Кино

Обзор кинопремьер: от снайпера — пулька, от робота — деталька

2 1055

Главным подарком «слабому полу» на праздник является, безусловно, «Золушка» — новое прочтение старой и всем хорошо знакомой сказки, продолжение диснеевского цикла по стиранию пыли с собственной классики (режиссёр — Кеннет Брана). Мы уже рассказывали о пресс-конференции приезжавших в Москву создателей фильма, а буквально вчера опубликовали обширнейшую стенограмму встречи с самой Золушкой — набирающей силу актрисой Лили Джеймс. Впереди, будем надеяться, ещё пара столь же обстоятельных материалов, так что сейчас долго задерживаться на этой картине не будем. Скажем лишь, что фильм (хотя он наверняка понравится девочкам) далёк от идеального: режиссёру удаются самые волшебные моменты — превращение платья, первый танец, бегство из замка, — но беда в том, что этими тремя сценами без малого двухчасовой фильм не ограничивается. Наряду с отдельными плюсами здесь есть лишние сцены, непроработанные линии, а сюжет в целом не то чтобы мало приближен к современным реалиям, но лишён той актуальности, что обязана, в принципе, присутствовать в каждом очередном обращении к незабвенной классике — иначе в чём смысл новой версии?.. Но если вы согласны с тем, что главная мораль ленты — «Не вздумай жениться по расчёту, только по любви» — не устаревает, то остальное уже и не важно.

Ролик фильма «Золушка»

Женщин не только эмоциональных, но и любознательных вдохновит, быть может, французский документальный фильм «Диор и я» в постановке Фредерика Ченга — режиссёра, сделавшего своим «коньком» именно высокую моду и ранее снявшего кинопортрет Дианы Вриланд, редактора «Harper's Bazaar». В центре его новой работы — Раф Симонс, сменивший Джона Гальяно на посту креативного директора модного дома «Dior» и за восемь недель успевший подготовить новую коллекцию. Короче, кому хочется узнать, что творится за кулисами модной индустрии, — тому сюда.

Канадское «Царство красоты» подаётся как «эротическая мелодрама», что всё-таки следует поставить под сомнение в виду почтенного возраста режиссёра фильма: Дени Аркану уже 73. Это ещё, конечно, ничего не значит, и сама по себе картина наверняка очень даже хороша — но тем не менее. К тому же не лишним будет напомнить, что Аркан действительно имеет определённую славу в указанном жанре, но с одним «но»: «Закат американской империи», принёсший ему мировую славу, был, скажем так, разговорным фильмом о сексе. Как отчасти и «Нашествие варваров», принёсшее автору иноязычного «Оскара» по итогам 2003-го года. Так что разговорами всё может закончиться и на этот раз. Сюжет же ленты прост: Люку вдруг перестаёт хватать красавицы-жены (Мелани Тьерри из «Теоремы Зеро») — и во время командировки он находит увлечение на стороне. На свою, разумеется, голову.

Трейлер фильма «Царство красоты»

Другого канадца — Кена Скотта — мы совсем недавно вспоминали в связи с авторемейками: он автор «Папаши», который им же был переделан в «Отца-молодца». В голливудской версии главную роль исполнял Винс Вон, он же играет и в новой американской комедии Скотта «Между делом», где компанию ему составляют Том Уилкинсон, Дэйв Франко, Ник Фрост, Джеймс Марсден и прочие артисты «лёгкого жанра». Забавно, что и здесь герои отправляются в командировку — и тоже получают там не только то, за чем отправлялись…

Женская партия в картине — у неотразимой Сиенны Миллер. С ней на этой неделе выходит сразу два фильма — и вокруг второго шума куда больше, нежели вокруг первого.

Объяснить причины невероятного коммерческого успеха «Снайпера» в двух словах будет трудно. Каким-то непостижимым образом скромная военная драма нажала одновременно на самые болевые точки сплочённого американского народа — и обошла по сборам всевозможные блокбастеры, комиксы и сиквелы: у фильма в домашнем прокате уже 330 миллионов, на этих выходных он наверняка обгонит «Стражей Галактики», а затем и «Голодные игры», став безусловным рекордсменом среди картин, датированных 2014-м годом. В последний раз нечто подобное было в 1998-м, когда драма «Спасти рядового Райана» собрала больше «Армагеддона» (учтя это, Майкл Бэй вскоре снял «Перл-Харбор» — тоже военный фильм, но несколько иного рода). Единственное, что тут можно сказать «с наскока», не вдаваясь в разборы: всё-таки зрителю порой нужно и что-то иное, помимо зрелищных аттракционов — а стало быть, на драме как на жанре крест ставить ещё рановато.

