Кино

Обзор кинопремьер: ч/б в цвете

2 1095

О фильме «Ч/Б» Евгения Шелякина про необычную дружбу бритоголового Ярослава и кавказца Нурика Киноридус писал уже не один раз — правда, давно это было. Ещё полтора года назад нам посчастливилось побывать на съёмках этой картины, обстоятельно поговорив с исполнителями главных ролей, а прошлым летом приключенческая комедия про «чёрных» и «белых» была показана в конкурсе «Кинотавра». Поэтому на сей раз ограничимся только цитатами из личного архива.

Разговор с Алексеем Чадовым:

Здесь очень интересная история, сценарий очень хороший. В нём поднимается больная тема межнациональных отношений, в частности, в нашей стране. Это тема международного интереса, и у меня есть личное отношение к этой проблеме… Это же не вопрос национальности — вот мы, москвичи, мы же не только к приезжим относимся настороженно или раздражённо, мы в принципе друг к другу так относимся! Это вопрос, скорее, организации скопления большого количества людей в пространстве. И пора уже начинать относиться к этой проблеме цивилизованно.

Беседа с Мерабом Нинидзе:

Это человеческая история, там есть и плюсы, и минусы. Мы и хотим разобраться, где плюсы, где минусы, и история нам в этом помогает. Здесь есть элементы приключения, элементы драмы, элементы комедии — жанр очень смешанный. И сложно, конечно, проходить через эту грань, чтобы и не переборщить или же не доиграть, — вот ту грань, где это и смешно, и трогает, и ты видишь настоящих людей на экране. Вот в этом наша цель.

Трейлер фильма «Ч/Б»

И ссылка на рецензию:

…Тему, конечно, «Ч/Б» поднимает интересную — и донельзя актуальную, горячую, важнейшую. «Сегодня у многих аллергия на Кавказ», — метко говорит здесь мудрый дед в исполнении Кахи Кавсадзе. И обсуждается эта «аллергия» в картине не один раз — то с этой стороны, то с той. «Это я черножопый? — восклицает в сердцах Нурик.- Моя жопа по сравнению с твоим лицом — лебедь белая». Ярослав в качестве аргумента приводит лезгинку на улицах и стрельбу на свадьбах. «Вот мы себя в гостях нормально ведём.» — «Ты это в Турции расскажи», — под хохот и приветственные аплодисменты зала парирует Нурик, который ближе к финалу (ох, как предсказуемо) сам прочтёт небольшую мораль кавказской молодёжи, шумно затанцевавшей в электричке…

О фантастической комедии (где не супершутки, а шутки с чудесами) «Полное превращение» Филиппа Коршунова по сценарию Павла Санаева мы тоже уже упоминали — в списке призёров фестиваля «Дух огня»: в Ханты-Мансийске дебютную картину обласкали своими симпатиями сибирские зрители. Что уже хорошо, учитывая отсутствие в фильме звёзд: стало быть, не звёздами одними жив российский кинематограф. Сюжет забавен: раздолбай Дима пытается решить все свои проблемы с помощью уникального Превращателя — прибора, способного превращать его обладателя в кого угодно. Пользуясь им, лирический герой успевает поменять за полтора часа аж двенадцать разнообразных личин… Ничего не скажем за качество, но история свидетельствует об одном: Леонардо ДиКаприо со своей идеей множественности явно опоздал.

Трейлер фильма «Полное превращение»

Наконец-то реализована давно витавшая в воздухе идея возродить детские сеансы с мультяшными короткометражками. В советское время это было совершенно обычным делом, удобным способом «сплавить» ребёнка из дома на час-полтора — да дети и сами сбегали с уроков, лишь бы вместо математики посмотреть подборку новых мультфильмов. Правда, тогда билет на сеанс стоил десять копеек — сумму, которую легко можно было подобрать буквально на дороге. Сейчас поход в кино, тем более семейный, — удовольствие не то чтобы дорогое, но всё же затратное. Тем не менее, важен сам почин, тот факт, что подобная практика действительно возрождается. И вот — «Мульт в кино. Выпуск № 1». В 45-минутной программе — свежие серии «Маши и медведя», «Белки и Стрелки», «Барбоскиных», а также новые, ещё не опробованные на публике работы: «Бумажки», «Ми-Ми-Мишки» и «Пузыри».

