Кино

Обзор кинопремьер: город костей Перси Джексона

3 517

Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей».

Одна франшиза продолжается, другая начинается: в прокате одновременно стартуют «Орудия смерти: Город костей» и «Перси Джексон и Море чудовищ». Утешает лишь то, что фильмы направлены на совершенно разные аудитории: первый – на повзрослевших девочек, второй – на подрастающих мальчиков. Старшеклассникам же вообще могут приглянуться «Безумные преподы». А «Дед 005» пусть и называется «молодёжной комедией», но сможет заинтересовать разве что лиц самого что ни на есть преклонного возраста – в соответствии со своим названием.

 

«Орудия смерти: Город костей» (The Mortal Instruments: City of Bones)

Канада-Германия, реж. Харольд Цварт, в ролях: Лили Коллинз, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Роберт Шиэн, Лина Хиди, Джонатан Риз Майерс.

Сайт фильма

В свой день рождения Клэри Фрэй становится невольной свидетельницей убийства – которого, впрочем, кроме неё никто в переполненном клубе не видит. Задумавшись, с что с нею не так, девушка узнаёт, что на самом деле она – сумеречный охотник, призванный истреблять демонов и найти золотой кубок, из-за которого злодеи похитили её маму.

Выпей она в клубе чуть больше, это можно было бы списать на белую горячку, но в том-то и дело: Клэри – девушка скромная, тихая, во всех отношениях положительная, талантливый художник. И зачем ей такие напасти? Особенно в виде белокурого принца, нахально заявляющего едва ли не при знакомстве: «Если хочешь, чтобы я разделся, только скажи». К чему молодому сердцу такие соблазны? Ведь есть уже рядом «примитивный», как говорят новые знакомые, Саймон, проверенный друг, любитель поэзии.  Но нет, понеслось – и вот уже вокруг мельтешат не только отважные охотники с ужасающими демонами, но и дружелюбные оборотни («У нас перемирие с нижним миром»), и коварные вампиры, в неравную схватку с которыми она вынуждена по логике развития событий вступить. Разве что вот зомби, оказывается, не существует – и даже жаль, было бы веселее.

Всё это, конечно, очень смешно и ёрничать можно, сколько угодно, однако объективно говоря, нельзя не признать, что в своём жанре новая франшиза про «Орудия смерти» заметно возвышается над прочими попытками повторить успех «сумеречной» саги (проигрывая в этом отношении разве что «Голодным играм»). Это весьма динамичное кино с адекватными и убедительно воплощёнными героями, с занимательными спецэффектами и с отчётливым пониманием того, что именно нужно нынешним девчатам-подросткам (которые и сделают фильму феноменальную, надо полагать, кассу). А потому появляется и свеча, воткнутая в половинку яблока (какая романтичная замена опостылевшему торту!), и искусственный дождь, включающийся прямо во время первого поцелуя в оранжерее. И даже магия отнюдь не ограничивается любопытным, но мало используемым волшебным порталом, а оказывается полезна и в решении чисто бытовых вопросов: кому же не захочется навести порядок у себя дома, нарисовав на ладони одну лишь какую-то руну.

Случайно же зашедших в зал взрослых порадует, несомненно, известие о том, что и Иоганн Себастьян Бах в своё время был сумеречным охотником, сочинявшим свои великие творения в качестве действенного подспорья против обозначенных демонов: «У тебя может закончиться чеснок, но только не музыка». Фильм раскрывает и другую страшную тайну: оказывается, в каждой церкви под алтарём имеется оружейный склад (на непредвиденный случай, проверьте на досуге). Ну и так далее – вроде любезного, например, предупреждения о том, что все разговоры про чистоту расы заканчиваются, как правило, плохо. Тут и правда есть, за что зацепиться.

 

«Перси Джексон и Море чудовищ» (Percy Jackson: Sea of Monsters)

США, реж. Тор Фройденталь, в ролях: Логан Лерман, Александра Даддарио, Дуглас Смит, Брэндон Т. Джексон, Ливэн Рамбин.

Сайт фильма

Перси Джексон переживает: вот спас он мир в прошлый раз – но не было ли это случайностью? Быть может, ему просто повезло – а так он ничем не лучше всех прочих?.. Но вот появляется шанс вновь проявить себя в деле – и вместе с верными друзьями юный сын Посейдона отправляется на поиски Золотого руна. Злобный Люк тем временем надумал возродить самого Кроноса.

