Кино

Обзор кинопремьер: рабы желаний

0 622

«12 лет рабства» (12 Years a Slave)

США-Великобритания, реж. Стив МакКуин, в ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Лупита Нионго, Пол Дано, Пол Джаматти, Брэд Питт.

Сайт фильма

В 1841-м году свободного чернокожего человека, талантливого скрипача Соломона Нортапа, обманом похищают – и перевозят в южные штаты как рядового и абсолютно бесправного раба. Без документов доказать что-либо кому-либо невозможно, помощи ждать неоткуда – и Соломон вынужден помалкивать о том, кто он на самом деле, приняв чужое имя и прилагающуюся к нему неимоверно скорбную судьбу.

Многие полагают, что «12 лет рабства» - первый претендент на премию «Оскар» по итогам 2013-го года. У этого мнения есть весомые аргументы, но при этом с ним решительно не хочется соглашаться. А всё потому, что давно уже Американская киноакадемия не награждала своим главным призом настолько скучную картину. А это всё-таки важный фактор: сколь не была бы важна лента по своим моральным или ещё каким качествам, если она – тоска смертная, то шансы её стать Лучшим фильмом года невысоки. Утешительный приз за сценарий, поощрение, быть может, актёрских работ – но отнюдь не Гран-При. Ведь при всей своей пафосности «Оскар» всё-таки игра, развлечение – что накладывает на него определённые обязательства перед зрителем. Исключение, конечно, возможно, но право слово – не хотелось бы, чтобы таковым стали «12 лет рабства».

Хотя, вне всяких сомнений, это очень важная и правильная во всех отношениях работа. С простой и очевидной моралью: рабство – зло. И без грамма ёрничества – коими был полон прошлогодний тарантиновский «Джанго». Всё очень и очень серьёзно. Белые люди XXI века осознают, какими гадами были их предки, и публично каются в надежде замолить грехи и в попытке осмыслить позорнейшую страницу в истории Соединённых Штатов.

Белые люди – это актёры, играющие сплошь злодеев; единственный здесь положительный белокожий герой, противник рабства, - персонаж Брэда Питта, который появляется, когда забываешь его уже ждать. Все прочие звёзды упиваются предоставленной им возможностью сыграть саму Мерзость в человеческом обличии. Пол Джаматти демонстрирует обнажённых рабов и разлучает мать с детьми, нашёптывая: «Моё сострадание выражается в звоне монет». Пол Дано заставляет негров хлопать в ладоши, напевая под этот ритм нравоучительную песенку про нежелательность их побега. Персонаж Камбербэтча дарит Соломону скрипку со словами: «Надеюсь, она будет доставлять нам радость многие годы», - добрый хозяин, но у него и в мыслях нет отпускать раба, за которого заплачены деньги. А кто упрекнёт в отсутствии сочувствия белую хозяйку! «Подкрепитесь, отдохните, и дети скоро будут забыты», - более чем дружелюбно говорит она рыдающей матери. И даже надсмотрщик однажды спасает соломонову жизнь – но только потому, что тот находится на его территории, а стало быть, именно надсмотрщик в данный момент за него в ответе.

Но мерзостнее всех нарисовал своего антигероя Майкл Фассбендер, для которого это уже третья большая работа у режиссёра Стива МакКуина (для справки – чернокожего, но британца). Он скорее избавится от жены, нежели от рабыни, к которой испытывает крайне смешанные чувства – то лаская её, то забивая плетью до полусмерти. Как и хозяин в лице Камбербэтча, он читает рабам Библию – но куда как более уверенно обращается с цитатами: без малейшего колебания доказывая, что нынешнее положение дел на самом высшем уровне закреплено именно в Священном Писании. И раз там сказано, что ослушавшийся раб должен быть наказан, стало быть, он действительно должен это наказание смиренно принять: такова Божья воля.

И хотя сами рабы позволяют себе верить, что «придёт время – и Господь накажет их всех», к каким-либо действиям это отнюдь не приводит. «Ну так сложилось», - говорит о перемене своей участи даже сам Соломон, который, казалось бы, примиряться со случившимся точно был бы не должен.

Снята вся эта душераздирающая (на первый взгляд) история без особых нервов, холодно, отстранённо. Впечатлительный зритель, конечно, не раз вздрогнет, излишне эмоциональный даже всплакнёт, но искры фильму всё равно не хватает. И хотя понятно, что сухость эта – примета режиссёрского стиля, оправдывать подобный подход нет никакого резона. Здесь просто нет того, что отделяет грамотно выстроенную и академически выдержанную работу от подлинного произведения искусства. Вот вроде бы и слова все те, а в поэтическую строчку не складываются, да и прозой выходит без вдохновения. И пусть строго объективно оценить ленту можно довольно высоко, восторгаться ею по-настоящему никак не получается.

«Холодное сердце» (Frozen)

США, реж. Крис Бак, Дженнифер Ли, анимация; роли дублируют: Наталия Быстрова, Дима Билан, Анна Бутурлина, Андрей Бирин, Сергей Пенкин.