Впрочем, успех затеи будет зависеть не столько от увлекательности подборки, сколько от её регулярности, постоянности и необратимости. И, естественно, от конкурентной среды. В этом отношении первый блин вполне может оказаться комом — раздавленным голливудским гигантом под названием «Дом», новым и давно ожидаемым детищем «DreamWorks Animation». Тем детям, кто ходит в кино довольно часто, сюжет хорошо известен, ибо первые ролики мультфильма начали крутить чуть ли не год назад. Добавим лишь, что земная девочка не просто дружит с забавным инопланетянином, от которого отворачиваются все его родичи, но общается, на самом деле, с представителем захвативших нашу планету агрессоров — так что тут не просто «хи-хи ха-ха», но судьба всего человечества на кону!.. Поставил ленту Тим Джонсон («Лесная братва», «Синдбад: Легенда семи морей», «Муравей Антц»), а все песни написала Рианна.

Трейлер мультфильма «Дом»

Другое «семейное предложение» этой недели — музыкальная мелодрама «Энни», про милую девочку, удачно встретившую на своём жизненном пути миллиардера. Тот баллотируется в мэры — и серия фотографий с улыбчивой сироткой отнюдь не повредит его не самому радужному имиджу. Подробнее об этом мы уже писали, здесь же отметим не вошедшие в основную рецензию детали. Такие, например, как фильм в фильме: герои идут на премьеру, где со всей серьёзностью вникают в историю о лунной девушке и рыбном народе; играет там Мила Кунис, а поставили тот «блокбастер», если я правильно разглядел, режиссёры «Лего. Фильма» — забавная «внутренняя» шутка. А каково минутное появление героя былых времён, агитирующего за действующего мэра и заставляющего персонажа Дж. Фокса признаться: «Если Майк Дж. Фокс за него, то и я за него!»

Кстати, бывший Джанго здесь отнюдь не самое сильное звено — Роуз Бирн, например, в роли помощницы-секретарши куда эффектнее и сильнее. Про детей же обычно говорят, что они очаровательны — ну да, признаем и мы, что Куавенжаней Уоллис очаровательна. Самая юная в истории номинантка на «Оскар» и правда молодец — и в ближайшие годы ей предстоит сыграть ещё немало «очаровашек» (знатоки точно оценят идею оставить рыжую Энни лишь в крохотном прологе).

Алиса Кожикина озвучивает Энни в российском варианте

Но самое приятное удивление фильма — Кэмерон Диаз, чью карьеру в последние годы никак нельзя признать сбалансированной. Понятно, что актриса изо всех сил пытается выиграть схватку с безжалостным временем, но некоторые её потуги в этом плане кажутся более чем сомнительными. Зато именно здесь — у неё и самый внятный характер, и самые смешные шутки («Сходим на танцы?» — «До этого уровня мне падать и падать»), и самый шикарный музыкальный номер. А всё почему? Потому что роль — честная. «Мисс, вы мымра», — пора признать и смириться, что двадцать лет в образе «самой красивой подружки» — достаточный срок, и давно пора уже переходить на качественно новый уровень.

Теперь взоры мальчиков, что естественно, обращены не к заслуженным, а к подлинно юным актрисам — таким, например, как 23-летняя Шейлин Вудли. Она представляет нынче «Инсургента» — вторую главу «Дивергента», собравшего год назад неплохую мировую кассу (в России, правда, не особо впечатляющую — ну так и «Сумерки» у нас в своё время тихо начинались). Сюжет, как можно догадаться, продолжает историю первого фильма, финал которого, как мы помним, был открытым: герои умчались в светлую даль — чтобы дальше жить, дальше бороться. Кому интересно развитие их судеб — тот сиквел, понятное дело, не пропустит. Поэтому скажем о нём лишь то, что Нила Бёргера, как это часто бывает на потоковом производстве, сменил на режиссёрском посту Роберт Швентке («РЭД», «Призрачный патруль»), а к прежнему актёрскому составу (Шейлин, Тео Джеймс, Кейт Уинслет и пр.) присоединились Наоми Уоттс и Октавия Спенсер, три года назад получившая «Оскар» за «Прислугу».

