Кино

Обзор кинопремьер: Горько за Ассанжа

6 820

Кадр из фильма "Горько!"

Сейчас в это сложно поверить, но вполне может так обернуться, что 2013-й год останется в истории российского кино годом фильма «Горько!»: давно у нас не было настолько народной – во всех отношениях – картины! Наряду с главной неожиданностью в прокат выходит и главное разочарование года – типа комедия «Отдать концы». А также как бы биография Джулиана Ассанжа «Пятая власть», трэш-боевик «Мачете убивает», мультфильмы «Облачно...2: Месть ГМО», «Как поймать перо Жар-птицы», «Джастин и рыцари доблести».

 

«Горько!»

Россия, реж. Жора Крыжовников, в ролях: Юлия Александрова, Егор Корешков, Ян Цапник, Елена Валюшкина, Василий Кортуков, Юлия Стадник, Александр Паль, Валентина Мазунина, Сергей Лавыгин, Сергей Светлаков.

Сайт фильма

У Ромы и Наташи – свадьба. Вернее, сразу две свадьбы. Одна – в ресторане, как папа хочет: чтоб и начальник со своими бабами пришёл, и чтоб конкурсы, и чтоб казаки пели (раз уж решили обойтись без цыган). Вторая – в стиле Русалочки, как мечтала она: на берегу Чёрного моря, по-модному, по-современному, без пьяных родственников из Туапсе... Беда только, что оба торжества намечены на один день…

Русская свадьба безжалостна и беспощадна. Те, кто пережил её, - те знают. Тем, кому повезло остаться в стороне, - тем действительно повезло, без шуток. Похожее кино у нас уже было – «Свадьба» 2000-го года, получившая даже приз за лучший актёрский ансамбль на Каннском кинофестивале. Неплохой был фильм, но страдающий излишней мелодраматичностью – ну не смог Павел Лунгин обойтись без мальчика в детдоме, не выдержал без «русского поля».  Создатели «Горько!» этот «прокол» учли и отмели в сторону всё очевидным образом лишнее. И представили нам наглядное и предельно честное свидетельство того, как ЭТО бывает на самом деле. Созданное как на основе собственных воспоминаний, так и путём прямого копирования особо ударных моментов, запечатлённых для вечности в многочисленных роликах на YouTube. «Снимай, потом детям моим покажешь, какой я свиньёй был», - разрешает здесь один из героев. Согласно Годару, это правда 24 кадра в секунду.

Наташины родители по местным меркам – шикарные богачи (да и она сама трудится в газовой отрасли). У них и люстра «из Дубаев», и шикарный бар, на фоне которого хочется фотографироваться. Борис Иванович к тому же бывший десантник, в друзьях у него – полгорода. Жених же работает в местной газете, а семья его – из народа, обитает на окраине Геленджика в халупе с деревянным сортиром. Мать Ромки всё время ржёт, отец не снимает придающие ему «крутизны» тёмные очки, старший брат успел отсидеть («Невесту выкупать не будем – так просто отожмём»). И хотя может показаться, что это две стороны одной страны, на самом деле количество бабла не сказывается на мироощущении, которое у всех родичей, в принципе, единого происхождения. И пить, и гулять, и биться насмерть они умеют с одинаковым воодушевлением. И жизнь их свободно укладывается в стандартный саундтрек: Верка Сердючка, «Одиночество-сука», «Ты меня никогда не забудешь», «Натали» Шуфутинского. 

Другая Россия – это те, кто мыслит сегодня «по-европейски». Те, кто не блюют и слушают исключительно заграничный музон. Не наши люди, душою не родные. Но и тех, и этих объединяет, на удивление, любовь к известному шутнику Сергею Светлакову (чьи гонорары после такого портфолио должны теперь увеличиться втрое), и самый главный, самый важный наш на сегодня вопрос: «Басков – гей?». В «Горько!» эти две России встретятся - удивлённо взирая друг на друга… А уж дальше – и драка, и ОМОН, всё, как положено. И пронзительный финал: примирение с той Россией, которая вокруг тебя, в тебе, в каждой твоей частице. «От судьбы и от тебя мне не уйти. / Утоли мои печали, Натали...» 

