Выходит «Джанго освобождённый» - новый великий фильм Квентина Тарантино. Вместе с ним в битву за зрителя вступают «Охотники на ведьм», еще одна реинкарнация старой сказки, шутейный «Дом с паранормальными явлениями» и переформатированная в 3D «Корпорация монстров».
«Джанго освобождённый» (Django Unchained)
США, реж. Квентин Тарантино, в ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Сэмюэл Л. Джексон, Керри Вашингтон, Дон Джонсон.
В 1858-м, за два года до Гражданской войны, где-то в Техасе доктор Шульц покупает раба по имени Джанго – с тем, чтобы попросить его об одной услуге.
Новый фильм Квентина Тарантино заметно обеднеет, если его банально свести к двум-трем фразам синопсиса. Будучи в первую очередь изумительным рассказчиком, в «Джанго» известный мастер эпического размаха превосходит самого себя – выстраивая повествование не просто нового для себя содержания, но и новой формы. Все его предыдущие работы были многофигурны, что позволяло автору легко переходить от одного персонажа к другому, а затем связывать воедино все нити. Новелльная структура стала привычным, фирменным режиссерским знаком. Отказавшись от нее, Тарантино впервые сосредоточился на практически линейной истории, посвященной всего лишь двум неразлучным персонажам. Его новому роману оказалось не нужно деление на главы. Это не спокойное озеро, вбирающее в себя многочисленные ручейки, а могучая полноводная река, стремительно несущая свои воды по бескрайнему Дикому Западу. Поворот следует за поворотом – и всякий раз история становится всё интереснее, характеры всё глубже, а накал страстей – всё запредельнее.
При всем разнообразии сегодняшнего выбора, «Джанго освобождённый» - уникальный пример безупречно поставленного фильма, основанного на идеально продуманном сценарии. Проводя своих героев от точки А в точку Z, Тарантино воссоздает на экране целый мир – давным-давно унесённый ветром. Здесь значимы все детали, запоминается каждый жест. Как Кристоф Вальц - восхитительный! - наливает пиво, снимая пену специальной палочкой. Сколь беззаботно работницы плантации раскачиваются на качелях – мимолетный момент, но гипнотический, словно во сне. Как точно названа комната в доме самого отвратительно злодея – в честь Юлия Цезаря. А кто эта девушка, разглядывающая Джанго из окна? А зачем здесь упоминается торт, оставшийся после дня рождения? И для чего Зои Белл, лицо которой спрятано под платком, рассматривает картинки в стереоскопе?.. Бетховен, исполняемый на арфе; ниггер Д’Артаньян, разорванный собаками; неудобные мешки, наспех сшитые для отряда белых богатых мстителей (позже их назовут ку-клукс-кланом). А музыка, а песни! А неузнаваемый и неподражаемый Сэмюэл Л. Джексон, играющий здесь свою лучшую роль! Всё вместе это даже не картина маслом – это мозаика, выложенная из тысячи драгоценных камней. Колода, наполненная сплошь козырями.
«Он взобрался на гору, потому что не боялся высоты, победил дракона, потому что не боялся его, и прошел сквозь огненное пламя, потому что Брунгильда того стоила», - так Шульц пересказывает любопытному Джанго историю о Зигфриде. Своеобразно варьируя мифологический сюжет, Тарантино умело насыщает его привычными мазками – но даже прекрасно зная об особенностях его стиля, нельзя не восхититься тем, как сочно разлетаются кровавые брызги в его новом творении. «Убиваешь белых – и тебе за это платят?» - поражается Джанго, принимая условия новой работы. «За Д’Артаньяна, ублюдки!» - кричит он в конце. «Ни одна лошадь не пострадала», - щадит наши чувства благоразумно-ёрнически титр, появляющийся в финале. И несмотря на то, что разговоры о недопустимости насилия в кино становятся всё громче, для Тарантино все же хочется сделать большое-пребольшое исключение. Потому что сила – в правде, а правда – за Джанго.
См. также:
«Охотники на ведьм» (Hansel and Gretel Witch Hunters)
Германия-США, реж. Томми Виркола, в ролях: Джереми Реннер, Джемма Артертон, Пихла Виитала, Фамке Янссен, Петер Стормаре.
