В избранных кинозалах начинают крутить такие заслуживающие внимания, по-настоящему сильные авторские картины как «Рай: Вера», «Белоснежка» и «Все ушли». Массированной же бомбардировкой в тысячу копий на экраны страны выходит, как обычно, ширпотреб – уровня «Гостьи» и «G.I. Joe: Бросок кобры 2».
«Рай: Вера» (Paradies: Glaube)
Австрия-Франция-Германия, реж. Ульрих Зайдль, в ролях: Мария Хёфштаттер, Набиль Салех, Наталья Баранова, Рене Рупник.
Анна-Мария работает в больнице, делает рентгеновские снимки. Приходит пора отпуска – но вместо того, чтобы отправиться (по примеру сестры) отдыхать, женщина берёт в руки статуэтку Девы Марии и принимается обходить с нею жилища мигрантов, иноверцев и попросту богохульников, приветствуя их от лица Матери Божьей. У себя дома она тоже не скучает: кресты у неё висят едва ли не на каждой стене, а портрет Папы Римского (в настоящий момент уже бывшего) украшает собою кухню - и время от времени героиня совершает мимо них крёстный ход на коленях. И берёт еще в руки плётку – истово стегая себя и умоляя распятие принять её жертву.
Иногда в доме этой женщины собирается молитвенная группа «Легион Пресвятого Сердца» - дабы воздать хвалу Господу и поклясться в своём стремлении вновь сделать родимую Австрию католической обителью. Но самое интересное начинается тогда, когда к Анне-Марии возвращается некий араб-паралитик, с которым она не виделась два года. Вскоре выясняется, что это вообще-то её муж - причем даже вроде как не бывший, а действующий. Только вот спать с ним она наотрез отказывается и вместо этого крестит святой водой все его вещи, включая носки, пытаясь, видимо, таким образом отучить его молиться Аллаху.
Пересказывать этот конкретный фильм куда интереснее, нежели анализировать. Да и куда безопаснее – никому ведь не хочется попасть под статью об оскорблении религиозных чувств и разжигании какой-нибудь розни. Тем более что выводы напрашиваются сами собой – они очевидны даже с закрытыми глазами.
Зайдль, конечно, необычайно отважный человек. В первой части своей «райской трилогии» он откровенничал на тему секса, здесь разбирает по кусочкам тему куда как более интимную. Голое тело – это, безусловно, смело; но обнажённая в таком вот ракурсе душа – не иначе как вызов всему глубоко верующему обществу. И то, что в предыдущем фильме было можно, нынче, напротив, оказывается под строжайшим запретом. В спальне этой героини висят напутственные лозунги вроде «Половая распущенность убивает», сама Анна-Мария настырно обвиняет пожилую пару в прелюбодеянии («Вы сожительствуете вне брака!»), а возвращаясь ночью после своей «миссии», застаёт в общественном парке не иначе как буйную оргию – но в смущении забывает, что ей следует в таком случае сделать. На этом эпизоде – довольно откровенном – из зала потихонечку начинают выходить первые зрители, явно попавшие сюда не по своей воле или просто случайно. Чтобы подобного не повторилось с вами, десять раз подумайте, действительно ли вы хотите всё это увидеть.
Хотя увидеть ту сцену, в которой распятие снимается со стены и оказывается вместе с героиней под одеялом, стоит всем, кто всерьёз занимается вопросами пересечений Религии и Искусства. В католической Италии из-за этого разразился страшнейший скандал (ни к чему, впрочем, не приведший); как отреагирует на сиё православная Русь – узнаем, надо полагать, в самое ближайшее время.
См. также:
«Скандальный хит «Рай: Вера» прибывает в Москву»
«Распятие, употребленное не по назначению, вызвало скандал в Венеции»
«G.I. Joe: Бросок кобры 2» (G.I. Joe: Retaliation)
США, реж. Джон М. Чу, в ролях: Дуэйн «Скала» Джонсон, Эдрианн Палики, Джонатан Прайс, Рэй Стивенсон, Брюс Уиллис, Ченнинг Татум.
Сперва погиб президент Пакистана – и нужно было срочно обезопасить мир от ядерной угрозы, отобрав у повстанцев боеголовки. Затем почти в полном составе был уничтожен сам отряд «G.I. Joe» - и оставшимся в живых бойцам ничего не оставалось, как снова спасать мир, восстанавливая тем самым справедливость и своё честное имя.
Первый «Бросок кобры» поставил Стивен Соммерс, ранее подаривший нам два фильма о «Мумии». Тот «Бросок» многие ругали, но многие и хвалили: пусть это и был чистой воды аттракцион, но аттракцион высокого класса. К тому же там играли очень даже неплохие актёры. Вопрос о сиквеле был решён практически сразу, вот только за время пути едва ли не весь творческий состав оригинала куда-то порастерялся, включая даже самих бойцов-профессионалов. Да не введёт никого в заблуждение имя Ченнинга Татума на афише – его роль здесь сводится к «спасибо, что зашёл на огонёк». А режиссёрский пост занял парень, ранее поставивший вторую и третью серию «Шага вперёд», а также важную для всего прогрессивного человечества картину «Джастин Бибер: Никогда не говори никогда». Рабочий процесс протекал, говорят, небезболезненно, в результате чего премьера фильма была отодвинута почти что на год.