Трейлер фильма «Снайпер»

Конечно, тут всё поразительно сложилось. Война в Ираке, поданная не как трагедия, а как значимое свидетельство американской военной мощи — что порадовало ура-патриотов. Неординарный подход к теме: убийство иноверцев — дело благое, когда так думают не сами иракцы, а бравые солдаты из Штатов; это добавило масла в бурное, на повышенных тонах обсуждение ленты. Национальный герой — самый результативный снайпер в истории США, погибший вскоре после известия о том, что его мемуары будут экранизированы (это как бы спойлер, но если вы следите за новостями, то об этом уже знаете: буквально на днях убийцу приговорили к пожизненному); кажется, сейчас нет никого в Америке, кто бы не знал Криса Кайла. Плюс легендарный режиссёр Клинт Иствуд и популярный актёр Брэдли Купер — один уже вписал своё имя в Вечность, второй удачно совмещает славу секс-символа с номинациями на «Оскар». Звёзды совпали — вот самое банальное объяснение того, что случилось со «Снайпером».

Хотя, конечно, надо копать глубже. Фильм заслуживает детального разбора хотя бы потому, что признаёт героем человека, убивающего женщин и детей. Как подобное вообще может быть?!. Как можно слушать оправдания (в противном случае враги убили бы американских солдат), забыв о том, что жертвы сражались за свою Родину и Веру?.. Иствуд намеренно выводит за скобки тот факт, что его соотечественники в данном конфликте были не миротворцами, а агрессорами, но подобная отстранённая холодность лишь добавляет жара — не в саму картину, а в кипящие о ней споры.

Однако следует предположить, что у нас «Снайпер» никакого шума не вызовет: и своих забот хватает. Но всё-таки любопытна дата его выхода в российский прокат: неужто это намёк на то, что лучший подарок женщине — хороший мужчина?.. Патриот и защитник Отечества?..

Тогда надо отметить, что тут наших зрительниц куда больше порадует не «чужой» Брэдли Купер, а родной Данила Козловский — который во всех красе предстаёт перед нами в сиквеле «Духless'а». Свои соображения насчёт данной попытки отечественных кинематографистов высказаться «на злобу дня» мы уже представили, при желании — перейдите по ссылке.

Кадр из фильма «Духless 2»

Чего не хватает „Духless'у“ — подлинно шекспировских страстей, хотя попытка забацать нашего „Гамлета“ очевидна. Тут эстафету у Романа Прыгунова перехватывает американец Майкл Алмерейда, осовременивший Гамлета в своей картине 2000-го года с молодым тогда Итаном Хоуком. Хоук играет и в новой экранизации Шекспира — «Цимбелине». Его персонаж разводит некоего Постума (Пенн Бэджли) на худшую разновидность спора: перстень против десяти тысяч за то, что молодая Имогена (Дакота Джонсон, не познавшая ещё в ту пору сладости боли) неверна своему супругу. Любовные сомнения обрамлены историей Цимбелина (Эд Харрис), главаря преступной группировки Британии, короля клуба байкеров, родного отца Имогены, воспитавшего и нежеланного теперь зятя. Королева, его вторая жена (Милла Йовович), подговаривает мужа не платить больше дань Цезарю, шишке из римской полиции, а сама ненавидит падчерицу за то, что та отвергла её родного сына (Антон Ельчин)… Короче, настоящий Шекспир: сперва все хотят друг друга убить, а в конце выжившие мирятся и король на радостях всех прощает.

Как можно догадаться уже из пересказа, действие пьесы (одной из последних в багаже великого драматурга и не самой известной) перенесено на современные улицы — причём совершенно пустые: второй план в картине напрочь отсутствует, что вообще ставит под вопрос необходимость подобного переноса. Ноутбуки, гугл, Барак Обама в телевизоре, Че Гевара на футболке — это всё наносные факторы, как и то, что вся история семьи укладывается здесь в полицейском досье. Подлинное погружение в сегодняшний день не проработано ни режиссёром, ни переводчиками фильма.

