Кино

Обзор кинопремьер: Дракула, Брэд Питт и Таня Неубивко

1 305

Кадр из фильма Эндрю Доминика "Ограбление казино".

Пока Рената Литвинова вновь рассказывает нам в «Последней сказке Риты», как страшно жить, герой Брэда Питта нежно убивает тех, кто участвовал в «Ограблении казино», Колин Фаррелл возится с «Семью психопатами», злодей Мэттью Фокс не дает расслабиться «Алексу Кроссу», а Дракула, Франкенштейн и Мумия оказываются героями детского мультфильма «Монстры на каникулах». Куда катится мир.

«Ограбление казино» (Killing Them Softly)

США, реж. Эндрю Доминик, в ролях: Брэд Питт, Скут Макнэйри, Бен Мендельсон, Джеймс Гандольфини, Ричард Дженкинс, Рэй Лиотта.

Сайт фильма

Молодчики грабанули казино – не такое блестящее, как в Лас-Вегасе, но такое, где уважаемые люди отдыхают душой за игрою в картишки. Расчет был на то, что казнят за налёт хозяина заведения, но призванный разобраться с проблемой профессионал сразу не поверил в настолько  простую версию.

Брэд Питт продолжает возделывать ниву «авторского» кино, максимально приближенного к «зрительскому» - снимаясь у серьезных режиссеров, которые не потакают пошлым обывательским вкусам, а занимательно рассказывают о чем-то по-настоящему важном. Его первый опыт сотрудничества с Эндрю Домиником – фильм «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» - пять лет назад принес голливудской звезде Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля; «Ограбление казино» в мае участвовало в конкурсе Канн. Обе картины отличаются от общего потока тем, что криминальные истории, лежащие в их основе, представлены совсем не так, как привыкли поклонники криминальных историй. Не то чтобы речь идет о кардинальной деконструкции жанра, но очевидно, что автора больше волнует не экшен, а атмосферная сторона вопроса. И акцент он ставит не на том, откуда растет преступление, а как проявляет себя возмездие.

Само ограбление занимает в фильме всего лишь первые пятнадцать минут. Это не центр сюжета, а всего лишь отправная точка для неспешной прогулки по закулисью преступного мира, обрамленной непрекращающимися теле- и радионовостями о мировом кризисе, обращениями Джорджа Буша и избранием Барака Обамы. В которой найдется место и для кровавой расправы, и для визуализации наркоманского «прихода», и для множества колоритных персонажей со своими «тараканами». Ответственный человек, выступающий посредником между киллером и боссами мафии (Ричард Дженкинс), сетует на то, что времена изменились и теперь каждый потраченный доллар требует финансового отчета. Выписанный из Нью-Йорка убийца (Джеймс Гандольфини) не спешит выполнять задание, а налегает на алкоголь и девочек – и тоже не от хорошей ведь жизни.

Но больше всего внимания уделяется, разумеется, персонажу Брэда Питта - дельцу с крепкой хваткой, но тонкой душевной организацией. Он почти гуманист – выступает против избиения подозреваемого, от которого все равно придется избавиться: зачем причинять ему лишние страдания? «Я сторонник убивать нежно», - говорит он, оправдывая оригинальное название картины; однако нежность не помешает ему выполнить все задания. И финальную фразу «Америка – это не страна, а всего лишь бизнес», предваренную монологом о легендарном президенте Джефферсоне, произнесет тоже он. Перечеркивая любую «романтическую» трактовку изложенных в фильме событий.

«Семь психопатов» (Seven Psychopaths)

Великобритания, реж. Мартин Макдонах, в ролях: Колин Фаррелл, Сэм Рокуэлл, Кристофер Уокен, Вуди Харрельсон, Том Уэйтс, Ольга Куриленко.

Сайт фильма

Сильно пьющий сценарист придумывает историю под названием «Семь психопатов» - не сразу замечая, что тут и придумывать ничего не надо, достаточно оглянуться вокруг. Чего стоит только лучший друг писателя: подрабатывая кражей собак, он умыкает любимого песика чрезмерно агрессивного бандюгана. И приводит тем самым в движение сюжет, где живые, как водится, позавидуют мертвым.

«Семь психопатов» находятся у «продвинутой» публики в числе самых ожидаемых фильмов года – и пусть ожидания оправдываются не вполне, очевидно, что память об этой картине будет жить еще долго. Здесь есть все ингредиенты, обеспечивающие произведению «культовый» статус. Кровавая тема: лента начинается с рассуждений об убийстве в глаз. Хлёсткий юмор: «Не ты хотел вырвать мне сердце и посрать на него?». Ярко выписанные персонажи: мужчина с кроликом был свидетелем того, как его девушка заживо сожгла печально знаменитого Зодиака (см. фильм Дэвида Финчера). Плюс небанальная мораль: «Как говорил Ганди, око за окно – и весь наш мир ослепнет». Результат - гремучая смесь комедии, «жесткача» и чего-то большего, далеко не идеальная, но даже в таком неидеальном варианте далеко опережающая многих конкурентов, промышляющих на этом же жанровом поле.

