На этих выходных в прокате сталкиваются две суперзвезды: Леонардо ДиКаприо, которого мы знаем уже полтора десятка лет, и Бенедикт Камбербэтч, которого по-настоящему узнали совсем недавно и которому свой звёздный статус ещё предстоит оправдывать. «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса против «Великого Гэтсби» База Лурмана - кто кого?.. В щёлочку между титанами также протиснулись «Девушка и смерть» Йоса Стеллинга и «Полный беспредел» Такеши Китано. Что и говорить – во всех отношениях насыщенная кинонеделя.
«Великий Гэтсби» (The Great Gatsby)
Австралия-США, реж. Баз Лурман, в ролях: Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Джоэл Эдгертон, Элизабет Дебики, Айла Фишер.
Летом 1922-го года Ник знакомится с Джеем Гэтсби – у них дома по соседству на Лонг-Айленде. Только у Ника – арендованная «дачка», а у Гэтсби – настоящий дворец, в котором он регулярно закатывает невероятно сказочные вечеринки для жаждущего развлечений светского общества. В этом мире роскоши и порока не хватает только Дэйзи Бьюкенен – девушки, в которую Гэтсби был некогда влюблён, но которая успела выйти замуж за время их пятилетней разлуки.
Журналистов, посмотревших фильм за пару дней до официальной премьеры, обязали до определённого момента молчать о сюжете. Не стоило бы об этом даже упоминать, если б сей факт не свидетельствовал весьма прискорбно о том, что сюжет «Великого Гэтсби» сегодня и правда – тайна для многих. Кто знает нынче Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, написавшего 90 лет назад роман, считающийся одной из вершин англоязычной литературы? Кто помнит фильм 1974-го года с Робертом Редфордом и Мией Фэрроу?.. Неужто лишь единицы в той многомиллионной толпе, что осаждает кинотеатры?.. И вот эти вопросы – куда печальнее того, что новая картина, по-настоящему долгожданная, открывшая на неделе Каннский кинофестиваль, оказалась далеко не такой идеальной, как того бы хотелось зрителю, всё-таки более-менее помнящему оригинал. И любящему База Лурмана за его предыдущие (вот уж и правда великие) работы - не за «Австралию», конечно, а за «Мулен Руж» и «Ромео + Джульетта».
Но увы – сохранив «фирменный стиль», 50-летний Лурман потерял чарующий дар создавать волшебство буквально из каждого кадра. Всё вроде бы осталось на месте - шум, гам, карнавал, компьютерные пролёты над Нью-Йорком (как раньше над Парижем), стилизованные титры, нарочито быстрая гонка на желтом автомобиле... А чувств нет, магия исчезла. Пропали – как и обещанный полёт на гидроплане. Обидно. Но особенно обидно, что в главной роли – уже не тот Ромео, которого мы полюбили 16 лет назад. ДиКаприо давно «заматерел», ему 38, за прошедшие годы он убедительно доказал, что является лучшим американским актёром своего поколения, и казалось, что Гэтсби обязательно станет на сей раз уж верной заявкой на «Оскар», которого у Лео до сих пор совершенно преступным образом нет… Однако весь талант артиста ушёл на создание образа комического влюблённого, а всё прочее растворилось в той мишуре, которая увлекла режиссёра куда больше, нежели проработка психологических портретов. Нет, «Оскаров» за такое не дают…
Но центральную роль ещё хотя бы можно обсуждать, в ней всё-таки чувствуется определённая мощь – пусть и не проявленная, увы, в полной мере. Но что тут играет Тоби Магуайр?.. Серое «ничто», лишённое своего «я»?.. Но даже если так – почему он эту безликость играет так плохо? А Кэри Маллиган – почему её называют «подающей надежды актрисой»? Кого изображает она? На фоне ДиКаприо, актёра классического образца, их исполнение и блекнет, и теряется; неужто так и было задумано?.. Единственный, кто составляет Гэтсби конкуренцию (причём и сюжетную тоже), - это Том, муж Дэйзи, воплощённый в жизнь Джоэлом Эдгертоном; пожалуй, он даже переигрывает главную звезду фильма – просто в силу того, что ему есть, что здесь играть. Все прочие образы попросту лишены смысловой опоры, и за ними неотступно маячит вопрос: если они чего-то хотят – почему же не делают?..
Конечно, нельзя утверждать, что и сам Фицджеральд сумел бы ответить на это обстоятельно, но тем не менее – любая экранизация подразумевает, что её автор знает хотя бы приблизительные ответы. Лурман же предпочитает обходить все смыслы стороной, латая «дыры» «эффектными» сценами. «А это не перебор?» - спрашивает его герой, оглядывая заваленную цветами комнату; о том же хочется спросить и самого режиссёра. В другой сцене постоянно присутствующий за кадром рассказчик зачем-то поясняет происходящее (цитирую не по книжному переводу, а по нынешнему дубляжу): «Пять потерянных лет горели у Дэйзи на устах, но она выговорила лишь: «Я никогда не видела таких красивых рубашек». Вот такое впечатление, что и Баз Лурман слишком увлёкся этими «рубашками» (и всем прочим, что к ним прилагалось), в пылу съёмок забыв сказать нечто самое главное, о чем, собственно, и имело бы смысл снимать это кино. Другое дело, что многие и придут – посмотреть на эти «рубашки».
