Кино

Обзор кинопремьер: неделя первоклассного российского кино

13 891

Кадр из фильма «Всё просто» 

В эти дни в прокат выходят сразу три российских фильма, которые по праву попадают в список лучших кинопроизведений этого года. Это «Всё просто», «Со мною вот что происходит» и «Я буду рядом» - очень разные, но одинаково замечательные. Это то хорошее отечественное кино, которого так не хватает нашему прокату. Поверьте. Ну и кроме того – испанский мультфильм «Тэд Джонс и Затерянный город» и американское ретро «Самый пьяный округ в мире».

«Со мною вот что происходит» 

 

Россия, реж. Виктор Шамиров, в ролях: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Александра Петрова, Олеся Железняк, Александр Робак.

Сайт фильма

В последние дни декабря братья узнают, что их отцу осталось жить всего ничего. Получается, этот Новый год – последний, который они могут встретить вместе. Но для Артема его запланированное выступление на корпоративном концерте – шанс пробиться к начальству, а Валентин никак не может улететь в родной город из неприветливой Москвы. Так и получается, что 31 декабря они проводят в сплошных пробках – в компании 15-летней девочки, которая вдруг оказалась никому не нужна.

Составить конкуренцию «Иронии судьбы» хотят многие отечественные кинематографисты – с завидной регулярностью выдавая фильмы, которые, как радостно пророчат их пресс-релизы, в будущем непременно «потеснят» шедевр Рязанова в новогоднем телеэфире. Потеснить, конечно, никто еще не потеснил – хотя удачные примеры все-таки были: можно вспомнить «Сироту казанскую» и ту же дилогию про «Ёлки». Виктор Шамиров и его друг и давний соавтор Гоша Куценко никаких особых заявлений вроде бы не делали – а просто сняли один из лучших фильмов этого года, который гораздо больше любых праздников.

Потому что он не «праздничный», а человечный. Не о радости, а о печали. Не о веселье, а об одиночестве. Не о том, что всё хорошо, а скорее о том, как всё плохо. Жизнь катится не туда, проходит не с теми, утекает сквозь пальцы. И старый друг уже не ходит, совсем не та теперь приходит, и сколько нервных и недужных, ненужных связей, дружб ненужных!.. Стихи, написанные Евгением Евтушенко 55 лет назад и спустя два десятилетия положенные на музыку Микаэлом Таривердиевым, удивительно созвучны и сегодняшнему дню. Ведь человек никак не изменился, и что бы с ним не происходило, с ним всегда, в принципе, происходит одно и то же. Об этом как раз и говорит эта нежная, хрупкая и чрезвычайно чуткая картина. Ведь разобщённость близких душ – это же страшно. Близкие души не должны быть разобщены – им неизменно следует быть вместе. Как жаль, что то, что вроде бы так просто, с таким трудом порой достижимо. Но все-таки достижимо – если понять это и постараться.

Рассказать обо всем об этом кинематографическими средствами очень трудно – но Шамирову и Куценко подобное удалось. Творчески успешен, напомню, был и прошлогодний результат их сотрудничества – фильм «Упражнения в прекрасном». Что по-новому характеризует не только замечательного, но мало известного в народных кругах режиссера, но и узнаваемого всеми артиста. Оказывается, мы просто не видели пока настоящего Гошу, нет, простите, Юрия Куценко - до сих пор он почему-то снимался не там, не с теми, не у тех. Но вот пришло время - и он сыграл свою лучшую роль. Причем лучшую, наверное, только на данный момент – потому что после такой во многом личной и предельно откровенной работы дорога вниз была бы ошибкой. Теперь от представителей этого тандема следует ожидать картин только высшего качества. 

«Я буду рядом» 

 

Россия-Украина, реж. Павел Руминов, в ролях: Мария Шалаева, Роман Зенчук, Мария Сёмкина, Иван Волков, Елена Морозова, Алиса Хазанова.

Сайт фильма

Узнав, что умирает, молодая мать принимается искать новую семью для маленького сына – чтобы он не остался один.

Самое важное в этом сюжете – сама ситуация: мать собственноручно отдает ребенка чужим людям, понимая, что так для него будет лучше. И любые уточняющие вопросы только всё портят. Вроде бы понятно, почему мальчика нельзя оставить при папе, с которым главная героиня разведена: тот несерьезен, любит выпивать с друзьями, и любому очевидно, во что превратится жизнь его сына в таких вот антисанитарных условиях. Но значит ли это, что отец лишен родительских прав?.. Вот есть лучшая подруга – почему не доверить сына ей? Разумеется, вариант с детдомом исключен, а бабушка с дедушкой, наверное, умерли; но все-таки, не слишком ли рискованно такое вот прижизненное усыновление?.. Теперь повторюсь: все эти уточнения ничего не дают и попросту уводят в сторону. Любая дискуссия возможна – но уже за пределами фильма. Внутри же этой истории, если полностью принять ее на веру, вопросов не возникает: всё выглядит так, как вроде бы и должно быть, правильно. Каждый шаг матери – это забота о будущем сына. И лучше так, чем иначе.

