При всем изобилии нынешнего кинопроката эта неделя богата премьерами, как мало какая. И не в том смысле, что новых фильмов много, но много новых картин, действительно в той или иной мере достойных внимания. Во всяком случае — больше, чем обычно; видать, торопятся все к Новому году — успеть, успеть выпустить! Пусть даже подобная толкотня и помешает полноценному прокату, гурьбой ведь веселее!..
Трейлер фильма «Находка»
Вот опять впритирку — целых два не просто конкурсанта, но призера «Кинотавра»; понятно, когда они теснятся в короткие фестивальные дни — но зачем же хлеб отбирать друг у друга в кинотеатрах?.. Но нет, выходят бок о бок, любители российского кино — оцените! Про премьеру «Находки» мы уже на днях написали — достойный фильм, полезный и важный, даже так: общественно значимый. И в профессиональном плане заметная работа, в Сочи отмеченная призом оператору, а после отхватившая и другие награды.
«Страна ОЗ» также не уклонилась от фестивальных статуэток (сочинский приз за лучший сценарий, «Слон» от Гильдии киноведов и кинокритиков) и тоже полна зрительского запала. Хотя тут запал несколько иной: автор фильма Василий Сигарев вознамерился подарить стране еще одну новогоднюю картину — противопоставляя ее не вечной «Иронии судьбы», но поднадоевшим уже бесконечным «Ёлкам». И как противопоставляя — радикально! Если святочный альманах был сплошь покрыт слащавой глазурью, то у Сигарева — разнузданное буйство, обильно подогретое алкоголем и столь же щедро сдобренное матом (запиканным для «простого» народа, который и слов-то таких не ведает — но так даже смешнее).
Трейлер фильма «Страна ОЗ»
История Лены Шабадиновой из Малой Ляли, которая как раз под Новый год нанялась сменщицей в киоске, да никак не может дойти по Екатеринбургу до нужной ей улицы Торфорезов, никоим разом не похожа на то «праздничное кино», каковым мы его представляли до нынешнего момента. Но расчет прост и понятен: пряниками нас закормили досыта, теперь и кнут должен сработать! Многие, впрочем, непременно обвинят фильм в «чернухе», от которой тоже спаса нет в отечественном киноискусстве (тем более что и сам Сигарев ранее поставил «Волчка» и «Жить», от которых жить-то как раз больше не хотелось). Но «Страна ОЗ» все-таки выдерживает баланс: смех тут, конечно, с горчинкой, но и горечь не кажется намеренно обидной. Участвуют: Яна Троянова, Александр Баширов, Гоша Куценко, Инна Чурикова, Владимир Симонов, появляются: Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Дарья Екамасова и даже Евгений Ройзман.
Преднамеренность зато сполна ощущается в нашем фэнтези «Он — дракон» (реж. Индар Джендубаев, продюсер Тимур Бекмамбетов, в главных ролях: Мария Поезжаева и Матвей Лыков, Станислав Любшин в образе князя). Но немного есть слов, чтобы верно описать впечатления от картины: как говорят, надо видеть, надо прочувствовать.
В давние времена («Жили на земле люди — и не было у них счастья») внук драконоборца берет в жены княжью дочку, а ее раз — и дракон сцапал! То-то она жалела, что повывелись страшные звери, ан нет, один остался, словно специально ее ждал. Поймал, доставил на свой остров да бросил в пещерную яму. Очнулась девушка, а из-за каменной глыбы за ней голый юноша наблюдает, подглядывает и советы дает. Она-то, конечно, сперва полагает, что он такой же несчастный пленник, узник, давно забывший, как выглядит небо, — ну, а мы, по счастью, заранее избавлены от мучений гаданья: название ведь прочитали и запомнили.