Давно не было у нас картины, столь максимально полно, на все сто процентов отражающей национальный характер. Возможно, со времён «Особенностей национальной охоты» - успех которых повторить пытались многие, но выходило далеко не у всех. А у этих ребят – вдруг чудом всё получилось. И как бы мы не радовались таким серьёзным творческим победам как «Легенда №17» или «Географ глобус пропил», в историческом плане 2013-й год вполне может оказаться годом «Горько!». Которое переживёт и в конечном итоге перебьёт по просмотрам всех прочих своих нынешних «конкурентов». Потому что это истинно Народный Фильм – из народа вышедший и в народ (непременно) ушедший. 

 

«Пятая власть» (The Fifth Estate)

Великобритания-Бельгия, реж. Билл Кондон, в ролях: В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Даниэль Брюль, Алисия Викандер, Дэвид Тьюлис, Энтони Маки, Лора Линни, Стэнли Туччи.

Сайт фильма

Однажды некий Даниэль Домшайт-Берг знакомится с неким Джулианом Ассанжем, очаровывается им и становится одним из многочисленных (как утверждает Ассанж) волонтёров проекта WikiLeaks. Цель которого – вывести на чистую воду всех подлецов и мошенников, раскопав о них всю правду и рассказав её всему миру.

«Фильм об Ассанже?!? Надо же! Уже! Как скоро! Ура!» - таковой была первая реакция на известие о съёмках картины. Вторая же мысль вертелась вокруг того, насколько данное произведение окажется честным в отношении своего героя. Но можно было и не гадать: ответ изначально содержался в выходных данных. Эта заведомо скандальная и обречённая на шумиху лента произведена «Дримворкс», а прокатывается «Диснеем» - так что стоило ли ждать правды или хотя бы объективности от всемирно известных сказочников?.. Отвечу на главный вопрос сразу: в оценке личности своего героя авторы всецело придерживаются позиции американских властей. И слегка поигравшись в «Че Гевару», сводят всё к предсказуемому финалу: Ассанж – это монстр с руками в крови, не только подкосивший устои международной дипломатии, но и поставивший под угрозу жизни многочисленных информаторов. Как «Оружейный барон» повлиял, несомненно, на приговор Виктору Буту, так и «Пятая власть» в своё время отправит Ассанжа на электрический стул. И кто после этого будет говорить, что Голливуд не влияет на Большую Политику?..

Основан фильм на книге «Внутри WikiLeaks», написанной тем самым Домшайтом-Бергом. И именно он, на самом-то деле, главный герой этой истории: помощник, которого не оценили, советник, которого не послушали, друг, которого предали. Начало его отношений с Ассанжем похоже на любовный роман. Ради сенсационных расследований Берг готов даже пожертвовать личной жизнью – как пожертвовал ею Он, более года не общавшийся со своим довольно взрослым уже сыном. Безоглядная преданность Делу – вот главное требование Ассанжа, любящего цитировать Солженицына («Никто не может закрыть дорогу к правде») и Оскара Уайльда («Дайте человеку маску – и он скажет вам правду»). Вот тот базис, благодаря которому у «Викиликс» за три года было больше сенсаций, чем у «Вашингтон пост» за тридцать лет. Но одно дело, когда речь идёт о выборах в Кении и разоблачении швейцарского банка, – и совсем другое, когда в руках борцов за свободу оказывается три гигабайта текста, 90 тысяч разоблачающих США документов. Вот здесь Берг дружески, почти отечески просит своего партнера остановиться, не будить лихо. Тот упорно, глупо, по-ребячьи не слушается, решительно настаивая на публикации сверхсекретного архива без каких-либо правок (историки, мол, рассудят). И смеет потом ещё заявлять, что знать не знает никакого Берга!.. Безобразие! Да как он смел – переступить не только через Американскую Власть, но и через человека, который столько для него сделал!.. Негодяй, одним словом. 

