Классик отечественного кино Георгий Данелия выпускает, наконец, «Ку! Кин-дза-дза» - анимационный авторемейк культового фильма. Один из лидеров «молодого кино» Борис Хлебников в свою очередь знает, видимо, секреты «Долгой счастливой жизни», а у Гоши Куценко назрел уже весьма драматичный «Разговор». Гурманы также смогут оценить в кино фильм-концерт кабаре «Crazy Horse», ну а основная аудитория кинозалов, несомненно, направится на «Обливион»: ведь это Том Круз, последний парень на планете Земля.
«Ку! Кин-дза-дза»
Россия, реж. Георгий Данелия, Татьяна Ильина; анимация, роли озвучивают: Николай Губенко, Иван Цехмистренко, Андрей Леонов, Алексей Колган, Александр Адабашьян.
Виолончелист Владимир Чижов и прилепившийся к нему пацан Толик попадают на планету Плюк. Пепелац без гравицаппы назад их никак недотянет, хорошо хоть, КЦ есть – КЦ круче чатлов. Ку!
Анимационный авторемейк культовой картины – дело и почётное, и авантюрное: с одной стороны – все непременно посмотрят (в кино или скачают – это уже отдельный вопрос), с другой – найдутся ведь и те, кто непременно мультфильм обругает. Больше, конечно, будет таких, кто примется искать 10-20-30 отличий (а они есть), хотя хочется надеяться, что преобладающим мнением будет мнение положительное. Потому как принципиальных возражений быть вроде бы не должно: контролировал процесс сам Данелия, понятно его желание дать хорошей истории новую жизнь в новой форме, результат достоин затраченных на него многолетних усилий. Рисунок оригинальный, интригующий – не «Пиксар», конечно, но никто с «Пиксаром» и не соревновался, это авторский подход, собственная школа. Озвучание, пожалуй, не самая сильная сторона проекта, но простить огрехи можно, тем более что «значительными» их точно не назовёшь. Шутки, правда, могли бы быть и поострее – только какие ж здесь штуки, кроме горьких? Этот сюжет был придуман явно не для смеха.
Давно подмечено, что вышедшая в 1986-м году «Кин-дза-дза» значительно опередила своё время и невероятно точно предсказала будущее. Не в плане, конечно, яйцевидных летательных аппаратов, а в деталях якобы инопланетного быта. Киношные малиновые штаны необычайно скоро обернулись в нашей стране малиновыми же пиджаками, бесхитростные перепевки «Мама, мама, что мы будем делать» захлестнули кабаки и эстраду, а одна фраза «Скрипач не нужен» сформулировала всё отношение народонаселения и власти к культуре. И непонятно даже – то ли это Плюк изначально был похож на Россию, то ли это уже сама страна, узнав себя в фильме, исключительно постаралась, чтобы максимально быстро достичь экранного «идеала». Очевидно, к сожалению, одно: новый мультфильм рассказывает отнюдь не старую историю. Ведь цак в носу и «Ку»-приседания давно перестали быть «модой», став самой печальной обыденностью.
См. также:
«Ку! Кин-дза-дза»: мрачный мультфильм о нехватке сочувствия»
«Обливион» (Oblivion)
США, реж. Джозеф Косински, в ролях: Том Круз, Ольга Куриленко, Андреа Райзборо, Морган Фриман, Мелисса Лео.
2077 год. 60 лет назад пришельцы, которых здесь ласково называют «падальщиками», довольно неожиданно приступили к захвату Земли, уничтожив для начала её естественный спутник. Всё остальное случилось уже само собой: пропажа Луны привела к многочисленным цунами и землетрясениям, агрессорам оставалось всё только зачистить. Тем не менее война была человечеством выиграна – но то была пиррова победа, и сейчас все земляне отправляются жить на Титан, спутник Сатурна. На всей планете осталось только двое людей: механик Джек и его напарница Вики.
Это ещё не сказка, только присказка, занимающая первые две минуты повествования. О том, что будет дальше, создатели фильма просят особо не распространяться, ибо тут уж очень легко наскочить ненароком на спойлеры. Можно разве что рассказать, что в скором времени свои виды на Джека предъявит ещё и вторая женщина – и этот вот любовный треугольник и разобьёт вдребезги всю эту идиллическую на первый взгляд историю, открыв в неё новые потайные ходы.