Не удивительно: Мартин Макдонах уже доказал, что его имя гарантирует качество. Сегодня он самый популярный, пожалуй, британский драматург своего поколения (ему 42). Его пьесы пользуются успехом и в России: «Человек-подушка» идет в МХТ, «Калека с Инишмана» - в Театре на Таганке, «Королева красоты» - в «Сатириконе». Кино не только добавило Макдонаху профессиональной славы (дебютная короткометражка принесла ему «Оскара»), но и значительно расширило аудиторию. Лента «Залечь на дно в Брюгге» составила ему репутацию «нового Тарантино»: такое же обилие витиеватых диалогов, схожая любовь к криминалитету, столь же циничное отношение к человеческой жизни. И главное – фильм получился хороший.

В новой работе Макдонах выводит в качестве центрального персонажа как будто бы самого себя – отнюдь неспроста называя его Мартином. И тем самым отсылая нас не только к «Бартону Финку» (великой истории братьев Коэнов про драматурга, получающего коробку с отрубленной головой), но скорее даже к «8½». Если Феллини снял фильм про режиссера, не знающего, о чем снимать фильм, то Макдонах сделал главным героям сценариста, который не может написать сценарий («А что случается с этими психопатами в конце?» - «Мне бы понять, что с ними случается в начале»). Альтер-эго гениального итальянца искал вдохновения в воспоминаниях – экранный Марти обращается за помощью к друзьям (не зря, совсем не зря они смотрят в кинотеатре Такеши Китано, который в своем творчестве умело чередует «боевики» с «автобиографическими» произведениями). Вместе герои придумывают историю о том, как придумываются истории – и хотя подобное «соавторство» не придает повествованию стройности, получившийся «винегрет» забавляет. Показывая, что чего действительно недоставало Феллини – так это вьетконговца с огнеметом.

См. также:

«Семь психопатов от кино»

«Монстры на каникулах» (Hotel Transylvania)

США, реж. Геннди Тартаковский, роли озвучивают: Полина Гагарина, Александр Пушной, Михаил Шац, Татьяна Лазарева, Сергей Бурунов.

Сайт фильма

Зловещий Дракула обустроил в Трансильвании великолепную гостиницу для друзей: здесь они смогут отдохнуть, невидимые человеческому глазу. Однако в день 118-летия графской дочурки случайная оплошность открывает двери замка излишне любопытному туристу. Во избежание скандала приходится выдать его за племянника Франкенштейна, вызванного обеспечить веселье. Ситуация осложняется тем, что между Мэвис и Джонатаном происходит «Дзинь», который, как известно, бывает всего лишь раз в жизни.

Согласно моде последних времен, монстры выходят из тени – из пугающих чудовищ превращаясь в комических чудил. Дракула, Мумия, Франкенштейн – кому они теперь страшны? Балом (то есть кассой) правят злодеи из многосерийной «Пилы», высасыванию крови предпочитающие куда более ужасающие способы умерщвления. Из легендарных же персонажей выбивают пыль – превращая их в героев мультфильма с возрастным ограничением +6 (в США – в присутствии родителей); куда катится мир.

Подобная переоценка ценностей – главная составляющая успеха картины, милой, смешной, но избавленной от каких-либо иных принципиальных достоинств. В отличие от монстров, сам мультфильм звезд с неба не хватает, что, впрочем, вовсе ему не мешает. По счастью, это не та анимация, которая делается с прицелом на будущий «Оскар», и не та, из которой потом вырастает многосерийная франшиза. Это просто развлечение на полтора часа – не больше, не меньше, почти «самое то». Герои – смешные, ситуации – забавные, темп – нормальный, когда смотришь – радуешься. Сыр «Крик» и эпизод с анимационными «Сумерками» - выше всяких похвал, хотя, конечно, совсем уж юная молодежь не распознает львиной доли «киноманских» шуток. Более того, есть подозрение, что и не все представители взрослой аудитории оценят, допустим, фразу рыцаря «Коротка кольчужка» - но не только ведь в цитатах дело. Главное, что в «Монстрах» есть драйв; жаль, впрочем, что после них не самое сильное послевкусие.

Занятно, кстати, как мультфильму удалось избежать внимания обычно бдительных контролирующих органов. Здесь, правда, не курят, не ругаются и даже не пьют человеческую кровь, но вообще-то лирические, скажем так, отношения молодых героев вызывают у знакомого с тематикой зрителя определенные вопросы. Все-таки разница в сто лет – это не шутка, да и для полноценного продолжения знакомства она просто обязана будет когда-нибудь его укусить… Но не будем – мультфильм эти острые углы предпочитает обходить стороной.

См. также:

«Дракула: живее всех живых»

«Последняя сказка Риты»

Россия, реж. Рената Литвинова, в ролях – Рената Литвинова, Ольга Кузина, Татьяна Друбич, Алиса Хазанова, Николай Хомерики.

