Сентябрь – время садиться за парты. Хотя есть чему поучиться и в кинотеатрах. Так, в «Медальоне» Николас Кейдж преподает нам урок, как надо правильно грабить банки. Другой урок - на тему «Как снимать интересное кино за копейки» - проводят авторы альманаха-ужастика «ЗЛО». «Холостячки» - это уже лекция о том, как провести ночь перед чужой свадьбой. «Боб Марли» - понятно, про музыку. Про что фильм «Москва 2017» - не очень понятно, но вроде бы речь идет о торговле и менеджменте.
«Медальон» (Stolen)
США, реж. Саймон Уэст, в ролях: Николас Кейдж, Дэнни Хьюстон, Малин Акерман, Марк Вэлли, Сами Гэйл.
Этот день у Уилла Монтгомери не задался. Не успел он утром "откинуться" после восьми лет отсидки, как уже через час бывший подельник похитил его родную дочурку! А всё зачем: требует свою долю из тех десяти миллионов, что фигурировали в их последнем, провалившемся деле. Выбор у Уилла небогат: либо найти подонка, либо раздобыть деньги. Что не так-то просто, когда весь Новый Орлеан встречает Масленицу грандиозным карнавалом.
Фильмы с Николасом Кейджем – особый поджанр в мире искусства, имеющий как своих поклонников, так и своих хулителей. «Медальон» скорее обретет первых, потому что придраться здесь практически не к чему: жанр выдержан в строгости, а результат порою даже захватывает. Сюжет - типичная история об оступившемся, но вставшем на путь исправления парне, которого тянут назад темные силы в лице бывших друзей. Остроты придает даже не похищение девочки (тоже трюк не новый), а активное участие в происходящем ФБР – куда герой Кейджа идет первым делом после разговора со злодеем. Вместо того чтобы помочь, агенты начинают вставлять ему палки в колеса – они ведь тоже не верят, что можно было запросто сжечь те десять миллионов. Неверие обеспечивает и погони, и перестрелки – всё, как положено. Но и стражи закона в итоге всё ж понимают, кто в этой истории по-настоящему плохой – и проникаются к Уиллу искренней симпатией. Как и мы – благо что в фильме показано довольно лихое ограбление банка, своей лихостью вызывающее в какой-то мере даже восторг: ишь чего напридумают!..
Самым серьезным минусом фильма является его название: что за медальон, какой медальон?.. Просто слово красивое. Но не стоит по этому поводу ругать картину, где Николас Кейдж демонстрирует свои познания в шведском и ухитряется состроить ровно ту рожицу, что и купленный для дочки игрушечный мишка. Из других деталей следует выделить присутствие в сюжете Малин Акерман (Шелковый призрак в составе «Хранителей») – но у нее, правда, здесь всего несколько выходов. А поставил ленту тот же человек, что и вторых «Неудержимых» - так просто получилось, что два его фильма вышли в наш прокат всего лишь с месячной разницей.
«ЗЛО» (V/H/S)
США, реж. Мэттью Беттинелли, Дэвид Брукнер, Тайлер Джиллетт, Ти Уэст и др., в ролях: Ханна Файрман, Хелен Роджерс, Чад Виллелла, Джон Уолкатт, Софи Такал.
Парни "склеивают" в клубе двух девушек, но одна из них оказывается демоном ночи. Другая девушка везет друзей в лес – умолчав, что годом ранее такой же пикник окончился страшной кровью. Третья героиня по скайпу жалуется своему парню, что у нее рука чешется, а в соседней комнате – призраки. Еще одна группа товарищей отправляется отмечать Хэллоуин – и им тоже, конечно, не повезло.
Несколько новелл, объединенных двумя концептуальными моментами. Во-первых, это общая идея: чтоб было не просто страшно, но в большей степени - неожиданно. Во-вторых, единый стилистический подход: все истории словно бы сняты самими героями – обычной ли видеокамерой, или веб-камерой, а то и вовсе камерой, встроенной, не поверите, в очки. Такое вот популярное нынче мокьюментари, развитие идей, некогда обеспечивших феноменальный успех «Ведьме из Блэр» и вовсю истрепанных многочисленными «Паранормальными явлениями» и иже с ними. И несмотря на то, что картин подобного жанра все уже насмотрелись, нельзя не признать, что альманах вышел прелюбопытным. Не то чтобы он открывает какие-то новые горизонты, но все же вновь наглядно демонстрирует, что кино может снимать почти всякий – была бы камера и вдохновение. Качество картинки давно уже не имеет никакого значения – и в подтверждении этой мысли здесь оно вообще принципиально сведено до уровня даже не DVD, а VHS (см. оригинальное название). И это в наш век повального увлечения 3D! Решительный шаг в обратную сторону, сам по себе уже вызывающий уважение.
Единственный минус этого проекта, впрочем, с легкостью может зачеркнуть все обозначенные плюсы: не страшно. Да, в ряде моментов оригинально, свежо. Прекрасна история с красавицей, неожиданно оборачивающейся во влюбленного и парящего высоко в ночном небе демона. Интересен спецэффект, имитирующий словно бы дефект пленки и не позволяющий разглядеть убийцу. Имеется масса прочих занятных нюансов. Но не страшно – и всё тут. А на хорроры все-таки ходят не для того, чтобы порассуждать о перспективах киноискусства.
