Белла - вампир. Дензел Вашингтон - алкоголик. Ким Ки Дук - отшельник. Йозеф Швейк - идиот. Игорь Угольников - Президент России. Редкая неделька.
«Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (The Twilight Saga: Breaking Dawn - Part 2)
США, реж. Билл Кондон, в ролях: Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон, Тэйлор Лотнер, Майкл Шин, Дакота Фаннинг.
Белла теперь вампир. Ее дочка растет не по дням, а по часам. Вольтури идут на Калленов войной.
Финал «грандиозной» саги вызывает смешанные чувства. С одной стороны, радует сама мысль, что это мракобесие, наконец, закончилось. С другой, нельзя не признать, что заключительная серия выгодно отличается от всех прочих и в особенности – от предыдущей, которая, напомню, была полностью посвящена зачатию и рождению ребенка. Те, для кого «Сумерки» - не пустой звук, знают, что разделение последней книги Стефани Майер на две части в кино произошло исключительно по меркантильным соображениям: страх, что золотой поток вдруг иссякнет, просто высосал у продюсеров душу. Расчет был верен: фанаты прекрасно «съели» всю ту смертную тоску, что была связана с беременностью Беллы, и вообще были бы рады даже и шестому, и седьмому фильмам. А представить себе человека, который зашел в зал чисто случайно, не зная предыстории, в любом случае трудно. Не нужна такому человеку, стало быть, и пятая серия – хотя именно она и оказывается, как ни прискорбно это поведать, единственным светлым «пятном» за все эти годы. Но чтобы в полной мере оценить всю прелесть кульминации, нужно сперва прожить с этими вампирами и оборотнями все первые восемь часов экранного времени – а этого не хочется желать даже врагу.
Первая половина ленты – чистой воды комедия. У новообращенной Беллы отныне красные глаза, и муж радуется: «Теперь мы одной температуры». После чего заботливо добавляет: «Тебе нужно на охоту». Начало успешное: девушка вмиг осваивает новые возможности, она лучше видит, лучше слышит, высоко прыгает и почти сразу загрызает свирепого хищника, спасая мирно пасущееся травоядное. Апофеоз: «Раньше ты здорово сдерживался» - это о сексе. Особое удовлетворение, как всегда, приносят те монументальные позы, в которых любят застывать герои, оставаясь в семейном кругу. Дружеские советы, поясняющие, как вести себя в обществе живых, - это отдельный незабываемый номер.
Но собственно праздник-праздник – это финальная битва добрых с плохими, про которую наиболее творчески настроенные зрители сложат, несомненно, в ближайшем будущем былинного размаха восторженную песнь. Ее страстно хочется пересказать максимально детально, смакуя каждую подробность, каждую оторванную голову. Поверьте – одна лишь эта эпическая сцена, поставленная с поистине дичайшей жаждой крови, оправдывает существование всего сериала! И заставляет вновь задуматься о новомодной системе возрастной маркировки, потому как такое количество расчлененных трупов - это не 12+ ни в каком случае.
А какова развязка! А какова концовка! А каковы финальные титры с поименным перечислением каждого персонажа этой прославленной повести! Девочки не выходят из зала и всхлипывают. Парни прячут глаза от стыда. Неужто и правда всё? Стефани, сдержите слово, не пишите больше.
«Рассказы»
Россия, реж. Михаил Сегал, в ролях: Андрей Мерзликин, Дарья Носик, Игорь Угольников, Константин Юшкевич, Любовь Новикова, Тамара Миронова.
Пылкий тамада планирует для молодоженов не только свадьбу, но и всё будущее на ближайшие десятилетия. Библиотекарша-ясновидец ищет пропавшую девочку. Сорокалетний мужик влюбляется в студентку. Но лучший рассказ – «Круговое движение», про повсеместную коррупцию, упирающуюся прямиком в Президента; его двумя словами не перескажешь.
Учитывая название ленты, истории – это первое, на что следует обратить внимание. Удивление от того, как хорошо всё остальное, объяснимо, но к нему по ходу фильма привыкаешь. А историй – четыре, и каждая поражает по-своему. Тут и комедия, и триллер, и про любовь, и социальная зарисовка, скажем так, общественного звучания. И всякий раз привычный вроде сюжет оборачивается чем-то неожиданным, а заканчивается и вовсе так, что не предугадаешь – нестандартно. Наблюдать интересно.
Радость от появления чего-то и в правду достойного разделяется и обычно скупым на похвалы профессиональным сообществом. Еще на «Кинотавре» признали, что «Рассказы» - то лучшее, что есть сегодня в российском кино. Не в смысле «самое-самое» лучшее, но это тот уровень фильма, каким он должен быть в нормальном кинематографе: крепкий и нестыдный мейнстрим. Здорово, неглупо придуманный. Качественно снятый. Сыгранный актерами, еще не потерявшими человеческого лица. Поставленный уверенно, но без нажима – и чтоб авторский почерк был, и чтоб зритель не разбежался. Обычные вроде бы вещи – а как их не хватает.
