Кино

Обзор кинопремьер: исчезновение звезды и дети Василисы

1 362

«Василиса»

Россия, реж. Антон Сиверс, в ролях: Светлана Ходченкова, Дмитрий Соломыкин, Игорь Черневич, Кристина Кузьмина, Андрей Ильин, Жером Кузан, Ирина Розанова.

Страница фильма

«Так ты ж барин, а я девка дворовая», — говорит Василиса соседскому ухажёру Ивану, а за рекой уже Наполеон коварно стягивает свои войска к границе России.

Запоздавший «блокбастер» к юбилею войны 1812-го года (про юбилей, как водится, вспомнили в год самого юбилея, а фильмы-то не стихи, быстро не сделаешь), пытающийся самым доступным (если не сказать наивным) образом поведать миру про русскую душу, которую не сломить ни одному французу. Показательна в данном отношении финальная сцена картины, которую позволительно пересказать лишь потому, что даже школьникам известно, что мы победили. В ней презабавно обыграна извечная ошибка положительных героев не добивать своего поверженного противника. И вот Иван обнимает Василису (они милуются посреди смертного боя, как будто бы нет вокруг никакой мясорубки), как вдруг та видит, что живой ещё француз в них целит, в спину Ивана хочет попасть!.. И Василиса раз — и заслоняет собою любимого. Француз от такого поворота буквально охреневает — и от выстрела отказывается. А в зале — слёзы: то ли от смеха, то ли и правда от радости.

См. большую рецензию Киноридуса: «Обескураженный творящимся на экране безобразием, в какой-то момент начинаешь вдруг верить, что фильм сейчас возьмёт — и пойдёт по пути „Бесславных ублюдков“, чтобы Василиса могла исполнить возложенную на неё Родиной миссию и лично заколоть вилами случайно повстречавшегося ей на лесной дорожке императора Франции. Это, конечно же, вмиг бы всё оправдало и сняло бы с авторов любые подозрения в непрофессионализме, но… но… Короче, в чём собственно заключается исторический подвиг данной Василисы создателями картины не уточняется».

«Дети священника» (Svećenikova djeca)

Хорватия — Сербия, реж. Винко Брешан, в ролях: Крешимир Микич, Никса Бутижер, Мария Скаричич, Инге Аппель, Ана Бегич.

Фейсбук фильма

Дон Фабиан, молодой священник, сосланный на крохотный островок посреди Адриатического моря, наряду с сочинением проповедей работает над повышением местной рождаемости… Только не так, как вы подумали.

В прошлом году фильм участвовал в карловарском конкурсе и наряду с Альмодоваром номинировался на премию Европейской киноакадемии как лучшая комедия. А недавно победил на фестивале в Португалии, взяв «Золотого дельфина» — пусть и не главная награда на свете, но симпатичная.

«Зачётный препод» (Fack ju Göhte)

Германия, реж. Бора Дагтекин, в ролях: Эльяс М’Барек, Каролине Херфурт, Катя Риман, Алвара Хёфельс, Яна Паллашке, Уши Глас, Анна Лена Кленке, Лаура Оссвальд.

Сайт фильма

Где спрятать награбленное, как не на стройке? Проблема только в том, что откинувшись, Зеки Мюллер обнаруживает, что на месте его нычки уже построена школа… И единственная возможность добраться до рюкзака с деньгами — устроиться туда на работу. Что он и делает, неожиданно для себя получая должность учителя в самом беспокойном классе…

Один из самых заметных немецких фильмов прошлого года: четыре номинации на главную тамошнюю кинопремию и приз зрительских симпатий в качестве утешения. Режиссёр, ранее известный лентой «Турецкий для начинающих», уже готовится к съёмкам сиквела.

«Звезда»

Россия, реж. Анна Меликян, в ролях: Тина Далакишвили, Северия Янушаускайте, Павел Табаков, Андрей Смоляков, Юозас Будрайтис, Александр Шейн, Гоша Куценко.

Страница фильма

Маша — начинающая актриса, которой для полного счастья жизненно необходимо кардинально преобразить себя, улучшив уши, выпрямив ноги, увеличив губы и грудь. Помогает ей в этом Костя, который притворяется вором, хотя на самом деле он — сын замминистра. А Маргарита, гражданская жена его богатого папаши, узнаёт тем временем, что умирает…

Три судьбы, три светлых повести — плюс два приза «Кинотавра» (Меликян — за режиссуру, Северии Янушаускайте — за лучшую женскую роль), плюс тринадцать упоминаний в опубликованном накануне лонг-листе «Золотого орла». Неидеальный, но симпатичный образец романтизма в современном российском кинематографе.

См. рецензию Киноридуса с «Кинотавра»: «Маша в исполнении Тины — смешная и трогательная. Она моет голову конным шампунем и знает имя первого монгольского космонавта. Её стремление к красоте безумно и очаровательно одновременно. Её грёзы о славе и то, как она репетирует благодарственную речь рядом с мусорным бачком, трогают и заставляют щемиться сердце. Но её обаяние лишь отчасти прикрывает безмерный эгоизм и неумение разглядеть друга даже в том человеке, который с ней рядом. Маргарита — полная ей противоположность, женщина строгая, внешне холодная. Она невозмутимо разогревает в микроволновке чужое говно (для анализов) и ходит с сумкой за сорок тысяч евро. Но когда жизнь поворачивается к ней спиной — быстро сдаётся, обнажая ранимую сущность и несчастную душу. Непробиваемый „фасад“ и здесь обманывает: на поверку Рита оказывается куда человечнее Маши. Впрочем, своё оправдание есть у каждой героини — почему они именно такие, а не этакие».

