Кино

Обзор кинопремьер: опять скрипит потёртое седло, и Кэрри убивает беспощадно

7 547

Кадр из фильма "Starперцы".

Нынче порой не понять, где оригинальный фильм, где экранизация, а где просто ремейк. Вот что такое наши новые «Три мушкетёра»? Скорее, очередная экранизация романа Дюма. А что такое американский «Теликинез»? Больше похоже на ремейк культовой «Кэрри». Даже «Starперцы» про мальчишник в Вегасе неуловимо что-то такое напоминают (правда, здесь зато целых пять «оскаровских» лауреатов). Но может быть, это и хорошо? Вот появились ведь «оригинальные» «Упакованные» - и стало ли это хоть для кого-то добрым знаком?.. Отнюдь.

 

«Три мушкетёра»

Россия, реж. Сергей Жигунов, в ролях: Риналь Мухаметов, Юрий Чурсин, Алексей Макаров, Павел Баршак, Анна Старшенбаум, Екатерина Вилкова, Василий Лановой, Филипп Янковский, Мария Миронова, Константин Лавроненко, Владимир Этуш.

Сайт фильма

Едва оказавшись в Париже, молодой гасконец д’Артаньян встречается на дуэли с Атосом, Портосом и Арамисом – которые, впрочем, решительно отказываются с ним драться, узнав, что он до сих пор девственник. Поэтому первым делом будущему мушкетёру предстоит решить эту проблему – совершив на пути к своей вдохновляющей цели ряд исторического значения подвигов.

Бывает так, что всю степень пошлости картины выдаёт уже первый её кадр. Здесь он таков: шпага на лету срезает цветущую розу – и та падает прямиком в пышную женскую грудь. По хорошему, уже тут можно выходить из зала – но так как глупо приходить в кино ради лишь первого кадра, приходится сидеть и досматривать, как эти шпага, роза и грудь отразятся ещё в дальнейшем повествовании. Которое в принципе не преподносит никаких сюрпризов – разве что д’Артаньян оказывается горазд на акробатические трюки. Так что сидишь и от нечего делать гадаешь: хватит ли у этих парней наглости (каковой хватило их голливудским коллегам) сохранить жизнь Констанции (или сегодня это спойлер?).

У нас часто бывает так, что киношники снимают фильм, а потом разбивают его на несколько серий для телепоказа. Иногда это получается лучше, иногда хуже, но фильм всё равно остаётся первичен. Но вот с этими «Тремя мушкетёрами» ситуация прямо противоположная – изначально это именно что телевизионный сериал, который зачем-то решили выпустить в кино в сильно ужатом виде. Однако то, что хорошо для размеренных десяти серий, мало подходит для двухчасового фильма, монтажными усилиями превращённого в калейдоскоп. В ограниченных временных рамках невозможно охватить всё, а попытка всё-таки сделать это в данном случае отнюдь не выглядит удачной. Д’Артаньян и его друзья резво скачут по знакомому сюжету, стараясь побывать едва ли не на всех страницах толстенного романа и нигде особо не задержаться. Возможно, это и придаёт действию иллюзорной бодрости, но начисто лишает его драматизма. А игра актёров, урезанная порой до каких-то секунд, превращается в карикатуру – хотя не скажешь ведь, что они так специально кривлялись. Отнюдь – комичный эффект создала именно беглость пересказа.

Нет, чтобы режиссёру где-нибудь остановиться, сосредоточиться не на десятке сюжетных поворотов, а на трёх-четырёх!.. Ну, понятно, что подвески отсюда не выбросить, как из «12 стульев» не выбросить стулья, но всё остальное? В наличии масса моментов, которые спокойно можно было оставить исключительно для телеэкрана. Тем более что очевидная недоработка многих из них приводит порой к неестественному смещению баланса – и казни миледи уделяется куда больше внимания, нежели смерти Констанции! Хотя в рамках данного повествования первая – персонаж слабо выписанный, второстепенный, а вторая – при всех собственных слабостях – всё-таки любимая подруга главного героя. А линия Фельтона – зачем он убил несчастного Бекингема?!. Дюма, помнится, подводит его к роковому удару максимально аккуратно, прорабатывая все психологические нюансы, доказывающие, как именно Миледи смогла переманить преданного солдата на свою сторону. В сериале, возможно, это всё будет воспроизведено. В фильме ничего этого нет: убил – и всё, Анна Австрийская плачет.