«Обливион» - любопытный фильм (прокатчики нарочно «забыли» перевести его название, расчетливо прикинув, что на «Забвение» народ у нас не пойдёт, а в «Обливионе» всё-таки чувствуется какая-то загадка). Он, конечно, далеко не первый уже в жанре «один на пустой планете», и Том Круз не мог, разумеется, не понимать, что его героя непременно будут сравнивать и с персонажем Уилла Смита из фильма «Я - легенда», и с роботом ВАЛЛ-И из одноимённого мультфильма. Сказать, что он блистательно выигрывает это заочное соревнование, можно разве лишь с огромной натяжкой – да и то тем, что жизни своей не мыслит без Тома Круза. Вершин мастерства актёр традиционно не достигает – только вот любят его, разумеется, не за умение что-либо изображать, а за редкую способность быть органичным в любой, самой фантастической ситуации. Этого парня можно понять и принять – а большего, пожалуй, ничего и не надо.
Насколько интересна сама картина в сравнении с целым рядом других произведений на сходную тему – вопрос риторический. Нельзя не признать, что сюжет её в некоторых своих поворотах изрядно удивляет, а голый остов Эмпайр-стейт-билдинг - это уже традиционная «приятность» голливудских «катастрофических» лент. Не может, конечно, не радовать и русская девушка Юлия Русакова в качестве одной из главных героинь 120-миллионного блокбастера – но это, скорее, дистиллированная радость, без примесей острой любви к киноискусству. Разок такой фильм, безусловно, посмотреть можно – вопрос, однако, кто станет его потом пересматривать.
См. также:
«Том Круз и Ольга Куриленко представили в Москве свой фильм «Обливион»
«Том Круз завел страничку в соцсети «ВКонтакте»
«Разговор»
Россия, реж. Сергей Комаров, в ролях: Гоша Куценко, Анна Канарис, Владимир Горюшин, Игорь Кистол, Александр Сирин.
Очнувшись в тюремной камере, герой пытается понять, за что он здесь оказался, но никак не может вспомнить никаких подробностей произошедшего накануне. Разве что поссорился вроде с женой – ну так ведь есть ещё шанс помириться.
В последнее время Гоша Куценко усиленно пытается доказать миру, что он на самом деле очень интересный артист – и надо признать, эти усилия не проходят даром. Его работа, например, в фильме «Со мною вот что происходит» стала несомненной актёрской удачей – и жаль, конечно, что столь замечательную картину мало кто, по большему счету, оценил. У «Разговора» попасть в поле зрения широкого зрителя шансов ещё меньше – российская психологическая драма, все действие которой спрятано в трёх тюремных камерах и полностью построено на диалоге, любопытна как факт, но не как явление обращённого к массам искусства.
Хотя Куценко, нельзя не отметить, старается изо всех сил – роли со столь сложным рисунком у него ещё, кажется, никогда не было. Только вот для удачного бенефиса не достаточно одного желания разом переломить годами сложившийся образ – и результат получается спорный. Не помогает ему и режиссура. Для Комарова, документалиста с большим стажем, это дебют в игровом кино, но дебют отнюдь не показательный. «Правда жизни» здесь если и есть, то разве что в самом сюжете (жена подаёт на развод, муж её отговаривает), который, создаётся впечатление, полностью отдан на откуп актёрам. Снято статично: крупный план, средний план, общий план, флэшбек. Фоном - музыка Аркадия Укупника.
Больше всего данный опыт напоминает «Сатисфакцию» с Евгением Гришковцом – столь же мучительно болтливую пьесу, которая неплохо бы смотрелась в антрепризе, но вяловата для большого экрана. И если честно, без этого фильма легко можно было бы и обойтись. Но если ещё честнее, бывают фильмы и хуже.
«Огонь Кристиана Лубутена» в 3D (FEU: Crazy Horse Paris)
Франция, реж. Бруно Халлин, фильм-концерт.
Выступает кабаре «Crazy Horse».
Не надо, наверное, дополнительно представлять «Crazy Horse» - бывать все, быть может, и не бывали, но слышали наверняка. Это там, где почти голые (иногда и совсем голые) девушки танцуют так, что обращаешь внимание в первую очередь на не обнажённое тело, а на красоту и чёткость движений. Билеты, говорят, стоят немалых денег – в чем могли убедиться и те, кто не поленился посетить выступления кабаре во время регулярных московских гастролей. 3D позволяет увидеть всё почти то же самое, только за меньшую сумму – и не в бинокль, а с большого экрана.
Дальше можно просто перечислять. Вот открывающая выступление увертюра «Бог, спаси нашу медвежью шапку». Вот танец в темноте. Занятный номер «Сканер». Танец под расслабленную версию «Toxic» Бритни Спирс. Раздевающаяся «монахиня» (как мило). Особо выделить необходимо, пожалуй, два выхода – это «Мастероид», музыку к которому написал Дэвид Линч, и «Спутник» с русской красавицей, вдохновенно читающей стихотворение Роберта Рождественского. В промежутках камера пристально вглядывается в прелести девушек, томящихся в «стеклянных шарах».