Для режиссера Михаила Сегала (он же написал и сценарий) «Рассказы» - не первая картина. Но его дебют «Франц + Полина» прошел, увы, мимо общественного сознания – это была сильная работа, но пришлась не ко времени. Куча известнее поставленные им музыкальные клипы: «Мой рок-н-ролл» для «Би-2», «Голоса» для «Ногу свело», несколько роликов для «Сплина» и «Касты» (Владислав Лешкевич, к слову сказать, играет в фильме писателя, принесшего свою рукопись в издательство). В прошлом году его «Мир крепежа» на том же «Кинотавре» победил в конкурсе короткометражек – что убедило продюсеров доснять еще три новеллы до полного метра. Итог – несколько весомых наград на местных фестивалях и вполне оптимистичные ожидания от стартовавшего проката. Справка, конечно, стандартная, но необходимая: хотелось бы, чтобы имя Сегала запомнили. Он нам, хочется верить, много еще чего порасскажет.
«Ариран» (Arirang)
Южная Корея, реж. Ким Ки Дук, в роли самого себя – Ким Ки Дук.
Некогда знаменитый режиссер Ким Ки Дук обрек себя на добровольное изгнание и обитает где-то в горах в ветхой лачужке. Но любовь к кино сильнее любых невзгод и потому, коротая часы и минуты, мастер снимает самого себя, рассказывая на камеру о своей жизни в искусстве.
Но получившийся фильм не похож на документальный. Если это и «документалистика», то очень странная и не во всем до конца достоверная. Впрочем, что тут правда, а что нет – судить, не зная до конца всех обстоятельств, непросто. Да, известно, что факт депрессии был: в результате несчастного случая на съемках едва не погибла актриса, что заставило режиссера задуматься, а все ли он правильно делает. Мастер, ранее выдававший несколько фильмов в год, вдруг взял большой, в три года, творческий отпуск – за время которого многие уже было решили, что он «стухся» и погиб как художник. Он и не отрицает: был сложный период. «Ариран» этот сложный период и запечатлел: отшельничая, Ким Ки Дук сам мастерит кофеварку и обстоятельно беседует с собственной тенью. И если еще можно сомневаться в некоторых деталях происходящего, то вроде как не подлежит сомнению, что разговоры эти – настоящая исповедь. Режиссер заглядывает себе в душу и проводит довольно уникальный сеанс психоанализа – получаются такие необычные киномемуары, жизнь замечательного человека, рассказанная им самим. Без биографических подробностей, но с проникновением в творческую кухню.
Зрелище это, разумеется, не для всех, но в целом – весьма любопытно. Имеется даже своеобразная динамика - несмотря на то, что действие редко выходит за пределы хижины, кадр, что естественно, принципиально статичен (оператора ведь нет) и заполнен лишь тем, что на телевидении называют «говорящей головой». Среди прочего Ким Ки Дук, например, рассказывает сюжет задуманного им фильма об американском солдате, который вернулся на место былых боевых действий, чтобы найти тело убитого тридцать лет назад человека. Он предлагал сыграть эту роль Уиллему Дэфо – и тот согласился, но, как жаль, подвело финансирование. Этим и объясняет режиссер свой нынешний опыт: «Я снимаю себя и играю, потому что я хочу снять фильм!» - пылко заявляет он, на собственном опыте доказывая, что на самом деле в бюджет упирается далеко не всё. Порой бывает достаточно обычной видеокамеры – и идеи. «Снимай фильм, какой сможешь», - говорит он тем, для кого жизнь без кино невозможна. Признаваясь, впрочем, что тоже мечтает либо получить Гран-При какого-нибудь крупного фестиваля, либо снять самый кассовый блокбастер на свете. И веря, что если не сдаваться, то всё в итоге получится.
Как известно, желаемое сбылось: «Ариран» премировали в Каннах, а последовавшая затем «Пьета» победила в Венеции. Она, кстати, выходит уже на следующей неделе – так что поход на эту, повторюсь, весьма необычную и неординарную картину можно засчитать за разминку перед встречей с подлинным шедевром. Да, студентам творческих вузов и всем российским режиссерам хочется рекомендовать эту ленту в первую очередь.
См. также:
«Жестокость и нежность Ким Ки Дука»
«Похождения бравого солдата Швейка»
Россия, реж. Ринат Газизов, анимация, роли озвучивают: Юрий Стоянов, Юрий Деркач, Гоша Куценко, Владислав Копп.
Прага, начало Первой мировой войны. Простодушный Швейк попадает то в тюрьму, то в сумасшедший дом, то становится денщиком, то отправляется на поле сражения. Но несмотря ни на что, никогда не унывает: ведь он идиот, и справка имеется.
