В прокат одновременно выходят два совершенно разных фильма о том, как проходит девичья молодость: «Идеальный голос» про красоток поющих и «Отвязные каникулы» про красоток грабящих. Но и есть и сугубо «мужское» кино - «Шутки в сторону» про смешных полицейских. На фоне такого балагана немного странно выглядит эпическая китайская драма «Вспоминая 1942», но, может, и для неё найдётся свой, серьёзный зритель.
«Шутки в сторону» (De l'autre côté du périph)
Франция, реж. Давид Шарон, в ролях: Омар Си, Лоран Лафитт, Лионель Абелански, Сабрина Уазани, Юсеф Хаджди.
В парижском пригороде убита жена большой «шишки». Расследование поручают карьеристу-пижону из центрального округа, но к нему в напарники в наглую набивается коп с окраины, не имеющий никакого понятия об «этикете», но уверенный, что знает, откуда растут корни у данного преступления.
«Шутки в сторону» - весьма симпатичный, но по сути совершенно типичный полицейский полудетектив-полукомедия про совсем непохожих напарников – один из которых чистюля, надевающий на свои дорогие ботинки бахилы перед, как шагнуть по грязи, а другой – и вовсе негр, которого то и дело принимают за какого-нибудь курьера, но только не за «настоящего» следователя. От множества других подобных картин эту в первую очередь отличает то, что её авторы – и тем более герои – отнюдь не скрывают, на кого стараются равняться. У «правильного» следака в спальне висит постер «Профессионала» - и хотя Лоран Лафитт на Бельмондо не похож ни под каким углом зрения, именно тот принципиальный мужик, идущий до самого конца, – его образец для подражания (впрочем, их персонажей больше объединяет не жажда справедливости, а успех у женского пола). Герой же Омара Си лучшим полицейским на свете считает (что не удивительно) «Полицейского из Беверли-Хиллз» в исполнении Эдди Мерфи. Спор о том, кто же из них круче, - особый плюс в копилку фильма, помнящего «родство» и не делающего вид, что открывает какие-то новые горизонты в давно обжитом жанре.
Как и следовало ожидать, обаяние такого рода ленты держится вовсе не на сюжете (главного злодея долго искать не приходится, вы поймёте, что он – это он при первом же взгляде), а на исполнительском мастерстве и «сцепке» между актёрами. И тут картине определённо есть, чем похвастаться. Омара Си мир запомнил после фильма «1+1», и в новой своей работе он практически повторяет полюбившийся всем образ – хамоватого простака, умеющего делать «лунную походку» и находить повод для оптимизма даже в самых безвыходных ситуациях (забавно, что тут даже автопогоня в прологе имеется – совсем как в «1+1», явно ведь не случайно). Лоран Лафитт, которого партнёр поначалу с лёгкостью затмевает, постепенно «разогревается» - и заставляет понять и почувствовать своего во многом отрицательного «типчика», который лебезит перед начальством, пренебрежительно относится к дамам и не упускает случая проверить наличие силикона даже на трупе. Совместный труд и общее дело выветрят, понятное дело, из него всю эту чушь о беззаботной карьере – и заставят полюбить пригородную жизнь ничуть не меньше столичной.
И пусть эта мораль – да и вообще вся финальная часть истории – не что иное, как дань традициям и жанровым лекалам (мало общего, пожалуй, имеющая с реальностью), подобная потеря первичной свежести и остроты отнюдь не мешает сохранить после сеанса довольно приятное послевкусие. Заставляющее помимо прочего забыть обо всех сюжетных нелепицах - коих набирается здесь, на самом деле, вовсе немало. Но разбирать все возникающие вопросы (насчет провисающей любовной линии, например) в данном случае совершенно не хочется – потому как этот фильм берёт не деталями, а атмосферой, которая зачастую куда важнее всего остального.
«Идеальный голос» (Pitch Perfect)
США, реж. Джейсон Мур, в ролях: Анна Кендрик, Анна Кэмп, Ребел Уилсон, Бриттани Сноу, Скайлар Эстин, Элизабет Бэнкс.
Университетская девичья группа, поющая акапелла, хочет победить на конкурсе среди всех университетских групп, поющих а капелла. И побеждает.
