Кино

Обзор кинопремьер: «Оз» - и правда ужасный

11 980

Кадр из фильма «Оз: Великий и Ужасный»

«Оз: Великий и Ужасный» в любом случае разнесёт сейчас наш бокс-офис, так что ничего страшного не произойдёт, если мы подпустим в его бочку мёда капельку дёгтя. А вот «Гамбит», напротив, оказался довольно милым – ждали худшего. Также в обзоре – «Мама» с Джессикой Честейн, «Любовь – это всё, что тебе нужно» с Пирсом Броснаном и «Штиль» Фолькера Шлёндорфа.

 

«Оз: Великий и Ужасный» (Oz the Great and Powerful)

США, реж. Сэм Рэйми, в ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рейчел Вайс, Мишель Уильямс, Тони Кокс.

Сайт фильма

Оскар Диггс, предпочитающий творческий псевдоним Оз, - небесталанный фокусник, от безденежья вынужденный выступать со своими номерами на кочующей ярмарке, мысленно мечтая при этом о славе Гудини и Эдисона. Случай в виде воздушного шара и внезапно налетевшего торнадо резко меняет его планы на будущее – и под колокольчиковый звон Оз попадает в страну, по странному совпадению носящую его имя.

Не устаёшь поражаться маркетинговой мощи всесильного «Диснея», благодаря которой студия умудряется завернуть в привлекательную обёртку даже свои художественные провалы. Бывает, конечно, что проверенная рекламная махина неожиданно даёт сбой –  «Джон Картер», например, в прошлом году принёс компании колоссальные убытки. Но даже тогда всегда находятся страны (та же Россия), которые хотя бы отчасти, но выправляют донельзя печальную ситуацию (наш зритель «Картера» смотрел с большим удовольствием, принеся в его копилку весьма весомую сумму). Однако чаще всего «Дисней» «бьёт» наверняка: вот «Алиса в стране чудес» - один из худших фильмов Тима Бёртона, а ведь по миллиарду кассовых сборов этого точно не скажешь.

Новый «Оз» следует по следам «Алисы» до скучного аккуратно, повторяя рецепт коммерческого успеха практически один в один - от задумки до воплощения. Здесь всё почти то же: и старая сказка на новый лад, и новый мир, полный чудес, и несколько королев (ведьм в данном случае) разной степени привлекательности, и ожесточенная битва Добра со Злом… Сравнение с «Алисой» можно продолжать еще долго хотя бы потому, что всячески хочется избежать сопоставления данной ленты с классическим «Волшебником страны Оз» 1939-го года – просто потому, что такового она ни в коей мере не выдержит. Ладно еще, когда маркетинг подменяет собою искусство – с этим трудно, но как-то можно смириться. Но когда бизнес-планы настойчиво пролезают в сказку… В таком случае просто страшно жаль современных детей, которые воспринимают это за чистую монету.  

Времена подлинно чудных, пусть в чем-то и наивных детских сказок прошли – в современном кинотеатре невозможно уже представить ни «Три орешка для Золушки», ни «Беляночку и Розочку», ни, допустим, «Морозко» (слабое, но исключение еще оставлено для мультфильмов). Главный двигатель нынешнего кинопроцесса – агрессия, и приучать к ней Голливуд начинает с самого раннего возраста. Причем атакует он зачастую «в лоб»: так, одна из героинь «Оза» - фарфоровая девочка, только что потерявшая родителей; горе отнюдь не мешает ей весело топать по дороге из жёлтого кирпича навстречу чему-то там интересному. Этого горя попросту нет, как не проявлено во всей отчётливости даже элементарное чувство мести. Чувство – это про какой-то другой фильм, «Оз» оперирует бездушными функциями. Быть может, это вовсе и не плохо – мир сам по себе таков, чего уж тут придираться. И уж совершенно точно – подавляющему числу зрителей на подобный упрёк решительно наплевать: упомянутая выше маркетинговая машина работает так завлекающе, что кинозалы будут заполнены несмотря ни на что.

