Кино

Обзор кинопремьер: Соловей-Разбойник выходит на дорогу

20 832

Кадр из фильма «Соловей-Разбойник» 

Лихая и «беспощадная» комедия «Соловей-Разбойник» с Иваном Охлобыстиным имеет все шансы стать не только кассовым хитом, но и культовым фильмом – уж больно прекрасна! Но юному поколению смотреть на это пока что нельзя – и потому «Хранители снов» станут отличной заменой; к тому же визуальную составляющую этого мультфильма наверняка оценят и родители. Киноманы не пропустят фестивальные суперхиты: «В тумане» Сергея Лозницы из Канн и «Пьету» Ким Ки Дука, победившую в Венеции. А политически ориентированным гражданам стоит обратить внимание на «Грязную кампанию за честные выборы» - ну, просто чтобы быть в курсе американского подхода.

«Соловей-Разбойник»

Россия, реж. Егор Баранов, в ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Игорь Жижикин, Сергей Бадюк, Александр Стриженов.

Сайт фильма 

Посреди бескрайних российских дорог и полей появляется банда, состоящая из бывшего бухгалтера, бывшей оперной певицы, не растерявшего навыков кузнеца и, наконец, из главаря по кличке Соловей-Разбойник, чье прошлое имеет несколько разных версий. Ловит их милиция, ловит их полиция, а результата всё нет: потому что всерьез ловить таких лихих ребят все боятся.

Уж сколько было кандидатур на звание «русского Тарантино» - сейчас и не вспомнить. Тем удивительнее, что по-настоящему «тарантиновский» фильм вышел в России только сейчас – и снял его парень, которому через пару недель исполнится … всего 24 года. Выходит, что – весь тарантиновский угар он впитал в себя с первого класса? Поразительно – и заслуживает уважения, потому как «Соловей» - редчайший, кажется, случай, когда отсылки к фильмам Тарантино, Гая Риччи и Родригеса отнюдь не выглядят унылым и безнадежным подражанием. Эта картина сделана, в принципе, на том же самом высоком уровне – без поддавков и без жалоб на нашу провинциальную вторичность. Это сильная и цельная вещь, стопроцентно попадающая в жанр; полтора часа почти чистого удовольствия. Причем нельзя сказать, что «фильм оправдывает ожидания» - по сути, никаких ожиданий, с ним связанных, вроде бы и не было: мало ли что у нас еще снимут. И вот ведь, надо же – внезапно для себя осознаешь, что эта «беспощадная комедия» имеет все шансы со временем стать по-настоящему «культовой».

«Соловей» классно снят: бои, драки, весь экшен – здорово. Визуально ярко оформлен: тут и вступительные титры, и стилизация под комикс, и даже вставной номер – мультфильм (очередная «отсылка»). Всё это, конечно, уже было сто раз – но далеко не всегда это так выигрышно смотрелось на экране; а здесь смотрится. Совершенно «отрывающийся» актерский ансамбль: неожиданный беспредельщик Стычкин, меланхоличный и очень «правильный» мент Стриженов, эпизодически появляющаяся Мария Голубкина в роли монахини. Особо радостно смотреть на Оксану Фандеру, которая буквально расцвела с годами. Оценить величину актерского подвига можно хотя бы по едва ли не первой ее фразе: когда Соловей во время знакомства предлагает певице по бриллианту за слезинку, та находчиво отвечает: «Тогда я лучше сразу пописаю». Пусть это и не так смешно на бумаге, но в кино звучит превосходно.

И тут пора, конечно, перейти уже к главному массовику-затейнику этого пестрого и шумного балагана – к Ивану Ивановичу Охлобыстину, написавшему сценарий и сыгравшему заглавную роль. В обоих ипостасях он великолепен. Его герой рубит два пальца продавщице, отпустившей детям сигареты, а затем самолично приносит свою фотосессию в полицейское отделение, раздавая автографы. Метко шутит: «А куда едем?» – «Да насрать» – «Да вы и дорогу знаете!» Прекрасно поет: «Случайный вальс», вместе с Фандерой. Философски констатирует: «Для русского человека жизнь на Багамах – все равно, что секс по телефону: воли нет».

