Кому-то может показаться, что главный фильм этой недели – это пятая «Обитель зла»; но это не так. Как раз здесь - всё понятно, ровным счетом никаких особенных сюрпризов. А вот «Грэбберсы» - это и правда праздник души, именины сердца, редкий фильм почти стопроцентной радости. Другой восхитительный подарок – итальянское «Присутствие великолепия», роскошное кино, в котором комедия магическим образом переплетается с мелодрамой. А еще – канадский «Папаша» про чувака, который вдруг узнал, что у него – полтыщи детей!.. Поверьте – эти фильмы куда лучше обычного ширпотреба, они даже лучше новой работы Оливера Стоуна «Особо опасны». Удовольствия – куда больше.
«Грэбберсы» (Grabbers)
Великобритания-Ирландия, реж. Джон Райт, в ролях: Рут Брэдли, Ричард Койл, Лалор Родди, Рассел Тоуви, Дэвид Пирс.
Небольшой ирландский островок – место, где никогда ничего не случалось. Но в тихом омуте, как известно, черти водятся – и одним прекрасным днем таковыми чертями оказываются грэбберсы: иноземные, судя по всему, существа, чем-то напоминающие кальмаров. Они высасывают человеческую кровь, но плохо, как выясняется, относятся к алкоголю. Местные жители быстро доходят до золотого правила: «Пока в нашей крови есть бухло, мы для них отрава».
Те, кто с детства помнит про гремлинов и зубастиков – не пройдут мимо этого кинобриллианта, достойно продолжающего былые традиции. «Грэбберсы» - практически безупречно выдержанный жанр про милых монстров и слегка туповатых людей, когда первых – не очень-то и боишься, а вторых – не сильно и жалко. Причем и по части спецэффектов, и по части юмора здесь всё совершенно нормально: твари сделаны так, что не подкопаешься, а шутки такие, что от души засмеешься («Вы поедете верхом пьяным?!» - «Да, лошадь-то трезвая»). Но самое главное – атмосфера! Все друг друга на островке знают, даже в гостинице – почти домашний уют, и когда полицейские объявляют о вечеринке с халявной выпивкой – в пляс пускаются даже старушки. Характерен эпизод, когда герои хотят изничтожить пойманную самку, а вместо этого, напротив, ее оживляют – и защищаясь, хватают то, что подворачивается под руку. Для одного это стул, для другой – крохотный нож, третий сворачивает в трубочку журнал. Умножьте это на выражения их лиц – и вы поймете, что не полюбить этот фильм невозможно.
Как невозможно не влюбиться и в прекрасную ирландскую актрису Рут Брэдли, про которую хочется сказать пару слов отдельно. Ей 25 лет, недавно она сыграла одну из главных ролей в новом мине-сериале про «Титаник», и хочется верить, что после «Грэбберсов» ее ждет большое и светлое будущее. Ведь это ей делает комплимент доктор, любующийся монстром: «Чудесное создание. Прямо как вы».
«Присутствие великолепия» (Magnifica presenza)
Италия, реж. Ферзан Озпетек, в ролях: Элио Джермано, Паола Миначчони, Маргерита Буй, Виттория Пуччини, Беппе Фиорелло.
Пьетро повезло: стоило ему оказаться в Риме, как сразу подвернулась великолепная, а главное совсем недорогая квартира! Странно только, что хозяйка взяла предоплату за четыре месяца вперед – но вскоре становится понятно, почему: в доме живут привидения. Пьетро поначалу пугается, но потом привыкает: ведь он мечтает стать актером, а его соседи - прославленная театральная труппа, пропавшая без вести в 1943-м. И они всегда рады помочь начинающему таланту дружеским советом.
Как правило, зарубежные фильмы из конкурса Московского кинофестиваля редко попадают в российский прокат, так что «Присутствие великолепия» - приятное исключение. Большое жюри, правда, своим вниманием ленту обделило – ну так пусть это будет уже на его совести. Главное, что московская публика оценила картину по достоинству – по итогам народного голосования она получила Приз зрительских симпатий. Абсолютно заслуженно – это фильм редкостного обаяния. Как мы уже писали ранее, это очень светлое кино, автор которого смотрит на мир с оптимизмом и с верой в человеческое сообщество.