В отличие, кстати, от выступлений самого Оза – которые вовсе не пользовались стопроцентным вниманием со стороны скучающей публики. Хотя однажды в его шатре оказалась девочка-инвалид, вдруг, ослеплённая «волшебством», воскликнувшая: «Можно, чтобы я ходила?!». Фокусник на такую искреннюю веру в Чудо ничего ответить не смог – и предпочёл ретироваться. Позже, оказавшись в необыкновенной стране, он заменяет магию спецэффектами – и в кульминационной сцене (единственной по-настоящему интересной) замаскированная метафора окончательно обнажается. Волшебники, похоже, все сплошь вымерли – на их смену пришли умельцы иного рода. Они, правда, тоже все большие молодцы – и, наверное, не их вина, что чудесам не позволительно теперь рождаться экспромтом, они обязательно требуют тщательного предварительного просчёта. Ведь иначе ко многому привыкшую публику нынче просто не поразишь.

Будем надеяться, что Дороти всё же воздержится от нового в страну Оз путешествия – там ей сегодня нечего делать.

См. также:

«Джеймс Франко и «Оз»: легенда дороже истины»

«Просто он работает волшебником: интервью с создателем «Оза» Сэмом Рэйми»

 

«Гамбит» (Gambit)

США, реж. Майкл Хоффман, в ролях: Колин Фёрт, Кэмерон Диаз, Алан Рикман, Стэнли Туччи, Том Кортни.

Сайт фильма

Английский джентльмен-искусствовед задумывает облапошить собственного босса-миллионера – за огромные деньги впарить ему под видом Моне фальшивку. Но для успешного выполнения задуманного плана ему нужно заручиться поддержкой оптимистично настроенной техасской ковбойши.

Трейлер картины, надо признать это честно, заставляет вспомнить латынь и что-то там про глорию мунди – причем с самой пессимистической интонацией. Стоило Колину Фёрту получить «Оскар», а Майклу Хоффману хорошо себя зарекомендовать семейной драмой из жизни Льва Николаевича Толстого («Последнее воскресение»), как нате: первый уже ходит по карнизу отеля почему-то без штанов, а второй отчего-то считает, что это даже довольно остроумно. На написавших сценарий братьев Коэнов грешишь как раз в самую последнюю очередь: они-то давно уже дали знать своим поклонникам, что в перерыве между шедеврами любят иногда позаниматься всякой такой «ерундой» - очарование которой собственно и состоит в её незатейливости.

Между тем в итоге «Гамбит» оказывается куда лучше собственной рекламы – это вовсе не то «стыдное» кино, которым он зачем-то тщательно старается притвориться. Это лёгкая и вместе с тем изящно придуманная комедия, никак не претендующая на академические лавры, но вполне успешно справляющая с главной своей задачей: рассмешить не только лоха, но и, скажем так, интеллигентного зрителя. Тот же самый Колин Фёрт здесь, как выясняется, вовсе не опускает планку, а напротив – берёт какую-то новую для себя высоту, демонстрируя подлинно британское самообладание в самых идиотских ситуациях, в которые его герой едва ли не ежеминутно попадает. Играя короля, он был Королём; в очередной раз в своей творческой карьере воплощая на экране истинного Джентльмена, он остаётся таковым даже тогда, когда его застают без штанов в номере благовидной матроны. 

Прочие участники актёрского ансамбля весьма удачно ему подыгрывают, получая в награду сочные сольные выходы. Красавица Кэмерон Диаз не упускает случая продемонстрировать свою завидную физическую форму и даже в один из наиболее эффектных моментов укрощает настоящего льва – будучи при этом в элегантном вечернем наряде. Особая статья – то и дело выпрыгивающие изо рта её героини вечно актуальные «техасские мудрости»: «Деньги и манеры – свинина и бобы личности», «Если ты не можешь отличить свинью от питбуля – что ж, придётся распрощаться с куском задницы» и совсем уж замечательное: «Если чешется – чеши, тоже радость для души». Внутри фильма это вовсе не кажется ни глупостью, ни пошлостью – просто смешно. Рисунок роли Алана Рикмана не столь экстравагантен, хотя и у него есть чем порадовать зрителя. Стоит упомянуть и блистательно разыгранные эпизодические появления остальных персонажей.

Как ни странно, «Гамбит» - вовсе не британская, как можно было бы подумать, а целиком американская комедия. Казалось бы – в США давно уже шутят по-другому; ан нет – есть, стало быть, еще шансы, не все приличия пока что потеряны. Кстати сказать, рекламный-то ролик и рассчитан был наверняка именно на «широкие народные массы», на тех, для кого что Моне, что Мане – всё едино. И прекрасно, конечно, что сам фильм подобным «подстраиванием» церемонно пренебрёг – тем самым только выиграв. 