Говорим «Перси Джексон» - неизменно добавляем «Гарри Поттер». И с печалью вздыхаем: похож, да не тот. Фильмы о Хогвартсе тоже были далеко не идеальны, но на них распространялась волшебная магия, присущая литературному первоисточнику, отчего «заражение» охватывало зрителей самых разных возрастов – та сага отнюдь не была исключительно «детским» феноменом. Дилогия о Перси, пусть и начал её тот же Крис Коламбус, что запустил на большой экран Гарри, останется, скорее всего, исключительно развлечением для подростков – причём на уровне младших и средних классов. Не сказать, конечно, что это «плохо», даже наоборот: детские сказки так часто теперь стремятся переделать на взрослый манер, что обратный процесс радует уже своей концептуальностью. Всё-таки для того, чтобы свести мифы и легенды Древней Греции до уровня раскраски, нужна определённая наглость – подкреплённая как соответствующими знаниями, так и художественным вкусом. Но в целом – это не тот случай, чтобы кричать всему миру: «Ах, какое кино!». Ну, неплохо – и того довольно.

Друг-сатир, педагог-кентавр, брат-циклоп («Политкорректнее сказать непарноглазый») – конечно, в лагере, где живут дети богов, разнообразия явно побольше, нежели в школе волшебников. Да и с прочими существами в картине полный порядок – есть свирепый Колхидский бык (смахивает на механического), есть милый морской конь гиппокамп, безглазые таксистки, моряки-зомби и главный аттракцион – Харибда (в удивительном отсутствии Сциллы – на неё бюджета уже не хватило?). Но отсутствует главное – фантазия, скрепившая бы все элементы в единую цепь, от которой было бы не оторваться. Почти на нуле и энергия, которая приподнимала бы событийный ряд над обыденностью, воодушевляя не только героев, но и зрителей. И потому второй «Перси Джексон», как и первый, вполне ничего сам по себе – нормальный такой среднестатистический фильм; но всё же это фильм на один раз. И вряд ли третью серию будут ждать с таким же нетерпением, как ждут порой иных продолжений.

Впрочем, наравне с историей про «Титанов» (рассчитанной как раз на старшеклассников и выпускников), эта картина делает по меньшей мере одно великое дело: прививает юному поколению хотя бы первичный интерес к мифологии. И если дети после фильма спросят, а кто же такие эти Зевс и Посейдон, или захотят поподробнее узнать, чьи же именно дочки Анабет и Кларисса, или вдруг заинтересуются, почему это Гермес в современном мире работает на почте, - значит, своей цели Перси Джексон достиг, и его лепта в спасение мира действительно засчитана.

 

«Безумные преподы» (Les profs)

Франция, реж. Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль, в ролях: Кристиан Клавье, Изабель Нанти, Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль, Джоана Персон, Элис Дэвид.

Сайт фильма

В самый худший лицей Франции нанимают самых худших учителей – из наивного и довольно рискованного расчёта, что минус на минус даст плюс. В результате к обучению выпускного класса приступают: агрессивная «англичанка», которая кидается в лентяев мелками и мастерски орудует бензопилой; фанатеющий от Наполеона историк; математик, предпочитающий преподавать лёжа в гамаке; философ, заставляющий слушать его лекции голышом; обожающий опыты химик; слегка туповатый физрук и сексуальная учительница французского – семь самураев, элитный отряд.

Прочий преподавательский состав, понятное дело, в шоке, директор тщетно пытается удержать свой тонущий корабль на плаву… А ученикам даже нравится: довольно скоро молва об эксцентричных педагогах распространяется по округе – и в лицее в кои-то веке случается аншлаг. Причём желающих здесь заниматься новичков столько, что наиболее сообразительные «местные» начинают брать плату за вход, а дирекция вводит пригласительные билеты – но и так дополнительные парты приходится ставить в буквальном смысле за окном. Только вот от того, что учителя теперь раздают автографы направо и налево, качество образования отнюдь не возрастает: предварительные тесты утешительных результатов не приносят…   

Разумеется, в итоге они «вырулят», отчего финальная часть – самое сомнительное, что есть в этом фильме. Признать, что описанные выше люди могут кого-то учить, нам никакого труда не составляет; однако поверить, что они действительно могут чему-то научить даже не за год, а за последние две недели, уже решительно невозможно. Поэтому скажем сразу: вряд ли этот фильм сгодится для тех, кто ищет во всём «правду жизни». Скандальных подробностей о состоянии системы образования в дружественной, но всё же капиталистической стране им здесь точно искать не следует – тем более принимать всё происходящее за чистую монету. Пародия, комедия, комикс – вот рамки этой картины; тем более что вряд ли бы серьёзную драму назвали бы «Безумные преподы».  