Трудно рецензировать этого «Швейка» в условиях современной России – похоже, он попадает едва ли не под все существующие ныне запреты. Здесь есть алкогольные глюки, а герой выдувает зараз бутылку коньяка. Помимо пьяного священника имеется оскорбительный для каждого верующего антирелигиозный выпад, напоминающий, что с фразой «С нами Бог» идут убивать друг друга представители всех конфессий. Возмутительны нападки на армию: присутствуют сплетни насчет офицерского досуга, а в одном из моментов солдаты лазают по деревьям как обезьяны и гадят прохожим на головы. Затронут между делом и национальный вопрос, но страшнее всего, конечно, прозрачные намеки на власть. Эпизод, когда у государя вынимают мозги, - это ведь не что иное, как подрыв всех основ самой государственности! Так что метка 16+ - это еще создатели слабо отделались. Еще годок – и такие клеветнические фильмы будут попросту запрещать, а еще пяток - и вовсе, как в былые славные времена, смывать с пленки (или удалять с жесткого диска).
Ах, скажете вы, разве Йозеф Швейк, этот синтез патриотизма, идиотизма и ревматизма, не придуман 90 лет назад писателем Ярославом Гашеком? Да, ответим, это так; только отчего же всё написанное тогда так актуально сегодня?.. Почему так легко, без изумления, воспринимаются в этом мультфильме доносы и «враги народа»? Почему видя рисованного палача, который скачет на скакалке в тюремной камере, понимаешь, что это лишь отчасти шутка? Почему не смеешься, когда слышишь фразу о том, что империи лучше, если гибнут калеки и больные, нежели здоровые? Почему узнаешь персонажа, который на войне заранее подсчитывает барыши, которые достанутся ему, если погибнет вся рота?.. Наверное, думаешь, это «старого» Гашека просто «дописали» современные сценаристы. Коли так, то они со своим материалом попали в самое яблочко.
Впрочем, совсем забыл одну важную деталь: Швейк-то воюет со своей армии против России! Стало быть, это у них, где-то там, на буржуйщине так всё плохо. И нам совершенно, ну просто совершенно не о чем волноваться.
«Экипаж» (Flight)
США, реж. Роберт Земекис, в ролях: Дензел Вашингтон, Келли Райлли, Брюс Гринвуд, Дон Чидл, Джон Гудмен.
Этот полет не задался с самого начала: у пилота трещала с похмелья голова, к тому же он еще споткнулся на трапе, плюс эта сильная гроза – так что когда самолет вдруг начал разваливаться в воздухе, удивляться уже не пришлось. Однако расследование катастрофы, уточнив все технические аспекты, упирается прямиком в самое главное: пил пилот на борту или же нет.
Новый игровой фильм Роберта Земекиса – это уже само по себе звучит фантастично. Тем страшнее разочарование. Человек, некогда подаривший миру трилогию «Назад в будущее», на седьмом десятке выдавил из себя фильм о трезвости как норме жизни. Забудьте всё, о чем вы мечтали, гадая, каким будет его очередное творение. Это два часа честного, бескомпромиссного и глубоко занудного кино о том, что человек становится Человеком, только пообещав самому себе: больше ни капли. Право, лучше бы Земекис и дальше мультики снимал.
Русское название «Экипаж» - название ложное. Нет никакого экипажа - есть только пилот, который твердо убежден, что кокс и бухло – это и есть то, благодаря чему 96 человек избежали верной гибели. Но обществу не столь важен его подвиг – куда важнее убедить оступившегося в греховности такого понимания сути вещей. Таковым попыткам и посвящена эта правильная, своевременная и нужная обществу картина. Заявленная тема столь велика, что напрочь затмевает все прочие, пусть и редкие достоинства фильма. Здесь есть, конечно, блистательно снятый полет в качестве отправной точки – но всё великолепие этих зрелищных минут никак не оправдывает той зеленой тоски, что начинается дальше. Здесь есть, не спорю, боевая шутка про то, что боковой ветер в 30 узлов отлично тренирует мышцы сфинктера, но она одна, а мораль про «пьянству бой» подразумевается едва ли не в каждом эпизоде. Да и что там говорить, когда в первом кадре фильма взлетает самолет, а во втором показывают голые сиськи – уже тогда понимаешь, что столь прямолинейную метафору может себе безнаказанно позволить только очень серьезный, давно разучившийся шутить художник.
Горше всего, впрочем, что слова «Я – алкоголик» никак не решается произнести человек с лицом Дензела Вашингтона. А ведь это любимый артист, напомню, Тони Скотта. Об этом, понятное дело, никто не говорит, но рискну предположить, что великий режиссер спрыгнул с моста Винсента Томаса, посмотрев черновую сборку «Экипажа». Только так его поступок становится мотивированным и выглядит поступком истинно честного кинематографиста: или я, или этот новый фильм Земекиса.