 

«Любовь – это всё, что тебе нужно» (Den skaldede frisør) 

Дания-Швеция-Италия-Франция-Германия, реж. Сюзанна Бир, в ролях: Трине Дюрхольм, Пирс Броснан, Молли Бликст Эгелинд, Себастьян Йессен, Ким Бодниа.

Сайт фильма

Парикмахерше средних лет в последнее время не везёт: не известно еще, как прошла химиотерапия, муж открыто изменяет с молодой бухгалтершей, плюс нелепая автоавария, да к тому же чемодан пропал… Одно утешение: дочка замуж выходит, да не где-нибудь, а в Италии. Отец её жениха сделал состояние на торговле овощами и фруктами, он вредный и злой, но чертовски симпатичный мужчина.

Когда Ида возвращается домой, где неожиданно застаёт супруга с другой женщиной, в её руках – пакет с продуктами, который она, разумеется, от этой самой неожиданности роняет. Когда инцидент исчерпан, героиня подбирает упавшее – на полу разложены неразбившиеся яйца. Всё остальное здесь фальшиво ровно в той же степени: в принципе – да, бывает, что яйца и не разбиваются, и да, всё случившееся в фильме в теории вполне вероятно. Но ведь тут даже переводное название – обманка! Пишут «Любовь – это всё, что тебе нужно», а в кино приятный голос произносит «Всё, что вам нужно, - это любовь»; почувствуйте разницу. Но кто хочет обманываться – тому пожалуйста.

Это такой открыточный ромком, еще одна «Mamma Mia!», с тем же Броснаном на фоне свадьбы и красивой природы, только на сей раз без песен. И зря: песни хотя бы ретушировали сюжетный кошмар, а здесь героям не остаётся ничего, кроме как время от времени беззаботно смеяться. Причем смеются они не почему-то, а просто потому, что жизнь хороша – и этого довольно. Когда вы увидите лежащий на полке диск с фильмом «Доказательство жизни», будьте уверены: это отнюдь неспроста. Это направленная работа маститого режиссёра (прошлая работа которой – «Месть» - принесла ей «Оскар») на создание «жизненной» атмосферы. Сюзанна Бир целеустремлённо ведёт своих зрителей через приятную лимонную рощицу, знакомит их не только с главными, но и со «старательно» выписанными персонажами второго плана: излишне говорливая родственница, страдающая от ожирения девочка, мальчик-гей – короче, шаблон на шаблоне. Поэтому когда потом всё закономерным образом саморазрушается под финальное «откровение»: «Нельзя врать всю жизнь только потому, что так проще», - невольно задумываешься: а наврать весь фильм, стало быть, в порядке вещей?..

Ну ладно, можно понять, почему он привлекает её – только вот как объяснить его «влюблённость»? Для этого нет никаких мотивировок, кроме единственной: любовь нагрянула нежданно. Но это такой утешительный самообман: ты можешь быть больной лысой датчанкой-парикмахершей – и всё равно однажды в твоей жизни появится Пирс Броснан, богатый и с виллой на итальянском побережье. Что ж, многие полагают, что ради таких вот грёз и существует кино.

 

«Штиль» (La mer à l'aube) 

Франция-Германия, реж. Фолькер Шлёндорф, в ролях: Лео-Поль Салмэн, Марк Барбе, Ульрих Маттес, Жан-Марк Руло, Филипп Резимон.

Сайт фильма

Война, фашисты заняли Францию. Бойцы Сопротивления по заданию партии убивают немецкого офицера. Гитлер в ответ приказывает расстрелять 150 человек из числа политзаключенных. К такой жесточайшей реакции оказываются не готовы даже сами палачи.

Возможно, лучше не знать, что фильм рассказывает о действительно случившихся в октябре 1941 года событиях – а если и знать, то на время сеанса забыть, чтобы оставить себе хоть крошечную надежду на хороший финал. Может, приказ всё же отменят? Или они убегут? Или в последний момент их спасут партизаны?.. Однако Шлёндорф – не Тарантино, и не в его правилах переписывать Историю. Самым молодым пареньком из расстрельного списка был Ги Моке. Сейчас в Париже в его честь названа станция метро, а Николя Саркози активно ссылался на него в ходе своей предвыборной кампании и даже отдал указ: каждый год в октябре зачитывать во всех французских школах прощальное письмо этого добродушного мальчугана. «Конечно, я хотел бы жить. Но то, что я хочу от всего сердца, это чтобы моя смерть послужила бы для чего-то важного… Мне всего 17 с половиной лет и жизнь моя была коротка, но я ни о чем не жалею, если бы только мне не приходилось расставаться с вами…». 

