Догхантеры превратились в организованное преступное сообщество, поддерживаемое муниципальной властью. Такой вывод сделали ряд экспертов в ходе первого заседания рабочей группы по проблемам обращения с животными Общественной палаты РФ. По словам зоозащитников, записи на форуме убийц собак подтверждают их связь с полицией и указывают на то, что проводимая ими «зачистка» города от бездомных животных оплачивается.
13 декабря более 20 представителей благотворительных фондов, общественных зоозащитных движений, инициативных групп хозяев собак из нескольких районов Москвы, а также Санкт-Петербурга и Перми единым фронтом выстроились вокруг круглого стола, чтобы, наконец, выяснить у МВД, почему полиция отказывается заводить уголовные дела об убийстве собак, а ни один догхантер до сих пор не понес наказания. Немногочисленные ответчики от правоохранительных органов посочувствовали ораторам, но дали понять, что до «отмашки сверху» вопрос этот так и останется риторическим.
Криминалист добавил, что хозяева убитых собак часто упрекают их Центр в высокой стоимости экспертизы, результаты которой необходимы для заведения уголовного дела. Данная процедура обходится пострадавшим в среднем в 15-17 тысяч рублей. Верескунов подчеркнул, что их организация создавалась для обслуживания Минобороны и других правоохранительных структур, и оказание любых услуг на безвозмездной основе было бы воспринято как нецелевое расходование средств.
«Бесплатно проводить такие экспертизы мы не можем. Кто их должен проводить, я не знаю», - признался эксперт.
Растерянность правоохранительных органов не стала сюрпризом для зоозащитников. Представители общественных организаций представили пошаговый план борьбы с догхантерами. В проекте резолюции, подготовленном рабочей группой ОП, указаны требования скорейшего принятия закона «Об ответственном обращении с животными», разработка порядка проведения судебно-медицинской экспертизы животных, пересмотр отказов в возбуждении уголовных дел за убийство собак, а также подключение к расследованию специалистов управления по борьбе с экстремизмом и преступлениями в сфере компьютерной безопасности МВД.
Последний пункт традиционно является одним из самых острых моментов обсуждения темы догхантеров. В сети до сих пор существует сайт сторонников движения, где в открытом доступе находятся фотографии убитых животных и описания способов «зачисток». Там же, по словам директора благотворительного фонда защиты животных «Вирта» Дарьи Хмельницкой, можно найти и сообщения о сходках догхантеров. На приведенных зоозащитницей скриншотах с форума убийцы животных обсуждают, что на этот раз их «труд» будет оплачен, уточняют, обязательно ли для вознаграждения предоставлять труп собаки целиком или отрезанной головы будет достаточно, обмениваются адресами круглосуточных аптек, где можно купить лекарство-отраву, и сообщают новобранцам, по каким телефонам звонить, если неожиданно возникнут проблемы с полицией.
Версию о «крыше» догхантеров в среде правоохранительных органов поддерживает председатель региональной благотворительной общественной организации «Право на жизнь» Светлана Лось. Зоозащитница из Санкт-Петербурга уверена: чаще всего массовые убийства собак заказывают главы муниципальных образований и, следуя их указанию, полиция демонстративно игнорирует насилие над животными.
Зоозащитники напомнили о случаях массового отравления собак в московском Тимирязевском парке, районе Ново-Переделкино и парке 50-летия Октября, не забыли и о пожаре в собачьем приюте «Альма». По всем из случаев заведены уголовные дела, однако никаких результатов расследования полиция до сих пор не представила.
После принятия резолюции рабочей группы ОП документ будет направлен президенту, правительству, Совету Федерации, в Госдуму, а также в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и законодательные собрания регионов. Этот список адресатов стал шаблонным для зоозащитников, которые уже направили десятки обращений к власти в попытках привлечь внимание к проблеме. Удастся ли расшевелить силовиков с помощью авторитета Общественной палаты - вопрос такой же размытый, как и понятие о том, что является животным в российском законодательстве. Пока «сверху» реакции не последовало, обе стороны конфликта продолжают бороться своими силами. И это противостояние все больше начинает походить на настоящую войну.