«Исчезновение Элеанор Ригби» (The Disappearance of Eleanor Rigby: Them)

США, реж. Нед Бенсон, в ролях: Джессика Честейн, Джеймс МакЭвой, Виола Дэвис, Билл Хейдер, Изабелль Юппер, Уильям Хёрт.

Сайт фильма

Счастье красивой пары оказывается под угрозой — и жена решает, что необходимо сделать пусть небольшой, но перерыв в ставших натянутыми отношениях.

Пусть и не оригинальная, но одна из самых интересных задумок последнего времени: молодой режиссёр Нед Бенсон решил рассказать свою историю сперва Её, а затем Его глазами — только не в рамках стандартного фильма, а поставив две большие самостоятельные картины, которые можно смотреть и по отдельности, но куда лучше — друг за другом. Фестивальная публика отнеслась к идее с восторгом, но прокат воспринял её настороженно — в результате чего Бенсон всё-таки объединил обе версии, кое-что подрезав, а кое-где призвав на помощь полиэкран. И хотя получившаяся лента всё равно была признана более чем достойной (чему свидетельством участие в «Особом взгляде» Каннского фестиваля), жаль, что мы лишены удовольствия видеть в кинотеатрах именно оригинальную режиссёрскую дилогию.

«Любит не любит»

Россия, реж. Клим Шипенко, в ролях: Максим Матвеев, Светлана Ходченкова, Любовь Аксенова, Сергей Газаров, Екатерина Васильева, Максим Виторган, Александр Ратников, Юрий Колокольников, Любовь Толкалина.

Страница фильма

Бедный Лёша разрывается между двумя девушками, одна из которых богата, молода и красива, а другая просто как-то вдруг неожиданно подвернулась.

«Герой Максима Матвеева — в какой-то степени моё альтер-эго, — признаётся автор фильма Клим Шипенко („Непрощённые“, „Кто я?“, вскоре — „Исповедь задрота“), вынашивавший сценарий долгих четыре года. — В основу сценария легли жизненные ситуации и встреченные мною архетипы людей. Это не рождается с помощью удара молнии. Это всё жизнь, которая нас окружает! Любовный треугольник, противоречия, сомнения и размышления. {…} Это романтическая и лёгкая комедия, которая в какие-то моменты может быть очень грустной и серьёзной, как наша с вами жизнь».

«Патруль времени» (Predestination)

Австралия, реж. Майкл Спириг, Питер Спириг, в ролях: Итан Хоук, Сара Снук, Ноа Тэйлор, Фрея Стэффорд, Роб Дженкинс.

Фейсбук фильма

Полиция времени призвана предотвращать преступления ещё до того, как они произошли — работа сложная и серьёзная, к тому же постоянные командировки то в прошлое, то в будущее. На сей раз герою предстоит разобраться с терактом в Нью-Йорке, заодно трудоустроив (однажды, когда-то) самого себя.

Экранизация рассказа Роберта Хайнлайна («Звёздный десант») от режиссёров, которые с тем же Итаном Хоуком пять лет назад сняли вампирский боевик «Воины света».

«Пирамида» (The Pyramid)

США, реж. Грегори Левассёр, в ролях: Дэнис О’Хэйр, Эшли Хиншоу, Джеймс Бакли, Криста-Мари Никола, Амир Камиаб.

Сайт фильма

Археологи раскапывают в египетских песках ещё одну пирамиду — и далеко не сразу (на свою беду) понимают, что египтяне закопали её не просто так, а специально…

Любопытно, как стандартный сюжет привязан к сегодняшней политической ситуации в Египте: учёных толкают внутрь пирамиды именно что беспорядки в Каире. Но в остальном это очередной ужастик про «проклятие фараонов»: смерть всем, кто потревожит гробницу в поисках острых ощущений или сокровищ. «Не всякая работа даёт вам такие ощущения, — делится с нами исполнительница главной роли Эшли Хиншоу („Черри“). — Я не ожидала, что буду переживать такие эмоции. В тоннелях я испытывала самые настоящие приступы клаустрофобии. Я была покрыта царапинами — в какой-то момент это уже был не грим, а настоящие раны!..» И добавляет: «Там в фильме есть несколько вскриков не по сценарию».

«Хочешь или нет?» (Tu veux… ou tu veux pas?)

Франция — Бельгия, реж. Тони Маршалл, в ролях: Софи Марсо, Патрик Брюэль, Андре Вильм, Сильви Вартан, Франсуа Морель, Филипп Леллуш, Клод Перрон.

Фейсбук фильма

Завязавший эротоман Ламбер пытается избежать греха и всячески сторонится нимфоманку Жюдит, устроившуюся к нему на работу. Французская комедия «про это» от режиссёра чудеснейшего «Салона красоты «Венера», пятнадцать лет назад отмеченного четырьмя «Сезарами», в том числе и за лучший фильм года.