Кино

Обзор кинопремьер: игры в правду перед полуночью

7 689

Кадр из фильма «Перед полуночью»

В прокат выходит один из лучших фильмов года – «Перед полуночью», прекрасная комедия о влюблённой паре, которую мы знаем вот уже 18 лет благодаря предыдущим сериям «Перед рассветом» и «Перед закатом». Хорош и российский фильм про отношения – «Игра в правду», не стоит пропускать и «Элитное общество». Хотя очевидно, что внимание основной массы кинозрителей будет привлечено на этих выходных к шумному, но довольно бессмысленному «Тихоокеанскому рубежу», навороченной смеси «Живой стали» и «Годзиллы».

«Перед полуночью» (Before Midnight) 

США, реж. Ричард Линклейтер, в ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Ариана Лабед, Панос Коронис, Яннис Пападополус.

Сайт фильма

Джесси – известный писатель, обдумывающий четвёртую книгу; Селин курирует экологические проекты и переживает, что в Бургундии отказались от ветрогенераторов. Вместе они уже девять лет, у них две очаровательные дочки-близняшки. На отдыхе в Греции он переживает, что 13-летний сын от первого брака, только что улетевший обратно в Америку, к матери, растёт без отцовского присмотра. Вплоть до полуночи они будут обсуждать этот вопрос то мирно, то ссорясь, то любя, то ненавидя друг друга.

Для тех, кто не в курсе, - это третья серия многолетнего и ставшего уже легендарным проекта Линклейтера-Хоука-Дельпи, начало которому положил фильм 1995-го года «Перед рассветом» - там герои встречались, гуляли по Вене полдня, а потом расставались с обещанием встретиться вновь. Но их вторая встреча случилась лишь много лет спустя – в 2004-м, в картине «Перед закатом», где за полтора часа в Париже они приходили к выводу, что отныне всегда будут вместе. Однако даже подробнейший пересказ этих лент не даст результата: «Перед полуночью» - как раз тот случай, когда вы (скорее всего) не получите и половины удовольствия, если увидите эту пару впервые. Мало знать, кто они, вы их просто должны уже любить – иначе у себя же украдёте ту радость, которую данная история способна доставить.

А радость эта огромна; фильмы Линклейтера замечательны, конечно, и по отдельности, но именно вместе восхищают по-настоящему. Во-первых, тем, насколько они похожи – и по манере, и по охвату тем, и по искоркам в глазах актёров. Но во-вторых – напротив, своими отличиями: в рамках одного и того же (в принципе) сюжета авторы умудряются достичь удивительного разнообразия. Если первый фильм был чем-то вроде симпатичного молодёжного ромкома, то второй казался уже довольно взрослой мелодрамой. Нынешний же, третий, совершенно неожиданно оборачивается оглушительной комедией чистой воды – причём едва ли не самой смешной за последнее время. И это без тени «туалетного» юмора – выходит, рассмешить зрителя возможно даже без гнусных неловких положений, одними мастерски и необыкновенно жизненно разыгранными диалогами! Хотя герои абсолютно откровенно обсуждают взаимоотношения полов, говоря в том числе и о пенисах, в их словах нет ни грамма пошлости – потому как разговор вертится не вокруг голого секса, а в первую очередь всё же вокруг любви. Притом, что Джесси и Селин впервые показаны в окружении других людей (семьи писателя, пригласившего их на отпуск в гости), в кадре нет, кажется, ни одного невлюблённого человека – и потому каждая шутка пропитана самыми светлыми чувствами.

И вот вроде бы – ничего не происходит: женщины готовят еду, дети купаются, герои просто едут в машине или идут по городу. Но слово цепляется за слово, первая фраза подсказывает вторую, одна тема сменяется следующей… И этого оказывается вполне достаточно, чтобы не просто удерживать внимание зрителя на протяжении ста минут, но и высекать ту непостижимую искру, которая отличает заурядный фильм от подлинного произведения искусства. Казалось бы – всё невероятно просто: он и она, никакого надуманного действия, никаких спецэффектов, одна «химия» между актёрами, позволяющая им на одном дыхании отыгрывать невероятно длиннющие куски. Но почему же эта вот «простота» так уникальна, почему же так мало кому удаётся поймать её и перенести на экран?.. Удивительная загадка, обеспечивающая создателям этой трилогии более чем достойное место в истории кино – даже несмотря на то, что их отдельные друг от друга проекты зачастую не так хороши, как это их общее и во многих отношениях уникальное достижение.

