«Бабай»
Украина, реж. Марина Медведь, анимация, главные роли озвучивали Потап и Настя.
Змей Горыныч, Вий, Ведьма, Чёрт — мелочь пузатая по сравнению с Бабаем, самым страшным, самым лютым из всех существующих сказочных злодеев. Но когда на кону волшебное яйцо, способное исполнить самую-пресамую заветную мечту, разве убояться они восстать друг против друга?!. Страшно даже подумать.
Тоже своего рода «битва пяти воинств» — по мотивам украинского фольклора, от автора «Курицы, которая несла всякую всячину» и студии «Укранимафильм», правопреемницы легендарной «Киевнаучфильм», на которой создано немало любимых всеми мультфильмов.
«Дурак»
Россия, реж. Юрий Быков, в ролях: Артём Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Александр Коршунов, Дарья Мороз, Дмитрий Куличков, Елена Панова, Сергей Арцибашев, Ирина Низина.
Бригадир ремонтников обнаруживает в девятиэтажной общаге трещину во весь дом, ползущий фундамент и крен на десять градусов: по всем законам физики здание обречено и упадёт в течение суток. Вывод один: бить тревогу и спасать людей. Но на дворе уже ночь — кому этим заниматься? По счастью, никто из чиновников ещё не спит, напротив — гуляют: у «мамы», мэра города, юбилей, там Никитин всех и находит. Начальники быстро трезвеют, но что делать, делать-то что?!. Простой сантехник как-то впопыхах забыл, что тех, кто у власти, народ волнует в последнюю очередь, и главный вопрос на повестке: что с ними самими-то будет?..
Один из главных и точно самый острый (в отсутствии «Левиафана») российский фильм 2014-го года. Прекрасно понимая это, председатель жюри «Кинотавра» Андрей Звягинцев (режиссёр «Левиафана») «уделал» конкурента, отдав Юрию Быкову только утешительный приз за сценарий. В Европе «Дурак» был отмечен на фестивале в Локарно: три награды, включая за лучшую мужскую роль — и это явно серьёзнее, нежели на родине.
См. прошлогоднее интервью Юрия Быкова о «Майоре»: «Я максимально заострил все конфликты, свел воедино практически несводимое. Для меня было важно исчерпывающе ответить на все вопросы, которые я задаю сам себе и зрителю. Поэтому мне нужны радикальные, контрастные персонажи, обострённые до предела обстоятельства и темпоритм одного дня».
См. также: «ТОП-10 дураков: киногерои, которые не так глупы, как может показаться»
«Музеи Ватикана» (The Vatican Museums)
Италия — Великобритания, реж. Марко Пьяниджани, Нильс Хартманн, документальный, голос за кадром: Андрей Кончаловский.
Уникальная в своём роде экскурсия, дающая возможность насладиться бесценной коллекцией величайших произведений искусства во главе с Сикстинской капеллой. За четыре месяца съёмок создатели фильма прошли с новейшими камерами Ultra HD 4K/3D три тысячи музейных километров, запечатлев более сорока фресок и картин: «Пьету» и «Страшный суд» Микеланджело, «Преображение Господне» Рафаэля, «Святого Иеронима» Леонардо да Винчи, «Снятие с креста» Караваджо, «Забытую Пьету» Ван Гога, «Красную Пьету» Марка Шагала, «Распятие» Сальвадора Дали и другие незабываемые шедевры. По словам директора музеев Ватикана Антонио Паолуччи, в этих залах представлена не только вся история художественного мастерства человека, но история и судьба всего человечества.
«Путешествие Гектора в поисках счастья» (Hector and the Search for Happiness)
Великобритания — Германия — Канада — ЮАР, реж. Питер Челсом, в ролях: Саймон Пегг, Розамунд Пайк, Стеллан Скарсгард, Жан Рено, Минг Жао, Трейси Энн Оберман, Тони Коллетт, Кристофер Пламмер.