Предыдущий абзац посвящён предыстории проекта не только потому, что она интереснее итогового результата, но и потому, что сказать что-либо годное о втором «Броске кобры» - чрезвычайно затруднительная задача. Как известно, первоосновой франшизы стал набор игрушечных солдатиков – так вот если Соммерс пять лет назад хоть как-то попытался перенести эту идею в сферу кинематографа, то Джон Чу (видимо, под чутким присмотром бдительных продюсеров) от подобных излишеств отказался вовсе. Его задача заключена всего лишь в том, чтобы дать мальчишкам новый сюжет для игры в собственную войнушку. Не сюжет даже, а некий общий план действий, который позволил бы им от души «помахаться» своими солдатами; детали игроки додумают по собственному вкусу. Поэтому ну что тут говорить?..
Есть в фильме несколько боёв, не нуждающихся в логике; впечатляют полёты ниндзя на фоне скал. Имеются любопытные гаджеты: ладони, прожигающие металлическую сетку, взрывающиеся жучки, плюс к этому - личный пистолет легендарного генерала Паттона. Из персонажей запоминается разве что начальник тюрьмы («Я ничего не продаю – разве что безнадежность»), чувствуется хотя бы, что для актёра его эпизодическое появление – важный этап в фильмографии. Однако самое примечательное в этом детском боевике стоимостью в значительные миллионы долларов – весьма неожиданный лингвистический анализ речи экранного «президента». Всё разоблачение врага строится на том, что он вместо «как бы» стал произносить «вроде как». Возможно, мальчишки и из этого сделают надлежащие выводы – и не только научатся воевать, но и избавятся в своей речи от выдающих их слов-паразитов. И если так – то цены тогда нет этому фильму.
«Гостья» (The Host)
США, реж. Эндрю Никкол, в ролях: Сирша Ронан, Дайан Крюгер, Уильям Хёрт, Джейк Эйбел, Макс Айронс.
Мир наконец-то стал идеальным: все дружелюбны, предусмотрительны и очень милы. Единственный минус – на Земле живут теперь не земляне, а вселившиеся в их тела пришельцы. Которые вежливы настолько, что даже свою машину готовы отдать без лишнего слова (ничего, впрочем, не теряя финансово – деньги отменены). Немногочисленные аборигены, избежавшие вторжения в собственную физическую оболочку, ютятся в пещерах, периодически совершая отважные вылазки в намерении хоть что-то, но изменить. Во время одной такой операции самоотверженно жертвует собой Мелани – после чего в её тело подселяют бездомную душу, назвавшуюся Странницей.
Прикол в том, что разум самой Мелани отнюдь не погиб – и немедля начинает качать права. Голос в голове героини отчаянно сопротивляется создавшемуся положению, пытается вернуть себе контроль над ситуацией, а когда это не удаётся, едко комментирует поступки не принадлежащего ему уже тела: «Это очень плохая идея!». Между тем само тело, направляемое пришелицей, доходит до повстанцев, начинает с ними дружить и в итоге даже заводит шашни на стороне. Мелани поцелуи не с тем парнем поначалу не нравятся, но ей, опять же, и с этим постепенно приходится смириться.
Блокбастер о раздвоении личности – это круто по определению, но окажись еще и фильм сам по себе хорошим – было бы куда круче, это уж точно. Однако ленте с лейблом «От автора «Сумерек» можно, наверное, не волноваться за художественное качество: жизнь показала, что девушкам как раз нравится всё такое – тягомотное, тоскливое, попросту отдающее бредом. Была бы предельно просто выраженная романтика (как поцелуи под дождём), писались бы с большой буквы (как в интимном дневнике, который прячут под подушкой) слова «Душа», «Доброта» и «Любовь», - и всё, они уже ваши. Правда, в последнее время столь многие пытаются повторить успех этих самых «Сумерек» и столь многие терпят на этом неблагодарном пути жёсткое фиаско, что будет даже забавно, если экранизация очередного романа самой Стефани Майер заслуженно пролетит «мимо кассы». Однако не стоит и мечтать: только в России фильм выходит тиражом в тысячу копий – стало быть, настрой у прокатчиков тут самый решительный. И каждый кинотеатр, наверное, закупил уже по лишней фуре бумажных платочков.
«Все ушли»
Россия-Грузия-Чехия, реж. Георгий Параджанов, в ролях: Арам Магакян, Лали Бадурашвили, Автандил Махарадзе, Зураб Кипшидзе, Наталья Коляканова, Михаил Гомиашвили.
Мужчина возвращается в места, где вырос и был некогда счастлив, и с теплотой вспоминает свою большую семью и своё в меру счастливое грузинское детство.
