Кино

Обзор кинопремьер: несчастный Стивен Хокинг — или кровавая леди Батори?

0 1283

Как легко догадаться из русского названия фильма, «Вселенная Стивена Хокинга» рассказывает о Стивене Хокинге — известном физике, про которого не всякий точно скажет, что он такого «нафизичил», но которого едва ли не каждый отличит от любого другого физика. Хокинг вот уже как полвека инвалид; врачи давали ему от силы пару лет — но учёный мужественно пренебрёг их прогнозами, утратив способность к движению, но сохранив ясность мысли; недавно ему исполнилось 73 года.

Действие картины начинается в Кембридже в 1963-м, когда молодой герой ещё запросто гоняет на велике с другом и пишет докторскую о том, что такое Время. Его увлекают чёрные дыры, вдохновляет лаборатория, где Резерфорд расщеплял атом, а на любопытные размышления наводит даже «мыльная опера». Встреча с обворожительной Джейн закрывает пробел в личной жизни, но только счастье парню улыбнулось, как он падает — и приходит в себя уже со страшным диагнозом. Дальнейшее — Повесть о Настоящем Человеке, который продолжает жить и как-то радоваться жизни (между прочим — трое детей), даже будучи прикованным к инвалидной коляске.

Трейлер фильма «Вселенная Стивена Хокинга»

Пять номинаций от Американской киноакадемии, десять — от Британской; «Оскар» за лучшую мужскую роль и титул лучшего британского фильма года. Тут можно и не продолжать: перед нами — очередной, академически выдержанный том «ЖЗЛ», не выдающийся, но достойный образец кинобиографии. В этом году он идёт в паре с «Игрой в имитацию» (некоторой интриги добавляет тот факт, что Бенедикт Камбербэтч тоже играл Хокинга — на заре своей творческой деятельности, в телевизионной ленте десятилетней давности), но напоминает в первую очередь о таких — также обласканных премиями — лентах как «Море внутри» и «Скафандр и бабочка», герои которых также были обездвижены.

Страдания, как легко заметить, часто привлекают киношников. Актёры любят такие роли и за драматический накал, и за последующие лавры: Хавьер Бардем был премирован в Венеции и получил «Гойю», Матьё Амальрик взял «Сезара». Эдди Редмэйну повезло больше потому, что зрителю хорошо знаком образ его героя: кто ещё из парализованных инвалидов так часто появляется на страницах газет и в телехронике?.. Сравнение с оригиналом говорит в пользу артиста: в кино мы видим не его, а видим Хокинга, абсолютное сходство! (Хотя и не такое зажигательное, как в случае с «Рэем»: всё-таки персонаж Джейми Фокса был не только слепым, но ещё и ярким музыкантом.) Вопрос, надо ли в таких случаях что-то ещё, помимо умения сидеть, не шелохнувшись, остаётся открытым: человеческое сердце склонно жалеть всех несчастных — и дополнительные доказательства величия героя вроде как даже не требуются. Впрочем, Редмэйн, как и его перечисленные коллеги, актёр очень хороший. И то, что «Оскара» он получил за роль явно спекулятивную — не его проблема, а «Оскара».

Но жаль, что не все премии мира достались композитору Йохану Йоханнссону. На самом деле, весь фильм делает музыка: слёзы потоком льются из глаз, стоит только начаться очередной его мелодии. Поэтому если кто и полюбит эту «Вселенную», то не столько благодаря игре Редмэйна и не потому, что она так уж мастерски поставлена (хотя у Джеймса Марша тоже есть «Оскар» — за документального и совершенно чудесного «Канатоходца»), а из-за пронзительных нот, которые проникают в самую душу и создают ощущение чего-то более важного, чем просто очередная история про человека, не склонившегося под ударами судьбы.

Трейлер фильма «Цена человека»

Ещё одна обласканная премиями картина — итальянская «Цена человека». На родине она соревновалась за «Давидов» с «Великой красотой», год назад премированной как в Европе, так и в Америке. И хотя количественно «Красота» вышла вперёд (девять побед против семи), главную награду Италии за лучший фильм года получила именно работа Паоло Вирдзи (что, кстати, доказывает, что «Оскар» итальянцам не указ, у них и собственное мнение имеется). Три «Давида» досталось актёрам: приз за лучшую женскую роль — Валерии Бруни-Тедески, за роли второго плана — Фабрицио Джифуни и Валерии Голино (также ленту поощрили за монтаж и сценарий).

Рассказывает же картина о преуспевающем семействе Бернаски. Всё у них было хорошо, пока однажды на обочине не нашли сбитого машиной велосипедиста. Подозрения падают на богатенького сынка и его невесту; что сделают родители, чтобы вытащить из беды своего любимца?..