Трейлер фильма «Он — дракон»
Прямых аналогий фильму долго искать не надо — тут тебе и «Красавица и чудовище», и даже наш «Сорок первый» (ох, даже страшно представить, сколько молодых зрителей НЕ видело этой блестящей картины Чухрая, а потому лишено возможности сравнивать). Однако не менее очевидно, что создатели «Дракона» в качестве главного образца держали в памяти самые первые «Сумерки» — лелея, возможно, надежду запустить в результате столь же долгоиграющую франшизу. Сюжетных сходств тут немного, но эротическое напряжение, столь необходимое девочкам-подросткам, то же самое: как Эдвард до поры до времени не мог вступать с Беллой, скажем так, в физический контакт, так и Арман не смеет прикасаться к Мирославе — а то ведь возбудится и добром это не кончится, силен жар в юношеском теле…
Ох, снова ох: уважаемые билетеры, не пускайте в свои залы взрослых зрителей, тем более родителей, уберегите их от излишних эмоциональных потрясений!..
Настроенную на серьезный лад публику лучше пригласить на «Шпионский мост» — качественную драму о временах холодной войны, когда отношения между США и СССР были куда хуже нынешних. И не подумайте только, что Стивен Спилберг снял очередное развлекательное кино, как он это отлично умеет делать. Тюремные сроки в 30 и 10 лет (советскому шпиону в Америке и наоборот), русские допросы, возведение Берлинской стены и расстрел отчаянных перебежчиков — это вам не шутки, а уроки Большой Истории, которые не следует забывать и из которых следует и сейчас делать выводы.
Трейлер фильма «Шпионский мост»
Хотя, чтоб уж не врать, совсем без юмора в картине не обошлось — за него, надо полагать, отвечали братья Коэны, переписывавшие сценарий. И самым комичным персонажем, как это ни странно, оказывается наш Рудольф Абель, тот самый легендарный разведчик, что в свое время произносил вступительную речь перед «Мертвым сезоном» (ну, этот-то фильм должны, обязаны были видеть потенциальные зрители «Шпионского моста»; интересно вот, посмотрел ли его Спилберг?..). Среди прочего его обвиняют в отказе регистрироваться в качестве агента; «И многие иностранные агенты регистрируются?» — уточняет он не без любопытства. Не удовлетворив таковое, судья настроен на смертную казнь; адвокат: «И вы совсем не волнуетесь?» — «А это поможет?..» Такой ответ прозвучит за два часа в общей сложности трижды — и наверняка для многих станет впоследствии любимой присказкой.
Отметим заодно, что в фильме мельком можно заметить Мераба Нинидзе (ожидалось, что играть ему достанется больше), а Ивана Шишкина, представившегося герою Тома Хэнкса вторым, кажется, секретарем советского посольства в Берлине, играет Михаил Горевой. И роль весомая, значительнее, чем в 13-летней давности бондиане — так что за успех нашего артиста на интернациональном поприще можно, разумеется, от всего сердца порадоваться.
Советский суд в фильме «Шпионский мост»
Другая американская премьера выглядит лишь чуть менее значимой: Рон Ховард пусть и не Спилберг, но режиссер весьма и весьма заметный. Достаточно упомянуть, что из серьезных лент у него только в нынешнем веке — оскароносные «Игры разума» да номинированный «Фрост против Никсона». Впрочем, они уравновешиваются коммерческой белибердой типа «Кода Да Винчи», что позволяет сделать вывод, что когда Ховард снимает «для себя» — он делает это от души, а когда «для кассы» — то с закрытыми глазами (удручает тут то, что даже так его фильмы все равно становятся суперхитами — и это вопрос уже к зрителю). Есть, конечно, и «промежуточные» работы вроде недавней «Гонки» — в них сочетаются и чисто ремесленное мастерство, и зрительские наживки, но в то же время и некое высшее послание со смыслом. Новую ленту — «В сердце моря» — скорее следует относить именно к этой третьей категории.
Трейлер фильма «В сердце моря»
Если коротко о сюжете, то Герман Мелвилл изрядно наврал со своим «Моби Диком»: на самом деле все было похоже, и белый кит тоже был, только вот реальное плавание закончилось иначе. Обрамление основного сюжета в том и состоит, что успешный писатель (Бен Уишоу) готов заплатить за правдивый рассказ о судьбе и гибели китобойного судна «Эссекс», который он надеется услышать от последнего выжившего из команды (Брендан Глисон). Тому на момент плавания было четырнадцать лет — и центр внимания перемещается на моральное противоборство чопорного капитана (Бенджамин Уокер) и бравого старпома (главная звезда Крис Хемсворт). Собственно огромный кит появляется уже на исходе первого часа, раздается крик: «Пока я жив — он мой!» — и вот о том, что Мелвилл услышал дальше, он писать-то и не решился.
