готовы к онлайн-обучению. Никто не провел никакого инструктажа по использованию платформ, которыми приходится пользоваться детям и родителям во время учебы. Все учителя просто взяли и „вывалили“ объем учебной информации на самостоятельное изучение и продолжают скидывать все больше и больше. Приходится самим угадывать, в какой папке брать материал, а в какую отправить. На это уходит очень много времени».

Родитель из Перми (59.ru): «Реально только учителя страдают? А родители воздух пинают и всякую ересь пишут? Никто не представляет, как работают родители в таких условиях? Да, родители, представьте себе, должны работать! И тоже удаленно. У нас тоже возникает 100500 проблем из-за СВОЕЙ удаленной работы, которую мы раньше делали не дома. А тут еще и кушать приготовить, а главное — не просто посмотреть, как ребенок учится, а все настроить, собрать с огромного количества ресурсов (висящих достаточно часто) информацию, что делать, куда писать, где презентацию смотреть».

Московские родители не исключение, при этом претензии касаются не только организации работы. По исследованию НИТУ МИСиС, точнее — центра компетенций в сфере онлайн-образования и цифрового корпоративного обучения EdCrunch University, около 70% родителей считают, что ребенок слишком сильно отвлекается во время дистанционного обучения, больше 60% (в совокупности) отмечают перебои в работе онлайн-платформ и низкое качество интернет-соединения. Каждый пятый учитель, по мнению опрошенных родителей, имеет низкую цифровую грамотность, каждый десятый ребенок не имеет мотивации учиться онлайн, не хватает цифрового контента. Последнее, к слову сказать, относится только к детям, а что по поводу цифрового контента для родителей? Ведь для всех нас школьная дистанционка — нечто новое и неизведанное.

Методички, методички…

© EPA/YURI KOCHETKOV/ТАСС

Вернёмся к методическим указаниям Минпросвета. Всякий родитель знает и про свет, и про проветривание, и про то, что с учителем надо общаться, а расписание — заполнять. Это рекомендации ученику пятого класса средней школы по ОБЖ. Но как все-таки работать дистанционно? Непонятно. Вот, например, платформа «Цифровой колледж». Методичка сообщает: «Платформа помогает выстраивать полноценный образовательный процесс в дистанционной форме». Масло называется маслом потому, что оно маслянистое, чего ж тут неясного! И ничего о том, как работает учитель, что такое игрофикация процесса, какие инструменты можно использовать для дистанционного контроля и помощи, а не висения за плечом школьника. Непонятно также, почему, например, в качестве отличных онлайн-ресурсов для учёбы указаны социальные сети (неожиданно — «Одноклассники»), но ни слова не сказано о «Лекториуме», «Курсере», «Юдеми», «Нетологии», «ГикБрейнз», «СкиллФактори» — мощнейших образовательных платформах. Да, есть хорошие кейсы Microsoft Teams, есть электронный дневник и МЭШ, но и здесь всё не так хорошо. «Ридус» опросил нескольких учителей, которые участвовали в недельном образовательном марафоне, и получил следующие отзывы (имена изменены).

Екатерина: «Три дня подряд куратор МЭШ буквально зачитывала сайт. Каждый день — одно и то же. Я сначала подумала, что нам не те ссылки дали. Когда мы просили рассказать, на какие кнопки нажимать, мы имели в виду мастер-класс, а не озвучивание текстов с сайта. Читать мы все умеем».

Ольга: «И толку от такого обучения? Постоянно технические проблемы — то материал не прикрепить, то не исправить, то урок не открывает. Недавно рухнул сайт, и мы полдня не занимались».

Марина: «Учителя не подготовлены к работе в МЭШ: мне звонят старшие коллеги, и, бывает, по часу-два я по телефону им объясняю, что надо сделать и почему не получается. А я просто учитель начальных классов, не куратор и не специалист. Значит, не работает служба поддержки, лекции построены непонятно и неинтересно. Педагоги тоже люди, и для них нужно обучение выстраивать грамотно. Всё, что я знаю по дистанционке, я выучила самостоятельно на других ресурсах».

Как меняются учителя

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Но по мере освоения цифровых инструментов учителя (в отличие от родителей) всё больше входят во вкус. Группа во «Вконтакте» «Подслушано у учителей» провела опрос — проголосовали почти 4000 человек: 32% учителей за дистанционное обучение, 49% — против; 5% опрошенных — родители, которые за дистанционку, вдвое больше — против, оставшиеся ученики поделились во мнениях поровну.

Елена Воробейчикова, Мурманск (орфография автора сохранена): «Я за дистант. Мы учителя оказались практически не защищены от заболевания (из плюсов только возможность вывести детей с симптомами). У нас настолько много больных, что с детьми сидит и завхоз и библиотекарь… смысл какой в таком очном образовании. Если вернуть учителей в свои кабинеты — было бы больше. Была бы хоть какая то возможность выпить чашку чая. А так, многие обессилели, болят ноги (пожилых особенно), руки от тяжести (на плече ношу тяжелую суму с обменными пачками тетрадей)… Вобще что тут говорить. У кого лошадинное здоровье от природы, тот и держится. Я за дистант… Мы почти подвиг совершаем, а родители вместо спасибо продолжают наседать, писать жалобы, еще и оправдываться приходится, тратить силы и время».

Кирилл Бороздин, Верхний Тагил: «Если как учитель, то я за дистанционное образование однозначно. Но я ещё и воспитатель, и вот как воспитатель я против дистанционного образования, потому что без живого общения воспитание не состоится».

Елена Куканова, Москва: «…в текущей ситуации (и в особенности в Москве) я только за дистанционку, хотя она и крайне сложна в реализации в нашей школе со слепыми детьми. Но болеет много сотрудников… И все видится как-то в ином свете теперь».

Так что, если в марте 2020 года и учителя, и родители, и ученики были против дистанционки, через полгода педагоги мнение своё начали менять — по мере того, как начала появляться и осваиваться информация. Ученики скучают по школе, но довольно быстро адаптируются к новым правилам жизни. Единственные, кому сложно встроиться в процесс, — это родители. Кроме дополнительных домашних проблем у них появились еще и тревоги о будущем детей, и не безосновательные. Исследования показывают, что, пока школьники и учителя привыкают к онлайн-обучению, падает уровень знаний учеников. И претендовать на поступление в престижные вузы им будет крайне сложно. Именно поэтому на рынке репетиторских услуг зарегистрирован мощнейший всплеск: по данным «Ридуса», осенью 2020 года спрос на репетиторов, особенно по английскому и русскому языкам и математике, увеличился в среднем на 20% по сравнению с 2019 годом, а предложение — на 30%, это по Москве. Если ориентироваться на предложения услуг на «Авито» («Ридус сделал подсчеты за последние три месяца по более чем 200 объявлениям), в среднем репетиторский час стоит 800 рублей.

Так что вскоре, буквально года через два, мы столкнемся с образовательным расслоением, которого не видели, наверное, уже лет сто: хуже всего придется детям в деревнях, где нет интернета — им дорога в вузы будет закрыта почти наверняка; в районных и областных центрах смогут поступить в университеты только те дети, родители которых достаточно обеспеченны, чтобы нанять репетиторов; с такой же проблемой столкнутся и столичные семьи. Пока не будет налажен полноценный дистант «семейного формата», в котором осознанно участвуют все — и родители, и дети, большинство российских школьников будут недополучать знания. А это значит, что общий уровень образования в стране упадёт. Сейчас мы стараемся справиться с «демографической ямой» 90-х годов, а вот что Россия будет делать с «образовательной ямой двадцатых» — пока совершенно не ясно.