Вообще, этот экранный Ассанж, если пристальнее в него вглядеться, с самого начала не выглядит положительным примером для молодёжи и будущих поколений. Мало того, что хитрит, так ещё вытирает сальные руки о штаны, открывает пивную бутылку зубами… Подозрительный тип. В доказательство чего авторы через всю картину аккуратно проводят линию с его преждевременной сединой. Порой впадая в воспоминания, Ассанж пару раз выдаёт взаимоисключающие версии её появления – и всё для того, чтобы ближе к финалу Берг с гордо поднятой головой выдал шокирующий компромат: главный правдолюб современности свои волосы… КРАСИТ! Да-да. И как теперь можно ему верить?.. Всех обманул, всех.

Для справки отметим, что режиссёр Билл Кондон ранее поставил две последние серии «Сумерек», драматичный (и очень хороший) мюзикл «Девушки мечты», а прославился фильмом «Боги и монстры» - характерное название, определившее, судя по всему, всю его дальнейшую карьеру. Забавно, что в самых последних кадрах новой своей картины он совершает довольно провокационную по отношению к содеянному вещь: вставляет реплику будто бы Ассанжа (но всё того же Камбербэтча) будто бы непосредственно об этом вот «байопике». И звучит она приблизительно так: «Никто не расскажет вам Правду. Вам могут рассказать только версию. Но Правду, задумавшись, вы узнаете сами». Так что сказка получилась всё же не без морали.

 

«Облачно...2: Месть ГМО» (Cloudy with a Chance of Meatballs 2)

США, реж. Коуди Камерон, Крис Пирн, анимация; роли озвучивают: Александр Пушной, Игорь Угольников.

Сайт мультфильма

Изобретатель Флинт Локвуд вместе со своими друзьями возвращается на родной остров. Его миссия: навсегда выключить придуманный им чудо-аппарат, который теперь не просто превращает воду в еду, а эту еду ещё и оживляет.

Все в сборе: парень-цыплёнок, негр-полицейский, папа, девушка, низенький оператор, обезьянка Стив. Бонусом к ним – женщина-примат и великий Честер Ви, кумир Флинта (а про «не сотвори себе кумира» нас предупреждал ещё мультфильм «Вверх», например). А главное – разнообразные живодукты: кревезьяны, такодилы, овцероллы, паукбургеры, фламанго, а также клубника с глазками и тупотомат. Впрочем, очевидные отсылки к «Затерянному миру» и «Кинг Конгу» вчистую проигрывают фантазии авторов «Семейки Крудс». Как и сам мультфильм – своей же первой серии.

«Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» (2009) - замечательный образец интересной оригинальной истории, снятой как со вкусом, так и с убедительностью. Но логично появившееся продолжение по уровню ему совершенно не соответствует. Эффект новизны исчез, а компенсировать пропажу новым авторам не удалось. А кое-что у них и вовсе получилось испортить: отец героя, например, стал куда разговорчивее – и это ему совсем не идёт. Э-эх, молочные реки да сиропное болото – совсем не то, ради чего стоило затевать это опасное путешествие…

Нет, детям всё равно наверняка понравится – и раскачивание на резиновых трусах, и огурцы, подсевшие на сардины и научившиеся рыбачить, и мельком появляющийся безотходный автомобиль, который ездит на котиках. Радостным смехом будет встречен и довольно удачный дубляж – с шуточками типа «Эта заноза из прогноза» или «Вся секретность кабачку под хвостик». Возможно, юные зрители даже считают нехитрую мораль («Чтобы изменить мир к лучшему, необязательно нужен оранжевый жилет») и правильно соотнесут живодукты с природой как таковой – которую нужно беречь и лелеять… Всё это так, пусть смотрят. Родители в это время спокойно могут поработать с ноутбуком в кафе.

 

Также в прокате:

«Как поймать перо Жар-птицы»

Россия, реж. Вячеслав Плотников, анимация, роли озвучивают: Юлия Савичева, Дмитрий Дюжев, Нонна Гришаева, Андрей Леонов, Алексей Колган.

Сайт мультфильма

Как сказал батюшка-царь Берендей, так его сын Иван и сделал: пошёл искать по миру Жар-птицу. Серый Волк ему в помощники, Елена Прекрасная – в жёны.

Свежее творение отечественных аниматоров – не всё же «Трём богатырям» оброк с детей собирать! Но малыши ладно, а вот их родителей, судя по всему, решено было привлекать в кинозалы оригинально выстроенным саундтреком, благодаря которому русская сказка неожиданно превращается едва ли не в рок-концерт. А и правильно: пускай и юное поколение поёт хорошие песни!