Сам Кристиан Лубутен сидит тем временем на диване в форме губ, рассуждает о связи сценического представления с кинематографом и делится с миром своими открытиями: «Женщины - словно райские птицы». Кстати, этого Лубутена надо, пожалуй, представить (мужики могут быть и не в курсе): это знаменитый дизайнер обуви, особо фокусирующийся на красных каблуках. В данном случае он - креативный гость кабаре, что называется – «гостевая звезда». Его влияние на фильм ощутимо: по кадру, например, плавно проплывают туфли («Каблуки – пьедестал женщины»), а сам Кристиан, восторгаясь танцовщицами, позволяет себе признаться, что «самые красивые ноги – у Тины Тёрнер». Этому же, собственно, посвящён отдельный, возможно, наиболее выразительный номер – в котором акцент делается исключительно на женских ножках. Его исполнительница даже «жалуется», что приходится выходить на сцену без грима – зрители всё равно выше бёдер ничего не увидят.
Смотреть на всё это, конечно, небезынтересно, но следует предупредить тех, кто отчего-то решил, что его зовут на «эротическое кино»: это отстранённый интерес, вряд ли способный разбудить в сердце желание. За участницами кабаре нет никакой истории, к тому же все они, по правилам шоу, должны выглядеть одинаково - поэтому их обнажённые тела возбуждают не более чем картины, допустим, Рубенса или скульптуры Родена: красиво, но ничего личного. В живую, наверное, это должно впечатлять много сильнее.
«Долгая счастливая жизнь»
Россия, реж. Борис Хлебников, в ролях: Александр Яценко, Анна Котова, Евгений Сытый, Глеб Пускепалис, Владимир Коробейников, Сергей Наседкин.
Предпринимателю, начавшему обустраивать фермерское хозяйство в отдельно взятой деревне, объявляют: земля уже не твоя, бери компенсацию и проваливай. Поначалу он соглашается, но местные жители, его работники, вдруг выступают против – настаивая на самообороне, пусть даже и с применением пулемётов. Александр Сергеевич берёт их сторону, но когда отступать уже поздно, остаётся в гордом одиночестве.
Представлять Бориса Хлебникова – дело неблагодарное (тем более представлять вновь – осенью у него выходил фильм «Пока ночь не разлучит»). Тут всё просто: если вы смотрите российское кино – вы это имя знаете; если нет – вам, стало быть, этого и не надо. С «Долгой счастливой жизнью» Хлебников ездил недавно в Берлин, выступал от России в конкурсе. Говорят, рассчитывал на призы; мало ли чего говорят. Это давняя байка – про то, как немецкие отборщики убеждали наших режиссёров: «Ну снимите вы фильм про деревню – мы вам тут же главный приз выпишем!». Сняли – не выписали; дело, наверное, не только в деревне. И не в безупречном мастерстве – тут Хлебникова тоже упрекнуть невозможно: он знает, как снимать и про что, всё понимает про стилистику и атмосферу. Своё повествование он выстраивает в обжитой уже документальной манере (оператор – лауреат Берлинале Павел Костомаров), тщательно оберегает речь персонажей (сценарист Александр Родионов – признанный мастер вербатима), не забывает про естественные шумы (у него даже на финальных титрах интересно остаться – а вдруг что важное услышим?)… Хвалить, короче, можно да нахваливать.
Фильм и правда хорош. Он действительно про деревню – тема неисчерпаемая, но редко вдохновляющая наших киношников. Довольно острый, несомненно – актуальный. Проблема в одном: авторы всё понимают и про завязку рассказа, и про побочные обстоятельства – но придуманную ими концовку отнюдь не назовёшь типичной. Возможно, конечно, так всё и было – где-то, когда-то. Но эта вещь выглядела бы куда мощнее, интереснее, а главное – понятнее, если бы вместо частной истории Хлебников с друзьями замахнулся на серьёзное обобщение, создал не миниатюру, а картину маслом. Фильм, разумеется, тогда был бы другой – но именно «другого» фильма здесь и не хватает. Отечественная «новая волна» (представители которой уже открестились от такого объединения) славна именно своими миниатюрами – разной степени трагичности, снятыми с предельно близкого расстояния. Но пора бы уже и отодвинуться – и попробовать обратиться к романной форме, той, которой силён был в свои лучшие годы советский кинематограф. И от лирического «мелкотемья» (порой, бесспорно, очень трогательного) давно имеет уже смысл перейти к более существенным сочинениям. Тогда и «Золотого медведя», глядишь, точно дадут.