Как сказал здесь мэтр отечественного кино Василий Лановой в образе кардинала Ришелье: «Трагично. Действительно трагично». Нечего прибавить. Самостоятельного значения этот фильм не имеет.

См. также:

«Два часа из десяти серий: представлена киноверсия новых «Трёх мушкетёров». Фоторепортаж»

 

«Starперцы» (Last Vegas)

США, реж. Джон Тёртелтауб, в ролях: Майкл Дуглас, Роберт де Ниро, Кевин Клайн, Морган Фриман, Мэри Стинберген.

Сайт фильма

Они дружат уже 60 лет. Разумеется, годы сделали своё дело – и Сэм сейчас коротает время в бассейне со старичками, Арчи пьёт лекарства и балует внучку, а Пэдди тоскует по своей умершей год назад жене, отбиваясь от соседки, которая носит ему супчики и мечтает познакомить его со своей бабушкой. Один Билли в шоколаде: богат, дом в Малибу, 32-летняя невеста. Грядущая свадьба с которой и приводит всех четверых в Лас-Вегас на традиционный мальчишник.

Чем хорош Голливуд – там думают решительно обо всех. Разумеется, в первую очередь там снимают кино для подростков, но при этом никогда не забывают и остальных. На регулярной основе здесь создаются фильмы и для умников, и для домохозяек, для похабных «кидалтов» и для совсем маленьких зрителей. Отдельная статья – истории для пенсионеров. Разом убивающие двух зайцев: почтенные актёры, с которыми прожита жизнь, получают возможность в очередной раз блеснуть своими талантами, а пожилой аудитории искусство напоминает, что как в 60, так и в 70 лет жизнь только начинается.

Но что самое важное – в США не просто есть фильмы, рассчитанные на состарившегося зрителя, но есть и сам зритель, по-прежнему активный и не утративший интереса к походам в кино. К величайшему сожалению, в этом плане мы американцам тоже уступаем. Нельзя сказать, что наши пенсионеры не хотят смотреть новые фильмы – но можно уверенно утверждать, что их отпугивает нынешняя цена на билет, потянуть которую способна далеко не каждая пенсия. Бесплатные показы собирают полные залы, но коммерческий прокат эту часть населения совершенно не учитывает. Потому его заменяет телевидение. Впрочем, что самое «забавное», когда «Starперцы» дойдут до телеэкрана, совершенно не факт, что их покажут так, как они того заслуживают. И совершенно не факт, что фильм будет увиден теми, на кого он, собственно говоря, и рассчитан.

Однако все эти рассуждения ничего пока не говорят о самой картине – при всей своей направленности довольно забавной. «Билли, раз уж ты пересадил волосы с задницы, скажи – ты их моешь или вытираешь?» - чтобы по достоинству оценить эту шутку, совсем не обязательно разменивать седьмой десяток. Оказавшись в Вегасе, персонажи фильма вкушают все те прелести, о которых знают даже те, кто там никогда не был: выигрывают в казино, получают роскошный люкс в подарок, судят конкурс бикини, напиваются водкой с «Рэд Буллом» на ночной дискотеке, устраивают собственную вечеринку, зазвав на неё всех фигуристых тёлочек города… Пикантности довольно шаблонному сюжету придаёт разве что конверт, переданный Сэму его женой: в нём презерватив и виагра. Ошалев от мысли, что супруга милостиво разрешила ему повеселиться, седовласый кавалер, не помнящий уже, хорош ли он вообще в постели, отчаянно пытается сделать ЭТО – что создаёт ряд в меру забавных моментов. Но увы, всё веселье портят неизменная мораль и семейные ценности, вечные спутники «приличных» американских фильмов – герои могут быть сколь угодно разнузданными в начале и в середине, но в конце обязательно должны всё осознать, со всеми помириться и сделать соответствующие выводы. И боязнь старости этим старичкам будет предложено перебарывать с дамами своей возрастной категории. Шутки шутками, но неравный брак («У меня простате столько, как ей») – это не то, к чему должны стремиться достопочтимые пенсионеры.