И хотя его Соловей, конечно, не столько благородный разбойник, сколько настоящий бандит – известно ведь: на Руси таких почему-то и любят. Непонятно за что – за широту души, разве, и за бескомпромиссность поступков. Фильм о нем, точно так же, имеет и «теневые стороны»; но достоинств больше – и потому погрешности с легким сердцем прощаем.

«Хранители снов» 3D (Rise of the Guardians)

США, реж. Питер Рэмси, анимация, роли озвучивают: Тимур Родригез, Кристина Асмус, Александр Новиков.

Сайт фильма

Герои западной мифологии – Санта Клаус, Пасхальный Кролик, Зубная Фея, Песочный Человек и примкнувший к ним Ледяной Джек – встают на защиту Добра, когда против того восстает сам Кромешник. И это не учения – это война.

Первая (и на самом деле единственная) проблема этой истории и этого мультфильма заключена в том банальном факте, что все перечисленные выше ребята – герои отнюдь не наших сказок. Санта еще ладно, к нему мы привыкли, но кладут ли у нас дети свои выпавшие зубки под подушку в надежде получить утром монетку? Не знаю, может, сейчас уже и кладут – но вот в моем советском детстве такая традиция отсутствовала. И уж конечно, там обходилось без Пасхального Кролика – да и сейчас, вроде бы, яйца у нас продолжают красить самостоятельно. Еще меньше шансов на узнавание, как мне кажется, у Песочника, отвечающего за счастливые сны, и у Ледяного Джека, обеспечивающего мороз и ледяные горки. То есть, персонажи, в которых безусловно верит, надо полагать, любой католический ребенок, российским детям известны разве что понаслышке; или я что-то пропустил?..

Однако с другой стороны, Шрэка мы тоже когда-то не знали – а узнав его одновременно со всем миром, полюбили как родного. Так что различие культурных корней, на самом деле, не такое уж серьезное препятствие – был бы мультфильм хороший. А «Хранители снов» - мультфильм во всех отношениях замечательный. Во-первых, он впечатляет визуально: здесь несколько миров – и каждый прекрасен. Фантазия – сказочная, воплощение – порою рот раскрываешь. Не сразу вспомнишь предыдущий мультфильм, который был бы настолько хорош именно в плане картинки; как говорится, что ни кадр, то в рамку просится. Не уступает изобразительному ряду и история – это во-вторых. Вроде б и не сказать, что что-то принципиально новое – а захватывает. Причем взрослые наверняка оценят совсем незамаскированную цитату из «Идентификации Борна»: фильм не только начинается вмиг узнаваемым кадром, но и сюжет вертится в том числе и вокруг того, что Ледяной Джек отчаянно стремится вспомнить, кем же он был когда-то на самом деле.

Помимо упомянутых членов «элитной» команды нельзя также не отметить совершенно очаровательных эльфов-колокольчиков, крохотных зубных фей и громадных йети – тот случай (в-третьих), когда «массовка» смотрится даже выигрышнее главных персонажей. Есть и другие детали, позволяющие утверждать довольно уверенно, что перед нами – одна из лучших анимационных картин этого года. Благодаря которой Хранителей снов полюбят теперь и на нашей территории.

«Пьета» (Pieta)

Южная Корея, реж. Ким Ки Дук, в ролях: Мин Су Джо, Чжон Чжин Ли.

Сайт фильма

В промышленном районе Сеула трудится молчаливый коллектор – не покладая рук в самом прямом смысле. В его задачу входит калечить простых работяг – с тем, чтобы за свои увечья они получили страховку, которой бы и расплатились с кредиторами. Однажды в размеренную жизнь героя неожиданно входит женщина, заявляющая, что она – его мать, бросившая его в младенчестве и сейчас решившаяся искупить свои грехи перед вновь обретенным сыном.