Под влиянием некоторых обстоятельств лондонский психиатр Гектор начинает задумываться, так ли он счастлив, как ему это кажется. Чтобы развеять сомнения, он отправляется в путешествие по трём континентам — не пригласив, однако, свою девушку составить ему компанию. И всё для того, чтобы в конце концов прийти к банальнейшему из выводов: счастье в том, что ты просто жив, не болен, любим. Круто, конечно, если к этому прилагается, к примеру, ещё и свой бассейн, но это уж кому как повезёт, и если именно тебе бассейн не достался — не огорчайся и учись радоваться малому.
В принципе, далеко не самый плохой фильм на свете, вполне даже сносный — но совершенно не оправдывающий изначальной идеи, напротив — изничтожающий её на корню.
«Репортаж: Апокалипсис» ([REC]⁴: Apocalipsis)
Испания, реж. Жауме Балагуэро, в ролях: Мануэла Веласко, Пако Мансанедо, Эктор Коломе, Исмаэль Фричи, Хавьер Ботет, Эмилио Буале, Мария Альфонса Россо, Мариано Венансио.
Спецназ, наконец, вытаскивает Анхелу с её телекамерой из злосчастного дома, где все жильцы обратились в нелюдей и за одну лишь ночь безжалостно друг друга перекусали. Но очнувшись на отчалившем от берегов корабле под пристальным взором решительно настроенных медиков, она отнюдь не успокаивается — и не зря: кровь и здесь прольётся весьма скоро…
Несколько человек, замкнутое пространство, бежать некуда. Классическая схема, соответствующее воплощение; вопрос только, кто выпустил на волю заражённую обезьянку?..
«Слепые свидания» (Shemtkhveviti Paemnebi)
Грузия — Украина, реж. Леван Когуашвили, в ролях: Андро Сахварелидзе, Ия Сухиташвили, Арчил Кикодзе, Вахтанг Чачанидзе, Кахи Кавсадзе, Марина Карцивадзе, Марика Антадзе.
Два приятеля ищут себе женщин по объявлениям, раз в неделю выбираясь на «свидания вслепую». Одного Тбилиси им не хватает — и повстречаться с ними девушки приезжают даже из Гори. Хотя результат всё равно нулевой — и дальше разговоров дело, как правило, не заходит. Но вот однажды, даже и не на свидании вовсе, 40-летний Сандро встречает Манану — и между ними проскальзывает ощутимая «искра». Только вот Манана замужем, хотя её брак и нельзя признать счастливым: супруг вот как раз выходит из тюрьмы, да и то вопрос, надолго ли. Сандро, школьный учитель, решает по-мужски поговорить с уголовником…
Совершенно замечательная, очень тонкая и атмосферная картина, поставленная наследником Иоселиани Леваном Когуашвили, известным своими дебютными «Прогульщиками» (недавно по ТВ ещё прошёл его сериал «Сын за отца», но не факт, что это имеет в данном случае учитывать). Призёр и участник многочисленных кинофестивалей (София, Вильнюс, Висбаден, Абу-Даби и пр.), этот фильм — именно о такой любви, что «нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь», хотя и поиски и трепетное ожидание тут всё-таки присутствуют. А заодно эта лента и о Грузии, и о таких разных, но зачастую прекрасных её жителях, способных мигом отрезать себе ухо, не расслышавшее что-то из сказанного: «Зачем мне ухо, если оно не слышит голос такой прекрасной женщины?..» Настоящее кино, очень рекомендую; впрочем, придётся ещё постараться найти «Слепые свидания» в кино: прокат у них чрезвычайно ограниченный.
«Хоббит: Битва пяти воинств» (The Hobbit: The Battle of the Five Armies)
Новая Зеландия — США, реж. ПитерДжексон, вролях: Ричард Армитейдж, Мартин Фриман, Люк Эванс, Райан Гейдж, Эванджелин Лилли, Эйдан Тёрнер, Орландо Блум, Ману Беннетт, Йен МакКеллен, Ли Пейс, Кейт Бланшетт, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг, Йен Хольм.
Бильбо и Бард пытаются склонить Торина к миру, но он будет лучше воевать, нежели отдаст хоть кому-то своё золото. Однако когда появляется общий враг — сауроновские орки, то алчные расчёты на время оказываются позабыты.
Финальная глава грандиозной трилогии и последняя точка в эпохальной саге о Средиземье. Существенное отличие от «Властелина колец»: на «Оскары» не претендует.