«Все ушли» - один из лидеров прошлогоднего фестивального сезона: Гран-при фестиваля «Окно в Европу» («За гуманизм и верность традициям»), «Белый слон» от кинокритиков за лучший дебют, номинация на «Нику» в разделе «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Прокат ленты словно бы приурочен к будущей возможной победе («Нику» вручают 2 апреля), и надо сказать, что шансы тут достаточно велики. И сама картина в профессиональной среде хорошо прозвучала, и режиссёр – племянник великого Сергея Параджанова (а династии у нас уважают). И если принять во внимание, что новую работу Киры Муратовой, с которой данный фильм соревнуется, в России пока что мало кто видел, то… Дождёмся, в общем, следующего вторника.
Тем более что тут удивительнее всего сам факт начала кинотеатрального проката – потому как принято считать (правда, всегда непонятно, кем именно принято), что «такое кино» сейчас никто не смотрит и зрителя у него попросту нет. Какое «такое»? Авторское, конечно же. Продолжающее традиции великого грузинского кинематографа, напрямую отсылающее к «Амаркорду» Феллини, пытающееся воссоздать и сохранить саму культуру глубоко личного высказывания. Хотя справедливости ради надо сказать, что режиссёр всё же не забывает о зрителе и старательно заигрывает с ним при помощи разнообразных баек и анекдотов. Многие из них смешны, некоторые – так даже чуток сальноваты («Плоть требует, а мышца еще слаба» - это о рукоблудии, в котором бабушка подозревает внука; когда внучок уточняет, о чём, собственно, речь, бабушка поясняет, что это то, отчего волосы растут на ладошке). Однако атмосферно эта трагикомедия запоминается всё же не смехом, а пессимистическими нотками: «Все ушли» – это ведь про то, что все умерли. Тот мир исчез – и исчез, похоже, навеки.
Учитывая, что повествование здесь носит исповедальный характер и ведётся непосредственно от «Я», в виде исключения позволит себе немного «я» и автор данного отзыва. С того момента, как картина впервые была показана в рамках Московского кинофестиваля (в конкурсе «Перспективы»), о ней уже было много чего написано и сказано. Но ярче всего, как мне кажется, о фильме говорят два sms – их прислал на мой номер один коллега, забывший, видимо, о том, что в кинозале не принято пользоваться телефоном. Спустя где-то полчаса от начала сеанса он написал: «Как же это скучно! Спать хочется». Но вот показ закончился – и от него пришло уже совсем иное сообщение: «Но кино хорошее. Надо было его перетерпеть немного». Всё так и есть, всё верно – и на самом деле эти четыре коротких предложения говорят о данной картине куда лучше любой, даже самой длинной рецензии. Кино хорошее, главное – просто пойти на него и набраться терпения.
«Белоснежка» (Blancanieves)
Испания, реж. Пабло Берхер, в ролях: Марибель Верду, София Ория, Макарена Гарсия, Даниэль Хименес Качо, Анхела Молина, Пере Понсе.
Опасный момент, вспышка со стороны – и вот уже бык растаптывает тореадора. Беда не приходит одна: потрясение вызывает преждевременные роды, приводящие к смерти его любимой жены. Медсестра, ухаживающая в больнице за парализованным отныне смельчаком, быстро смекает, что к чему, и берёт ситуацию в свои руки... Пройдут года, дочка тореадора вырастет – и её назовут Белоснежкой.
Пабло Берхер придумывал своё черно-белое немое кино восемь лет – но очевидно, что «зелёный свет» его проекту дал оглушительный успех «Артиста». «Белоснежка» оказалась пусть и менее успешна в планетарных масштабах, но в своей родной Испании тоже отхватила 18 номинаций на национальную кинопремию «Гойя», победив из них в десяти, в том числе и в самой главной - как лучший фильм 2012 года. В копилке ленты также призы Сан-Себастьяна и Ханты-Мансийска (Гран-При фестиваля «Дух огня») – и это всё заслуженные награды. Картина и правда совершенно чудесная – не хуже «Артиста» доказывающая, что даже в век сплошных спецэффектов и тотального 3D нет ничего лучше грамотно и интересно рассказанной истории. Есть история – есть и зрительский интерес. И любой, кто морщит нос при словах «черно-белое» и «немое», начав смотреть этот фильм, скорее всего, его с большим удовольствием досмотрит.
Помимо истории (как можно понять уже из синопсиса, заметно отличающейся от привычных вариаций на тему сказки братьев Гримм) здесь также масса прочих притягательных плюсов. Блистательные актрисы – и мачеха (Марибель Верду мы помним по «И твою маму тоже»), и обе Белоснежки (и взрослая, и маленькая – полфильма посвящено как раз детству героини). Воодушевляющий саундтрек – как симфонию можно слушать. Изображение, монтаж! Разумеется, объединяющая все компоненты воедино режиссура. Это мастерское кино высочайшего класса. Штучная работа. Спасибо тем, кто не боится выпустить её у нас на экраны – веря, что и у таких уникальных картин есть в нашей стране еще свой преданный зритель.