«Бегущий в лабиринте» (The Maze Runner)
США, реж. Уэс Болл, в ролях: Дилан О’Брайан, Уилл Поултер, Томас Сэнгстер, Ки Хонг Ли, Амл Амин, Кая Скоделарио, Патришия Кларксон.
Очнувшись в поднимающемся лифте, Томас ровным счётом ничего не помнит — на тот момент даже своего имени. Его выволакивают на свет те, кто в точно таком же состоянии оказался на поверхности до него. Это всё подростки плюс-минус двадцати лет, которые живут в самостоятельно построенной деревушке, своим трудом добывая себе пропитание. То, чего не хватает — и одного новичка в придачу — раз в месяц привозит тот же самый лифт. Так-то ничего, жить можно, но их место обитания окружено высоченными стенами, за которыми — непроходимый лабиринт, который лучшие бегуны исследуют вот уже три года — да всё бесполезно. На ночь ворота в лабиринт закрываются, и там начинают зловеще шуметь некие гриверы, после встречи с которыми ещё никто не возвращался. Короче, правил здесь три: работай, не обижай других, а самое главное — не смей выходить за эти стены.
И до самого финала — никаких объяснений. Сюжет — загадка, простая, но не банальная. Литературный аналог здесь очевиден изначально: «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, напрочь лишённый, впрочем, острых углов, присущих культовой книге. Появляющаяся среди самцов девушка не вызывает совершенно никакой борьбы, случающиеся смерти по идее печальны, но по чувствам — абсолютно пустые. Вариантов развития конфликта тут только два: либо до старости сидеть на месте, спрятавшись в своей скорлупе, либо действовать прямо сейчас, не дожидаясь «удобного случая». Но оппонент центрального героя выставлен настолько непривлекательно, что к продвигаемой им пораженческой позиции не хочется даже прислушиваться. «Я скорее рискну жизнью там, чем проведу её здесь», — пылко кричит красавчик Томас, новая ролевая модель для заигравшейся в компьютерные игры молодёжи. И в бой, и в бой! А там уж — будь что будет.
И с точки зрения молодёжного экшена тут никаких проблем нет: снято выразительно, бойко, смотрится легко. Как сказано, так и сделано — без слабины, без поддавков, ослабляющих интригу. Этот боевик тянул бы на верную «пятёрку», не будь здесь целого ряда логических несостыковок — которые заметят не все, но которые всё же слегка омрачают общее — в целом весьма положительное — впечатление.
«Бегущего» хочется сравнить с другим фильмом — но не с «Голодными играми», от которых он всё-таки порядком отличается, а с «Хижиной в лесу«: недаром ведь Томасу снятся сны о какой-то там «лаборатории», где сидят жестокие и циничные наблюдатели. Правда, если фокус «Хижины» был однократного употребления, то данный фильм, как это сейчас частенько бывает, изначально настроен по меньшей мере на трилогию. Его финал (даже финал!) практически ничего не объясняет — и подобная смелость вызывает к жизни один только вопрос: где будет бежать герой в следующей серии?..
«Джими Хендрикс» (All Is by My Side)
Великобритания — Ирландия — США, реж. Джон Ридли, в ролях: Андре Бенджамин, Имоджен Путс, Хейли Этвелл, Рут Негга, Берн Горман.
Неизвестные страницы из жизни великого гитариста Джими Хендрикса, который в середине 1960-х был ещё никому неизвестен. Режиссёрское высказывание сценариста, отхватившего в начале года «Оскар» за «12 лет рабства».
«Драконы Нью-Йорка» (Revenge of the Green Dragons)
США, реж. Вэй Кеунг Лау, Эндрю Лу, в ролях: Джастин Чон, Кевин Ву, Гарри Шум мл., Шуя Чанг, Джефф Пирсон, Рэй Лиотта.
Братья, ставшие видными членами группировки «Зелёные драконы», держащей в своих когтях весь Китайский квартал, глупо ссорятся из-за девушки — как будто в Нью-Йорке девушек мало.
Мартин Скорсезе отдаёт долг — продюсируя американский фильм режиссёра, поставившего в Гонконге трилогию «Двойная рокировка». Ту самую, за ремейк которой — «Отступники» — Скорсезе получил своего долгожданного «Оскара».
«Ещё»
Россия, реж. Дмитрий Лавриненко, документальный.
Документальный рассказ о легендарной группе «АукцЫон», работа над которым продолжалась целых семь лет. В кадре — Леонид Фёдоров, Олег Гаркуша и многие другие; песни — от процесса их написания до исполнения на публике; быт, гастроли, разговоры. Большое дело для нашей рок-музыки, неоценимый подарок всем меломанам.
«Испытание»
Россия, реж. Александр Котт, в ролях: Елена Ан, Данила Рассомахин, Карим Пакачаков, Нариман Бекбулатов-Арешев.
В глухой, но живописной степи живут отец с дочерью, вокруг которой вьются два кавалера: местный и пришлый.
Очень красивый, но полностью бессловесный фильм режиссёра, совершенно в ином ключе поставившего «Брестскую крепость» и знаменитого своими многосерийными телевизионными работами («Герой нашего времени», «Обратная сторона Луны»). Осуществлённая мечта замечательного художника, принёсшая ему главный приз «Кинотавра»; один из главных российских фильмов 2014-го года.
