«Василиса»
Россия, реж. Антон Сиверс, в ролях: Светлана Ходченкова, Дмитрий Соломыкин, Игорь Черневич, Кристина Кузьмина, Андрей Ильин, Жером Кузан, Ирина Розанова.
«Так ты ж барин, а я девка дворовая», — говорит Василиса соседскому ухажёру Ивану, а за рекой уже Наполеон коварно стягивает свои войска к границе России.
Запоздавший «блокбастер» к юбилею войны 1812-го года (про юбилей, как водится, вспомнили в год самого юбилея, а фильмы-то не стихи, быстро не сделаешь), пытающийся самым доступным (если не сказать наивным) образом поведать миру про русскую душу, которую не сломить ни одному французу. Показательна в данном отношении финальная сцена картины, которую позволительно пересказать лишь потому, что даже школьникам известно, что мы победили. В ней презабавно обыграна извечная ошибка положительных героев не добивать своего поверженного противника. И вот Иван обнимает Василису (они милуются посреди смертного боя, как будто бы нет вокруг никакой мясорубки), как вдруг та видит, что живой ещё француз в них целит, в спину Ивана хочет попасть!.. И Василиса раз — и заслоняет собою любимого. Француз от такого поворота буквально охреневает — и от выстрела отказывается. А в зале — слёзы: то ли от смеха, то ли и правда от радости.
«Дети священника» (Svećenikova djeca)
Хорватия — Сербия, реж. Винко Брешан, в ролях: Крешимир Микич, Никса Бутижер, Мария Скаричич, Инге Аппель, Ана Бегич.
Дон Фабиан, молодой священник, сосланный на крохотный островок посреди Адриатического моря, наряду с сочинением проповедей работает над повышением местной рождаемости… Только не так, как вы подумали.
В прошлом году фильм участвовал в карловарском конкурсе и наряду с Альмодоваром номинировался на премию Европейской киноакадемии как лучшая комедия. А недавно победил на фестивале в Португалии, взяв «Золотого дельфина» — пусть и не главная награда на свете, но симпатичная.
«Зачётный препод» (Fack ju Göhte)
Германия, реж. Бора Дагтекин, в ролях: Эльяс М’Барек, Каролине Херфурт, Катя Риман, Алвара Хёфельс, Яна Паллашке, Уши Глас, Анна Лена Кленке, Лаура Оссвальд.
Где спрятать награбленное, как не на стройке? Проблема только в том, что откинувшись, Зеки Мюллер обнаруживает, что на месте его нычки уже построена школа… И единственная возможность добраться до рюкзака с деньгами — устроиться туда на работу. Что он и делает, неожиданно для себя получая должность учителя в самом беспокойном классе…
Один из самых заметных немецких фильмов прошлого года: четыре номинации на главную тамошнюю кинопремию и приз зрительских симпатий в качестве утешения. Режиссёр, ранее известный лентой «Турецкий для начинающих», уже готовится к съёмкам сиквела.
«Звезда»
Россия, реж. Анна Меликян, в ролях: Тина Далакишвили, Северия Янушаускайте, Павел Табаков, Андрей Смоляков, Юозас Будрайтис, Александр Шейн, Гоша Куценко.
Маша — начинающая актриса, которой для полного счастья жизненно необходимо кардинально преобразить себя, улучшив уши, выпрямив ноги, увеличив губы и грудь. Помогает ей в этом Костя, который притворяется вором, хотя на самом деле он — сын замминистра. А Маргарита, гражданская жена его богатого папаши, узнаёт тем временем, что умирает…
Три судьбы, три светлых повести — плюс два приза «Кинотавра» (Меликян — за режиссуру, Северии Янушаускайте — за лучшую женскую роль), плюс тринадцать упоминаний в опубликованном накануне лонг-листе «Золотого орла». Неидеальный, но симпатичный образец романтизма в современном российском кинематографе.
«Исчезновение Элеанор Ригби» (The Disappearance of Eleanor Rigby: Them)
США, реж. Нед Бенсон, в ролях: Джессика Честейн, Джеймс МакЭвой, Виола Дэвис, Билл Хейдер, Изабелль Юппер, Уильям Хёрт.
Счастье красивой пары оказывается под угрозой — и жена решает, что необходимо сделать пусть небольшой, но перерыв в ставших натянутыми отношениях.