Впрочем, мы ведь с ними вовсе не прощаемся - у этой пары, по их расчетам, впереди ещё целых 56 лет. Так что увидимся в 2022-м. А затем, глядишь, и в 2031-м. Ведь то, что после «рассвета» сразу наступил «закат», а сейчас дело дошло и до «полуночи», вовсе не говорит о том, что исчерпаны уже все времена суток. Начнётся просто новый день – через девять лет, нам бы только дождаться.

 

«Тихоокеанский рубеж» (Pacific Rim) 

США, реж. Гильермо дель Торо, в ролях: Чарли Ханнем, Ринко Кикучи, Идрис Эльба, Чарли Дэй, Рон Перлман.  

Сайт фильма

Где-то в 2025-м году человечество уже около двенадцати лет сражается с монстрами Кайдзю, выходцами из иного измерения, портал в которое открылся в расщелине на глубине океана. Главные бойцы и защитники – так называемые Егеря, гигантские роботы, управляемые сразу двумя «нейросинхронизированными» пилотами. Грядёт последний бой – он трудный самый.

Когда Гильермо дель Торо пять лет назад закончил вторую серию «Хэллбоя», перед этим сорвав аплодисменты фестивальной публики за «Лабиринт Фавна», он казался самым востребованным режиссёром на планете: новостные ленты едва ли не каждый месяц сообщали о новом проекте, куда его со всей настойчивостью зазывали продюсеры. Самым громким из таковых был, как вы помните, «Хоббит» - но потратив на разработку новой трилогии энное количество времени, дель Торо сдался и умыл руки: сроки начала съёмок неоднократно сдвигались, лишаясь мастера возможности работать над чем-то иным. Ну и что в итоге?.. Мальчиковая «войнушка» с чудовищами из глубин и игрушками-железяками. Того ли мы от него ждали?.. Ээх… Но кто не ждал, так те останутся довольны.     

Тем более что нельзя скрыть – начало фильма по-настоящему вдохновляет. Сплав «Годзиллы» и «Живой стали» бьёт наотмашь, поражая и залихватским идиотизмом замысла, и крутостью спецэффектов, и воодушевляющей музыкой Рамина Джавади, которому не впервой посылать на подвиги бравых ребят (вспомним ритмы «Игры престолов» и «Железного человека»). Однако где-то через полчаса авторитетное имя режиссёра стирается из памяти – и на экране остаётся типичное летнее «мочилово» для подростков 12 лет (и для всех тех, кто приравнивает себя к ним даже в сорок). Не без любопытных деталей – та же нейросинхронизация, именуемая «дрифтом»; аналоговый робот, в решающий момент превосходящий более совершенные цифровые модели; азиатский «любовный интерес» - привычное уже голливудское спаривание в расчёте на гигантские барыши с китайского и японского рынков; брат и сестра Кайдановские. Но в целом – очередное нечто, изначально не требующее никакого осмысления. Ба! Бах! Удар! Так его! Бей! «Думаю, этот гад сдох, но давай проверим пульс», - пара контрольных выстрелов: «Нет пульса». Можно развести руками, но рецензировать тут явно нечего. Это либо любовь с первого взгляда, либо вежливое недоумение: пускай молодёжь смотрит.

«Элитное общество» (The Bling Ring) 

США-Великобритания-Франция-Германия-Япония, реж. София Коппола, в ролях: Израэль Бруссар, Кэти Чанг, Эмма Уотсон, Таисса Фармига, Лесли Манн.

Сайт фильма

Едва оказавшись в новой школе, Марк знакомится с Ребеккой. Девушка оказывается общительной настолько, что для неё не являются преградой ни закрытые двери, ни отсутствие в доме хозяев – так даже проще унести с собой что-нибудь в качестве памятного сувенира. «А не зайти ли нам к Пэрис Хилтон?» - решают однажды друзья. Вскоре к ним присоединяются три девчушки-подружки, а список голливудских адресов, где хотелось бы побывать, заметно расширяется.

Сама история – абсолютно, кстати, реальная – настолько хороша, что вышедший фильм кажется не совсем обязательным к ней приложением. София Коппола в своей пятой режиссёрской работе остаётся верна себе – и наотрез отказывается как-либо разрабатывать характеры, двигать сюжет, добиваться саспенса. Её стихия – это создание Атмосферы, великолепно удающаяся ей имитация непринуждённости и необязательности. Мораль и нотации – это не здесь, Коппола уверенно работает в жанре пастельного этюда, не принимая на себя никаких обязательств за чьё-либо воспитание. Предыдущий подобный опыт – фильм «Где-то» - принёс ей «Золотого льва»; за сценарий «Трудностей перевода» София получила «Оскара»; «Элитное общество» показали в Каннах. Профессиональное признание налицо, вопрос в том, когда же этот минимализм по достоинству будет оценен широкой зрительской массой. На сей раз у автора в рукаве по меньшей мере два сильных козыря.

