На этой неделе в российский прокат выходят: «Иллюзия обмана» - про фокусников, «Большая свадьба» - про трудности семейного взаимопонимания, «Судная ночь» - про новую американскую политику, «Кадры» - про Google, «Голая бухта» - про Любовь. Есть, из чего выбрать.
«Иллюзия обмана» (Now You See Me)
Франция-США, реж. Луи Летерье, в ролях: Марк Руффало, Джесси Айзенберг, Вуди Харрельсон, Мелани Лоран, Айла Фишер, Майкл Кейн, Морган Фриман.
Четверо иллюзионистов во время своего шоу в Лас-Вегасе на глазах у публики грабят парижский банк и в буквальном смысле пускают все банкноты по ветру: хватай, кто сколько сможет. Действительно вопиющим случаем интересуется и американские, и французские спецагенты, цель которых – вывести «фокусников» на чистую воду. Сделать это, впрочем, ой как непросто.
Режиссёр Луи Летерье поставил два первых «Перевозчика», «Невероятного Халка» и «Битву Титанов», но есть подозрение, что «Иллюзия обмана» перекроет по популярности все эти картины, вместе взятые. Ибо фокусы – это то, что нравится решительно всем, а фокусы в этом фильме поданы, ничего не скажешь, весьма эффектно. Да дело даже не в самих «магических» номерах, а в той лихости, с какой ведётся повествование – задуматься о логике здесь попросту не получится, настолько всё энергично, стремительно, наотмашь. Уже потом, выходя из зала, прикинешь, конечно, общее количество сюжетных несостыковок и ахнешь, да только в них ли разве дело? Фильм «берёт», захватывает, а уж что до деталей, то «некоторые вещи лучше оставить без объяснений», как говорит одна из героинь в финале.
Не обойтись и без литературных сравнений – уж больно смахивает центральный аттракцион картины на вечер магии, устроенный Воландом для московской публики. Только вот в новом его варианте нет ни мистики, ни сцепленной с нею философии. Киношников мало волнует, какой именно из «вопросов» испортил американскую публику (ведь вряд ли «квартирный»), хотя своё второе шоу герои ленты и проводят в Новом Орлеане, раздавая миллионы пострадавшим от ужасного удара стихии. Социальность здесь – далеко на втором плане, ею предпочитают не «грузить». И не надо – зачем, это не тот жанр, хорошо и так. Только вот отсутствие важной смысловой опоры не позволяет фильму прыгнуть выше привычного стандарта, оставляя его отменным развлечением на пару часов – но не более того. Таким образом картина проигрывает своим же собственным персонажам, которые играют в свою игру отнюдь не ради смеха, а по пути к весьма амбициозным целям. Вряд ли, впрочем, кого-то это взаправду будет волновать во время сеанса – во время которого, повторюсь, подумать об этом совершенно некогда.
«Судная ночь» (The Purge)
США-Франция, реж. Джеймс ДеМонако, в ролях: Итан Хоук, Лина Хиди, Макс Буркхолдер, Аделаида Кэйн, Эдвин Ходж.
Начиная с 2019 года каждое 22 марта с семи вечера до семи утра на территории США прекращают работать все службы, ответственные за помощь гражданам. В эти двенадцать часов позволительно делать решительно всё и убивать кого угодно, выпуская пар, накопившийся за год «праведной» жизни (когда уровень преступности падает едва ли не до нуля). Тем, кто не желает участвовать в «судной ночи» в качестве охотников, остаётся только запирать засовы и надеяться, что те помогут им избежать участи жертв.
Как это довольно часто бывает, сама придумка куда интереснее получившегося фильма. Сотканная авторами фильма мифология включает и новых «отцов-основателей», и телевизионные ток-шоу с осмыслением «общенационального катарсиса», и оптимистичное резюме «Эта ночь спасла нашу нацию», и заключительное признание «Эта страна забрала у меня всё» (звучащее, впрочем, уже на финальных титрах – стало быть, услышит сей вывод далеко не каждый). Но всё это – лишь фон (хотя и очень плотный) для частной истории одной семьи, закрывшейся в своём доме и до поры до времени уверенной в своей полной безопасности. Расстановку сил меняет добродушный сын, за все эти годы так и не выучивший основного правила: человек человеку волк. Жертвуя собственной семьёй, он впускает в дом чернокожего бродягу, которого приметила себе на заклание группа фашиствующих молодчиков. Отец с матерью в итоге оказываются перед непростым выбором: выдать чужака тем, кто намерен его немедля казнить, или взять в руки ружья, дабы сохранить свою честь, но при этом, быть может, погибнуть. Решению этой моральной проблемы и посвящена заметная доля картины – и нельзя сказать, что в художественном плане это выражено столь же идеально, как и задумано.