Не всякий, конечно, стоя перед кассой кинотеатра выберет итальянский фильм с неизвестными ему актерами – но всякий, кто рискнет, наверняка останется доволен. Потому что это настоящее «зрительское» кино – созданное людьми, которые понимают зрителя, и рассказывающее о тех, кто для зрителя попросту живет. Об Актерах – которые остаются таковыми даже спустя 70 лет после смерти. Искусство остается Искусством – и его непреходящей магии посвящен каждый кадр этой чуткой и чудесной картины. Здесь есть элементы комедии, есть элементы мелодрамы, важной составляющей, разумеется, является налёт мистицизма, присутствуют и трагические нотки. Всё вместе это сплетается в единое органичное полотно, захватывающее и завораживающее. И оборачивается прекрасным фильмом, про который трудно придумать плохое слово.
См. также:
С каждым годом конкурс ММКФ становится всё сильнее.
«Обитель зла: Возмездие» (Resident Evil: Retribution)
Германия-Канада, реж. Пол У.С.Андерсон, в ролях: Милла Йовович, Мишель Родригес, Сиенна Гиллори, Ли Бинбин, Борис Коджо.
Где-то в России, у берегов Камчатки, спрятано подо льдами сердце «Амбреллы» - огромная тестовая зона, предназначенная для демонстрации возможностей того самого биологического оружия, которое к настоящему моменту уже выкосило практически всё население планеты. Преследуемая монстрами Красной королевы, Элис – ее очередной клон - в быстром темпе пересекает модели Токио, Нью-Йорка и Москвы, время от времени криво ухмыляясь при виде очередной злобной твари: «Черт, да вы что, издеваетесь?»
Пересказ сюжета мог бы быть и короче: «И вновь продолжается бой» - добавить, по сути, нечего. Элис ловко орудует цепью, привычно переворачивается в воздухе и ломает нападающим шеи, убегает от жутких звероящеров и великанов с топорами – короче, всё это уже где-то было. К пятой серии франшиза окончательно перешла в фазу активного сновидения, неподчиненного логике непрекращающегося кошмара – когда ты бежишь, тебя догоняют, а выхода впереди все равно нет. Определенный элемент разнообразия в привычную схему вносят, конечно, то там, то здесь появляющиеся символы советской эпохи: звезда с серпом и молотом, герб с призывом к «пролетариям всех стран», - вот откуда, оказывается, пошла вся зараза! Приятно было узнать. Не менее приятным для российского глаза оказывается и план «Чума в городе» на Красной площади, перестрелка в витринах ГУМа и фальшивая станция метро «Арбатская» - чувствуется, в общем, что авторы знают, в какой стране обитает основная целевая аудитория очередного их фильма, специально стараются.
Еще занятно, каким образом на новый виток выходит здесь тема клонов – позволяющая, например, вернуться в сюжет героине Мишель Родригес, уж десять лет как убитой. И дающая Элис возможность испытать, наконец, святые материнские чувства. Хотя, конечно, когда она кричит своей «дочке»: «Я тебя никому не отдам!», а ее товарищи по оружию смотрят на часы и качают головами: «Надо ускориться – мы выбились из графика», - всё это вызывает если не судорожный хохот, то по меньшей мере печальную усмешку. Ведь очевидно, что сейчас, в эту конкретную минуту, мы посмеемся – а через неделю, через месяц напрочь про эту картину забудем. На большее она, увы, не рассчитана.
См. также:
Милла Йовович и Пол У.С.Андерсон отвечают на вопросы журналистов в Москве.
«Особо опасны» (Savages)
США, реж. Оливер Стоун, в ролях: Тейлор Китч, Аарон Джонсон, Блейк Лайвли, Бенисио Дель Торо, Джон Траволта, Сальма Хайек.
Бен и Чон любят красавицу О - и она в равной степени любит их обоих; так и живут втроем, полностью удовлетворенные друг другом. Но тут на калифорнийском горизонте появляются тучи - в виде громил из мексиканского наркокартеля. Дело в том, что друзья ведут свой маленький бизнес – выращивают лучшую травку в округе, и совсем не хотят расширяться.