Когда в июне фильм Павла Руминова вдруг победил на главном российском кинофестивале «Кинотавр», профессионалы восприняли это с большим удивлением. Традиционно как-то так сложилось, что у нас почитается больше «авторское искусство» - а тут выбор был сделан в пользу стопроцентно зрительской мелодрамы. Однако подобное решение очень даже объяснимо: «авторские» изыски надоели уже и самим авторам. Наше кино остро нуждается в нормальном, используя голливудский сленг, «мейнстриме» - в фильмах, которые рассчитаны не на кучку «ценителей», а на самые широкие народные массы. Но не в халтуре, которой нас зачастую пичкают по госзаказу и которая потом проваливается куда-то в дыру, а в мастерски сделанных, хорошо придуманных и замечательно сыгранных картинах на русском языке, от которых наш зритель попросту отвык, потому что давно уже в российском производителе разуверился. В прокат должны выходить ленты о людях и для людей, истории, отражающие реалии сегодняшнего дня, с героями, которых можно было бы полюбить не по приказу телевизионной рекламы, а искренне, от всего сердца. И только тогда, когда таких фильмов будет много, когда они будут появляться не штучно, а регулярно, - тогда к ним начнут заново привыкать.

«Я буду рядом» - прекрасная картина, очень живая, очень эмоциональная. Она внушает надежду, что даже после своей состоявшейся (как многие считают) «смерти», наше кино все-таки имеет еще все шансы по-настоящему возродиться – и найти свой путь не к отдельным фестивальным зрителям, а к большой многомиллионной аудитории. Все-таки хочется ведь, чтобы и российские фильмы были не на задворках общественного сознания, а гораздо ближе, где-то рядом.

См. также:

«Фильм Павла Руминова победил на «Кинотавре»

 

«Всё просто» 

 

Россия, реж. Соня Карпунина, в ролях: Соня Карпунина, Клим Шипенко, Агния Кузнецова, Константин Крюков, Александр Яценко, Любовь Толкалина, Александр Самойленко.

Сайт фильма

Девушка приезжает к любимому – а у того вроде как другая. Мигом его бросив, героиня оказывается на улице – и не очень понимает, что следует делать дальше. Хорошо, подруга выручила – привела к знакомым ребятам. Постепенно завязалось новое чувство – но и тут на пути оказались препоны. Всё вовсе не просто.

Соня Карпунина прославилась как сценарист «Одноклассников» Сергея Соловьева; легенда гласит, что почтенный мэтр выпросил у нее историю, отдав взамен главную роль. Картина получилась в итоге довольно-таки странной – однако после режиссерского дебюта Карпуниной очевидно, что не поддайся она тогда на уговоры учителя, одним хорошим фильмом было бы в нашей стране больше. Потому что если «Одноклассники» вызывают скорее недоумение, то «Всё просто» - чистую радость.

Это почти во всех отношениях замечательная лента – про молодых, для молодых. Рассказанная легко и умело, с выдумкой, но без сомнительных «авторских» затей. Это нормальное кино, которое хочется рекомендовать любому – потому что именно таких, нормальных, спокойных, ровных и чистых фильмов остро не хватает, как кажется, нашему зрителю. Тем более что многие школьники и студенты о существовании подобных картин в России даже, наверное, и не знают – потому что давно уже сверяют свою жизнь не по местным примерам, а по американским. У нас же приличных лент, повествующих о тех, кто только вступает в серьезную взрослую жизнь с обязанностями и ответственностью – раз-два и обчелся. Современному поколению просто не в ком себя узнавать – тем значительнее выглядит первый самостоятельный режиссерский опыт Сони Карпуниной с исторической точки зрения. Здесь нет привычных «героев» или «персонажей» - но есть обычные ребята и девчата со своими, вполне обычными мирскими проблемами.

Впрочем, вру, не совсем так: она учится в Лондоне, ее новый избранник – представитель богемы, режиссер; вариант, конечно, не самый распространенный в реальной жизни. Но тем не менее в них нет никакой фальши – и отбросив лишнюю мишуру, они оказываются такими же людьми. Молодыми. А ошибки молодых, как ни крути, всегда одинаковы. Он изменил ей, она полюбила другого – расклад узнаваемый. Добавим к этому мягкий ненавязчивый юмор, «правильный» саундтрек и верную романтическую интонацию – и получим симпатичную историю, немножко комедию, чуть больше – мелодраму, в какой-то степени – сказку. Но сказку очень правдивую и несомненно заслуживающую внимания.