Ко всему вышесказанному добавлю только, что Майкл Дуглас получил свой актёрский «Оскар» в 1988-м, Кевин Клайн – в 1989-м, Морган Фриман - в 2005-м, Мэри Стинберген – в 1981-м. У Роберт де Ниро «Оскаров», как вы знаете, два – 1975-го и 1981-го годов. Серьёзная компания, не придерёшься.

 

«Упакованные»

Россия, реж. Пётр Гладилин, в ролях: Иван Жидков, Татьяна Яковенко, Камиль Ларин, Елена Аросьева, Иван Кокорин, Иван Замотаев.

Сайт фильма

После восьми лет любовной связи с женщиной сильно старше его, Иван встречает Аню и прекращает отношения, обеспечившие его связями, работой, деньгами и шикарным новеньким кабриолетом. Но именно тогда, когда всё закончилось, муж Марго Сергей, делец с криминальным прошлым, начинает что-то такое подозревать…

Иван, конечно, интересный персонаж, для нашего кино необычный. Он сразу о себе рассказывает, что вырос в посёлке, где всего-то и было, что зона да спичечная фабрика, и уже в юные годы имел несколько приводов в милицию. От неминуемой тюрьмы его спасли только переезд в Москву и случайное знакомство с сердечной дамочкой, при первой же встрече излившей ему душу и отомстившей с его помощью изменщику-мужу. «О, сюжет!» - как говорил полотёр в другом фильме. Да, был бы сюжет, нельзя не согласиться; только здесь это лишь присказка. Всего лишь пролог – к истории, уже далеко не такой реалистичной, а уходящей куда-то в сторону то ли чёрной комедии, то ли полного абсурда, малоправдоподобной и совершенно, совершенно не убедительной. Даже жалко: мог бы выйти фильм про российского жиголо, а получилось нечто из совсем другой оперы.

Причём как раз в оперу спешит Марго этим прекрасным днём – да не абы в какую, а мчится в Рим на премьеру «Аиды»! Она, как и Иван, раскатывающий по лесным дорогам на дорогущей тачке, «упакована» по полной – и поначалу кажется, что это и есть смысл довольно неординарного названия. Однако позднее проявляется и прямое значение данного слова – когда в результате ряда житейских перипетий герой вынужден в буквальном смысле при помощи степлера упаковать своих нежелательных попутчиков в полиэтилен: дабы они не запачкали собой его чистенькие сидения. Бред? Ещё нет; бредом это начинает казаться, когда он тратит на упаковку кучу времени, зная при этом, что его на полном ходу преследует пьяная гопота с ружьями. Вот тогда да, возникают сомнения. Впрочем, в той условности, в каковой существуют персонажи, можно даже на узкой дороге разъехаться так, чтобы друг друга не заметить. Только вот правды характеров тут нету, как сказал бы всё тот же полотёр.

Но перемотаем на час. В финале (до которого зрителю ещё надо дожить) голый мужчина выходит из машины и просит у гаишника раненную курицу, из которой тот намеревался было сварить суп. «Мы её вылечим, она будет жить!» - кричит сердобольный герой, срываясь с места вместе со спасённой. Кто вылечит авторов этого фильма – вопрос, который остаётся открытым. На фоне очевидных успехов, которыми может гордиться в этом году российский кинематограф, «Упакованные» вызывают неприятное чувство болезненного недоумения: кто все эти люди и зачем они вообще снимают кино? Ну, ладно, запретить снимать нельзя, пускай балуются – но зачем они показывают его нам?!. Ведь общественный показ означает, что авторы, наверное, совсем не стыдятся своего детища, а напротив – считают его состоявшимся и даже, быть может, удачным. И они готовы с чистой совестью забрать у своей жертвы (коей, безусловно, оказывается тут зритель) заплаченную за вход энную сумму. И отчитаться перед теми, кто вложился в производство суммами куда большими – поставив галочку напротив графы «фильм о безопасности движения на дороге».. А потом - вот ведь ужас! – замахнуться, быть может, даже и на сиквел!.. Ох. Но нам-то за что всё это?..