В прошлое десятилетие культовый азиатский режиссер Ким Ки Дук снимал так часто, что многим успел надоесть. Его фильмы выходили один за другим, иногда дважды за год, и были не то чтобы «одинаковыми», но чувствовался, скажем так, почерк мастера – и ликование постепенно притуплялось. Даже критики, возведшие его на пьедестал, начали говорить об участившихся самоповторах и преждевременном «закате» еще недавно столь любимого Поэта Жестокости. Словно это ощутив, Ким Ки Дук на три года отошел от дел, впав в своеобразную спячку – из которой «вынурнул» в прошлом году с любопытной автобиографической картиной «Ариран». И вот, после значительного перерыва эти две картины – «Ариран» и «Пьета» - вышли в России с разницей всего лишь в неделю. Но в данном случае эффекта внезапной пресыщенности, к счастью, не возникает: по режиссеру и впрямь успели уже сильно соскучиться, к тому же эти его фильмы совершенно не похожи друг на друга.

«Пьета» - это «классический» Ким Ки Дук, но умноженный на «взросление» мастера. Который вышел из творческого кризиса не просто обновленным, а с более обостренным пониманием себя и собственных целей. В его лентах, особенно в этой его специфически азиатской манипуляции жестокими сценами, и раньше легко находились метафоры, сейчас же вложенные смыслы и искать не надо – хватает названия. Только автор не ограничивается единственно историей Матери и Сына, позволяя себе высказаться и об обществе в целом, и о людях в частности. За внешне простой манерой съемки скрывается предельная продуманность каждого сюжетного поворота – и повороты здесь такие, что об аскетичности изобразительного ряда попросту забываешь. Здесь нет ни эффектных ракурсов, ни спецэффектов – Ким Ки Дук легко обходится без них, доказывая, что настоящее Кино создается отнюдь не техническими средствами. Куда важнее, что ты хочешь людям рассказать. И если ты затрагиваешь болевые точки, ощутимые всеми, невзирая на социальную или государственную принадлежность, то это и создает ту Магию кинематографа, не отпускающую до последнего кадра. В «Пьете» это достигнуто с небывалым совершенством.

Два месяца назад этот фильм получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции – одну из главных наград в киномире. Получил абсолютно заслуженно – какими бы сильными не были его соперники. В этом году мы уже видели много сильных работ, но «Пьета» - в числе самых лучших. Ее шансы навсегда остаться в истории киноискусства приближаются к ста процентам.

См. также:

«В Венеции победил Ким Ки Дук»

«Жестокость и нежность Ким Ки Дука»

 

«В тумане» 

 

Россия-Германия-Нидерланды-Латвия-Беларусь, реж. Сергей Лозница, в ролях: Владимир Свирский, Влад Абашин, Сергей Колесов, Юлия Пересильд, Надежда Маркина.

Сайт фильма

Фашисты повесили путевых обходчиков, отвинтивших рельс и способствовавших тем самым крушению эшелона. А одного обходчика – отпустили. «Потому что выдал!» - решили все, и вскоре к Сущене пришли партизаны Буров и Войтик и повели его темной ночью в лесок – расстреливать за измену.

Сергей Лозница прославился как документалист, а несколько лет назад успешно перешел в игровое кино – причем с ходу попал в конкурс Каннского кинофестиваля, где «Счастье мое» составляло конкуренцию вторым «Утомленным солнцем». Дебют обернулся скандалом; для оного было много оснований и среди таковых – достаточно вольное обращение со святой для каждого гражданина нашей страны темой Великой Отечественной войны. Лозница живет в Германии – этим многие и объясняли факт безобразного кощунства.

Впрочем, дело прошлое: второй его фильм, «В тумане», тоже о войне, но на сей раз это экранизация повести Василя Быкова. Причем экранизация очень вежливая и аккуратная. И хотя здесь тоже задается масса не совсем корректных для «святой темы» вопросов, но скандалом теперь вовсе не пахнет. Напротив, получив в Каннах приз ФИПРЕССИ, «В тумане» с большим успехом прошелся по фестивалям России и ближнего зарубежья – получив главные призы в Иваново, Ереване, Одессе и Минске. Редко какая русскоязычная картина пользовалась в последние годы столь единодушным одобрением. Насолив попервоначалу, Лозница теперь решительно всем угодил – сняв не то чтобы простой, но очень понятный фильм о человеке на войне. Без тени эпатажа, без единого намека на пощечину общественному вкусу. Фильм для всех и в какой-то мере о каждом. В котором на материале военных лет говорится о чести, совести, предательстве – то есть о том, что волнует, на самом деле, в любые времена.