Хотя фильм, безусловно, выделяется на общем фоне малобюджетных «страшилок», регулярно пополняющих наш кинопрокат. Антиутопия уже по своей идее куда выигрышнее очередного зомби-муви или «маньячного» жития – хотя бы потому, что пытается (не всегда, впрочем, успешно) предсказать дальнейшее развитие современного общества и сделать некие из этого выводы. Однако беда в том, что далеко не все считают гуманистическую авторскую мысль, а многие, напротив, искренне пожалеют, что такой вот «судной ночи» не придумали до сих пор у нас – и не раз в год, а по меньшей мере раз в квартал. А это вряд ли тот результат, к которому шли создатели фильма.
«Кадры» (The Internship)
США, реж. Шон Леви, в ролях: Оуэн Уилсон, Винс Вон, Роуз Бирн, Макс Мингелла, Аасиф Мандви.
Два приятеля средних лет слишком «устарели» для современного мира: выручка от их продаж стремительно падает. Но не начать ли им новую жизнь с нуля – в соответствии с требованиями новой эпохи? Записавшись на стажировку в компанию Google, они теперь вынуждены постоянно доказывать, что их ещё рано списывать в утиль – даже несмотря на то, что в сфере IT они практически ничего не смыслят. Но чего только не сделаешь, когда известно, что только 5% из числа стажёров будут приняты в итоге на работу.
Первая и вполне закономерная мысль – это «Социальная сеть», только не про фейсбук, а про гугл. Какой-то нерв, видать, задел фильм Дэвида Финчера, что друг за другом стали сниматься фильмы про Интернет (даже у нас – про Яндекс и про ВКонтакте). Или Финчер тут и не причём вовсе, а просто время такое, сетевое, чего никак нельзя не отразить в кинематографе?.. Впрочем, «Кадры» от «Социальной сети» всё-таки заметно отличаются – так как рассказывают отнюдь не историю возникновения крупнейшей ныне компании (хотя Сергей Брин и появляется в картине). Новый фильм, скорее, о том корпоративном духе, который позволяет оставаться гуглу одним из самых привлекательных работодателей в мире (ежегодно сюда поступает около двух миллионов резюме). Как он создаётся, что это вообще такое, где гуглеры (так они себя называют) черпают вдохновение для своих идей и проектов? «Кадры» не ответят на все вопросы, тем более не ответят на них серьёзно, так как по жанру это всё же комедия. Но определённое представление о том, что там внутри, какая начинка, зритель точно получит – и это уже немало.
Тем любопытнее выбор режиссёра для такого рода – довольно амбициозного по замыслу – проекта. Шон Леви известен в первую очередь по дилогии «Ночь в музее», среди прочих его картин – «Розовая пантера», «Безумное свидание» и «Живая сталь». И казалось бы – где ж тут Google?.. Но тут имеет смысл вновь вспомнить про комедийный жанр – и признать, что режиссёр уже зарекомендовал себя в нём замечательным мастером. Так что – почему бы и нет, почему б и не посмеяться, особенно если сам гугл разрешает.
«Большая свадьба» (The Big Wedding)
США, реж. Джастин Закэм, в ролях: Роберт Де Ниро, Сьюзен Сарандон, Дайан Китон, Аманда Сайфред, Кэтрин Хайгл, Тофер Грейс, Бен Барнс, Робин Уильямс.
Всё смешалось в доме Гриффинов. Приёмный сын затеял жениться, на свадьбу приезжает его биологическая мать – и ради того, чтобы она «ничего не подумала», родители жениха решают сымитировать давно разладившуюся супружескую жизнь. В присутствии любовницы отца и других детей, отягощённых собственными проблемами.
«В первые годы своей жизни Алехандро воспитывался в Колумбии, в строгой католической семье, а потом был усыновлен американцами, - чуть подробнее объясняет замысел картины Бен Барнс, сыгравший того самого приёмного сына, из-за которого всё и завертелось. - Его воспитали люди, считающие, что любая организованная религия предназначена для болванов. Он не может допустить, чтобы его мать, уверенная в том, что она своего единственного сына отправила в Америку ради лучшей жизни, узнает, что он теперь живет в «ненормальной» семье, где муж и жена совершили страшный грех – развелись». Другое дело, что защищая свою родную мать, герой «подставляет» всех остальных героев, вынужденных теперь врать вопреки своему существу. Но в этом и заключена суть данной семейной комедии – когда смех лишь обнажает правду, а неловкости способствуют восстановлению равновесия.