Ключевой, конечно, момент в разговоре об этом фильме в том, все ли присутствующие в зале зрители вообще слышали (не говоря уж «читали») о «Моби Дике». В российских школах этот великий роман не проходят, а потому есть подозрение, что многие знают о его существовании лишь из новостей, несколько лет назад сообщавших, что к его экранизации готовится упомянутый, кстати, выше Тимур Бекмамбетов. Но с тем проектом что-то, как видим, не срослось (хотя Бекмамбетову достался эпос масштабов не меньших), и можно предполагать (?), что «В сердце моря» — это его неожиданно всплывшие останки. Которые любопытны уже тем, что сообщают подрастающему поколению: был вот такой писатель; однако вместе с тем они лишь в самой малой мере дают представление о мощи оригинального произведения.
Кадр из фильма «В сердце моря»
Здесь доходчиво объяснено, отчего моряки гонялись за китами по два, а то и по три года: до того, как обнаружили нефть, именно китовый жир лучше всего подходил для освещения домов и улиц, использовали его и в стремительно развивающейся промышленности. Детализированно представлен корабельный быт — подъем и сборка парусов, погоня за китами, их последующая разделка («Там внутри мужчина познает себя», — напутствуют юнца, спускающегося в самую глубь расчлененной туши). Эффектно показан шторм и прочие морские «радости»…
Но все это остается в рамках пусть затянувшегося, но все-таки «приключения» — да и подается не как выдающаяся драма, призывающая к размышлениям, а как очередной блокбастер, позволяющий убить пару часов. Ни проговариваемая вслух мораль, ни способная шокировать развязка не позволяют навесить на фильм «ярлык» «серьезного» произведения. Если у кого из авторов подобные мысли даже и были, то все они бесследно растворились в синеве океана, оставив после себя разве что воспоминания, разбросанные по ленте совсем как бревна, качающиеся по волнам после кораблекрушения.
Трейлер фильма «Ужастики»
Проще будет зрителям «Ужастиков» (США — Австралия, реж. Роб Леттерман, в одной из главных ролей Джек Блэк). Тут, правда, тоже необходим определенный культурный багаж — но уже из области беллетристики, а с этим ведь куда легче. Юным героям фильма предстоит столкнуться с Болванчиком Слэппи, Болотным Монстром, Злым клоуном, Принцессой Египта, Госпожой Судьбой, а также с упырями, вампирами, пиратами, мумией, оборотнем, пугалом, гигантским богомолом и прочей разнообразной нечистью. Как и почему — смотрите лучше трейлер, он все максимально доступно разъясняет.
Не менее смешным получился и сиквел прошлогодней французской комедии «Superнянь», с той лишь принципиальной разницей, что «Superнянь 2» (реж. Николас Бенаму, Филипп Лашо) — фильм только и исключительно для взрослых. Ибо хохмы там — на грани фола, с демонстрацией причинных мест да с сальностями, которые еще рано слышать подрастающему поколению.
Трейлер фильма «Superнянь 2»
От первого фильма здесь осталась лишь книга — изданный комикс, в котором главный герой рассказал о событиях той ужасающей ночи. Дети теперь спрятались на краю кадра, а если с кем и приходиться нянчиться — так это с престарелой бабулей, которая, впрочем, готова любому и фору дать. Дело на сей раз разворачивается в Бразилии, куда Фрэнк с друзьями и обязательной палкой для селфи едут знакомиться с папой Сони (как говорят, похожим на Путина — но есть подозрение, что это лишь прикол дубляжа: какой же из Кристиана Клавье Путин?!.). Вялое начало, отмеченное разве что таким затасканным сюжетным приемом как проглоченное кольцо, способно отпугнуть и расстроить, но знайте: потом уж раскрутится о-го-го! Стоит только группе туристов пропасть в пещерах, а их друзьям найти оброненную камеру с возгласом «Неужели опять?!» — как тут уже приготовьтесь смеяться по полной, хохот будет безжалостным и беспощадным.
