Кино

Обзор кинопремьер: страх и ненависть Железного человека

5 628

Кадр из фильма "Железный человек 3".

Российский (как и мировой) прокат почти под завязку забит третьим «Железным человеком» - и тем отважнее выглядит жест отечественных кинематографистов, решившихся противопоставить ему свой доморощенный «блокбастер» «Сокровища О.К.». Что ж, поглядим, кто кого... Ценителям же чуть более утончённого кино предлагается «Америка» с Чулпан Хаматовой и проверенный временем шедевр Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

 

«Железный человек 3» (Iron Man 3)

 

США-Китай, реж. Шейн Блэк, в ролях: Роберт Дауни-мл., Гвинет Пэлтроу, Гай Пирс, Бен Кингсли, Ребекка Холл, Дон Чидл.

Сайт фильма

Тони Старк не спит по ночам, а при упоминании Нью-Йорка покрывается потом панических атак – вот они, депрессивные последствия событий, освещённых в прошлогодних «Мстителях». Но тут объявляется некий террористически настроенный Мандарин – и Железный человек понимает, что пришла пора брать себя в руки.

Ругать третьего «Железного человека» бессмысленно – его всё равно все посмотрят. Все те, во всяком случае, кто пять лет назад пришёл в восторг от грандиозного первого фильма и потом остался доволен вторым. А таких – миллионы, и судя по кассовым сводкам, завершение (хотелось бы думать) персональной франшизы перевоспитавшегося Тони Старка побьёт все рекорды. И многим увиденное вполне может понравиться. Тем более что голливудские стратеги сделали несколько целенаправленных шагов на расширение аудитории. В качестве вроде как друга и помощника Железного человека здесь появляется мальчик – его роль бессмысленна, но сколько таких пацанов мечтали бы оказаться на его месте!.. И всерьёз расширен, что называется, любовный интерес, причём женская роль заметно распухла и по драматической, и по экшен-линиям. Только вот если ранее отношения Тони и Пеппер привлекали своей недосказанностью, то нынче все условности отброшены – и молчаливое взаимное притяжение сменилось не самыми интригующими сценами ревности. Тот факт, что Пеппер ревнует возлюбленного не к бабам, а к его костюмам, лишь отягощает впечатление: кто бы мог подумать, что этот плэйбой станет таким фетишистом…

Как увеличилось количество железных костюмов, так увеличилось – этим грешат почти все продолжения – и число врагов, строящих козни как Тони лично, так и всему человечеству в частности. Мандарин – это лишь верхушка злодейского «айсберга»; есть еще и гениальные учёные, и воспламеняющиеся солдаты. Нету в этом фильме разве что чувства меры – и куда-то пропало чувство стиля, выделившее пять лет назад Железного человека из плеяды прочих супергероев. Сохранив все внешние приметы классического блокбастера, новая лента потеряла нечто, что обеспечивало её особенность, а применительно к главному герою – индивидуальность. Попытки авторов привнести дополнительные элементы «психологизма» кажутся жалкими потугами: Железный человек изначально не Бэтман, и его «лёгкости» верилось куда больше, нежели его «мрачности», а его «возрождение» не впечатляет в той же степени, как и его «низвержение». И та радость ожидания, охватывающая, может быть, во время просмотра рекламного ролика, растворяется, увы, в тоске собственно двухчасовой картины. Пресной, неталантливой, разочаровывающей. По сути – никакой. И жаль, конечно, что эта суть самым впечатляющим образом будет опровергнута сейчас (возвращаемся к началу) фантастическими сборами: качество маркетинга, к сожалению, давно уже перевешивает в прокате качество самого продукта. 

См. также:

«Костюм Железного человека охраняется кодом»

«Москву вновь посетил Железный человек»

 

«Америка» 

 

Португалия-Бразилия-Испания-Россия, реж. Жоао Нуно Пинту, в ролях: Чулпан Хаматова,  Фернанду Луиш, Мариа Барранку, Михаил Евланов, Николай Глинский, Карэн Бадалов.

Сайт фильма

Покинув от безысходности родину, бедная Лиза проживает в португальской халупе с местным мужиком, который зарабатывает на жизнь, ввязываясь то в одну криминальную историю, то в другую. Сейчас он вместе с подельниками устроил фирму по подделке паспортов; есть у них и русские клиенты – трое, живут во дворе, во флигеле.