Сайт мультфильма

На Анне лежит страшное проклятие: она способна заморозить всё, что угодно. Вместо того чтобы учиться с этим справляться, восприняв способность вызвать снег во дворце скорее как дар судьбы, девушка проводит всё детство за закрытой дверью – чтобы впервые выйти к людям лишь в день своей коронации. Между тем принцесса Эльза влюбляется в первого встречного принца южных морей – чем вызывает вспышку гнева и нервный срыв старшей сестры, ставшей королевой, но вынужденной сбежать от народной расправы на Северную гору. Пытаясь всё исправить, Эльза знакомится с простым деревенским парнем, его мудрым оленем и говорящим снеговиком.

Разумеется, любой мультик в первую очередь должны оценивать дети – самый главный их потребитель. Именно они в конечном итоге решат, смотреть ли им в двадцатый раз «Рапунцель» или «Шрека» - или никогда больше не возвращаться, например, к какой-нибудь «Замбезии». Поэтому любой отзыв взрослого в данной ситуации возможен лишь как субъективная подсказка прочим родителям, насколько тот или иной мультфильм будет интересен уже им, просто в силу обстоятельств вынужденных сопровождать своих чад в кино на детский сеанс.

Второе обстоятельство, о котором следует напомнить: бывают мультики для девочек, бывают для мальчиков. Для последних сняли, например, про Тинтина и отчасти про Ральфа, но когда речь идёт о продукции «Диснея» с его устоявшимся культом принцесс, то очевидно, что мужские персонажи сильной стороной студии отнюдь не являются. Ну, бывают ещё, конечно, мультфильмы решительно для всех, но не похоже, чтобы «Холодное сердце» к их числу относилось: это девчачья картина чистой воды.

Обобщая вышесказанное, должен заметить, что не вижу для себя вероятности с этой сказкой столкнуться в ближайшие годы вторично: сказка милая, обаятельная, но лично мне никак не пришлась по сердцу.

Для зрителей же не столь притязательных здесь подготовлен полный набор соблазнительных приманок – и песни, и волшебство, и олень, похожий на коня в той же «Рапунцели», и также уже упомянутый очаровательный снеговик (потрясающе дублированный Сергеем Пенкиным, который ранее преступно скрывал от нас эту грань своего таланта). А также тролли и неизменный поцелуй любви. Плюс искрящийся снег и прочие зимние радости. Девочки и мамы будут в восторге, пацанам и папам имеет смысл, быть может, дождаться «Хоббита» про дракона.

«Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу»

Россия, реж. Павел Худяков, в ролях: Петр Фёдоров, Фёдор Бондарчук, Корнелия Поляк, Сергей Друзьяк, Александр Ревва, Тимати, Жанна Фриске, Сергей Никоненко, Игорь Жижикин, Ксения Собчак, Снуп Догг.

Креативщик Лёша больших успехов в своей профессии пока не достиг, а потому катит по городу на велосипеде и не платит месяцами за квартиру. Когда положение дел становится хуже некуда, на выручку ему неожиданно приходит спасённая по случаю собачка – добродушный хозяин которой даёт Лёше удивительный ноутбук, позволяющий за секунды исполнить любое желание. Всего-то и надо – вбить требуемое в свой статус на странице социальной сети. Не медля более, герой обеспечивает себе богатство и карьеру, останавливает время, увеличивает в 25 раз пенсии и зарплату учителей, рисует именную звезду на голливудской Аллее славы, сам начинает корешиться с Тимати, а друга вовлекает в любовную связь и вовсе с Ксенией Собчак. И так далее, и тому подобное.

Как после серьёзной военной драмы «9 рота» появилась простая и даже легкомысленная «Жара» с теми же актёрами (неожиданно для многих ставшая крупным хитом), так и после «Сталинграда» появляются «Одноклассники» - с расчётом, видимо, на то, что раз Пётр Фёдоров теперь «крупная звезда», то все помчатся смотреть на него и вне стен разрушенного бомбёжками дома. Заодно здесь и сам Бондарчук, и прочие хорошо узнаваемые лица: тусовка в сборе, можно отдыхать.

Однако если «Жара» и правда расслабляла, не имея практически никаких художественных претензий, кроме юных лиц, солнечной картинки и приятного музона, то новый фильм амбициями как раз набит до предела – что практически сразу вызывает стойкое отвращение и к сюжетной задумке, и к используемым способам её воплощения на киноэкране. Натужно переваривая едва ли не все самые опостылевшие штампы мирового кинематографа, съёмочная группа во главе с клипмейкером, назвавшим себя Режиссёром, на довольно высоком профессиональном уровне старательно запечатлевает для вечности Пустоту. Очевидным образом не имея за душой того, о чём стоило бы высказаться по существу, авторы фильмы высасывают свой рассказ из ничего – выдавая его при этом за что-то. Врут, короче говоря, и не краснеют. Завираясь до того, что становится уже даже не смешно – и сил смотреть это «кино» никаких более не остаётся.

