«Тёмный мир: Равновесие»
Россия, реж. Олег Асадулин, в ролях: Мария Пирогова, Павел Прилучный, Евгения Брик, Александр Ратников, Владислав Абашин, Макар Запорожский, Валерия Ланская, Пётр Семак, Алиса Хазанова.
Однажды среднестатистической студентке Даше начинается мерещиться всякая чертовщина, из чего вскоре выясняется, что она – Посвящённая. «Ты прошла инициацию и призвана на службу», - говорит ей мужчина с добрыми, но грустными глазами, и Даша под присмотром опытных товарищей начинает избавлять мир от Теней – которые сосут из людей жизнь. А ещё отбивает симпатичного парня на дорогой тачке у какой-то левой блондинки.
В мире есть масса картин, на которых критику попросту нечего делать: ругать их глупо, хвалить не за что. Ну при желании можно цинично отметить некоторые особо вопиющие детали. Новый «Тёмный мир», в принципе, к числу таковых фильмов и принадлежит.
Ругать его и правда глупо – вернее, бессмысленно. Для российских реалий это очень даже складная история, весело придуманная и ловко поставленная. С любопытными не то чтобы актёрскими работами, но по меньшей мере предложениями: и Пётр Семак большой артист, и Влад Абашин не только у Лозницы снимался, и Брик, Ланская, Хазанова с хорошей стороны успели себя показать – а тут они, понимаешь, в колдунов и мракоборцев играют, с умным видом кто со Светом, кто с нечистью воюют. И хотя понятно, что они при любом раскладе на втором плане у спецэффектов (весьма недурных, надо признать) – всё равно интересно, как артист с хорошей репутацией сможет из всего этого с достоинством выпутаться. И знаете, ничего, ни за кого болезненно не стыдно. Как и за сам фильм. Понятно, конечно, что это сказочка для школьников – но далеко не самого последнего качества, а это уже ой как немало.
Обращает на себя внимание и лексикон службы, депортирующей тени – своего рода мигрантов, которые просачиваются к нам нелегально, в обход Хранителей Портала – обратно на родину (собственно через портал). Тени «пиратят». Сам процесс высасывания сил зовётся «транзакцией». Отлично всё это чувствует спецагент по темпоральным аномалиям. Ещё тени не любят молоко и умеют перескакивать через крыши. И как дерутся! Особенно, надо сказать, хороши бои, в которых участвуют только девчонки… Ох, всё-таки не каждый день такое увидишь – и за это стоит сказать хотя бы вежливое «спасибо».
Наверное, на этом всё. Разве что для справки можно добавить, что к «Тёмному миру», выходившему в прокат три года назад, этот имеет самое косвенное отношение. Фильм Мегердичева был сугубо лесной историей, удивляющей диковатой, но этой дикостью и привлекательной смесью карело-финских сюжетных мотивов и решённых в азиатском стиле поединков. Картина Асадулина исключительно городская, с нулевой мифологией и с собственными представлениями о прекрасном. Перекличек между ними нет, актёры разные, и героиня теперь не ведьма, а скорее эксперт миграционного отдела. Право на существование заслужили оба варианта, тем более что об искусстве тут речи в любом случае нет, а подросткам сойдёт и так, они у нас растут без притязаний.
«Капитан Филлипс» (Captain Phillips)
США, реж. Пол Гринграсс, в ролях: Том Хэнкс, Баркхад Абди, Файсал Ахмед, Майкл Чернус, Юл Васкез, Макс Мартини.
Весной 2009-го года американское торговое судно движется из одной точки в другую, перевозя 2400 тонн коммерческого груза, 200 тонн гуманитарной помощи и что-то ещё по мелочи. По пути к ним пристают рассчитывающие сорвать немалый куш сомалийские пираты.
В кой-то веки мы идём в русле мировых кинотенденций: у американцев появился свой фильм про сомалийских пиратов – и у нас через пару месяцев «22 минуты» выйдут. И сравнить эти две ленты будет чрезвычайно интересно – потому как всё идёт к тому, что мы (хотя бы по этой теме) Голливуд-таки переплюнули. Уже в ролике у нас виден присутствующий случаю размах: и толпа злобных сомалийцев, и отважные лица решительно настроенных морпехов – бой предстоит серьёзный, но победа точно будет за нами. Оно и правда: раз уж эти пираты навели страха на весь мир, то и экшн про них должен быть соответствующий – чтоб было понятно, чего все боялись. В стране, где нынешнее поколение киношников выросло на «Пиратах ХХ века», иначе быть и не может.
Американских моряков берут в плен четыре пирата на одной лодке.
Я специально выделю это ещё раз: четыре пирата, добравшиеся до гигантского судна на одном катере, захватывают 2400 тонн коммерческого груза, 200 тонн гуманитарной помощи и что-то ещё там по мелочи при удручающем отсутствии сопротивления со стороны команды, по-бабьи ноющей: «Я с пиратами воевать не подписывался», - и способной разве что на то, чтобы включить водомёты и набросать стекла под босые ноги туземцев. Вот и весь героизм.