Есть фильмы, смотреть которые взрослому человеку как бы уже «не комильфо» - и вроде бы как-то стыдно, и точно уже незачем. Но взрослый человек вполне может их не просто посмотреть, но и получить при этом немалое удовольствие – с условием, конечно, что никто никогда не узнает, что он этот фильм не то чтобы видел, а что он вообще в курсе его существования в природе. «Идеальный голос» - постыдное удовольствие именно такого рода, для смельчаков, которые рискнут своим авторитетом, пробравшись в зал в шляпе, в очках и в наглухо застёгнутом плаще. Ведь быть узнанным на таком сеансе почти равносильно попасть в чёрный список борющегося со всякой нечистью Милонова. Пусть даже речь здесь вовсе не о детском порно, а всего-навсего о конкурсе песен – но с размытыми стандартами нашего времени наверняка найдутся те, кто поставит между этими вовсе не близкими понятиями знак равенства. И в чём-то они даже будут, как ни странно, правы – учитывая, что самое важное прослушивание здесь происходит в женском душе (две голые девки стоят и поют – правда, ничего «такого» не показано, но намёк ведь куда эротичнее), да по сюжету полно шуточек на все эти лейсбийские темы… А уж девичья драка, а «ангелочек», сделанный в блевотине, а сам факт присутствия в кадре стольких (относительно) молодых красоток с голыми ногами!.. Нет, точно, взрослому зрителю всего этого лучше не видеть.
Но всё это – лишь в отношении действительно взрослых зрителей. Всех, кому еще не стукнуло двадцати, в кинозалы вообще на этот фильм должны пускать, по идее, бесплатно – пусть видят пример, пусть лучше поют, чем пьют, курят и бездельничают! Потому как если вынести за скобки всю кажущуюся нам «аморальность» (которая кажется нам исключительно в силу дурного, надо полагать, воспитания), останется идиллическая картина об идеальном досуге для молодёжи и юношества – пение, просто пение, выводимые одним только голосом ноты! И красиво, и звонко, и не может не нравится решительно всем – от детишек до бабушек. Вот какой должна быть студенческая жизнь – сплошная радость, никакой зубрёжки.
Не так давно «Идеальный голос» получил аж две кинопремии американского MTV – за лучший музыкальный эпизод (вариация песни «No Diggity», исполняемая девичьим хором в ходе неформального состязания с пацанами) и за «Прорыв года». Вторая награда досталась любопытной актрисе Ребел Уилсон – любопытной, конечно, в первую очередь своими размерами, нежели выдающимися талантами. Мы уже видели её в ряде картин (например, в «Холостячках», в «Кровью и потом»), и всё говорит о том, что Мелиссе МакКарти недолго оставаться главной толстушкой Голливуда – растёт, растёт смена, ширится во всех отношениях...
Впрочем, вспомним под конец лучше об «Отрыве» Милоша Формана и о «Славе» Алана Паркера – новый фильм во многом прямой их наследник, и вовсе даже не самый плохой из возможных. Ну а то, что художественный уровень произведений очевидным образом несравним – ну, это уж такая пошла теперь молодёжь: ей бы всё песенки, да лучше без смысла.
«Вспоминая 1942» (Yi jiu si er)
Китай, реж. Фэн Сяоган, в ролях: Чжан Гуоли, Чэнь Даомин, Сюй Фань, Эдриан Броуди, Тим Роббинс.
31-й год со дня основания Китайской республики, пятый год японо-китайской войны. Где-то далеко вовсю идёт Сталинградская битва, а в китайской провинции начинаются голодные бунты. Трагический неурожай в военное время заставляет выбирать: умирать от голода или сражаться. Но многие решаются на третий путь и собираются в дальнюю дорогу – туда, где еще не закончилась еда.
Сама дата – 1942-й год – конечно же, в первую очередь навевает мысли о военной тематике (чем, наверное, и объясняется выход фильма в прокат на 9 мая – вдруг кто случайно спутает). Но картина эта отнюдь не о яростных баталиях – хотя и о них китайские кинематографисты регулярно снимают свои масштабные полотна (смотри, например, «Цветы войны», которые выходили в наш прокат прошлым летом). Здесь рассказ о бедствии иного рода – именно что о голоде. Который сопутствует битвам, но при этом является самостоятельной трагедией, отдельной страницей в истории Китая. Страницей не просто горькой – ужасающей: официальная статистика гласила о тысяче умерших, в то время как реальная цифра превосходила три миллиона, а всего по стране в те месяцы ходило свыше десяти миллионов голодающих беженцев.