Но вновь — к серьезному кинематографу. Из Франции же пришел к нам и новый фильм Жака Одиара («Пророк», «Ржавчина и кость», «Мое сердце биться перестало») — «Дипан», отмеченный на Каннском кинофестивале главной наградой: «Золотой пальмовой ветвью». Этот приз уже сам по себе обозначает: надо смотреть. Хотя бы для того, чтобы составить свое собственное мнение. Картина не обязательно должна взволновать или понравиться, но хорошо бы просто поразмышлять над тем, почему жюри фестиваля во главе с братьями Коэнами отдало предпочтение именно ей, что тут такого особенного. Или же (согласно нашему еще апрельскому пророчеству) на призовой расклад повлиял сам статус 63-летнего режиссера, по которому рано или поздно ему просто обязаны были присудить столь важную победу?..
Трейлер фильма «Дипан»
В Шри-Ланке горит костер из трупов — яркое и горькое последствие незавершенной еще гражданской войны. Но для одного из бойцов борьба уже закончилась: получив паспорта какой-то погибшей семьи, он вместе со случайной женщиной и найденной ею в срочном порядке «дочкой» бежит из страны во Францию, где объявляет себя жертвой режима. Довольно быстро ему находят работу: сторожить несколько жилых домов в предместье, разбирать письма (из-за вандализма там нет почтовых ящиков), убирать мусор, заниматься починкой сломавшегося лифта. Фальшивая жена тем временем начинает присматривать за немощным инвалидом, фальшивая дочка идет в школу. Жизнь постепенно налаживается (газету заменяет ноутбук), и огорчает лишь соседство с местными промышляющими наркотой бандитами. Однако Дипан, как его теперь зовут, уверен, что это отребье куда как менее опасно родного, шриланкийского, и уговаривает «супругу», готовую вмиг умчаться к сестре в Англию, потерпеть, притереться, прижиться…
Пытаясь как-то оправдать «Золотую пальмовую ветвь» (ушедшую, к примеру, от «Молодости» и «Убийцы» — и не все еще конкурсные соперники добрались до нашего проката), многие говорят, что Одиар своим гением «предвидел» тему эмиграции — главную для Европы тему 2015 года. Но много ли работ европейского артхауса было не об этом?.. Беженцы — центральные персонажи авторского кино уже долгие годы, и в одной из лент другого фестиваля даже шутили про то, что найти финансирование на фильм сейчас возможно при соблюдении следующих условий: сюжет про беженцев, усиленный политический аспект, тема межконфессиональных отношений… Да чтоб далеко не ходить: разве «Класс» Лорана Канте, получивший ту же «Пальму» еще несколько лет назад, не был о том же?..
Кадр из фильма «Дипан»
Достоинства «Дипана» не в «новизне» темы и не в моральном выводе (достаточно смутном). Они в пристальном взгляде на молчаливого и не понимающего французских анекдотов героя, в реалистичном подходе (что, впрочем, тоже не новость) к его жизнеописанию, в той сдержанности, которую автор сохраняет там, где другие бы точно вспылили. И надо еще понимать: что-то, к чему давно привык постоянный зритель подобного рода лент, могло стать полной неожиданностью для звездных членов жюри, которые за своей неустанной работой (сами снимают и снимаются) совсем не обязаны следить за кинопроцессом вплотную и которые вполне могли принять данную картину за откровение. Но опять же: для того, чтобы рассуждать об этом, фильм следует все-таки сперва посмотреть: он может оставить равнодушным, но пища для ума точно появится.
Сложнее остаться равнодушным на новой ленте Хулио Медема «Ма ма» (Испания — Франция), где красивая женщина находит уплотнение в груди, но обращается к врачу лишь спустя два месяца. Поздно! Рак. Далее — сеансы химиотерапии, операция по удалению, шансы выжить — 70%, два к одному. И одно только утешение: «Когда все закончится, ты станешь только сильнее».