Брошенные, как они считают, родителями в темном лесу, Гензель и Гретель в первую же ночь побеждают ведьму из сахарного домика – и понимают, что это их судьба и предназначение. Сейчас, уже взрослыми, матерыми профессионалами, они возвращаются в родные края, чтобы расправиться с нечестью, похитившей уже с десяток детей.
Перелицовку еще одной старинной сказки в первую очередь хочется сравнить даже не с двумя прошлогодними «Белоснежками», а собственно с «Братьями Гримм», фильмом Терри Гиллиама, в 2005-м на добрую пятилетку опередившим нынешнюю повальную моду. Есть у молодого норвежца Томми Вирколы, что-то, что роднит его с выдающимся мэтром – оригинальный взгляд, бодрость подхода, мрачное понимание того, что такое настоящая забава. Четыре года назад он прогремел с комедийным хоррором «Операция «Мертвый снег», главными героями которого были зомби-нацисты. Судя по всему, его чувство юмора было оценено на самых «верхах» - что дало ему шанс снять потенциально весьма громкий блокбастер с парнем, заменившим Джейсона Борна, и аж с двумя девушками, знакомыми с Джеймсом Бондом.
Шанса Виркола не упустил – и если у кого-то есть особые ожидания от «Охотников», то они, скорее всего, оправдаются. Лихая задумка дать в руки издревле знакомым сказочным героям многозарядный арбалет, дробовик, электрошокер и пулемет в придачу в наши циничные дни работает «на ура». И даже неважно, наверное, что за первым, видимым слоем начисто, похоже, отсутствует второй. Балом правит прикол: «Хорошая ведьма – мертвая ведьма»; кому нужно что-то большее – те очевидным образом ошиблись залом. Соображения о том, что фильму явно не хватает энергетики и нерва, - это всё брюзжание «неврубившегося» зануды. Здесь есть всё, что нужно для полного счастья; ну а то, что история явно не дотягивает даже до стандартных полутора часов, многими и вовсе будет воспринято в качестве плюса: это ж сказка (пусть и для взрослых), чего тут мудрить! Действительно, порой это даже неплохо, когда вся мораль ограничивается советом никогда не входить в дом, сделанный из сладостей, а итог сводится к удачной финальной фразе: «Жаль тебя расстраивать, но, кажется, гроб будет закрытым». Просто не надо воспринимать каждую сказку как намёк, добрым молодцам урок – и вот как раз в этом Виркола от Гиллиама серьезно отличается.
Отдельно хочется отметить, что при удачном раскладе для 42-летнего Джереми Реннера «Охотники на ведьм» могут стать уже четвертой франшизой, причем второй – персональной. С ходу даже и не вспомнишь, какой еще актер может похвастаться сегодня такими радужными перспективами. Вот что значит – старательность, трудолюбие и честные глаза. Что там ведьмы – перед таким набором никакой продюсер не устоит.
«Дом с паранормальными явлениями» (A Haunted House)
США, реж. Майкл Тиддес, в ролях: Марлон Уайанс, Эссенс Эткинс, Ник Свардсон, Дэвид Кокнер, Седрик «Развлекатель».
К Малкольму в дом переезжает его девушка, Киша, но как вскоре выясняется – не одна, а с демоном, который давно уже вокруг нее крутится. Паре предстоит сперва поверить в призрака, а потом как-то научиться с ним либо бороться, либо уживаться.
Марлон Уайанс – это парень, которого человечество знает по первым двум сериям «Очень страшного кино» и почти культовому «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале». В прошлом году актеру, сценаристу и продюсеру стукнуло сорок – что никак не сказалось ни на его чувстве юмора (по-прежнему весьма специфическом), ни на его способности строить кадр за кадром самые что ни на есть глупейшие рожи. Взявшись за «призрачную» тему, он вместе с напарниками с максимальной, как им, наверное, кажется, изящностью «уделывает» невероятно популярную сагу про «Паранормальное явление» и прочие аналогичные фильмы. Здесь всё по полной программе – всё то, что непритязательный зритель привык уже видеть в якобы «пародийных» фильмах: ночное испускание газов, открытая туалетная дверь, разговоры о вагинальном герпесе. «Мерзость, какая мерзость!» - сказано о наваленном на пол говне, но создатели фильма явно привыкли уже слышать подобное и в свой адрес. На то и расчет: кому гадость, а кому – золотая жила.
