Кино

Обзор кинопремьер: тачки, скорость, три ствола

16 693

Рабочий момент на съемках фильма "Форсаж 6".

А ну, поберегись!.. В российский прокат на всех парах врывается шестая часть «гоночного» сериала «Форсаж» - со всеми шансами вновь собрать рекордную кассу. Всем прочим картинам в таком соседстве мало что светит – будь это анимационная «Автобиография лжеца» про участника «Монти Пайтон», или «Черри» про съемки в порно, или даже сам Педро Альмодовар с новой комедией под игривым названием «Я очень возбужден».

«Форсаж 6» (Fast & Furious 6)

 

США, реж. Джастин Лин, в ролях: Вин Дизель, Пол Уокер, Дуэйн Джонсон, Мишель Родригес, Люк Эванс.

Сайт фильма

Летти, оказывается, жива – и водит теперь дружбу не с теми парнями. Которые что-то украли и что-то нехорошее готовят. Не суть важно что, но их обязательно нужно остановить. И вернуть Летти.

Для тех, кто пропустил предыдущие пять серий, краткое их содержание бегло проскользнёт на вступительных титрах - которые идут ровно столько, сколько вообще имеет смысл потратить времени на все эти «Форсажи». Впрочем, трудно представить человека, который пойдёт смотреть «Форсаж 6» «с нуля», не имея фанатского багажа за спиной, не зная, кто такой Доминик Торетто, и не ведая, в какой именно части скоропостижно погибла пресловутая Летти Ортис. Мишель Родригес не впервой, кстати, оживать на экране: в прошлом году её клонировали для пятой «Обители зла», сейчас вот она снова гоняет на тачках – никто не удивится, пожалуй, если в конце концов её героиня воскреснет и во втором «Аватаре»; лихая актёрская судьба, что тут скажешь.

Нечего сказать и по существу. «Форсажная» сага явно не предполагает теоретического осмысления, рецензировать её – дело пустое и явно ещё более бессмысленное, чем собственно сама картина. Можно, конечно, отметить некоторые изящные поэтические обороты: «Группа, которую мы ищем, ударив как гром, исчезла как дым». Или комические моменты – например, кадры, на которых Дизель и Джонсон появляются одновременно, наверняка поставят в тупик неискушённого зрителя (если он всё-таки попадёт в кинозал): два бритых мускулистых мужлана стоят друг перед другом и максимально раздуваются, пытаясь перещеголять соперника в своей улётной крутости. А ограбление Интерпола в Лондоне! Это ж представить себе только: вся британская полиция, включая обычных охранников, согнана в точку А для того, чтобы злодеи беспрепятственно вынесли из секретных офисов нечто, что вся британская полиция, по идее, и должна была бы тщательнейшим образом стеречь… Но более всего россиян, конечно же, порадует неузнаваемая Москва, появляющаяся на секунды в самом начале. И тут вот что любопытно: пока столичные власти решают, что же такого построить на месте снесённой гостиницы «Россия», голливудские специалисты всё уже обмозговали и возвели по соседству с собором Василия Блаженного какой-то хай-тек; смотрится погано, зато кадр максимально заполнен. Да, при упоминании России звучит ещё милая шутка: «На морозе не работаю», - приятно, короче, что нас не забыли.

Всё остальное – всё, как всегда. Тачки, скорость, три ствола, танк на шоссе, погоня на всех газах за взлетающим самолётом, руль, педаль, тормоз, поворот, двести по встречной. А в эпилоге появляется ещё Джейсон Стэтхем и зачем-то обещает всем седьмую серию. Уфф… Ну, наверное, кому-то это действительно нужно.

 

«Я очень возбужден» (Los amantes pasajeros)

 

Испания, реж. Педро Альмодовар, в ролях: Хавьер Камара, Карлос Асерес, Антонио де ла Торро, Сесилия Рот, Антонио Бандерас, Пенелопа Крус, Паз Вега.

Сайт фильма

Во время полёта обнаруживается неисправность шасси – и самолёт вынужден кружить в воздухе, ожидая, когда на земле подготовятся к аварийной посадке. Понимая, что всё может закончиться более чем плачевно, экипаж и пассажиры пускаются в отрыв.