См. также:
«Каннский кинофестиваль торжественно открылся «Великим Гэтсби». Фоторепортаж»
«Стартрек: Возмездие» (Star Trek Into Darkness)
США, реж. Джей Джей Абрамс, в ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Бенедикт Камбербэтч, Элис Ив, Зои Салдана, Саймон Пегг, Антон Ельчин.
За неподчинение инструкциям Джеймса Кирка отстраняют от капитанства, а Спока, ставшего невольной причиной инцидента, переводят на другой корабль. Однако личные переживания по этому поводу внезапно сменяются куда большей бедой: вся верхушка Звёздного флота атакована безжалостным террористом. И теперь его надо уничтожить, выкинув из головы про все обиды.
Учитывая, что лишь преданные фанаты точно знают, какой по счёту этот фильм в легендарной космической саге, насчитывающей вот уже без малого полвека (двенадцатый, если считать только киноверсии, забыв о сериалах), имеет смысл сразу сказать для тех, кто не застал предыдущих серий: не страшно. Конечно, максимальное удовольствие от картины получат именно поклонники «Звёздного пути», но нельзя сказать, что те, кто просто зайдёт в кинотеатр, ничего не поймут. Вовсе нет: история, как и любой сиквел, имеет, разумеется, свои корни, но при этом вполне самостоятельна. К тому же написана так, что о нюансах во взаимоотношениях членов «Энтерпрайза» не приходится «вспоминать» - всё налицо, каждая сцена, каждый диалог предельно чётко обрисовывает то, в чём мог бы нуждаться зритель. Причём обрисовывает так мастерски, так ярко, что даже не захочешь расставаться с этими героями – и в какой-то момент на полном серьёзе задумаешься: а не пересмотреть ли разом все предыдущие фильмы?.. Иначе говоря, это на редкость удачное продолжение – которое точно не слабее, а в чём-то, возможно, и лучше начала. Оглушающего впечатления оно, быть может, и не произведёт, но счёт за бесцельно потерянное время предъявлять потом вряд ли захочется. Конечно, если вы всё же изначально были в курсе, что речь тут пойдёт о космических приключениях – со всеми соответствующими элементами.
Фильм, по праву претендующий на звание одного из главных блокбастеров года, насыщен, как водится, разнообразными экшен-сценами, где все бегут, или дерутся, или всё горит, или взрывается. Здесь есть и Спок в жерле вулкана, и Кирк, пролетающий в одном лишь скафандре сквозь космос с одного корабля на другой. Чего здесь порой кажется «мало», так это «фантастики»: ну, спит герой с хвостатыми девчонками, ну, у главной блондинки есть докторская степень по физике – чего только не бывает в 2259-м. В остальном же – если говорить не об антураже, а о сюжете – это очень даже актуальная история, до удивительного порой совпадающая с ощущением не далёкого завтрашнего, а вот прямо сегодняшнего дня. Подобное ощущение возникает и держится во многом благодаря образу центрального антагониста, линия которого, несомненно, добавила фильму психологизма. И тут мы должны благодарить Бенедикта Камбербэтча, наконец-то начинающего, надо полагать, полноценную звёздную кинокарьеру (снимаясь уже довольно давно, широкой известности он добился всё же только благодаря телевизионному «Шерлоку»). Именно его персонаж – настоящая опора нового «Стартрека», спаивающая воедино все прочие детали, и потому совершенно неудивительно, что именно его фигура украшает собой официальные постеры. Пусть он и злодей – но злодей узнаваемый, а стало быть, почти реальный, почти настоящий. В жизни с таким лучше, разумеется, не встречаться, но для кино с почти карикатурными главными героями такой мощный и цельный образ – несомненно, подарок. Вытягивающий, по сути, на себе всю картину – которую в противном случае, быть может, и не стоило бы расхваливать.
См. также:
«Бенедикт Камбербэтч и все остальные: звёздная премьера в Лондоне. Фоторепортаж»
«Команда «Энтерпрайза» посетила Планетарий»
«Девушка и смерть» (Het Meisje en de Dood)
Россия-Нидерланды-Германия, реж. Йос Стеллинг, в ролях: Леонид Бичевин, Сильвия Хукс, Рената Литвинова, Дитер Халлерворден, Сергей Маковецкий.
Направляясь на учёбу, русский студент всего на одну ночь останавливается в случившемся на пути немецком пансионе. Но утром Николай видит Элизу, юную содержанку местного богатея, купившего себе некогда титул графа. Мгновенно влюбившись, он решает задержаться, уверенный, что вмиг отобьёт прелестницу у старика при помощи букетика цветов и переведённого на немецкий заветного стихотворения: «Я помню чудное мгновенье…».