Сайт фильма

Маргарита Готье медленно угасает – но продолжает надеяться. Ее лучшая подруга – врач, не видящая смысла в том, чтоб говорить горькую правду. Её новую подругу зовут Таня Неубивко, и на самом деле она и есть - Смерть, решившая скрасить Рите последние земные мгновения.

Если вы думаете, что знаете, что такое «артхаус», вам следует посмотреть эту новую работу Ренаты Литвиновой – чтобы понять, что вы знали о нем далеко не всё. «Последняя сказка Риты» - это такой «артхаус-артхаус», в двойной степени, кино для себя, на свои собственные деньги снятое и изначально не претендовавшее вроде бы ни на что большее. Хотя насчет последнего Литвинова, конечно, лукавит – уж слишком громким она обладает именем. Понятно, почему подобный сюжет не решились финансировать крупные студии – но когда уж фильм готов, очевидно, что мимо него не пройдут ни фестивали, ни поклонники.

Летом картину показали на ММКФ – эстеты тут же нашли в ней массу достоинств, вслед за ними ленту тут же принялись хвалить и все остальные, опасающиеся отстать от «передового» мнения. Определенные плюсы в этой «Сказке» и правда есть – но касаются они все же скорее истории создания фильма, а не его итогового качества (схожую ситуацию мы описывали неделю назад в связи с комедией «Пока ночь не разлучит»). Поражает самоотверженность Художника, во что бы то ни стало добивающегося цели и снимающего то кино, которое он (она в данном случае) хочет снять, не идя ни на какие уступки. Но если вывести это восхищение личным подвигом за скобки, восторгаться останется нечем: картина печальная. Сюжет маловразумителен, режиссура хаотична, актерская игра пунктирна и начисто лишена психологизма, об операторской работе нечего и говорить. К тому же «фирменные» диалоги и интонации Литвиновой порядком поднадоели и вызывают едва ли не отторжение: Максим Галкин сделал всё, чтобы не только прославить свой любимый объект пародии в массах, но и превратить в посмешище всё то, к чему она прикасается. Как не прискорбно это сознавать, в творческом плане его пародия может показаться сильнее оригинала. Как страшно жить, да.

См. также:

«Рената Литвинова предстала в образе Смерти»

«Я, Алекс Кросс» (Alex Cross)

США, реж. Роб Коэн, в ролях: Тайлер Перри, Мэттью Фокс, Эдвард Бёрнс, Рэйчел Николс, Жан Рено.

Сайт фильма

В богатом районе Детройта совершено ужасное преступление: кто-то замучил красавицу, отрезав ей все пальцы, но сперва перебив всех охранников. Дело расследует детектив Алекс Кросс – и вскоре у него появляются личные мотивы, чтобы найти и убийцу, и заказчика.

Печальный случай неоправдавшихся надежд – даже если они у кого и были. Поначалу авторы делают вид, что Алекс Кросс (герой, некогда дважды сыгранный Морганом Фриманом) силен не только кулаками. Он – мозг, этакий Шерлок Холмс Детройта, способный разгадать все загадки. Он замечает детали, подробно восстанавливает картину преступления, делает проницательные выводы. Но заявленное было нестандартное расследование оборачивается на редкость шаблонными сюжетными ходами, порой даже уникальными в этой своей шаблонности. Вот, например, возле трупа найден рисунок, сделанный убийцей; думаешь: ого, сейчас следствие пойдет этим путем и опросит, допустим, всех выпускников художественного факультета. Но вместо этого полицейские (извините, маленький, но не принципиальный спойлер) по наводке находят единственного, судя по всему, на весь город химика, способного сотворить парализующий препарат, - и выползают на желанный след благодаря совсем уж «лобовой» видеозаписи. В итоге «благородная» попытка выйти на преступника путем составления его психологического портрета оборачивается элементарным мордобоем – и для чего тогда было строить «умное» лицо?..

Вдобавок ко всему фильм принципиально не выходит за рамки стандартных характеристик: жена – это жена, дочка – дочка, напарница – это напарница. Рисунки ролей настолько просты и банальны, что герои, что живые, что мертвые, не вызывают ровным счетом никаких дополнительных эмоций. Создатели ленты опускаются до того, что «забывают» ввести в повествование сына главного героя – про него упоминают несколько раз, но появляется он лишь на мгновение в финале; как такое возможно? Ни к кому нет симпатии, никого не жалко – и как полюбить столь бездарно сработанное кино?.. 

Единственным персонажем, заслуживающим внимания, оказывается, что неудивительно, антагонист – в исполнении страх как отощавшего ради этой роли Мэттью Фокса (вы даже и не сразу узнаете в нем Джека Шепарда из «Лоста»). Его герой показан злодеем из злодеев – хитроумным, изобретательным, с крепким внутренним стрежнем. Но в чем природа этого стрежня, что движет этим человеком, цитирующим Конфуция, - про это авторы также забыли рассказать. Возможно, заранее подозревали, что это их уже не спасет.