В указанных же границах предъявлять принципиальные претензии довольно-таки глупо: французы умеют с блеском отрабатывать любую тему, дай им только волю. Шутки смешные, ситуации тоже, артисты валяют дурака, что есть мочи – к тому же ансамбль подобрался такой, что любо-дорого посмотреть, чуть ли не сборная тамошних комиков. Пропорции соблюдены, сюжет имеет несколько поворотов (включая совершенно безумное ограбление Министерства образования), в наличии даже любовная линия (историк пытается приударить за «немкой») и масса отшлифованных афоризмов («Вода и газировка в смеси своей дают слегка газированную воду»). И что особенно важно – несмотря на общую атмосферу лёгкого сумасшествия, всё это подано без той набившей оскомину пошлости, что обязательна нынче для американских картин. Подобная «старомодность» сегодня редка, а потому фильм оставляет приятное послевкусие.

 

«Дед 005»

Россия, реж. Аркадий Григорян, Мгер Мкртчян, в ролях: Сергей Шакуров, Андрис Булис, Анна Попова, Вахтанг Кикабидзе, Олеся Судзиловская, Константин Юшкевич, Дмитрий Марьянов, Сергей Степанченко.

Сайт фильма

Отставной гэбист в свои 70 лет скучает на пенсии, подкармливая лебедей и бездарно проводя время напротив телевизора. Одна отрада – внук, которого назначают третьим секретарём при посольстве РФ в Армении. Оказавшись в Ереване, мальчик влюбляется в первую же встреченную им девушку (чтоб далеко не ходить – соседку по дому). Ради счастья молодых заботливый дед подключает все свои служебные и личные связи.

Один из героев этого, с позволения сказать, «фильма» - дедовский зять, бездарный постановщик телемувиков. И со стороны авторов картины это довольно смелый шаг – ввести в сюжет такого вот персонажа. Потому как все эпитеты, которыми герой Шакурова награждает героя Степанченко, можно (и даже следует) отнести напрямую к ним, к режиссёрам, чьи имена украшают титры этого, честно сказать, безобразия. Халтурного, посредственного и постыдного. Позорящего наше кино и явно не уважающего своего зрителя.

Фильм плох настолько, что перечисление его многочисленных минусов не доставит никому даже тайного удовольствия. Донельзя наивный сюжет, отсутствующая режиссура, бессильные «актёрские работы» (кавычки не случайны) – детальный разбор попросту бессмысленен, потому как глубина падения создателей картины необычайна. Положение лишь отчасти спасают Константин Юшкевич, красоты Армении и шутка про Путина. Первый, Юшкевич, на автомате, но всё равно смешно играет посла-ловеласа («Шикарная женщина! Но Родина на первом месте»). Вторые, красоты, просто красивы – и фонтаны в Ереване, и фуникулёр в горах. Третья, шутка, в теории могла бы вытащить на себе весь фильм, не задержись он с премьерой: в одной из сцен любознательный внук приводит в лёгкое замешательство всезнающего деда вопросом, изменяет ли российскому президенту его жена; жаль, с этим они опоздали. Всё остальное, включая совершенно необязательных по сюжету Марьянова, Кикабидзе и фигуристку Ирину Лобачёву, зачем-то зашедшую в гости к герою (просто мимо шла, наверное), - плохо, плохо и ещё раз плохо. Причём нельзя сказать, что здесь был хоть какой-то «потенциал»: ведь все истории про то, как КГБ стоит на пути у сильных чувств, остались уже далеко в прошлом.

Однако самое поразительное в случае с «Дедом 005» то, что Министерство культуры уже согласилось финансировать съёмки его продолжения!!! Такое чудо, никак не обоснованное ни экономически, ни художественно, оказалось возможным, судя по всему, благодаря тому, что концепция проекта удачно объединяет в себе три необычайно важные темы. Ведь «Дед» - это фильм про то, что: а) сотрудники ФСБ – очень хорошие люди; б) дружба не знает политических границ, а потому русские, армяне и грузины – братья навек; в) взаимоотношения между отцами и детьми не должны ничем омрачаться. То есть тут тебе и межнациональная толерантность, и воспитание у молодёжи «истинных духовных и нравственных ценностей» - всё в одном, как от такого коктейля можно было отказаться?.. Ведь сколько галочек в отчётности можно будет закрыть всего лишь одним названием! И не важно, что само кино останется гнить потом в мусорной корзине.