Кино

Обзор кинопремьер: Джеймс Бонд, Астерикс и каннские суперхиты

2 828

Кадр из фильма «007: Координаты ”Скайфолл”»

Пока Джеймс Бонд спасает Англию от внутреннего врага, Астерикс и Обеликс в рамках дружеской миссии защищают Её Величество от Юлия Цезаря. Тем временем в глухой Румынии монахи изгоняют бесов из слишком своенравной девицы, а в Париже доживают свои дни нежно любящие друг друга пенсионеры. Сайлент Хилл меж тем вновь встречает гостей, заходите и вы.

«007: Координаты ”Скайфолл”» (Skyfall) 

 

Великобритания-США, реж. Сэм Мендес, в ролях: Дэниел Крейг, Хавьер Бардем, Джуди Денч, Рэйф Файнс, Бен Уишоу, Наоми Харрис.

Сайт фильма

М уже успела написать про Бонда прочувствованный некролог, как тот вдруг решил вернуться к работе. Он уже не в той форме, как ранее, но всё еще способен послужить Короне и Отечеству. И найти того, кто украл все списки внедренных в преступные группировки агентов и взорвал штаб-квартиру МИ-6 прямо посреди Лондона.

Новый фильм о Джеймсе Бонде изначально вызывал подозрения. С одной стороны, полувековая история киноагента убедительно доказала, что все критики сгинут, а фильмы – останутся. Но с другой – сильно смущало произошедшее буквально на наших глазах: сколь сверхудачным оказалось обновление Бонда в «Казино “Рояль”», столь на диво бессильным обернулся «Квант милосердия». К тому же – оригинальнейший, согласитесь, выбор капитана нового корабля: Сэм Мендес, разумеется, крупный, серьезный режиссер, но в том-то и дело, что «Красота по-американски» и «Дорога перемен» - не приключенческий, мягко говоря, жанр. Это как если бы Звягинцева, условно говоря, попросить снять про «Трех богатырей» - налицо несовпадение автора и материала.

Однако перечисление рисков сводится лишь к одному: опасения не оправдались. Сверх того – Мендес снял картину, которую уже сейчас приравнивают к высшим достижениям бондианы, и приравнивают обосновано. Он не просто «вдохнул жизнь» - и до него имелись мастера; он неожиданно вывел сериал на какой-то новый уровень трагедии. Не Шекспир, конечно, да и Бонд – не Гамлет, но вдруг стало ясно: а ведь еще чуть-чуть – и мог бы им быть. И это притом, что в МИ-6 вернулся Q со своими техническими гаджетами (при перезагрузке шесть лет назад от него вроде как отказались), а сама разведслужба перебралась в секретный бункер Черчилля. Старые «фишки» заблестели вновь – не отменив при этом ни дедовского ножа, ни охотничьего ружья, проверенного временем. Бонд по-прежнему скачет из одного экзотического места в другое – Стамбул, Шанхай, Макао, - но впервые возвращается к истокам: «Скайфолл» - это его родовое имение, где агента 007 помнят еще юнцом. На стенах не висят, увы, фамильные портреты, но сама мысль о том, что в одной из комнат когда-то (только вот когда?) стояла его колыбель, - не то чтобы окрыляет, но точно придает сюжету невиданное ранее измерение.

При желании, конечно, к новому Бонду могут возникнуть вопросы. Магистральный сюжет упорно напоминает про другой фильм про другого шпиона. Имеется восхитительный злодей, но нет «девушки Бонда» в привычном ее понимании. Путь от точки А к точке Б выглядит слишком простым – почему в разведке это никого не насторожило? Удивляет странная манера героя - сперва позволить убить жертву и лишь потом разобраться с плохими парнями. Но все эти удивления улетают в пустоту, ибо плюсов несоизмеримо больше, чем минусов. Джеймс Бонд вновь подтвердил, что его главное хобби – это воскресать. Результат – классика.

См. также:

«У Бонда новое задание»

«Джеймс Бонд прибыл на Солянку»

«От Ширли Бэсси до Адель: хиты бондианы»

«Продюсер Бонда не хочет расставаться с Дэниэлом Крейгом»

 

«Астерикс и Обеликс в Британии» (Astérix et Obélix: Au service de Sa Majesté) 

 

Франция-Италия-Испания-Венгрия, реж. Лоран Тирар, в ролях: Жерар Депардье, Эдуард Баэр, Фабрис Лукини, Катрин Денев, Валери Лемерсье.

Сайт фильма

Юлий Цезарь строит новые коварные планы: на сей раз он напал на Британию. Каждый день в пять часов жизнь в этой стране замирает: все ее жители пьют горячую воду, - и потому нет более удобного момента для атаки. Из галльской деревушки на помощь соседям выезжают Астерикс и Обеликс с юным молодцем, которого они намерены в кратчайшие сроки превратить в настоящего мужчину.