Трейлер фильма „Цимбелин“

«Сорвав замок, ограбил я сокровищницу чести», — нагло врёт злодей, прилежно сделавший в чужой спальне несколько фотоснимков, но «обманутому» мужу их отчего-то не предъявивший: у Шекспира не было ведь реплик про фотографии прелестей Имогены, поэтому Постуму для огорчения хватает украденного браслета. «Доказательства верны», — убеждён он, в то время как зритель недоумевает: раз ставка столь крупна, следовало бы потребовать видеосвидетельство измены! Другой момент: один из персонажей угрожает другому как ножом, так и пистолетом — но не писал Шекспир про пистолеты, поэтому в тексте осталось только про нож… Необъяснимы и горькие слёзы героини по погибшему: как может нынче футболка идентифицировать личность, к тому же обезглавленную?.. При этом такие строки как «Ты яд в крови моей» и «Не раз девицы ключ находили от темницы» легко сочетаются с вольностями типа «Ей с красотой попёрло больше, чем с мозгами»…

Конечно, все эти детали так и остались бы деталями, предложи Алмерейда в своём «Цимбелине» нечто большее, чем просто очередную «забаву» с шекспировским текстом. Но увы. Если Кеннет Брана, также ставивший «Гамлета» и сам его игравший, и вообще некоторое время считавшийся главным среди наших современников киноинтерпретатором творчества великого барда, прискорбно забыл снабдить «Золушку» актуальным посылом, то здесь режиссёр довольствовался лишь внешними признаками 21-го века, не погрузившись в материал и не приблизив его должным образом к зрителю. К сожалению, красивые рапиды и плотный музыкальный ряд не могут заменить улетучившегося из фильма духа истории.

Трейлер фильма «Робот по имени Чаппи»

Вот кто бы мог осовременить Шекспира круче всех остальных, так это выходец из Южной Африки Нил Бломкамп, неизменно берущий серьёзную тематику, но излагающий её с таким драйвом, что даже «Король Лир» в его постановке выглядел бы блокбастером. Впрочем, пока что 35-летний режиссёр предпочитает работать для иной возрастной категории. Если первые его картины — «Район № 9» и «Элизиум: Рай не на Земле» — ещё проходили по разряду более-менее «взрослого» кино (пусть и с понятными допущениями), то вот третий фильм подлинную авторскую сущность решительно обнажает: «Робот по имени Чаппи» рассчитан на зрителей младших, средних и разве что отчасти старших классов (но тоже с пониманием: ничто детское родителям не чуждо).

Причём высадившийся у нас на днях актёрский десант эту мысль никак не опровергает: заглянувшие в Москву артисты при всех своих многочисленных заслугах известны школьникам, быть может, даже лучше, чем условному «старшему поколению». Хью Джекман — это Росомаха, Сигурни Уивер билась с Чужими, Дев Патель играл в игру «Кто хочет стать миллионером». Впрочем, сегодня редко какой голливудский актёр избежал искушения понравиться детской аудитории — что заставляет лишний раз удивиться, почему такого рода ленты так редко снимаются в России.

Идея Бломкампа о роботе с душою человека совсем не нова — тут можно было бы привести целый список культовых названий, но мне всего дороже в данном случае одно: «Короткое замыкание». Это фильм 1986-го года, выходивший в советский прокат, когда я был маленьким. По сути, там всё было то же самое: в железяку, предназначенную для военных целей, попадала молния — в результате чего появился «Джонни 5», робот, которому ничто человеческое не было чуждо. Но едва мы успевали его полюбить — как на него объявлялась охота… Бломкамп ту картину, без сомнения, видел — и его «Чаппи» отличается от неё лишь уровнем технологий, возросшим за три десятилетия до заоблачных высот.

Но при всей «вторичности» сюжета (к тому же режиссёр совершенно не боится использования не раз испробованных штампов) лента получилась весёлой и энергичной — ровно такой, что нынешние школьники должны быть целиком и полностью довольны. Главное — не выбрасывать этого «школьника» из своей головы и не сравнивать фильм с «Интерстелларом» (о котором случайно могут напомнить присутствующие в прологе «говорящие головы»).

Кадр из мультфильма «Снежные приключения Солана и Людвига»

Ещё одно «детское предложение» этих выходных — «Снежные приключения Солана и Людвига», норвежский мультфильм, поставленный Расмусом А. Сивертсеном — режиссёром «Лесного патруля», в прошлом году добравшегося и до нашего проката. Не суть важно, что сюжет здесь вертится вокруг уже давно прошедшего Рождества, главное, что детям обещано рекордное количество снега — которого мы минувшей зимой так толком и не дождались.