Трейлер фильма «Ма Ма»
Тема — необычайно важная, в группе риска, согласно научным исследованиям, находится каждая восьмая женщина. Но излечение возможно, а потому тут важно не пренебрегать профилактикой. Диагностика рака груди на начальной стадии и своевременное медицинское вмешательство позволит избежать самого страшного. Прислушайтесь к Анджелине Джоли, прислушайтесь к Пенелопе Крус! Зайдите на сайт «Женское здоровье», где подробно рассказано о проблеме и методах ее предотвращения.
Если же о самом фильме (и если отвлечься от того печального факта, что в данном случае обнаженная грудь Пенелопы — не повод, чтобы ею любоваться), то в «Ма ме» не осталось уже ничего от того Медема, что снял «Коров», «Землю», «Рыжую белку», «Люсию и секс» и «Любовников Полярного круга». Ленты, некогда обеспечившие ему почти культовый статус среди «знатоков», остались далеко в прошлом — и теперь режиссер выдавливает нарочито слезливую мелодраму, в которой от «авторских приемчиков» остался разве что монтаж, тасующий время как карточную колоду.
Но и при этом уровень картины все равно довольно высокий — особенно с учетом музыки Альберто Иглесиаса, по-прежнему волнующей и душевной. Это крепкая «четверка», эмоциональная и порой даже «пробивающая». Просто зрителям тут следует забыть (если они вообще знали) имя постановщика и его былые заслуги — и смотреть фильм не как очередной «шедевр», а как рядовую европейскую продукцию. Это нисколько не умалит его качеств, напротив, даже поможет. Меньше ждешь — больше получишь.
Кадр из фильма «Ма Ма»
Хотя Медем все-таки не был бы Медемом, не вставь он даже в такое кино известную картину «Происхождение мира» и названный в честь нее клуб свингеров, пристанище любвеобильных женщин, гомосексуалистов, место для безудержного группового секса; если это рецепт от тоски — то весьма небанальный.
А щемящим лейтмотивом тут проходит девочка в снегу — сиротка Наташа из российской Сибири… Что невольно заставляет задуматься: по телевизору там — новости о засасывающем страну кризисе, сама героиня — безработная, а между тем ей целый год вольготно живется на пособие в роскошной двухэтажной квартире!.. (К слову, и в «Дипане» беженка получала 500 евро за уборку-готовку.) У нас бы это была история про жалкое умирание в двушке или в общей палате (еще попади туда), и вместо светлой повести об умении обрести счастье даже в соседстве со смертью вышла бы очередная «чернуха», на которую ополчились бы депутаты…
Поэтому еще раз, женщины РФ: не доводите до последнего, найдите время, проверьтесь. Ведь случись что — кому снимать про вас такие душещипательные фильмы?..
Трейлер фильма «45 лет»
Закончим наш обзор британской драмой «45 лет», отмеченной на Берлинском кинофестивале сразу двумя «Серебряными медведями» — и за лучшую мужскую роль (Том Кортни), и за лучшую женскую (Шарлотта Рэмплинг). История супружеской пары, накануне сапфировой свадьбы получающей тревожную весточку из прошлого, поставлена режиссером Эндрю Хэем, который вот что говорит о занятых в его картине прославленных артистах (но не только о них):
Я хотел, чтобы прошлое актеров чувствовалось, но слегка, почти неуловимо. Фильм отчасти и о надеждах, оставшихся в прошлом, о потенциале молодости, поэтому тот факт, что все знают и помнят их как молодых актеров, конечно, очень помогал. Это добавляет оттенок грусти — это чувство мне кажется очень важным. Я часто думаю о том, что наша тоска по прошлому как раз к прошлому-то не имеет отношения, она скорее связана с неудачами и разочарованиями настоящего. {…} Все страхи, сомнения, заблокированные чувства и эмоции — они иногда даже не сформулированы, но они существуют, они как крошечные разломы и трещины. Иногда мне кажется, что наша жизнь — это попытка избежать слишком сильного давления на эти линии разлома в надежде, что твердь под нами не разверзнется и не поглотит нас целиком.