Хочется добавить также, что одна из центральных мыслей картины выражена в финальном кадре, который впоследствии наверняка войдёт в учебники: Солнце взошло над Землёй, посмотрело вокруг, поняло, что ему нечего здесь делать, и тут же закатилось обратно.
«Корпоратив»
Россия, реж. Олег Асадулин, в ролях: Николай Наумов, Владимир Толоконников, Мирослава Карпович, Андрей Федорцов, Михаил Башкатов, Максим Виторган, Сергей Белоголовцев, Роман Юнусов.
Утренний разгром в мебельном салоне вынуждает старшего менеджера провести собственное расследование. Правда, открывшаяся ему о прошедшей ночи, ужасает…
Очевидное паразитирование на свадебном успехе «Горько!», которое вскоре будет продолжено фильмом про выпускной и сиквелом собственно «Горько!» про поминки. Продюсеры «Корпоратива» — братья Андреасяны, что гарантирует коммерческий успех, невзирая на неочевидное художественное качество.
«Любимчики в поисках радуги» (La Tropa de Trapo en la selva del arcoiris)
Испания, реж. Алекс Соллс, анимация.
Собачка, телёнок, свинка, медвежонок, жираф и птичка находят в лесу волшебную Радугу и отправляются в путешествие по миру фантазий. Испанский мультфильм — для расширения кругозора.
«Любовь от всех болезней» (Supercondriaque)
Франция, реж. Дэни Бун, в ролях: Дэни Бун, Алис Поль, Кад Мерад, Жан-Ив Бертело
Доктор, которого уже достал страдающий от мнимых болезней пациент, решает найти тому хорошую бабу — дабы та раз и навсегда излечила «больного» своими ласками и чарами. Чего только не сделаешь для друга!..
Новая комедия от автора большого европейского хита «Бобро поржаловать!», скромно вышедшего у нас четыре года назад.
«Тёмная долина» (Das finstere Tal)
Австрия — Германия, реж. Андреас Прохазка, в ролях: Сэм Райли, Тобиас Моретти, Хельмут Хеуслер, Мартин Лойтгеб, Клеменс Шик.
В затерявшейся высоко в горах деревушке объявляется американец-фотограф, намеревающийся зазимовать здесь в поисках вдохновения. Но вскоре становится ясно, что им движут не только творческие мотивы…
По итогам прошлого года фильм получил целую россыпь наград в родной Германии, а также был отмечен премией за лучшую режиссеру на кинофестивале фантастических фильмов в Пусане. В главной роли — Сэм Райли, известный нам по таким картинам как «Контроль», «На дороге», «Византия» и «Малефисента».
«Холод в июле» (Cold in July)
США — Франция, реж. Джим Микл, в ролях: Майкл С. Холл, Дон Джонсон, Сэм Шепард, Винесса Шоу, Уайатт Расселл.
Простой мужик убивает грабителя, в котором полицейские признают давно разыскиваемого преступника. Дело быстро закрывают — но вскоре появляется отец погибшего, намеренный мстить, а кроме того выясняется, что похороненный — вроде как даже и не преступник… Невольный убийца вынужден самостоятельно разбираться, что же он тут натворил…
«Ричард Дэйн — правильный человек, живущий правильной жизнью, — описывает своего персонажа Майкл С. Холл, известный по сериалу «Правосудие Декстера». — И кажется, что он счастлив этим. Его история в фильме — это путь в тёмный мир, в котором нет ничего правильного. Изгибы и повороты сюжета обнажают подсознательное желание героя разрушить повседневную рутину, испытать что-то значительное. Обстоятельства заставляют Дэйна раскрыть в себе силу и мужественность».
«Человек ноября» (The November Man)
США, реж. Роджер Дональдсон, в ролях: Пирс Броснан, Люк Брейси, Ольга Куриленко, Билл Смитрович, Лазар Ристовски, Элайза Тейлор, Катерина Скорсоне.
Отставник ЦРУ должен спасти свою подругу, оказавшуюся под ударом в Москве: генерал Аркадий Фёдоров, метящий на пост президента России, зачищает своё прошлое, убирая имена, явки и всё, что могло бы указать недругам на его истинную роль в ходе Чеченской войны. Следующий шаг матёрого шпиона — найти в Белграде и уберечь от пули одну беженку, которая слишком хорошо знает подлинное лицо будущего хозяина Кремля.
Крепкий и по-хорошему напряжённый боевик, который «портят» лишь его «порочные связи» с российскими тайнами. И сколько бы Пирс Броснан не уверял, что это всего лишь «для развлечения», вся эта история слишком похожа на правду, чтобы в неё ненароком не поверить.
См. большой материал Киноридуса о визите Пирса Броснана в Москву: «Мы написали сюжет для фильма три года назад, а саму книгу выбрали пять лет назад. Так просто сложилось, это стечение обстоятельств, что фильм выходит на экраны именно в этот момент, когда политика разворачивается таким вот образом, во время всех этих событий на Украине… Это не являлось нашим намерением, но так произошло».