«Тэд Джонс и Затерянный город» (Las aventuras de Tadeo Jones) 

 

Испания, реж. Энрике Гато, анимация, роли дублируют: Пётр Иващенко, Марина Александрова, Григорий Антипенко, Федор Добронравов. Станислав Дужников.

Сайт фильма

Тэд Джонс, с детства мечтающий стать археологом, но при этом ничего не знающий о своем знаменитом однофамильце, отправляется на поиски легендарного золотого города.

В российский и мировой прокат все чаще добирается анимация, произведенная далеко за пределами Голливуда – но практически не уступающая ему по качеству. Если не смотреть на титры, принципиальных отличий будет немного. История пусть и не до конца оригинальная, но увлекательная, герои выразительные и забавные, картинка четкая – стандарт соблюден весьма тщательно. Единственное принципиальное отличие – сверх меры выпячивающий бюст главной героини; такая деталь, как правило, не свойственна детским мультфильмам, зато папы точно не заскучают.

В остальном – всё по шаблону, и в данном случае – это отнюдь не ругательство. Хитроватый таксист, использующий каждую свободную минутку, чтобы продать что-нибудь из своих многочисленных товаров, неугомонная прожорливая собачка, пугливая мумия – детям нравится. Еще следует отметить молчаливого попугая с дощечками, на которых начертаны его емкие реплики – совсем недавно такая же обезьянка была в «Пиратах», но поди пойми, плагиат ли это, цитата или и правда случайное совпадение. Хотя с центральным героем никакого совпадения, разумеется, нет – никто и не думает скрывать, кто именно тут является образцом для подражания. И понятно, что за пародией, которой пытается притвориться мультфильм, скрывается истинная любовь – в противном случае результат получился бы плачевным. А так – вполне себе симпатичное приключение. Если и уступающее оригиналу, то разве что в самом малом.

«Самый пьяный округ в мире» (Lawless) 

 

США, реж. Джон Хиллкоут, в ролях: Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гай Пирс, Джессика Честейн, Миа Васиковска, Гари Олдман.

Сайт фильма

1931 год, американская глубинка. Братья Бондуранты, зарабатывающие продажей самогона местному населению, не соглашаются на новые условия, выставленные полицией. Более того, младший из них, Джек, заводит знакомства в среде городского криминалитета и расширяет систему производства и поставок отменного деревенского пойла.

Тому времени, времени Сухого закона, когда продажа алкоголя считалась государственным преступлением, посвящено несчетное количество фильмов. Данный, весной участвовавший в конкурсе Каннского кинофестиваля, ничего нового по теме, кажется, не прибавляет. В новинку ли нам, что главные герои – отнюдь не гангстеры, а скорее принципиальные бизнесмены? И вся их «проблема» лишь в том, что коррумпированные полицейские – еще большие гады? «Ты преступник, Джек?» - спрашивает девушка, и от уверенно отвечает: «Я делаю то, что делал бы любой, будь у него характер». И по-своему он прав: торговля спиртным – это всего лишь бизнес, и в случае с Бондурантами он строится совсем не на крови. Кровь хлещет только тогда, когда на них вероломно нападают сзади – и они в ответ дают сдачи. И тогда да, тогда есть и перерезанное горло, и отрезанные яйца. Но вообще-то, как говорит брутальный герой Тома Харди, «особенным человека делает не насилие, а то, на что он готов пойти». И совсем не обязательно называть защиту своей чести, своего дела и своей семьи преступлением.

Но это моральная сторона вопроса – и фильм, основанный на реальных событиях и поставленный по роману внука одного из Бондурантов, ничем особенным, повторюсь, в давно освоенной кинематографом теме не выделяется. Любопытно тут разве что чисто стилистическое решение: выдержанное «ретро», костюмы, реквизит – то, что называется «атмосферой». И манера рассказа, которая нетерпеливому зрителю может показаться даже скучной. Что не удивительно: режиссер прославился лентой «Дорога», в которой два героя долго-долго всё шли и шли куда-то, не зная даже точно, куда. Теперь, получив в распоряжение первостепенных звезд, Хиллкоут не сильно изменяет своему творческому методу: повествование не то чтобы расслаблено, но и никуда не торопится. И фраза «Вы даже не представляете, что автомат Томпсона делает с бессмертными», произнесенная самым мерзким злодеем в исполнении Гая Пирса, вплоть до самого финала остается только фразой, не более.

Отдельно строчкой следует упомянуть, что сценарий картины и музыку к ней написал Ник Кейв. Для кого-то, возможно, это важнее, чем Шайа ЛаБаф в главной роли.