«Холостячки» (Bachelorette)
США, реж. Лесли Хэдланд, в ролях: Кирстен Данст, Айла Фишер, Лиззи Каплан, Адам Скотт, Энди Раннеллс.
Большим сюрпризом для трех тридцатилетних подружек становится известие о том, что первой из их компании замуж выходит… самая толстая. Причем не за такого же жирдяя, как она, а нет – за вполне себе симпатичного парня! Разочарованию девиц нет предела: как же так, она же совсем, совсем не красавица, вот смотрите, мы даже вдвоем в ее свадебное платье залезем!.. На этом моменте платье страшным образом рвется – и весь остаток ночи подруги из кожи вон лезут, чтобы исправить непоправимое.
Грандиозный коммерческий успех «Мальчишников» и две оскаровские номинации для их женского аналога «Девичник в Вегасе» не могли пройти даром – и «Холостячки» в меру своих сил следуют тренду. Здесь есть и произносимый случайному соседу монолог о минете, и быстрый секс в уборной, толстая (но несмешная) девушка и след от блевотины на самом видном месте наряда. Каждой подружке невесты в пару достается друг жениха – не то чтобы это двигает сюжет, но все-таки прибавляет хоть какого-то интереса.
Другое дело, что в отличие от фильмов, на которые они так старательно оглядываются, «Холостячки» совершенно лишены чувства юмора – и оказываются не похмельной комедией, а скорее драмой о неудачно сложившихся судьбах. Такое кино тоже, конечно, имеет право на существование – главное тут изначально правильно ориентировать зрителя, дабы избежать болезненных разочарований. Впрочем, здесь всё же есть, за что зацепиться глазу – это декольте Айлы Фишер и платье Кирстен Данст с чрезвычайно завлекательным вырезом. Приятно, как говорится, посмотреть – одно это платье само по себе спасает фильм от полного провала.
«Боб Марли» (Marley)
США-Великобритания, реж. Кевин Макдональд, документальный.
Боб Марли прожил всего 36 лет – но навсегда остался ключевой фигурой в истории музыки ХХ века. Играя регги, он сделал этот стиль популярным во все мире, и даже сегодня, спустя тридцать лет после смерти музыканта, регги и Боб Марли – это почти что синонимы.
Не успела выйти в прокат биография Джорджа Харрисона, как ей на смену спешит почти аналогичная картина, где тоже – великий музыкант в центре повествования и крупный автор за кадром. Режиссер Кевин Макдональд не вошел пока в число общепризнанных «тяжеловесов», но к своим 44 годам набрал уже весьма солидную фильмографию. Документальный рассказ о захвате заложников во время мюнхенских Олимпийских игр - «Однажды в сентябре» - принес ему «Оскара», уникальный проект «Жизнь за один день» - популярность среди поколения YouTube. Его художественные картины дважды были отмечены Британской киноакадемией премией имени Александра Корды - за самый выдающийся британский фильм года. «Последний король Шотландии», «Большая игра», «Орел Девятого Легиона» - режиссер одинаково хорошо показал себя в самых разных жанрах.
Его рассказ о Бобе Марли не выпадает из рамок привычного всем документального портрета. Прослеживая восхождение певца к вершинам славы, режиссер не только обращается к его современникам, но и активно использует архивные записи – как концертных выступлений, так и многочисленных интервью музыканта. Обещаны «неизвестные записи» - только интересно, как много в мире людей, способных отличить их от «известных»? Ведь несмотря на свою непреходящую популярность, Боб Марли по-прежнему остается человеком, о котором мы знаем гораздо меньше, чем о тех же «битлах» или «роллингах».
Картина, идущая чуть менее двух с половиной часов, призвана эту брешь в нашем знании аккуратно прикрыть. И уже в одном этом – ее огромное, настоящее значение.
«Москва 2017» (Branded)
США, реж. Джейми Брэдшоу, Александр Дулейран, в ролях: Эд Стоппард, Лили Собески, Джефри Тэмбор, Макс фон Сюдов, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Кайков.
Неожиданно для себя москвич Михаил Галкин обнаруживает, что мир захвачен страшными монстрами – но это не инопланетяне, а торговые бренды. Галкин готовится противостоять.
«Темная лошадка» сентябрьского проката – о которой трудно что-то сказать заранее, не глядя. Это может быть как занимательная научная фантастика, так и тупая трэш-поделка, как весомое социальное высказывание, так и нечто попросту очень смешное. В сторону последнего предположения говорит хотя бы список продюсеров - в числе которых телевизионщики Александр Любимов и Роман Петренко, а также довольно известный в творческих кругах Борис Юхананов. И, разумеется, творческая биография одного из режиссеров. Десять лет назад Александр Дулейран подарил миру картину «Иван-дурак», а затем развил бурную деятельность как продюсер юмористических сериалов ТНТ. И это настораживает: с одной стороны, «Самый лучший фильм», к которому он тоже причастен, был кассовым хитом, но с другой – мы все прекрасно помним, что самым лучшим этот фильм уж точно никак не являлся. Чем станет в итоге «Москва 2017» - увидим в кинотеатрах. Ну, или не увидим.