Французский ромком «Она его обожает» тоже претендовал на награды: режиссёр Жанна Эрри рассматривалась «Сезаром» как лучшая дебютантка, а Сандрин Киберлэн — как лучшая актриса года. Для Сандрин, которую, к сожалению, знают у нас не так хорошо, как она того заслуживает, это была уже восьмая «сезаровская» номинация, причём две из них обернулись победой (в прошлом году — за «9 месяцев строгого режима»). В этой картине она играет Мюриель, в дверь которой однажды постучался популярный певец, которого она… да, обожает. Певца сыграл Лоран Лафитт, памятный нам по роли в полицейской комедии «Шутки в сторону».

Сандрин Киберлэн в фильме «Она его обожает»

Не уйти от «Оскара» и в случае с американской «Простушкой»: режиссёр Эри Сандел получил заветную награду уже в самом начале своего творческого пути — за лучшую короткометражку. Путь к полному игровому метру занял у него несколько лет, но вот он, его итог: история старшеклассницы, с которой девушки дружат лишь по одной причине — чтобы выигрышнее смотреться на её сереньком фоне. Героиня Мэй Уитман долгое время об этом даже не догадывается, но узнав правду, решает во что бы то ни стало изменить ситуацию и смыть с себя не самое привлекательное прозвище.

«На паузе» (реж. братья Бурк) призами похвастаться пока, кажется, не может, но постер обещает, что это лучший ирландский фильм этого года. Поверим — или проверим?.. Сюжет: встреча двух одиночеств, некогда друг в друга влюблённых, затем расставшихся — и вот вдруг снова встречающихся в дублинском аэропорту. Впереди у них — целая ночь разговоров… Его играет Брин Глисон, ещё один из обширной актёрской династии: папа — Брендан Глисон, брат — Донал Глисон. Женскую партию исполнила Джессика Паре.

Трейлер мультфильма «Книга жизни»

Премии не обошли стороной и анимационную «Книгу жизни»: спродюсированный Гильермо дель Торо дебют Хорхе Р. Гутьерреса вошёл в пятёрку лучших мультфильмов по версии «Золотого глобуса» и получил пять номинаций на главную мультяшную премию «Энни» (выиграв награду за дизайн персонажей). Добавим к этому имя композитора Густаво Сантаолалья, уже премированного Американской киноакадемией дважды.

Хотя мультфильм выходит под флагом США, повествует он о Мексике, которую тамошние жители патриотично считают центром Вселенной. Об обычаях и традициях страны рассказано в стенах музея, но в увлекательной форме: вместо того, чтобы загружать подростков сухими фактами, экскурсовод увлекает их поразительной историей любви. Два мальчика дружили с девочкой; на несколько лет она уехала из родного городка, а вернулась уже взрослой красавицей — которой предстоит выбрать между музыкантом-тореадором и обвешанным орденами зазнайкой. От этого выбора будет зависеть не только её дальнейшая жизнь, но и то, кто будет править в Царстве мёртвых: на сей счёт сделана соответствующая ставка.

О мексиканском Дне мёртвых мы знали уже и по художественным картинам; мультфильм добавляет деталей и пытается объяснить значение праздника детской аудитории — отправляя, в частности, одного из героев в путешествие по загробному миру. Казалось бы — жуть, не детская тема! Но после «Трупа невесты», например, и кукол «Монстер Хай» (вы б их видели!) напугать современного ребёнка не так-то и просто, тем более что «Книга жизни» и не пугает вовсе свою аудиторию, а ободряет: смерти нет, по ту сторону — сплошное веселье! Если кому-то это поможет спать по ночам спокойно — задача авторов, стало быть, выполнена на отлично.

Трейлер фильма «Кровавая леди Батори»

А вот ужастику для взрослых под названием «Кровавая леди Батори» (Россия — США, реж. Андрей Конст) права на премии только предстоит завоёвывать — зато исполнительница заглавной роли Светлана Ходченкова год назад удостоилась «Жоржа» как самая любимая россиянами актриса последнего десятилетия. Правда, фильмы с её участием выходят в последнее время с пугающей частотой, но раз сама актриса не боится «перенасытить» собой зрителя, то и нам опасаться нечего: пока любим — не разлюбим. Тем более что в данном случае и так есть, чему испугаться: лента основана на легенде о женщине, вошедшей в историю как убийца, погубившая невиданное число жизней…

Не меньше народа положила, наверное, и Эверли — героиня Сальмы Хайек в одноимённом фильме Джо Линча (США). Ролик говорит сам за себя, добавим лишь, что волнующая тема «женщины с ружьём» решена здесь в пределах одной квартиры. Квартира, впрочем, большая.

Трейлер фильма «Эверли»

На описанном фоне каким-то «простоватым» выглядит «Фокус» — потенциальный хит с Уиллом Смитом и Марго Робби, мнением о котором мы уже поделились накануне. К уже сказанному добавим только, что в фильме много шуток про оральный секс, а также имеются хохмы про серийного убийцу и рак (кажется, мозга). То есть, это отнюдь не детские «Люди в чёрном»: в свои 46 Смит, кажется, наконец-то взрослеет.

Кадр из фильма «Фокус»