Оливер Стоун, конечно, большой режиссер, но чем больше он снимает фильмов, тем меньше его хочется за это благодарить. Не то чтобы он теперь снимает плохо – вовсе нет, с профессиональной точки зрения тут всё отлично: и картинка, и действие. Просто когда-то в его работах был глубокий смысл – что вывело Стоуна четверть века назад в число лучших киномастеров мира (вспомним «Взвод», «Дорз», «JFK», «Прирожденные убийцы»). А теперь только и осталось – действие и картинка; печально. Некогда неистовый борец и пылкий обличитель, сегодня он из Автора превратился в ловкого ремесленника, способного нанести глянец даже на такую заезженную уже, казалось бы, тему как наркоторговля.
Возможно, конечно, что сам художник уверен, что нарисовал полотно на тему «Наркотики – зло». Фатальный самообман («План не без косяков» - если использовать слова одного из героев). На самом деле его новый фильм весь состоит из одного неподдельного восторга: как это здорово - выращивать травку и быть в шоколаде! «Особо опасны» - это практически учебное пособие, бизнес-план, в котором подробно и последовательно описаны все необходимые ступени развития, проанализированы как несомненные плюсы, так и подводные течения. И в отношении последних сделан элементарный вывод: всё будет тип-топ, если ты заранее прикормил халявной травкой толковых друзей, которые самоотверженно прикроют твои тылы в случае опасности; ну и оружие хорошее не помешает. И любой враг окажется тогда не страшнее мухи. Лохи пусть мрут – реальные пацаны рулят. Поверить, что к своим 66 годам выдающийся режиссер неожиданно пришел к такой простой и в чем-то даже блистательной мысли – и трудно, и горько. Хотя, быть может, это не он – это мир вокруг переменился?..
«Папаша» (Starbuck)
Канада, реж. Кен Скотт, в ролях: Патрик Юар, Джули Лебретон, Антуан Бертран, Марк Беланже, Игорь Овадис.
В двадцатилетнем возрасте Дэвид умудрился заработать более 25 тысяч долларов – и устроил всей своей многочисленной семье каникулы в Венеции. Правда, он скрыл тогда основной источник заработка - начиная с 1988-го года, паренек активно сдавал свою сперму. Спустя годы выяснилось, что благодаря его упорству на свет появилось 533 человека, из которых 142 хотят теперь с ним познакомиться.
Полгода назад «Папаша» наравне с «Опасным методом» и «Кафе де Флор» выдвигался на премию «Genie» как лучший канадский фильм 2011 года и выиграл в итоге две премии – за лучший сценарий и песню. Насчет песни – это вопрос к музыковедам, а вот премию за сценарий картине дали точно не зря: награды заслуживает уже сама идея, воплощенная одновременно и остроумно, и трогательно. А главное – совсем не похабно, как можно было бы подумать. Да, создателям фильма не удается полностью обойти то, что всех своих новоявленных детей герой, простите, элементарно надрочил – но при этом у них удивительным образом получается и не заострять на этом факте особого внимания. Им куда интереснее проследить реакцию взрослого и мало в чем преуспевшего человека на неожиданно обретенное (да еще в таком количестве!) потомство. Получив на руки толстую пачку анкет, герой привыкает к своему отцовству путем анонимного знакомства со своими подросшими уже ребятишками. Не называя себя, он наблюдает за детьми и даже пытается как-то участвовать в их жизни, постепенно становясь для них своеобразным ангелом-хранителем, этаким мужским вариантом Амели. Что меняет в первую очередь его самого – давая повод задуматься о самом важном, об истинных ценностях в жизни. Отзывается его участие и в молодых людях – которые понимают, что все они – браться и сестры, и как это прекрасно – иметь такую огромную и дружную семью!..
Таким образом фривольный сюжет неожиданно оборачивается фильмом, вполне уместным для демонстрации в День семьи, любви и верности. Итоговая мораль, впрочем, не сказывается на шутках, коих здесь в изобилии, и на той интонации, которая волей-неволей заставляет тебя улыбаться практически всё время сеанса. Приятное, в общем, кино; говорят, имеющее в основе более-менее реальную историю.