Кино

Обзор кинопремьер: необыкновенные путешествия пиратов и хоккеистов

0 652

Из трёх мультфильмов, стартующих в прокате в эти дни, два — отечественного производства. «Королевство М… +" выходит скромнее прочих, без особой рекламы — зато под лозунгом „Доброе кино для детей. Сделано в России“. Как можно понять, это три отдельные истории, объединённые общим зачином: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Режиссёры — Наталья Мирзоян, Софья Кравцова, Борис Коршунов.

Трейлер мультфильма «Королевство М»

А вот «Необыкновенное путешествие Серафимы» (реж. Сергей Антонов) поддержано крупным прокатчиком и звёздными голосами — правда, вряд ли молодое поколение знает, кто такие Вера Васильева и Александр Михайлов, тут расчёт, надо думать, больше на бабушек-дедушек, которые сводят внучат в кинозалы. Впрочем, впечатление такое, что ориентир на бабушек был для создателей ленты вообще основным: современностью здесь и не пахнет — ни в плане сюжета, не в плане творческого воплощения.

История разворачивается в апреле 1943-го года — страна сражается с фашистами, а тем временем в детском доме — свои сражения: с «религиозной пропагандой», рассадником которой является сердобольная уборщица из «бывших». Она прячет иконы в шкафу, повествует девочкам о житии святого Серафима Саровского и увещает юную воспитанницу: «А ты терпи, смирением горы можно свернуть». Терпеть приходится обозначенной в заголовке Симе Воскресенской, дочке арестованного священника, вынужденной ежедневно противостоять злюке-училке, девочкам-ябедам и даже подруге-предательнице, которая сперва зазывала её в выдуманную Озёрную страну, а затем коварно попыталась сжечь Симин нательный крестик.

Трейлер мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

Собственно само «необыкновенное путешествие» начнётся где-то минуты с сороковой, но даже беглый пересказ первой половины мультфильма не даёт усомниться: это те самые «духовные скрепы», которые так вовремя были найдены нашими кинематографистами. Не только с православной прокладкой, но и с транспарантом «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство» и лозунгом у входа в столовую «Хлеб всему голова»…

Но хочется всё же задать вопрос: почему, прикрываясь вечно актуальными вопросами Смирения и Веры и бодрой духоподъёмной музыкой, наследники некогда великой советской мультипликации выпускают сегодня продукт, столь беспомощный в художественном отношении?.. Не хватает приличных слов, чтобы описать качество представленной нам анимации — оно убогое, почти нулевое!.. Почему фильм о почитаемом святом заставляет зрителя ежесекундно чертыхаться?.. Дети, конечно, это «съедят» — но разве на таком уровне их следует воспитывать?..

Печальнее всего, если судить по пресс-релизу, что сами создатели «Путешествия» уверены, что создали работу мирового качества, претендующую на прокатный успех и за рубежом. Оказывается, при должном выборе темы слепота отнюдь не мешает оставаться сегодня художником…

Трейлер мультфильма «Песнь моря»

Что такое подлинно мировой уровень — и как выглядит действительно необыкновенное путешествие, — можно понять на примере «Песни моря», копродукции Ирландии, Дании, Бельгии, Люксембурга и Франции, которая была номинирована по итогам 2014-го года на «Оскар» и «Сезар» и в гонке за главную ирландскую кинонаграду обогнала своих игровых конкурентов. Для автора мультфильма Томма Мура подобный успех — уже не первый: шесть лет назад он заявил о себе «Тайной Келлс», также обласканной вниманием профессионалов.

«Песнь моря» выдержана в той же стилистике, разве что лес, что явствует из названия, сменился водной стихией. А мальчик и девочка теперь — брат и сестра. Сирше уже шесть, но она до сих пор не разговаривает — зато постоянно «надоедает» невзлюбившему её Бену. Бабушка увозит их из отчего дома в город — откуда они тут же сбегают, отправляясь назад, к отцу, к любимой собаке, к морскому берегу. По пути выясняется, что Сирша — вовсе даже и не девочка, а селки, но что это значит — узнаете уже из мультфильма.