К четвертой части детский сериал обзавелся в России прокатной плашкой 12+, так что родителям придется объяснять некоторым деткам, почему тем нельзя узнать про новые приключения давно полюбившихся героев. Впрочем, взамен им можно предложить посмотреть трейлер – он как раз маркирован 6+, наверное, потому, что короче. Путаница с указаниями, противоречащими друг другу, вообще характерна для России, но в данном случае стилистически почти идеально соответствует материалу. Все шутки Астерикса и Обелиска как раз и строятся на подобных разночтениях – так что вполне можно рассчитывать, что когда-нибудь они доберутся и до Москвы (вдруг Цезарь захочет навестить «Третий Рим»).

Пока же простоватый французский юмор сталкивается с многовековым английским абсурдом, с тамошними обычаями и жизненным укладом. Характерный пример: пытка заменяется уроком этикета, а непрошеного гостя легко выгоняют из дома, идя от обратного – вежливо пригласив на ужин. Причем автор нового фильма (ранее поставивший чудесный фильм «Мольер») увлекся пародией настолько, что врожденная британская холодность в какой-то мере передалась и «Астериксу»: по части гэгов и хохм он все же проигрывает египетской и греческой сериям. Но этот «проигрыш» нисколько не сказывается на общем впечатлении: протухнуть может всё, что угодно – но Астерикс и Обелиск вечны. Как тот же Джеймс Бонд, к которому недвусмысленно отсылает оригинальный подзаголок («На службе Ее Величества»), как сама традиция в пять часов напиваться горячей водой - то есть, простите, с некоторых пор уже чаем.

 

«Любовь» (Amour) 

 

Франция-Австрия-Германия, реж. Михаэль Ханеке, в ролях: Жан-Луи Трентиньян, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер, Александр Таро, Динара Друкарова.

Сайт фильма

Пожилая супружеская пара завтракает. Внезапно Анна отключается – просто затухает взгляд. Через несколько минут она очнется и даже не поверит взволнованному Жоржу, что подобное случилось на самом деле. Скоро станет очевидно, что это – начало конца.

Тем, кто следит за мировым кинопроцессом, пояснять ничего про эту картину не надо: это Михаэль Ханеке, вторая его «Золотая пальмовая ветвь», один из лучших, по мнению многих, авторских фильмов года. Другими словами, не обязательно это любить – но посмотреть просто необходимо.

Для тех же, кого предыдущий абзац не впечатлил, следует отметить некоторые важные моменты, характерные для этого кинопроизведения. Во-первых, хоть в кадре иногда и появляются разные лица, по сути «Любовь» - бенефис двух крупных артистов. Эмманюэль Рива вошла в историю кино уже первой своею работой «Хиросима, моя любовь», имя Жана-Луи Трентиньяна неразрывно связано с мелодрамой «Мужчина и женщина» (хотя у него были и другие успехи). Ему сейчас 81, ей – 85, и они прекрасно осознают, что играют то, что может случиться с ними самими в любую минуту. И потому это даже трудно назвать «игрою» - тем более что Ханеке, которого часто называют режиссером-хирургом, мгновенно отсекает любую неискренность.

Во-вторых, в основе этой камерной драмы лежит ромком наоборот: что случается с теми, кто полюбил друг друга в молодые годы, да полюбил так, что прожил со своею половинкой всю жизнь, - что случается с ними на пороге смерти? Легко любить длинноногую красотку – но как быть, если спустя полвека она превратиться в бездвижного паралитика? Под таким углом решается посмотреть на мир далеко не каждый. Ханеке, известный своим безжалостным взглядом, рискнул – и не стал отводить камеру даже на самых болезненных моментах.

Первое и второе составляют третье: «Любовь» - редкий в наше время пример истории о самом-самом важном. Все фильмы говорят о чем-то, но Ханеке вместе со своими актерами в очередной раз обобщил – рассказав чуть больше обычного. Результат не хочется называть идеальным, но «Золотую пальмовую ветвь» ругать бесполезно: она давно уже в руках победителя, всё остальное – пустое.

См. также:

«Любовь» Михаэля Ханеке признана кинокритиками лучшим фильмом года» 

«Любовь» Михаэля Ханеке доехала до Москвы»

«Михаэль Ханеке получил в Каннах свою вторую «Пальмовую ветвь»

 

«За холмами» (Dupa dealuri) 

 

Румыния-Франция-Бельгия, реж. Кристьян Мунджу, в ролях: Космина Стратан, Кристина Флутюр, Валериу Андриута, Дана Тапалага.