 

Также в прокате:

«Теликинез» (Carrie)

США, реж. Кимберли Пирс, в ролях: Хлоя Грейс Морец, Джулианна Мур, Джуди Грир, Портия Даблдэй, Габриэлла Уайлд, Алекс Расселл.

Сайт фильма

Кэрри не повезло ни с мамой, ни с одноклассниками – первая чрезмерно давит религиозными нравоучениями, вторые просто житья не дают. Все они, включая саму школьницу, будут однажды несказанно удивлены проявившимся у девушки даром.

И вновь, в который уже раз – не то новая экранизация известного романа, не то ремейк культового фильма. Первый вариант подразумевает новое прочтение, а возможно, что и новую трактовку, второй – утомляющую уже игру «найти десять отличий». Впрочем, расчёт как раз на то, что «Кэрри» Брайана де Пальмы нынешняя молодёжь не смотрела – куда им, она же вышла аж 37 (!) лет назад, кому сейчас такая «старина» нужна? Возможно, что и так – покажут кассовые сборы. Но в таком случае остаётся, конечно, этой нынешней молодёжи посочувствовать: времена-то нынче другие. И если по части крови «Телекинез» вполне выполняет норму, то вот легендарной вступительной сцены в душе (в её первозданном, скажем так, виде) новый зритель уже лишён: кровь кровью, а вот на обнажёнку нынче в кино строгое табу. Что тем более непростительно, если учесть смазливую Убивашку в главной роли…

Для справки ещё скажем, что за сей неблагодарный труд взялась Кимберли Пирс, в далёком 1999-м прославившаяся шокирующей драмой «Парни не плачут» (принёсшей первого «Оскара» Хилари Суэнк). Шок, видимо, оказался настолько силён, что с тех пор режиссёр сняла всего лишь одну картину – и теперь вот эту. Слабый приём «Телекинеза» в США намекает нам о том, что и следующую работу Кимберли мы увидим также нескоро.

См. также:

«Пять шедевров Стивена Кинга»

 

«Приключения мышонка» (Rodencia y el Diente de la Princesa)

Перу-Аргентина, реж. Давид Бисбано, анимация.

Сайт мультфильма

Полное опасностей путешествие двух мышат к зубной фее на фоне военного переворота, осуществлённого озлобленными реакционными силами (крысами).

География стран, способных создавать свои мультфильмы, заметно расширяется – и отрадно, что хоть так, но мы имеем возможность знакомиться с творчеством отдалённых от нас территорий. Что перуанские, что аргентинские картины – редкость даже в сверхограниченном прокате; анимация хотя бы отчасти спасает положение, давая заинтересованным лицам хотя бы общее представление о том, чем живут, чем дышат тамошние кинематографии. Заодно и детям приятно.

 

«Париж любой ценой» (Paris à tout prix)

Франция, реж. Реим Керичи, в ролях: Реим Керичи, Сесиль Кассель, Тарек Будали, Филипп Лашо, Салим Кешьюш.

Сайт фильма

Модель, намеревающаяся стать топ-моделью, совсем некстати вынуждена предъявить документы полицейскому, который сразу же замечает её просроченную визу – и запускает процесс депортации будущей звезды подиума на историческую родину. В Марокко. Откуда Майя теперь изо всех сил будет пытаться вырваться обратно.

Едва ли не идеальный пример фильма, финал которого ясен из одного лишь пересказа. Готов поспорить, что родные просторы успокоят зарвавшуюся красотку, и всё в итоге обернётся сданными, а то и решительно разорванными билетами (и даже, быть может, сожжённым заграничным паспортом). Ведь Родина – это Родина. Которая и в жаркой пустыне начинается с той песни, что пела им мать, с того, что в любых испытаниях у них никому не отнять.