К чести автора фильма, он не делает Ги своим единственным героем – окружая его разнообразными лицами и не сильно выделяя в этой компании безвинно обречённых. Представлена в картине и вражеская сторона: например, немецкий генерал, который намерен воевать «по-честному» и пытается противиться приказу – но противиться до конца у него всё же не хватает решимости. Или местное чиновничество – представители которого либо мстят своим недругам, либо смиряются с неизбежным, утешая себя, что расстрел сотни – это еще не расстрел тысячи. Повествование идёт ровно, без особого надрыва, обыкновенно присущего такого рода сюжетам. «Штиль» - драма классического образца, бережно переворачивающая трагические страницы прошлого. Кино пусть и не идеальное в полной мере, но направленное на вдумчивого зрителя, которому важно не просто увидеть, как это было, но и понять – почему такое вообще произошло.

См. также:

«Французское кино сегодня»: краткий путеводитель»

 

«Мама» (Mama) 

Испания-Канада, реж. Андрес Мускетти, в ролях: Джессика Честейн, Николай Костер-Вальдау, Меган Чарпентье, Изабель Нелисс, Дэниэл Кэш.

Сайт фильма

Добрый папа слегка сходит с ума и берётся за оружие. Из самых лучших, надо полагать, побуждений он собирается застрелить своих дочек – но какая-то сила не даёт ему этого сделать. Спустя пять лет девочек находят в заброшенной лесной хижине – совершенно одних, зато с горой вишнёвых косточек.

Дальнейшее – молчание, ибо чем меньше знаешь про такого рода картины – тем больше удовольствия. С единственным условием – если вам вообще интересен сам жанр: немного мистический, немного «ужасный». Стоит разве что отметить, что во время показа фильма журналистам просмотр внезапно прервался на самом интересном и волнующем месте – то ли аппарат не выдержал присутствия сверхъестественных сил, то ли у киномеханика от увиденного случился разрыв сердца. Многие потом всерьёз интересовались его здоровьем - учитывая, что момент и правда был чрезвычайно напряжённый, и оба варианта казались одинаково возможными. Сообщите потом, если история повторится и на вашем сеансе – значит, тут и правда дело нечисто.

Другое, что интересно - почему все киногерои предпочитают ходить по страшным «ведьминским» местам преимущественно ночью?.. Важный вопрос, но всё же не главный. Так как на самом деле это, конечно, фильм о материнской любви. Безжалостной и беспощадной. Но вместе с тем главный аттракцион здесь вовсе не чёрные бабочки, предвещающие появление той мамы, о которой твердится всё время, а играющая маму приёмную Джессика Честейн, буквально за пару лет превратившаяся в одну из главных актрис современности. Как её это удалось?!. «Расплата», «Кориолан», «Древо жизни», «Прислуга», «Укрытие», «Поля», «Самый пьяный округ в мире», «Цель номер один», эта «Мама», наконец, - как можно было сыграть всё это за такой короткий промежуток времени?!. И не сказать, чтоб повторяясь – это всё разные фильмы и порой необычайно непохожие образы! И где она тогда была раньше, почему возникла так «вдруг»?..

Нет никаких сомнений, что мы сейчас наблюдаем за весьма любопытным актёрским феноменом: многие выстраивают карьеру годами, а Джессика Честейн просто пришла и словно одним махом сыграла в десятке картин, которые сразу составили ей Имя и прочную репутацию. Есть, впрочем, немалая опасность, что с такой работоспособностью вскоре она может «приесться», но учитывая, сколь не похожа по составу основная публика большинства её проектов, об этом вряд ли стоит пока волноваться. Умело чередуя жанры, актриса «приручает» к себе самую пёструю аудиторию – и нельзя не признать, что получается это у неё отменно. И хотя основная масса, конечно, придёт на «Маму» как на «еще один ужастик», уже появились и те, кто пойдёт целенаправленно на «еще одну Джессику Честейн». И вот они точно не прогадают.