В Европе проблемы иммигрантов волнуют, как это ни странно, не только самих иммигрантов – во всяком случае, если судить по многочисленным фильмам, которые эту тему регулярно поднимают и как-то пытаются осмыслить (можно вспомнить, например, «Последнее пристанище» 2000-го года, в котором снялась близкая подруга Чулпан Хаматовой Дина Корзун; да при желании много таких картин можно вспомнить). В «Америке» (название, наверное, следует трактовать как несбыточную мечту о лучшей жизни) не столь силён ностальгический мотив, сколь явственна ощутима бессмысленность перемены участи: плохо было в России, но ничуть не лучше здесь, на берегу Атлантического океана. Без денег шансы на счастье ничтожно малы, а местные жулики – такие же, как и везде, и жизнь их в беспрестанном поиске барыша – столь же погана. Герои фильма – что разбитые машины на свалке (есть здесь такой кадр): пользы никакой, разве что как металлолом удастся пристроить. «Тебе нужна моя помощь?» - заботливо спрашивает Лизу, считай, первый попавшийся русский. «Да, иди прикончи их всех к чертовой матери», - горько усмехается она, понимая, впрочем, что даже в этом случае вряд ли что по-настоящему изменится.

Будь этот фильм целиком наш, на него тут же бы навесили традиционный ярлык «чернуха». Факт европейской копродукции обеспечивает ему титул «авторского кино», аккуратного, правильного, вежливого. Для режиссёра это дебют в полном метре, но дебют выразительный – не только с прочувствованно выписанной психологической драмой, но и с длинными проходами, многонаселёнными планами, яркими деталями, душещипательной музыкой. Не обошлось, правда, и без вечно сопутствующих подобным сюжетам шаблонов – сын героини упорно молчит, не произнося ни слова, а сама она заботливо ухаживает за парализованной бабушкой (к гадалке не ходи – мальчик в конце обязательно заговорит, а старушка представится). Но в целом это добротное кино об униженных и оскорблённых, призванное, наверное, напомнить, что от добра добра не ищут, в чужом месте что в лесу, родная сторона - мать, а чужая - мачеха. Кому напомнить – это уже вопрос риторический.

 

«Сокровища О.К.» 

 

Россия, реж. Дмитрий Коробкин, в ролях: Алексей Воробьёв, Эльвира Ибрагимова, Байбулат Батуллин, Мария Кожевникова, Гоша Куценко.

Страничка фильма

В озере Кабан (то самое «О.К.») спрятаны сокровища, их ищут Кирилл, Гульнара, Рустем и прочие заинтересованные лица. В роли Ивана Грозного – Гоша Куценко.

Постер указанного фильма украшает смелая фраза «Нет времени объяснять». Что ж, а у нас нет времени писать на этот «блокбастер» рецензию.

 

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas) 

 

США, реж. Терри Гиллиам, в ролях: Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Кристина Риччи, Тоби Магуайр, Эллен Баркин, Кэмерон Диаз.

Сайт фильма

Двое наркош едут в Лас-Вегас, чтобы (якобы) осветить автогонку.

Проект «Проверено временем» уверенно набирает обороты – и выпускает в повторный российский прокат очередной шедевр, к которому вполне применимо избитое, но в данном случае совершенно верное слово «культовый». Путевые заметки Хантера С. Томпсона о трёх улётных днях в 1971-м и сами по себе ох как выразительны, но их экранизация – с летучими мышами и выросшим у Джонни Деппа огромным хвостом – вообще проходит по разряду «Надо видеть, но ни в коем случае нельзя повторять». Наряду с «На игле» и «Реквиемом по мечте», фильм Терри Гиллиама – один из главных осиновых колов, всаженных в миф о привлекательности наркотиков, убедительно показывающий: рай первых мгновений непременно сменится адом последующей мучительно-кошмарной ломки. Беда только, что итоговая мораль очевидным образом блекнет по сравнению с тем карнавальным блеском, с каким поданы здесь (особенно поначалу) «кайфовые» похождения главных героев. И насладится собственно выдающимся фильмом, не рискуя подвергнуть себя соблазну, смогут только уверенные в своей силе воли киноманы.