Трейлер фильма «Дивергент. Глава 2: Инсургент»

Но если мальчикам внутренняя красота Шейлин Вудли ещё неподвластна, то прокат предлагает им достойную, надо думать, замену: фантастический военный экшен «Р-51: Истребитель драконов» (США) — про то, как нацисты в ходе Второй мировой выпускают в небо найденных ими и прирученных драконов. Сюжет — конгениальный (хотя после «Железного неба» не удивляешься уже ничему), режиссёр — Марк Аткинс, которого поклонники знают и любят по таким фильмам как «Код дьявола», «Храм черепов», «Принцесса Марса», «Джек — убийца великанов», «Рыцарь смерти» и т. п. Must see, как скажут ученики средних классов.

Другой вариант — документальные «Викинги»: познавательная экскурсия по уникальной выставке Британского музея, посвящённой скандинавскому наследию. Разве что, предположим, не так увлекательно, как по драконов — зато реферат потом написать можно будет.

Трейлер фильма «Р-51: Истребитель драконов»

Ярчайшее доказательство того, что к документальному кино не следует относиться пренебрежительно, — также выходящий на российские экраны фильм «Сын ХАМАС» (Германия — Израиль — Великобритания — США, реж. Надав Ширман). О нём мы тоже уже писали — прошлым летом, когда под оригинальным заголовком «Зелёный принц» он участвовал в документальном конкурсе Московского кинофестиваля (где получил приз зрительских симпатий — и можно понять, почему), и в октябре, когда его собрались, было, выпустить в прокат — да в итоге не выпустили. Но учитывая, что картина действительно очень крутая — повторим самое о ней важное.

Сын одного из основателей палестинского движения ХАМАС в 17 лет перешёл на другую сторону — и под кодовым именем «Зелёный принц» начал работать на израильскую службу безопасности Шин-Бет. Сперва он думал, что лишь дождётся удобного случая — и по меньшей мере убьёт своего куратора. Но потом понял, на чьей стороне правда, — и десять лет держал бывших идейных противников в курсе всех дел своего отца, чьей правой рукой являлся по праву рождения. Продержавшись и так много дольше ожидаемого, Мусаб Хасан Юсеф в итоге вышел на «гражданку», скрылся в Америке и написал книгу «Сын ХАМАС», которая и легла в основу этого мощного шпионского триллера.

Трейлер документального фильма «Сын ХАМАС»

От стандартной продукции Голливуда картину отличает только то, что она — документальная, а в главных ролях — сам Мусаб и тот самый, не убитый им куратор, ставший за долгие годы его другом. Но их рассказ настолько захватывает, что постановка под монолог просто перестаёт напрягать — и фильм смотрится на одном дыхании, совсем не хуже каких-нибудь постановочных «Шпионских игр». Потому что эти шпионы — невыдуманные, настоящие.

«Вербовка — это искусство», и куратор Гонен поступил по-своему мудро. Он не стал убеждать Мусаба в своей правоте, а отправил его на время в тюрьму — где тот узнал, как члены ХАМАС пытают своих же людей, зачастую ещё ни в чём не повинных. И где тот сам дошёл до понимания, что все они живут во лжи — и во имя этой лжи умирают.

Другой триллер недели — игровой, итальянский: «Ледяной лес» (реж. Клаудио Ноче), интересный в первую очередь тем, что главные роли в нём играют Эмир Кустурица (он же ведь ещё и актёр, причём актёр хороший!) и наша Ксения Раппопорт (которая, напомним, стала большой звездой в Италии раньше, нежели в России, у неё даже есть тамошний аналог «Оскара» — «Давид» за «Незнакомку»). Их персонажи втянуты в расследование, которое оттолкнулось от пропажи людей у альпийских подножий и привело к подпольным тропам, по которым нелегальные мигранты перебираются в Западную Европу…

Трейлер фильма «Ледяной лес»

Новый фильм Оливье Накаша и Эрика Толедано (авторов «1+1») тоже посвящён проблеме миграции — и рассказывает о выходце из Сенегала Самбе (так называется и сама картина — «Самба»), который приехал во Францию не то чтобы ради счастья, а в поисках достойного заработка. Но несмотря на серьёзность темы, по-настоящему глубокого высказывания, кажется, не получилось: режиссёры чрезмерно увлеклись крайне неспешно развивающейся любовной линией (Омар Си плюс Шарлотта Генсбур — так и тянет пошутить про «Нимфоманку»), что в итоге привело к тому, что «сироп» стал переливаться через края и слащавость перешла все пределы. Подробности сюжета и подборка прочих высказываний по проблеме — в нашем предыдущем материале.

Трейлер фильма «Самба»