Пусть и не оригинальная, но одна из самых интересных задумок последнего времени: молодой режиссёр Нед Бенсон решил рассказать свою историю сперва Её, а затем Его глазами — только не в рамках стандартного фильма, а поставив две большие самостоятельные картины, которые можно смотреть и по отдельности, но куда лучше — друг за другом. Фестивальная публика отнеслась к идее с восторгом, но прокат воспринял её настороженно — в результате чего Бенсон всё-таки объединил обе версии, кое-что подрезав, а кое-где призвав на помощь полиэкран. И хотя получившаяся лента всё равно была признана более чем достойной (чему свидетельством участие в «Особом взгляде» Каннского фестиваля), жаль, что мы лишены удовольствия видеть в кинотеатрах именно оригинальную режиссёрскую дилогию.
«Любит не любит»
Россия, реж. Клим Шипенко, в ролях: Максим Матвеев, Светлана Ходченкова, Любовь Аксенова, Сергей Газаров, Екатерина Васильева, Максим Виторган, Александр Ратников, Юрий Колокольников, Любовь Толкалина.
Бедный Лёша разрывается между двумя девушками, одна из которых богата, молода и красива, а другая просто как-то вдруг неожиданно подвернулась.
«Герой Максима Матвеева — в какой-то степени моё альтер-эго, — признаётся автор фильма Клим Шипенко („Непрощённые“, „Кто я?“, вскоре — „Исповедь задрота“), вынашивавший сценарий долгих четыре года. — В основу сценария легли жизненные ситуации и встреченные мною архетипы людей. Это не рождается с помощью удара молнии. Это всё жизнь, которая нас окружает! Любовный треугольник, противоречия, сомнения и размышления. {…} Это романтическая и лёгкая комедия, которая в какие-то моменты может быть очень грустной и серьёзной, как наша с вами жизнь».
«Патруль времени» (Predestination)
Австралия, реж. Майкл Спириг, Питер Спириг, в ролях: Итан Хоук, Сара Снук, Ноа Тэйлор, Фрея Стэффорд, Роб Дженкинс.
Полиция времени призвана предотвращать преступления ещё до того, как они произошли — работа сложная и серьёзная, к тому же постоянные командировки то в прошлое, то в будущее. На сей раз герою предстоит разобраться с терактом в Нью-Йорке, заодно трудоустроив (однажды, когда-то) самого себя.
Экранизация рассказа Роберта Хайнлайна («Звёздный десант») от режиссёров, которые с тем же Итаном Хоуком пять лет назад сняли вампирский боевик «Воины света».
«Пирамида» (The Pyramid)
США, реж. Грегори Левассёр, в ролях: Дэнис О’Хэйр, Эшли Хиншоу, Джеймс Бакли, Криста-Мари Никола, Амир Камиаб.
Археологи раскапывают в египетских песках ещё одну пирамиду — и далеко не сразу (на свою беду) понимают, что египтяне закопали её не просто так, а специально…
Любопытно, как стандартный сюжет привязан к сегодняшней политической ситуации в Египте: учёных толкают внутрь пирамиды именно что беспорядки в Каире. Но в остальном это очередной ужастик про «проклятие фараонов»: смерть всем, кто потревожит гробницу в поисках острых ощущений или сокровищ. «Не всякая работа даёт вам такие ощущения, — делится с нами исполнительница главной роли Эшли Хиншоу („Черри“). — Я не ожидала, что буду переживать такие эмоции. В тоннелях я испытывала самые настоящие приступы клаустрофобии. Я была покрыта царапинами — в какой-то момент это уже был не грим, а настоящие раны!..» И добавляет: «Там в фильме есть несколько вскриков не по сценарию».
«Хочешь или нет?» (Tu veux… ou tu veux pas?)
Франция — Бельгия, реж. Тони Маршалл, в ролях: Софи Марсо, Патрик Брюэль, Андре Вильм, Сильви Вартан, Франсуа Морель, Филипп Леллуш, Клод Перрон.
Завязавший эротоман Ламбер пытается избежать греха и всячески сторонится нимфоманку Жюдит, устроившуюся к нему на работу. Французская комедия «про это» от режиссёра чудеснейшего «Салона красоты «Венера», пятнадцать лет назад отмеченного четырьмя «Сезарами», в том числе и за лучший фильм года.