«Китайская головоломка» (Casse-tete chinois)
Франция, реж. Седрик Клапиш, в ролях: Ромен Дюри, Одри Тоту, Сесиль Де Франс, Келли Рейли, Сандрин Холт.
Ксавье становится суррогатным отцом будущего ребёнка Изабель – и та уезжает в Нью-Йорк. Венди бросает Ксавье - и уезжает с детьми в Нью-Йорк. Ксавье сам бросает все свои дела – и тоже едет в Нью-Йорк. Где его навещает Мартина, приехавшая в Нью-Йорк в командировку.
Третья часть киносериала, начатого «Испанкой» и продолженного «Красотками». Смотреть можно, даже не будучи в курсе предыдущих серий – их легко найти, если захочется, и посмотреть уже после.
«Первый мститель: Другая война» (Captain America: The Winter Soldier)
США, реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, в ролях: Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Роберт Редфорд, Сэмюэл Л. Джексон, Энтони Маки, Себастьян Стэн, Коби Смолдерс.
Советский ствол задействован в покушении на Ника Фьюри, на Капитана Америку объявлена охота, а проект «Озарение» грозит в считанные секунды изничтожить всю оппозицию. Надо что-то делать.
После «Мстителей» герои «Marvel» вступили в «фазу 2» – и готовятся теперь, соответственно, ко вторым «Мстителям».
«Питер. Лето. Любовь»
Россия - Великобритания, реж. Андрей Хвостов, в ролях: Терри Суини, Надежда Толубеева, Константин Малышев, Джонатан Бенда, Леонид Мозговой, Катрин МакДонаф.
Молодой британец решает начать новую жизнь в России, в красивом городе на Неве. Тем более что там живёт его сводный брат, с которым ранее как-то не довелось повстречаться.
Светлое молодёжное кино, напоминающее (что естественно) «Питер FM». Отрадно знать, что в Санкт-Петербурге едва ли не все свободно изъясняются на английском.
«Синевир» (Synevir)
Украина, реж. Александр Алёшечкин, Вячеслав Алёшечкин, в ролях: Сергей Романюк, Алёна Лавренюк, Илья Рудаков, Богдан Юсыпчук, Зоряна Марченко.
Более тридцати лет назад на горном озере Синевир, что в Карпатах, произошло страшное-ужасное-жуть что такое. Первый украинский фильм ужасов в формате 3D. Приятно, что прокату ничто не помешало.
«Стартап»
Россия, реж. Игорь Сколков, в ролях: Евгений Ткачук, Шамиль Хаматов, Эммануил Виторган, Иева Андреевайте, Вера Панфилова, Андрей Соколов.
Молодой программист создаёт первый в мире поисковый сервис на русском языке.
Фильм, который должен был рассказать всё о «Яндексе», в итоге оказался не про «Яндекс». Несмотря на узнаваемые элементы и мотивы, создатели ленты, судя по всему, не нашли с крупной компанией общего языка – и рассказ вроде бы и основан на реальных событиях, но форма подачи всё ж чисто художественная, а стало быть – никакой ответственности, что всё так и было. Показательно, что не нашёл общего языка с продюсером картины и её постановщик Роман Каримов, который незадолго до премьеры демонстративно изъял своё имя из титров, оставив взамен спешно выдуманный псевдоним. «Адекватные люди так бы, конечно, не поступили», - сказали бы герои его знаменитого дебютного фильма, тем более что «Стартап» всё равно будет с ним ассоциироваться, что бы там в итоге не вышло.
«Шагал – Малевич»
Россия, реж. Александр Митта, в ролях: Леонид Бичевин, Кристина Шнайдерман, Анатолий Белый, Семён Шкаликов, Дмитрий Астрахан, Яша Левда, Алексей Овсянников, Александра Журавлёва, Сергей Мигицко.
В 1887-м году в Витебске во время пожара в еврейском квартале родился мальчик, которого весь мир впоследствии узнает под именем Марка Шагала. Он проживёт необычайно долгую жизнь, но фильм расскажет лишь о нескольких её эпизодах – о возвращении из Парижа, где молодой художник учился, в родной городок, о невозможности уехать обратно в связи со свершившейся революцией и о мечте сделать из Витебска город искусств, оазис счастья, с которого начнёт преобразовываться страна. С одной стороны поддерживать начинание будет бывший поэт Наум, ставший теперь комиссаром, с другой – приглашённый в новообразованное художественное училище педагогом Казимир Малевич, проповедующий исключительно супрематизм. Разногласия между Шагалом и Малевичем по целому ряду вопросов, потенциальный любовный треугольник, то и дело грозящий возникнуть вследствие того, что Наум любит жену Марка Беллу, а также служащие фоном суровые постреволюционные дни – вот то, что наполняет два часа экранного действия чувствами и некой энергий.
Новый фильм отечественного классика Александра Митты просто обречён остаться в истории благодаря столь крупным именам своих героев – отчасти как биография великих художников, отчасти как свидетельство о страшной эпохе, в которую им пришлось жить, отчасти даже как учебное пособие. Режиссёр в меру возможностей оживляет известные картины, вовсю играет с изображением, с ракурсами и цветом, добавляет жизни (еврейская свадьба), символики (разбитый рояль) и спецэффектов (звёздное небо ярким днём), вкладывая при этом в уста как Шагала, так и Малевича их подлинные слова, почерпнутые из самых разнообразных источников – манифестов, писем, воспоминаний и проч.
Сказать честно, фильм получился не шибко современным и во многом даже наивным – что, впрочем, в определённой мере соответствует художественному методу самого Шагала (см. его знаменитые полотна «Над городом» и «Прогулка). Голый студент отказывается от подаренной друзьями проститутки. Любимая, встретив суженого, срывает с него парижскую шляпку. Вся война представлена голой бабой на пожарище. От вручённого маузера натуральным образом переворачивается голова. Будущие ученики устраивают на радостях хоровод. Поклонница приходит к жене Шагала со словами: «Я люблю вашего мужа и хочу с ним быть». Художественный спор, развернувшийся между мальчиками в бане, приводит к яростной драке (право, с девчонками было бы веселее). При аресте Малевича юные художники рьяно раскрашивают чекистов. Коллега Наума предлагает разоблачить надоевшего мастера и расстрелять – исключительно ради создания новой ячейки общества. Обыватели вздыхают: «Какая власть, такие и художники». Представители власти недоумевают: «Очень художники распустились – не поймёшь, где заумь, а где контрреволюция». В конце концов Шагал с семьёй улетает от погрома вместе с расстрелянным раввином и убитым комиссаром…
Всего этого чересчур, с лихвой, с избытком. Но как сказать, что это плохо? Нет, вовсе не плохо. Просто мы отвыкли от того, что и так тоже можно снимать кино. Но ведь можно, можно. Фильм же смотрится – значит, приём оправдан, и целом состоявшееся произведение с полным правом можно назвать большой - по нынешним антихудожественным временам - творческой удачей.