И тут нельзя не подивиться той смелости, с какой фильм преподносит самую неприятную правду: чиновники сороковых годов наотрез отказывались признавать сам факт случившегося, всяческими силами задерживая, оттягивая необходимую бедствующим провинциям помощь. Изменить отношение властей к национальной катастрофе смогли лишь фотосвидетельства журналиста из «Тайм» (его играет вечный «страдалец» Броуди) – против снимков, на которых собаки поедают человеческие трупы, не нашлось уже никаких аргументов. И то, что сегодня Китай не отрицает свою историю, а старается принять её таковой, какова она есть, без лакировки - это вызывает по меньшей уважение.
Не без уважения смотришь и на чисто киношный размах, с которым сделана картина не о победе в «великой войне», а о тяжелейшем поражении (ассоциации с «Утомлёнными солнцем-2» в принципе случайны, но так и просятся в строку). Тут и огромная, в первую очередь, массовка – что и понятно, в Китае её есть, откуда брать. Тут и эффектные сцены со взрывами - например, авианалет на колонну, в которой военные смешались с гражданскими (с «трогательным» эпилогом: кошка после бомбёжки осталась цела). Тут и намеренно акцентируемые «болевые точки» - только родившая мать просит убить младенца, так как у того всё равно нет никаких шансов выжить (а вот на сей раз кошке уже не повезло – её всё-таки съедают). Большое историческое полотно населено живыми человеческими лицами, и пусть европейскому глазу не всегда легко различить всех героев, каждого из них выделяет прописанная судьба – а это очень дорогого стоит. Но надо помнить, что «академический» стиль несёт с собой не только размах, но и степенность – а два с половиной часа слушать о голоде сможет далеко не каждый сытый.
«Отвязные каникулы» (Spring Breakers)
США, реж. Хармони Корин, в ролях: Ванесса Хадженс, Селена Гомес, Эшли Бенсон, Рэйчел Корин, Джеймс Франко.
Четверо девчат решают оттянуться во Флориде, а чтобы с баблом не возникало проблем, предварительно грабят кафешку (нельзя не отметить – в балаклавах). Сладкая жизнь, однако, быстро заканчивается, сменившись преступной – ведь кто встал однажды на скользкую дорожку, больше не выправится.
Киноинтеллектуалы не пропустят этот фильм из-за имени режиссёра. Хармони Корин некогда числился вундеркиндом (эту славу ему принёс сценарий скандальных «Деток» и собственный фильм «Гуммо»), потом постепенно подрос (сняв по пути ленты «Мистер Одиночество» и в особенности «Трахальщики мусорных бачков»), сохранив над собой нимб верного хранителя «независимого духа» и преданность самому что ни на есть «авторскому» кино. Тот факт, что новую его работу подают едва ли не как молодёжно-криминальную комедию – это, конечно, всё происки пиарщиков. Но нельзя не признать, происки успешные – потому как самая значительная часть аудитории придёт в кино отнюдь не на неизвестного почти никому Корина, а на соблазнительных девочек в бикини, кадры с которыми – и правда самое лучшее, что имеется в фильме.
Что ж – эксплуатации молодого женского тела не чужд и самый главный «Автор» современности, Ларс фон Триер, так почему же нельзя благодаря столь эффективному ходу чуток подзаработать и другим? Конечно же, можно. И даже нужно – в конце концов, если зритель привыкнет, что во все «авторские фильмы» проникли полураздетые актрисы, то ситуация с прокатом этих так называемых «сложных» картин заметно исправится, отчего польза будет и фильмам, и прокату, и самим актрисам. Да и режиссёрам то же – кто знает, может, поработав с Селиной Гомес, в следующий раз Хармони Корин снимет, например, её клип, что определённо будет означать, что его карьера наконец-то налаживается.
Но всё-таки не удивляйтесь тому, если вдруг «Отвязные каникулы» окажутся фильмом «со смыслом», в котором девочки разгуливают в бикини исключительно «для привлечения внимания».