И что заставляет отнестись к их детищу с дополнительным недоверием, так это то, что иные хотя бы стесняются столь плачевного результата своего труда, а тут картина выходит почти тысячным тиражом – с намёком на то, что зрители ещё и денежки должны будут выложить за просмотр сего безобразия.

Другой занимательный аспект фильма заключается в том, что «Одноклассники» многими по старинке воспринимаются как сеть для 40-50-60-летних тётенек, нашедших былых друзей после двадцатилетней разлуки. Школьники-то ведь вроде все «В Контакте», а продвинутая молодёжь и вовсе в фейсбуке. Ан нет, представление это, судя по представленной картине, глубоко ошибочно. И нет более модной и навороченной социальной сети, чем эта самая… Даааа, частенько мы ругали отечественный продукт за неуместный продукт-плэйсмент, но данный фильм уже на уровне кричаще-рекламного заголовка решительно всех переплюнул.

Также в прокате:

«Много шума из ничего» (Much Ado About Nothing)

США, реж. Джосс Уидон, в ролях: Эми Экер, Алексис Денисоф, Нэйтан Филлион, Кларк Грегг, Рид Даймонд, Джиллиан Моргис.

Сайт фильма

Беатриче неизменно подкалывает Бенедикта, со смехом реагируя на все его «плейбойские» штучки. Что лишь распаляет в нём желание добиться её любви во что бы то ни стало.

Сюрприз года – человек, ответственный за культовый сериал «Светлячок» и в прошлом году покоривший мировую кассу вместе с «Мстителями», поставил вдруг Шекспира – и не ради денег, а напротив, исключительно для души, с минимальным бюджетом и вообще чуть ли не у себя дома (а может, и правда у себя дома). Хотя стоит ли удивляться: если первым «Тором» занимался признанный шекспировед Кеннет Брэна, то кто сказал, что невозможен и обратный путь – от комиксов к великому? Вполне! И вот тому наглядный пример. Что, кстати, хорошо не только для художников, но и для зрителей: ведь если интеллектуал на кинокомиксе может порой банально отдохнуть, то вот те, кто на комиксах попросту вырос, не всегда о Шекспире даже слыхали. И теперь они, наконец, хоть чуток, но про него узнают – или хотя бы имя запомнят. И ради такого поворота не зазорно было и «Мстителей» создавать.

«Пылающий остров» (Java Heat)

США, реж. Конор Эллин, в ролях: Келлан Латс, Арио Баю, Атика Хасихолан, Микки Рурк, Ули Аульяни.

Сайт фильма

Бравый американец вступает в бой с азиатскими террористами, преследуя заодно гада, похитившего местную принцессу.

Поставив силами индонезийского кинематографа пару фильмов, режиссёр Конор Эллин сумел привлечь внимание голливудских инвесторов – и вернулся в ту же Индонезию, но уже с американским бюджетом и с Микки Рурком в привычной для того роли нахального злодея. И с ощутимо превращающимся в звезду Келланом Латсем – который ещё недавно играл кого-то там в «Сумерках», а сейчас он уже и Тарзан, и Геракл, и заявлен в третьих «Неудержимых». Скоро, говорят, Келлан и в Москву приедет – так что поклонницы и поклонники могут пока что морально готовиться на очередной с ним картине.

«Смерть в сети» (The Den)

США, реж. Захари Донахью, в ролях: Мелани Палалиа, Дэвид Шлачтенхауфен, Адам Шапиро, Мэтт Риди, Катя Певек.

Страница фильма

Подружившись в сети с кучей народа, однажды Элизабет натыкается и на маньяка-убийцу. Который, вполне вероятно, однажды вознамерится пересечься с ней и в офлайне.

Кинематограф продолжает исследовать новую реальность – мир, изменившийся под воздействием социальных сетей и скайпа. И формат страшилки для этой цели подходит лучше всего: над драмой и комедией ещё голову стоит поломать, как всё естественнее повернуть, а ужастик и технически прост, и атмосферно эффективен – как может быть эффективна лопата, когда использовать её против не ожидающего этого человека.

Очередной пример того, как в сегодняшнем кино минимальными средствами можно добиться максимального результата.

«Полярный рейс»

Украина, реж. Сергей Чекалов, в ролях: Егор Бероев, Юлия Снигирь, Дмитрий Нагиев, Татьяна Орлова, Анна Семенович, Юлия Куварзина.

Сайт фильма

Пока супруг тратит жизнь в погоне за рублём, жена задумывается над тем, не принять ли ей ухаживания того, с кем её не разделяет тысяча километров. Муж пусть и с опозданием, но понимает: с любимыми – не расставайтесь.

Судя по новогодней тематике картины, скорее всего её покажут по телевизору уже менее чем через месяц. Но порочная практика выпуска телемувиков на большой экран заразительна – тем более что пара «звёзд» и правда может привлечь энное количество наивных зрителей в кинотеатр. Сборы фильма покажут, как много у нас таковых сегодня в стране.