Если коротко, это если и не очень плохой, то прискорбно посредственный фильм. Который - от первого кадра до последнего – держится единственно на репутации Йоса Стеллинга, ещё в 80-е годы зарекомендовавшего себя «автором» с довольно любопытным «видением». Но нет смысла перечислять былые заслуги – ибо новая работа режиссёра мало чем напоминает его лучшие произведения; если быть совсем уж строгим – не напоминает вовсе ничем. Вот разве что одной лишь фамилией в титрах – Стеллинг. Ну да, Стеллинг. Сними эту картину – да хоть кадр в кадр сними! - любой советский ремесленник, ну, какой-нибудь условный Стефанович, допустим, никто даже не счел бы её достойной обсуждения. Её бы попросту «слили», попросту не заметив. Но Стеллинг – это имя, вот все и шумят.
Да плюс ещё Маковецкий – в роли небольшой, но значимой. Да Литвинова, создающая крепкий образ второго плана, причем без привычных для актрисы «кривляний» (что хорошо, хотя и непривычно). Да Бичевин, памятный многим по «Морфию», актёр, на которого стоит, безусловно, обращать внимание. Да ещё Светлана Светличная – в пространстве фильма у неё крохотный эпизод, но и этого достаточно для разговоров. Иначе говоря, «Девушка и смерть» - это наглядный пример того, что и «авторское кино» бывает живо одним «светским» пиаром, за который легче всего зацепиться, когда отсутствуют подлинно художественные достоинства.
Не сказать, впрочем, что они отсутствуют напрочь; нет, при желании здесь можно оценить и операторскую работу, и музыкальное сопровождение, да даже усилия гримёров – при желании. Но в сухом остатке – это мелодрама самого дурного пошиба с сюжетом, который напрямую отсылает к «Даме с камелиями», только вот теряет по пути всю психологическую составляющую. А как без неё поверить в чувство, основанное лишь на томных взглядах, на беспрестанном повторении строчки про «И жизнь, и слёзы, и любовь»?.. Трудно поверить – особенно когда режиссура пресна, а артисты изображают «внутреннюю скорбь», полностью положившись на авторитет автора, который, если вдруг что, «склеит потом, как надо». Хотя, кто знает, особенно романтическим натурам может хватить и того, что есть – бывает ведь и так, что фильм просто «попадёт в настроение». Почему нет, бывает.
«Полный беспредел» (Autoreiji: Biyondo)
Япония, реж. Такеши Китано, в ролях: Такеши Китано, Рё Касэ, Тосиюки Нисида, Сюн Сирата, Кен Мицуйси.
Якудза, выжившие после кровавых разборок первой серии, занимают в клане ключевые посты и объявляют о новых правилах ведения дел. Правила эти нравятся далеко не всем, у оппозиции зреет в груди недовольство. И полицейский следователь, который не столько вершит правосудие, сколько занимается собственной карьерой, решает воспользоваться ситуацией, провернув хитроумную, как ему кажется, комбинацию по стравливанию недругов. Его главный козырь – босс Отомо, который, как вдруг выясняется, вовсе не погиб в тюрьме от заточки.
Возвращение Такеши Китано из затянувшейся «творческой командировки» в мир сугубо «авторского кино» пользовалось на родине серьёзным коммерческим успехом – который оказалось возможным развить в сиквеле даже несмотря на очевидную нехватку персонажей. Это мы, получается, просто неправильно поняли, что к финалу «Беспредела» умерли почти все – кто-то, выходит, оклемался потом в больничке, а кто-то перебрался в главные герои из эпизодических. В кино всё возможно, на то оно и волшебное искусство. Главное ведь тут – чтобы логика повествования не терялась, а уж этого Китано допускать точно не собирается: с темой он знаком, чувствуется, хорошо, явно не понаслышке. Тем более его новый «расклад» - уже не о завоевании власти, а о мести; не то чтобы проще сюжет, но всё-таки чуток попонятнее. Так уже легче понять, кто кого и за что убивает.
Убивают, впрочем, здесь уже без прежнего опьянения. Нет, есть и Китано с дрелью, и экзотическая казнь при помощи аппарата, бесперебойно выстреливающего бейсбольные мячи. Да и вообще в определённые моменты кажется, что действие перешло на качественно новый уровень: пальцы, например, тут уже не отрезают, а откусывают. Сохранены и «старые добрые шутки» типа насмешливого диалога: «Я не курю» - «Надеешься прожить подольше?» Но в целом, если поиграть названиями, «полный беспредел» был всё же в прошлой ленте (снятой в 2010-м году, в наш же прокат вышедшей три недели назад), которая грешила иногда против цельности, зато производила впечатление именно запредельностью происходящего. Месть уровня «Не трогай его, он мой» - «Не вопрос» более оправданна, а стало быть более привычна. И в этом плане Китано-режиссёр вершин не достигает: «корпоративные разборки» среди якудза ему удались лучше, нежели даже такое небанальное сведение счётов. Хотя кадр, в котором Китано-актёр улыбается, дорогого, конечно же, стоит. Вот он и правда может произвести неизгладимое впечатление.
См. также: