Кино

Обзор кинопремьер: форс-мажор Альтрона

5 1988

В прокат выходит кинокомикс «Мстители: Эра Альтрона» — и комментарии тут, пожалуй, излишни. Назвать новинку просто сиквелом картины трёхлетней давности даже язык не поворачивается — уникальность «Вселенной Marvel» в том, что в одну неразрывную линейку выстраиваются решительно все её проекты. Как первые «Мстители» стали развитием первых лент про Железного человека, Халка, Тора и Капитана Америку, так и вторые, в свою очередь, предполагают, что зритель хорошо знаком со всеми событиями, случившимися уже в продолжениях «персональных» историй. Короче, либо ты смотришь всё, выходящее в рамках данной гигантской саги, — либо волей-неволей выпадаешь из «ближнего круга».

Нет, конечно, голливудский продукт всегда выстроен так, что ты в любом случае не будешь считать себя обделённым, даже если вдруг (что, правда, маловероятно) оказался в зале, вовсе не представляя, кто таков этот Железный человек вообще. Нужные детали тебе подскажут — и проблем с пониманием сюжета никаких не возникнет. Тем более что вскоре зал всё равно захлестнёт вал спецэффектов, которые ослепят и оглушат любого, не отпуская все два часа безостановочного действия… Но всё-таки полюбить фильм по-настоящему смогут в первую очередь подлинные фанаты — которые потом, на финальных титрах, терпеливо будут дожидаться коротенького, но приятного бонуса.

Надо ли в связи с этим говорить, о чём кино? Ну, буквально две фразы: те же плюс робот-бяка с искусственным интеллектом, решивший выжечь с лица Земли всё живое. Битва, как водится, предстоит жаркой. Учитывая, что первые «Мстители» в постановке Джосса Уидона по итогам проката заняли третью строчку кассовых рекордсменов всех времён, новой его ленте легко предсказать самое светлое кассовое будущее. К привычному актёрскому ансамблю (Роберт Дауни-младший, Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер и Сэмюэл Л. Джексон) на этот раз прибавились Аарон Тейлор-Джонсон, Элизабет Олсен, Пол Беттани и Джеймс Спэйдер.

Трейлер фильма «Мстители: Эра Альтрона»

Все прочие премьеры недели по понятным причинам уступают «Мстителям» и в количестве экранов, и в качестве рекламной раскрутки. При столь мощном флагманском блокбастере — дело рядовое. Тем не менее, и в таких жёстких условиях нашлось место маленькому шедевру: главной не развлекательной, а именно что художественной премьерой недели стал шведский «Форс-мажор» (копродукция с Данией, Норвегией и Францией) — картина с большой фестивальной и призовой историей.

Начав свой путь с каннского «Особого взгляда» (Приз жюри), фильм закончил 2014-й в статусе одного из лучших произведений Европы (две номинации на награды Европейской киноакадемии) и мира вообще (номинации на «Золотой глобус» и «Независимый дух»). В Швеции лента выдвигалась на местного «Золотого жука» в десяти категориях, шесть из которых оказались выигрышными: монтаж, операторская работа, актёр второго плана, сценарий, режиссура и собственно лучший фильм года. Подобный успех тем более приятен для нас, что Рубен Остлунд в своё время был открыт для фестивального движения в Москве: его полнометражный дебют «Гитара-монголоид» участвовал в конкурсе ММКФ 2005-го года и даже получил приз ФИПРЕССИ. Кстати, фамилия режиссёра требует уточнения: когда он был «просто шведом», автором фильмов «Добровольно-принудительно» и «Play», то и был просто Остлундом; получив же год назад мировое признание, вдруг превратился на англоязычный манер в Эстлунда. Ну, бывает — нечто похожее произошло некогда с голландцем Верхувеном, ставшем Верховеном; но не в этом ведь дело, был бы человек хороший.

Трейлер фильма «Форс-мажор»

В «Форс-мажоре» Остлунд, которому недавно исполнился 41 год, достиг своего творческого пика — это самая продуманная и самая выверенная его история. Базирующаяся, что важно, на секундном моменте: увидев сходящую на них лавину, папа побежал в укрытие, бросив жену и двоих детей. Именно эта секунда даёт дорогу последующим размышлениям, в ходе которых ставится ребром главный вопрос: так ли счастлива эта семья, как кажется на самом деле, или этот брак столь же фальшив, как фальшиво и само «буржуазное» общество, приятно проводящее время на горнолыжном курорте?..

Натурные съёмки, к слову, необыкновенно красивы и заслуживают того, чтобы увидеть их на большом экране.

Географию недели расширяет Япония — с новым фильмом Такаси Миике «Страшная воля богов». Если кто забыл, кто такой Такаси Миике, стоит напомнить несколько красивых названий: «Только через твой труп», «Урок зла», «Дети-ниндзя», «Харакири», «13 убийц», «Живым или мёртвым» и так далее. Впрочем, для большинства киноманов Миике всё равно навсегда останется автором шокирующей «Кинопробы», «Одного пропущенного звонка» и ленты с участием самого Тарантино «Сукияки Вестерн Джанго». В своей свежей страшилке он рассказывает о школьниках, против своей воли поставленных перед выбором: с одной стороны — жизнь, с другой, разумеется, — смерть…

Трейлер фильма «Страшная воля богов»

Ещё есть Колумбия — испанский дебютант Йуис Килес вместе с соотечественниками, при помощи американских коллег и с участием более-менее известных артистов (Джулия Стайлз, Стивен Ри, Скотт Спидман) снял там ужастик «Из темноты» про дом с привидениями. Но куда более интересен «Пятый номер» из Уругвая, созданный при поддержке Аргентины, Германии, Франции и даже России (от нас в производстве фильма был занят продюсер Сергей Сельянов). Как сказано в синопсисе, это «история любви, отмеренная футбольными матчами»: закончив в 35 лет спортивную карьеру, герой картины пытается начать жизнь сначала — и любящая жена всецело поддерживает его в решении вернуться к некогда заброшенной учёбе и открыть, наконец, своё собственное дело. Любопытна эта комедийная драма (или драматическая комедия, смотря как посмотреть) именем режиссёра: пять лет назад Адриан Биньес взял со своим дебютным «Гигантом» сразу три награды Берлинского фестиваля, включая вторую по значению — Гран-при жюри. 

Трейлер фильма «Пятый номер»

Помимо «Мстителей» американский производитель представлен также комедией про отношения «Любовь или секс» (реж. Брайан Пойсер) и драмой «1915», посвящённой жертвам геноцида армянского народа (реж. Карин Ованнисян, Алек Мухибян). К уже опубликованному материалу добавим лишь имя композитора фильма — Серж Танкян. Бабушка и дедушка будущего вокалиста метал-группы «System of a Down» были убиты во время трагических событий столетней давности, а с 2002-го года он руководит некоммерческой политорганизацией «Ось справедливости», добиваясь исторической правды и признания геноцида. «1915» - глубокий философский фильм, полный эмоций и саспенса, — говорит он. — Тонкое сочетание жанра психологического триллера и актуальной драмы — редкость в современном кино. Я получил невероятное удовольствие, создавая музыкальный мир к этой яркой и многогранной картине».

Кадр из фильма «1915»

Тех же, кому ближе не кино, а живопись, наверняка порадует очередная экскурсия документалиста Фила Грабски по музеям мира. На сей раз он заглянул в Амстердам, чтобы ближе познакомить нас с полотнами великого Ван Гога — в фильме «Винсент Ван Гог: Новый взгляд» (Великобритания).