Вдобавок имеются экстрасенс-гей и, понятное дело, туповатые охотники за приведениями. А герои, попривыкнув к призраку, курят с ним травку и вступают, скажем так, в более тесный контакт – что тоже открывает широкие возможности для неприличных гэгов, призванных вызвать идиотское хихикание в зале. Дабы усилить впечатление, здесь также бьют током мертвую собачку и изображают страстный секс с игрушечной; возможно, первое отсылает нас к «Франкенвини», а второе - к комедии «Третий лишний». И в довершении всего - «возмутительная», как наверняка в голос заявят сейчас все верующие, сцена, в которой совершается мастурбация распятием. Вот интересно, авторы ленты это сами придумали – или все-таки слышали об Ульрихе Зайдле и о скандале, который его фильм «Рай: Вера» вызвал на Венецианском кинофестивале? В любом случае, будь это «своё» или прямая цитата – уважуха, зря мы о них так плохо думали.
Вместе с тем, стоит «Дому» начаться, как скоро выясняется, что ничего нового по теме он предложить не в состоянии. Шутки (среди которых, не будем лукавить, есть и смешные) стремительно иссякают, а фантазия юмористов не уходит дальше постели или сортира. Как следствие, фильм быстро утомляет, заставляя задуматься: ну когда же всё это закончится?!.
«Корпорация монстров» (Monsters, Inc.)
США, реж. Пит Доктер, анимация.
Монстры, добывающие энергию для своего города из криков напуганной малышни, атакованы «смертельно опасным» ребенком – маленькой девочкой, неожиданная дружба с которой изменит расстановку сил на энергетической карте Монстрополиса.
Довольно глупо, наверное, рецензировать фильм более чем десятилетней давности, - но практика показывает, что его видели, как это ни странно, далеко не все. В мире осталось еще много людей, которые ничего не знают ни про Бу, ни про Салли с Майком Вазовски, ни про код 23-19. Масса приятных мелочей, составляющих вселенную этого анимационного шедевра, до сих пор – вне сознания миллионов, и ладно бы только малых детей, так еще ведь и взрослых! Широкий повторный релиз этой ленты, в соответствии с новейшими требованиями переформатированной в 3D, это печальное недоразумение должен в какой-то мере поправить.
Хотя 3D в разговоре о «Корпорации», разумеется, не главное. Есть стереоэффект, нету его – в данном случае это совершенно не важно. Самое вкусное тут – изумительно придуманная история, незабываемый юмор, уникальные и по замыслу, и по воплощению герои! Взявшись за рискованную тему детских страхов, работники великой уже и к тому времени студии «Пиксар» перевернули всё с ног на голову – и неожиданно выиграли. Их рассказ, в котором монстры боятся детей даже больше, чем дети – монстров, с полным на то основанием можно засчитать за одну из самых гениальных придумок в киноистории. Потому как получилось действительно свежо и оригинально - и очень смешно. Причем особенно громко смеются, наверное, молодые родители, вдруг понимая, что не у них одних имеются проблемы с крошечными чадами. И особый, конечно, плюс в том, что дети, вырастая, начинают взахлеб смеяться над этим вместе с ними.
Через пять месяцев мы узнаем, как обстояли дела у Салли и Майка в «Университете монстров». И хочется верить, что дела у этого нового и очень ожидаемого мультфильма будут получше, чем у третьей «Истории игрушек». Та, напомним, стала суперхитом во всем мире – а в России собрала удивительно малую для «Диснея» сумму. Сказался, наверное, слишком большой, почти в поколение, временной разрыв между частями - даже несмотря на то, что в прокат загодя были вновь выпущены и первая, и вторая. Новых «Монстров» от «старых» также разделяет десятилетие… Впрочем, ладно, не будем пока забивать себе голову; страшилы, на выход!