Сказать, что это очень красиво — ничего не сказать. Это необычно, уникально, самобытно — и никоим разом не похоже на привычную голливудскую продукцию. Увлекательная и сама история, впитавшая в себя ирландские мифы и сказания, но рассказанная на языке, понятном современному маленькому зрителю. «Песнь моря» — замечательная картина, которая поможет многим сбить тошноту, образовавшуюся после кассовых, но в творческом плане неутешительных «Миньонов».

Трейлер фильма «Каникулы»

Две уже художественные ленты попадают под разряд «семейных». Это американские «Каникулы» (реж. Джон Фрэнсис Дейли и Джонатан М. Голдштейн), развивающие тему сколь успешной, столь и неприличной комедии «Мы — Миллеры» (так что решайте сами, готов ли ваш ребёнок к такому) и российско-греческие «Пираты Эгейского моря» (реж. Яннис Смарагдис). Несмотря на спекулятивный заголовок, второй фильм на самом деле повествует о видной исторической фигуре — Иоаннисе Варвакисе, который в своё время поставлял чёрную икру ко двору Екатерины Великой (что объясняет оригинальное название «Бог любит икру»). Вместе с Себастьяном Кохом, Джоном Клизом и Катрин Денёв (в роли Императрицы, разумеется) здесь сыграли Евгений Стычкин и Ольга Сутулова — и все эти элементы заставляют, конечно, обратить на эту работу определённое внимание.

Трейлер фильма «Пираты Эгейского моря»

Быть может, понравится школьникам и «Красная армия» Гейба Польски (США — Россия), документальный рассказ о хоккейной сборной Советского Союза в целом и о судьбе Вячеслава Фетисова в частности. Об этом фильме мы уже писали, но довольно давно: впервые его показали на открытии прошлогоднего Московского кинофестиваля, после чего он вот так долго искал своё место в плотной прокатной сетке российских релизов. Поэтому позволим себе не только ссылку на тот материал, но и большую оттуда цитату:

То было время, когда хоккей считался самым популярным спортом в стране, когда на него выделялись огромные средства и отбор молодых дарований вёлся по всему Союзу. Попавшие в большой спорт казались счастливчиками, были кумирами — но за успех и известность приходилось расплачиваться личной жизнью: одиннадцать месяцев в году члены команды вынуждены были проводить в изоляции на спортивной базе — и всего на 36 ночей возвращались домой, к жёнам и не узнававшим их детям. «Так устроен спорт в Советском Союзе» — ну, а что поделать. Жестоко — да, «тоталитарная команда» — да, но именно так завоёвывались победы. Счет 42:5 на Кубке Канады в пользу советской команды — вот как такое возможно?.. Заслуга ли это «Системы», воспитывающей спортсменов как цирковые дрессировщики медведей? Или результат тактики великого Анатолия Тарасова, который считал, что в хоккей следует играть как в шахматы, а кроме того многое привносил в тренировки от балета?..

По словам Фетисова, изюминка этого кино в том, что «Гейб хотел показать, как в несвободной стране за железным занавесом родился самый свободный, артистичный стиль игры», хотел докопаться до души русского парня, чтобы понять, «для чего мы это делали». И вспоминает слова зарубежного тренера: «Я не знаю, ребята, как вы это делаете, но прошу вас — ничего не меняйте».

Трейлер фильма «Красная армия»

А вот куда детям вход точно запрещён — так это в залы, где показывают «Ультраамериканцев» в постановке Нимы Нуризаде. О том, как эта несмешная комедия в довольно навязчивой форме пропагандирует употребление «травки», мы уже на этой неделе написали, повторяться не будем.

Ну и в залах IMAX начинается прокат японского суперхита «Атака титанов» — о котором мы, надеемся, расскажем чуть позже, когда фильм доберётся и до обычных экранов.