Первый – манящий мир знаменитостей. Обезьяна Пэрис Хилтон, пистолет Меган Фокс, любовное письмецо Орландо Блума – это притягивает (и даже неважно, что лишь дом Пэрис Хилтон действительно настоящий, всё прочее выдумано). Второй – Эмма Уотсон, подросшая Гермиона, всё увереннее входящая в мир «взрослого кино» (пусть герои данной ленты и остаются подростками). Сказать по правде, её роль в этом фильме номинально не главная – но именно ей достаются все сливки, то бишь выигрышные моменты. Эмма Уотсон у шеста в коротеньких шортах – разве не об этом мечтало человечество все последние годы?.. Её героиня выслушивает лекцию матери о достоинствах Анджелины Джоли. Вместе они дают интервью «Vanity Fair»; «Мам, это моё интервью», - отдёргивает она вмешивающуюся мать и рассказывает о своих планах создать благотворительную организацию и в будущем возглавить страну («Моя цель – это мир на Земле»). «Может, надеть юбку подлиннее?» - спрашивает она, направляясь в зал суда (дойдёт ведь и до того); «А она у тебя есть?» - звучит ей резонным ответом. И главное счастье – ведь тоже у неё: фанатка Линдси Лохан, из лучших побуждений ограбившая кумира, в финале оказывается в одной камере с любимой звездой – не это ли подлинный хэппи-энд из всех возможных?..

Говоря короче, вы можете любить Софию Копполу или не любить её – но посмотреть на Эмму Уотсон в «Элитном обществе» вам рано или поздно придётся, потому как совершенно очевидно, что у этой девушки не только грандиозное настоящее, но и великое будущее. Ох, она ещё себя покажет – и эта роль только разминка.  

«Игра в правду»  

Россия, реж. Виктор Шамиров, в ролях: Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич, Ирина Апексимова.

Сайт фильма

Трое закадычных друзей собираются отдохнуть: утка в духовке, водка в морозильнике, тем для разговора предостаточно. У Гены двое детей и третий на подходе, Марк два месяца как ушёл от жены, Толя уже два года в запое. А ещё Толя ждёт гостью – Майю, в которую все они были двадцать лет назад влюблены, но с тех пор больше не виделись.

Сначала был французский спектакль; пьесу написал и сыграл её на сцене Филипп Леллуш, чей фильм «(Не)жданный принц» промелькнул совсем недавно в нашем прокате. Потом ту же историю перенесли на российские подмостки – оставив сюжетный костяк, но почти полностью переписав под российские реалии диалоги. Затем родилась идея экранизации. Французы долго не отдавали права, ибо хотели выпустить свой фильм первыми, но в конечном итоге «уговорились» и дали добро (но и про свою версию не забыли – Леллуш вот только сейчас приступает к съёмкам под руководством Люка Бессона, потом любопытно будет сравнить). Пока шли переговоры, Виктор Шамиров с друзьями успел выпустить на экраны три картины, из которых «Упражнения в прекрасном» были прекрасны, а из «Со мною вот что происходит» и вовсе вышел необыкновенно замечательный маленький шедевр. Всё это вместе заставило «Игру в правду» действительно ждать – веря, что это будет искренняя, симпатичная и очень «правильная» картина. По счастью, приблизительно так и вышло.

Проигрывая в чём-то предыдущим достижениям Шамирова и Куценко (честно – самый достойный творческий дуэт в сегодняшних отечественных реалиях, даже не смейтесь), новый фильм полностью отвечает их духу и никоим образом не обманывает ожиданий. Это милая, забавная и очень сентиментальная «вещица», «пустячок», «миниатюрка» - в которой вместе с тем скрыто даже больше, чем в ином толстом «киноромане». Как будто бы совершенно не напрягаясь, легко (вся тяжесть подобной «лёгкости» остаётся за кадром), четверо актёров и невидимый нам режиссёр за полтора часа рассказывают историю о людях, которые есть в нашей стране везде, которые живут теми же проблемами, что и многие, которые говорят о том же, что и все. «Скажи, мы пьём или не пьём?» - первый же вопрос, ребром поставленный в картине, равносилен классическому «Быть или не быть», только в сугубо нашем, российском преломлении. «Ножа консервного нет, вены вскрыть нечем», - бравирует ушедший от жены Марк, цинично прикрывая свою тоску-печаль многочисленными внебрачными связями. Но в ходе вечера всё выйдет наружу, растопившись в ехидной дружеской перебранке, и каждый – в том числе наверняка и зритель – поймёт о самом себе что-то новое, прежде глубоко и надёжно, казалось бы, спрятанное. Как та утка, которая на поверку оказалась курицей.