Конечно, для тех, кто успел привыкнуть, например, к размаху марвеловских побоищ, подобный аскетизм покажется по меньшей мере странноватым. Особенно если принять во внимание, что за рулём – уже не корабля, а самого фильма – стоит Пол Гринграсс, мастер именно что энергичных рассказов. Выиграв в своё время «Золотого медведя» за фильм о кровавом побоище в Северной Ирландии, он довёл до максимума напряжение трилогии о Борне, получил оскаровскую номинацию за ленту о самолёте, захваченном 11-го сентября, и весьма энергично высказался по иракскому вопросу. Если обобщить, то, берясь за серьёзную тему, он максимально насыщал её динамизмом, а жанр боевика облагораживал умело привнесённым психологизмом. Сочетание этих приёмов и вывело его в ряд мастеров, что называется, с именем: насмотренный зритель понимает, на что идёт, отправляясь в кино на фильм Пола Гринграсса. Однако боюсь, на сей раз многих ждёт разочарование: «Капитан Филлипс» лишь поначалу держит в напряжении, а с середины переходит скорее в область камерной драмы. Причём драмы довольно унылой, учитывая, что Том Хэнкс большой специалист именно по унынию - и режиссёрский запал явно угас под его очевидным желанием отхватить себе третий «Оскар».
По большому счёту, если исключить вполне понятые актёрские амбиции, в фильме есть лишь две занимательные зацепки. Первая – сомалийская биржа труда, когда командиры на берегу набирают себе команду в обмен на обещанные проценты с добычи: сильная конкуренция за «рабочие места» вполне им это позволяет. Вообще, вся эта история с нынешними заработками сомалийской молодёжи впечатляет даже на уровне полутонов (в подробности американцы всё же не вдаются). Прошли времена, когда тебя кормила рыбалка, - в мире, где каждый хочет нормальную кровать и плазму, нужны новые формы поиска средств к существованию (но упитанный янки продолжает твердить худому африканцу, что тот должен рыбачить).
А второй сильный момент заключён в улётной, но, вероятно, непреднамеренной демонстрации всей дурости произошедшего (лента основана на реальных событиях). Ближе к финалу к сюжету подключаются авианосец, вертолёт, «морские котики» - и чуть ли не сам президент на прямой линии. И всё это вместо того, чтобы оставить на каждом торговом корабле хотя бы парочку автоматов. Которые без вопросов положили бы конец любой пиратской атаке в считанные минуты.
Также в прокате:
«Диана: История любви» (Diana)
Великобритания-Франция-Швеция-Бельгия, реж. Оливер Хиршбигель, в ролях: Наоми Уоттс, Навин Эндрюс, Дуглас Ходж, Джеральдин Джеймс, Кэс Анвар.
Принцесса Диана влюбляется в кардиохирурга.
Кино о принцессах – почти безупречный жанр: с одной стороны, они – богини, с другой – женщины, соединение этого в одном человеке всегда привлекает массы. Воплощение средствами кинематографа мечты каждой девочки, сбывшейся в ком-то конкретном, срабатывает неизменно: будь фильм хоть трижды плохой – оценивать будут не его, а саму принцессу. А в данном конкретном случае – наше воспоминание о ней. А для многих, выросших уже после гибели Дианы, сравнение будет даже не с реальностью, а с мифом – который СМИ начали создавать ещё при её жизни, а уж после 31-го августа 1997-го и вовсе возвели в абсолют. Кино, каким бы оно не получилось, эту легенду только подчёркивает.
Тенденция, кстати, в том, что совсем скоро на экраны выйдет фильм о другой принцессе – «Принцессе Монако», в котором роль Грейс Келли сыграла Николь Кидман, не просто того же типа блондинка, но ещё и подруга Наоми Уоттс. Конечно, это, скорее всего, совпадение, но совпадение такого рода, что трудно не подумать про преднамеренность. Две принцессы, две актрисы – соперничество налицо. Забавно, впрочем, что они ведь даже могли махнуться картинами – и никто бы этого, вероятно, даже бы не заметил.
«Сезон убийц» (Killing Season)
Бельгия, реж. Марк Стивен Джонсон, в ролях: Джон Траволта, Роберт Де Ниро, Майло Вентимилья, Элизабет Олин, Диана Любенова.
Один ветеран войны в Боснии чувствует личную неприязнь к другому ветерану войны в Боснии – и как-то раз заманивает того с преступными целями на охоту… День они проведут в суровых мужских разборках, пытаясь доказать, кто ж из них круче и на чьей же стороне была правда в той давней, но не забытой войне.
Судя по всему, стандартное кино про сложные отношения бравых парней, интерес к которому можно испытать только благодаря неординарному актёрскому составу: пусть Де Ниро уж как пару десятилетий сошёл с высочайшей орбиты «что ни фильм, то шедевр», всё равно это Де Ниро, как ни крути. И больше всего в этой связи поражает страна создания картины – если уж Бельгия может зазвать к себе такие выдающиеся силы, то что же мы только Депардье, Трэхо и Мэдсеном разбавляемся?!
Про режиссёра же скажем, что миру он известен как создатель таких лент, как «Сорвиголова», «Призрачный гонщик», «Однажды в Риме» - список не самый сильный, но как минимум подтверждающий его профпригодность.
«Остров везения»
Россия, реж. Кирилл Козлов, в ролях: Роман Юнусов, Светлана Ходченкова, Агния Дитковските, Анна Хилькевич, Алексей Чумаков.
Мужик (бывший телеведущий) и три тёлочки (финалистки конкурса красоты) волею судьбы оказываются на необитаемом острове – и мужик ухитряется убедить девушек, что так и надо, и сейчас за ними наблюдают телезрители всей страны. Камеры, говорит он, спрятаны в кокосах.
Фильм так долго – кажется, чуть ли не полгода – рекламировали перед сеансами, что казалось, он давно уже вышел, ан нет – он выходит в прокат только сейчас. Причём гигантским количеством копий – они должны максимально эффективно отработать первый уик-энд, который по идее соберёт тех, кому понравился ролик с центральной идеей, в теории и правда неплохой. Насколько плохи дела окажутся на практике – узнаем из сарафанного ради» и процента падения сборов через неделю.