«Дон, персонаж Роберта Де Ниро, намерен сохранить мир. Ему не нравятся никакие драмы, и он хочет, чтобы всё оставалось, как есть. Но это, конечно, не срабатывает», - говорит режиссёр фильма, заодно вспоминающий и собственную свадьбу: «Сначала мы с женой хотели пожениться тайком. Но за два дня до тайной свадьбы моя невеста сказала, что не может так поступить, что мать её потом убьет. И потому в течение следующего года мы были вынуждены пройти все круги ада, готовясь к настоящей, большой свадьбе». Впечатления того времени дополнили сюжет, ранее уже воплощённый в европейской картине «Мой брат женится» (Франция-Швейцария), российскому широкому зрителю навряд ли известной. «Это фильм о современной семье, где раскрываются различные типы любви, которыми обладают разные люди», - резюмирует актёр Тофер Грейс, сыгравший одну из «молодых» ролей. Другими словами – все счастливые семьи счастливы одинаково, все прочие справляются с волнениями по мере их наступления.
«Голая бухта» (Vuosaari)
Финляндия-Россия, реж. Аку Лоухимиес, в ролях: Альма Пёвсти, Шон Пертуи, Лаура Бирн, Аманда Пилке, Яспер Пяякконен.
Пригород Хельсинки. Маленький мальчик, которому мать не уделяет внимания, привязан к собаке. Больная раком женщина пытается как-то объяснить это своей крохотной дочери, но при этом не находит поддержки ни у сестры, ни у бывшего возлюбленного. Молоденькая девушка готова на всё ради славы - и её тоже ждёт «любовь» в физическом проявлении. Отец, переживающий, что растолстел, не хочет жирка для своего сына - и заставляет того сидеть на диете и качаться, хотя сам балуется по ночам шоколадками. Русского мальчика обижают одноклассники...
Несколько сюжетных линий, почти все в той или иной точке пересекаются друг с другом. Действие разбито на фрагменты и перемешано, что далеко не ново - подобных картин сотни (среди них есть и великие). Но подобную структуру трудно испортить, и она практически всегда работает на результат. Так и здесь: «Голая бухта» - картина очень хорошая, и то, что она выходит у нас в крайне ограниченный прокат, лишний раз свидетельствует о бедности и ограниченности (тавтология не случайна) этого самого нашего проката, неизменно выдавливающего на обочину по-настоящему приличное кино.
С другой стороны – уже хорошо, что этот фильм в России вообще вышел. Финского режиссёра Аку Лоухимиеса широкая публика, конечно, не знает – зато те, кто из года в год следит за конкурсом Московского кинофестиваля, его должны помнить. Ещё в 2000-м году он представлял у нас эротическую мелодраму «Неприкаянный», чуть позже – проникнутую толстовскими мотивами «Вечную мерзлоту». «Голую бухту» показывали в Москве прошлым летом; к сожалению, она осталась без призов, хотя их и заслуживала. Здесь Лоухимиес отважно берёт Большую, слишком обширную тему: все его герои в той или иной степени сталкиваются с Любовью (в самых разных её проявлениях) - или с её отсутствием. И вторым сюжетом скользит по фильму горькое чувство Одиночества: мол, все нуждаются в Любви, но все, увы, так одиноки.
Лица людей светлые, но чаще угрюмые, тональность пессимистическая: вот кто бы мог подумать, но оказывается, что и в Финляндии людям плохо живётся. И остаётся лишь снова задуматься: если всё то же самое могло произойти и у нас, то почему же так мало подобного уровня российских фильмов?.. Тем более что в этом сюжете очень сильны русские корни, и даже среди сопродюсеров ленты фигурирует имя Сергея Сельянова. Волей-неволей почувствуешь себя как тот самый, упомянутый выше возлюбленный, мучающийся от того, что ему не даёт жена - которую он вроде бы любит, она его по-прежнему привлекает, но не даёт, что ж с ней сделать, а это проблема - и он ищет секса на стороне. Вот и мы – в отсутствии должного отечественного предложения довольствуемся хорошим кино от иностранцев, порой понимающих нас даже лучше, чем мы себя сами.