Сайт фильма

Две девушки вместе росли в приюте, затем одна уехала в Германию, а другая ушла в монастырь. Теперь первая вернулась – и хочет увезти вторую, чтобы отныне всегда быть с нею вместе. Но молодая послушница не спешит с решением: батюшка сказал, что если она уйдет, назад к Богу ее уже не пустят.

На одной неделе в российский прокат выходят сразу два первостепенных хита 65-го Каннского кинофестиваля – словно специально, чтобы мы сравнили и сами сделали выводы. Как и Ханеке, Мунджу был в числе фаворитов конкурса еще до начала просмотров: ведь у него тоже есть «Золотая пальмовая ветвь» за картину «4 месяца, 3 недели и 2 дня». То был сверхреалистичный рассказ о нелегальном аборте в условиях серого города. В своем втором фильме режиссер выбирается на природу и заговаривает о Боге – оставляя сверхреализм творческим методом. Итог впечатляет кого-то менее, кого-то более – всё, на самом деле, зависит от того, насколько быстро бегали мурашки по коже во время сеанса. Жюри Канн предпочло отдать главный приз не столь агрессивной и мятежной, а даже практически «безобидной» «Любви» - но одарило «За холмами» двойной премией за лучшую женскую роль (досталась обеим актрисам) и наградой за лучший сценарий. Так уж повелось: авторов, затевающих прямой диалог со Всевышним, на фестивале привечают, но «Золотой ветви» никогда за это не отдают – будь то Тарковский с «Жертвоприношением», фон Триер с «Рассекая волны» или же сейчас вот Мунджу. Боязно: а вдруг кто не так это поймет?..

Оно и правда: Кристьян Мунджу, как и его великие предшественники, заходит в своих поисках чересчур далеко. Он не утверждает, есть ли Бог или нет, но определенно намекает, что все не там его ищут. Румынскому бесстрашию можно позавидовать – ибо за выводы, которые делает режиссер, в некоторых странах или уже сажают, или скоро начнут сажать в тюрьму. Он показывает то, что заведомо оскорбляет чувства миллионов слепо верующих: Церковь бывает и не права. И ошибки ее земных представителей могут оказаться смертельными.

С художественной точки зрения фильм практически безупречен – он убийственно достоверен, выразительно поставлен, сыгран и снят, электрическим напряжением пронизана едва ли не каждая сцена. Это исключительной силы картина – которую, впрочем, многие пытаются судить лишь за смысл, забывая про чисто кинематографическое качество. Хотя «многие» - это, конечно, громко сказано: «За холмами» - это определенно «кино не для всех», «многие» его как раз попросту не заметят.

«Сайлент Хилл - 2» (Silent Hill: Revelation 3D) 

 

Франция-США-Канада, реж. Майкл Дж. Бассетт, в ролях: Аделаида Клеменс, Шон Бин, Кит Харингтон, Кэрри-Энн Мосс, Малькольм Макдауэлл.

Сайт фильма

Девочка с папой меняли города и школы, имена и фамилии, она перекрасила волосы, научилась оглядываться по сторонам и не заводить друзей. И тем не менее их всё же нашли - послы города, где вместо снега на землю падает пепел. Тьма наступает.

Первый «Сайлент Хилл» оставил по себе добрую память: Кристоф Ганс сумел насытить экранизацию компьютерной страшилки впечатляющими визуальными образами и не потерял при этом главного – нерва. Казалось бы – продолжение последует вмиг; и тем не менее прошло целых шесть лет, прежде чем мы его дождались. И стоило ли оно того?.. Новый постановщик Майкл Дж. Бассетт (за его плечами – «Соломон Кейн») бережно сохранил чужие находки, но не привнес, кажется, ничего своего, столь же достойного. Он то и дело повторяет стандартные ходы вроде «вдруг одна в пустом коридоре» и настойчиво пугает нас страшным розовым кроликом, удачно использует манекенов-зомби и безумие в глазах Малькольма Макдауэлла… Но в отличие от предшественника ни разу не поднимается «над жанром». У Ганса все-таки получился фильм категории «А» - второй части суждено навеки застрять среди «Б-эшек».

Не сказать, однако, что это плохо – по своей сути к «Б» относится большая часть современного кинопроката. Непридирчивый зритель, вполне возможно, даже не заметит подмены – ведь в принципе здесь всё осталось на месте. И пугающая история, и обезличенные монстры, и девочка, сожженная на костре. Пепел падает не менее выразительно, а музыка наигрывает столь же пронзительно. Появилась даже, с учетом подросшей героини, небольшая, но любовная линия (паренька играет, кстати, бастард Старков из «Игры престолов»). В целом, легко найти повод для одноразового просмотра – и разве беда, что желания вернуться в Сайлент Хилл в следующий раз может уже и не возникнуть?