Герои ленты немногословны, ритм повествования неспешен, имеются огромные куски, снятые на одном дыхании, без перебивок. Достоверно каждое движение: перед началом съемок актеры самоотверженно репетировали два месяца в этих самых лесах. Всё говорит о том, что такие картины в наше время не то чтобы редки, но по крайней мере штучны. И хотя сейчас появляется всё больше и больше хороших отечественных фильмов, «В тумане» выделяется и на их фоне. Хотя «отечественным фильмом» его можно назвать с большой степенью условности – на том лишь основании, что его герои говорят на русском языке.

См. также:

«Фильм по книге Василя Быкова был показан в Каннах спустя много лет после смерти писателя»

«Фильм Сергея Лозницы победил на фестивале имени Тарковского «Зеркало»

 

«Грязная кампания за честные выборы» (The Campaign) 

 

США, реж. Джей Роуч, в ролях: Уилл Феррелл, Зак Галифианакис, Дилан Макдермотт, Сара Бэйкер, Брайан Кокс.

Сайт фильма

В Северной Каролине выборы в конгресс – дело скучное: вот уже в который раз во власть стремится один-единственный местный плэйбой и альтернатива ему попросту отсутствует. Однако расчетливые олигархи вдруг решили протолкнуть в политику «своего человечка» – им оказался безнадежный на первый взгляд недотёпа, которого в школе обзывали не иначе как «срун-хохотун». Как ни странно, у него оказываются весьма неплохие шансы на победу.

Эпиграф к фильму предупреждает: «В политике правил нет». За исключением разве что одного, которое проговаривается особо: «Если у вас есть деньги, выборы предсказуемы». Неужто это признали, наконец, и американцы?!. Ну надо же, их осенило. Что ж, лучше так, чем вообще никогда. Только вот вышедший в США в разгар президентской гонки фильм совсем уж суперхитом там не стал, собрав неплохую сумму (87 миллионов), но не колоссальную. Видать, «правду» знать хотят далеко не все. Посмотрим теперь, как комедия сработает в России – где, как известно, свои нюансы, но основные уловки более-менее схожи. Почва, во всяком случае, у нас вспахана на славу – и местный вариант названия определенным образом на что-то намекает.

У «Грязной кампании» не отнять огромного количества шуток на заданную тему – но сколько бы их не было, все равно кажется мало. Ошеломляет избиение младенца – и последовавшее затем «весомое» оправдание: «Они взяли и вырвали это из контекста!». Имеется прекрасный образец «черного пиара»: «Есть ли связь между Хаггинсом и исламскими фундаменталистами?» - на том лишь основании, что у противника тоже усы. Чудесный диалог с потенциальными спонсорами: «Если дадите мне миллион, я дам вам переспать с моей женой» - на что она, смеясь, добавляет: «А если полтора, то я еще и кузину приведу». Великолепен эпизод, когда в качестве доказательства его религиозности героя просят прочесть молитву «Отче наш» - а он вспоминал ее разве что в школе. Тогда он еще написал сочинение про «страну радуги» - сейчас самое время объявить эти листки коммунистическим манифестом (который позже становится хитом книжным продаж). И так далее, и тому подобное. А если к этому прибавить гэги, не имеющие политического окраса («Ты отлично выглядишь» - «Я снова начал пить»), то и вовсе прекрасно.

И единственное, что портит весь этот праздник – так это нежелание этих американцев идти до самого конца. Как это часто бывает, комики из Голливуда умеют шутить лишь до разрешенного внутренним самоконтролем предела. У их «непристойностей» имеется четко определенный лимит, превышать который они явно боятся. И не из политических соображений, отнюдь – просто публика не поймет, не догонит, еще хуже – рассердится. А обижать зрителя нельзя – и потому вся финальная часть из едкой сатиры оборачивается слащавым сиропом с банальной моралью и неправдоподобным взаимным примирением. Увы, но подобное «снижение градуса» решительно портит всё впечатление: в эту «игру» следовало бы доиграть до конца, компромисс приравнивается к бегству.