 

«Джастин и рыцари доблести» (Justin and the Knights of Valour)

Испания, реж. Мануэль Сисилия, анимация.

Сайт мультфильма

16-летний мечтатель Джастин мечтает стать рыцарем – совсем как его знаменитый дедушка. Однако мечтать легко, а вот добиться исполнения своей мечты в реальности не так-то уж и  просто.

Испанская анимация всё увереннее доказывает своё право на существование: в прошлом году в наш прокат выходила весьма неплохая пародия на «Индиану Джонса» «Тэд Джонс и Затерянный город», а перед этим в конкурсе ММКФ участвовал и вовсе отличный анимационный мистический триллер «Апостол». Голливуду, в общем, брошен серьёзный вызов.

 

«Отдать концы»

Россия, реж. Таисия Игуменцева, в ролях: Максим Виторган, Алина Сергеева, Дмитрий Куличков, Анна Рудь, Сергей Аброскин, Ирина Денисова.

Сайт фильма

Крохотная деревенька, где жителей осталось всего десять человек, готовится встретить объявленный по ТВ конец света.

Пожалуй, главное разочарование года: фильм, на который возлагались серьёзные ожидания, не оправдал их даже на сотую долю. Как раз тот случай, когда попадание картины в специальную программу Каннского кинофестиваля отнюдь не является сертификатом качества. Участие полнометражного дебюта в крупнейшем мировом кинофоруме было обещано молодому режиссёру в качестве награды за победу в секции короткометражек. Что, видимо, дало повод преждевременно почивать на лаврах: лента с заведомо предрешённой судьбой получилась амбициозной, но не подтверждённой талантом, беспомощной и фальшивой.

И единственное, что может хоть как-то «вытащить» наш лубок в прокате, - так это непреднамеренное (надо полагать) соседство с двумя другими «апокалиптическими» кинотворениями этой осени: американским «Концом света» и британским «Армагеддецом» (тенденция, однако). Боюсь, впрочем, что смельчаков, решившихся сравнить все три фильма, найдётся немного, тем более что сравнение заведомо будет не в нашу пользу…

См. также:

«Отдать концы» в «Трубу»: хроники «Кинотавра»

«Наши фильмы на каннской орбите»

 

«Мачете убивает» (Machete Kills)

США-Россия, реж. Роберт Родригес, в ролях: Дэнни Трехо, Мишель Родригес, Мэл Гибсон, София Вергара, Эмбер Хёрд, Леди Гага, Антонио Бандерас, Джессика Альба, Демиан Бишир, Кьюба Гудинг-мл., Чарли Шин, Ванесса Энн Хадженс.

Сайт фильма

У Мачете – новые заботы: в Мексике алчет власти очередной безумец-миллиардер, вознамерившийся объявить войну всему миру. Его надо бы остановить – и Белый дом не находит никого более достойного для выполнения этой миссии: только Мачете.

Продолжение культового трэш-боевика с прям-таки небывалым количеством звёзд, что называется, «в одном флаконе». «Вся серия фильмов эксцентричная, - говорит режиссёр, - здесь нет никаких правил. В этом есть что-то захватывающее. Поэтому, я думаю, эти фильмы так привлекательны для актёров: может произойти что угодно. Больше всего исполнители и создатели фильмов ценят свободу творчества. Если у вас есть проект, где можно работать творчески, дело будет сделано. Это легко. Это интересно. Это как игра».

По масштабу и по замыслу свою новую ленту автор сравнивает с «Рэмбо 2» и признаётся: «У нас был один вариант: снимать так, словно нам по двадцать лет, иначе фильма не будет. Мы работали на полную мощность. Больше всего мне нравилось, что при этом ты ощущаешь полную свободу. Ты уходишь с дороги, потому что нужно дать простор этому полету и двигаться по течению вместе с происходящим. Из-за этого у всех был какой-то выплеск энергии. Мне кажется, это были самые интересные съемки в моей жизни».

Что ж, теперь посмотрим на результат.

См. также:

«Роднянский помогает Мачете убивать»

«Как Дэнни Трехо добрался до Луны и преодолел панические атаки»