Непривычная ситуация – чтобы Педро Альмодовар не участвовал со своим новым фильмом в конкурсе Каннского кинофестиваля. Как же так?! Возможно, в этот раз великий испанец оказался для Лазурного берега слишком несдержан и излишне комичен – а там всё-таки привыкли получать от него исключительно «высокие драмы». Но разве не может позволить себе мастер хоть разок если не отдохнуть, то от души повеселиться? Как в старые добрые времена, как в 80-е, с которых всё и начиналось?.. Конечно же – может.

Вот он и веселится – наполняя свою очередную историю задиристыми и порой весьма пикантными шутками. Как он сам писал когда-то в своей книге «Патти Дифуса и другие тексты»: «Для меня начало восьмидесятых навсегда останется годами бесстрашия, когда времени хватало на все. И не только потому, что мы были моложе и худее, - незнание помогало нам на любое дело бросаться с радостью. Мы не знали цены вещам и не думали о рынке. У нас не было памяти, так что мы подражали всему, что нам нравилось, и получали от этого удовольствие».

«Я очень возбужден» - это своего рода дань тем временам, когда и в кино, и в жизни позволялось чуть больше, чем сегодня, а многие чувствовали себя так, словно в этом самом самолёте, который и не падает, но и не может приземлиться. И каждый миг был как последний.

«Автобиография Лжеца» (A Liars Autobiography - The Untrue Story of Monty Pythons Graham Chapman)

 

Великобритания, реж. Билл Джонс, Бен Тимлетт, Джефф Симпсон, анимация.

Сайт мультфильма

Житие Грэма Чапмана, одного из «Монти Пайтон», рассказанное им самим спустя 23 года после собственной смерти.

Чапман умер от рака осенью 1989-го, оставив после себя неизгладимый след в истории британского юмора, добрую память и автобиографию, записанную не только на бумаге, но и в виде аудиокниги. Спустя два с лишним десятилетия его верные друзья и соратники по легендарной группе «Монти Пайтон» придумали забавную штуку: сделать о Чапмане мультфильм, что называется – байопик. И пусть юмор культового шоу считывается далеко не всеми (и многими не сразу), рекомендовать получившуюся картину можно не только поклонникам «питонов». Ведь результат – пожалуй, одна из самых оригинальных биографий в киноистории: набор разной степени шутейности скетчей, перенесённых на экран аж четырнадцатью анимационными студиями в соответствии с собственной стилистикой. То есть, не просто очередной том из серии «ЖЗЛ», а ещё и занимательный альманах на тему «что есть анимация сегодня». Иными словами - двойная польза: не только смешно, но и познавательно.

См. также:

«Житие мое: десятка стоящих кинобиографий»

 

«Черри» (About Cherry)

 

США, реж. Стивен Эллиот, в ролях: Эшли Хиншоу, Дев Патель, Хизер Грэм, Джеймс Франко, Лили Тэйлор.

Сайт фильма

Юная Анжелина перебирается в Сан-Франциско подальше от той прачечной, где мало платят, и от семьи с матерью-алкоголичкой да материнским хахалем, начинающим подозрительно коситься в сторону падчерицы. Подальше и от бывшего парня – рок-музыканта, однажды предложившего ей поучаствовать в эротической съемке. Анжелина тогда согласилась – ради денег; ради денег она согласится и на всё остальное.

«Всего остального», впрочем, будет не так уж и много – не так много, как следовало бы ожидать от фильма про порно (к которому сюжет довольно быстро подходит). Так обычно и бывает: чем громче авторы об этом «порно» кричат, тем скромнее в итоге оказывается сама их картина; исключения, когда заявления о намерениях и результат совпадают, редки на перечёт. Ну да, тут есть «вызывающая» сцена, когда героине заплетают косы под школьницу, сажают у доски – и вперёд. Есть лесбийский секс, имеется обычный, но чаще всего дело ограничивается показом женской груди. И сказать, что мы увидели здесь что-то такое, чего не увидели бы в обычном фильме, никак невозможно. Слова, слова, слова – а как доходит до дела, то тема решительно не раскрыта.

У нас, конечно, подобный фильм сняли бы совершенно по-другому. От души, с размахом – от невинных фоточек до разудалых оргий; ох, сказали бы все, какая чернуха. Но начинающий режиссёр Стивен Эллиот в сторону «грязи» идти совершенно не намеревается – и снимает на удивление светлую картину, причем светлую и в прямом, и в переносном смыслах. Улыбка Анжелины плюс яркий солнечный день – их может омрачить лишь быстро пробежавшая тучка. Здесь нет «мучительного выбора», нет «трагического осознания», нет ровным счетом никаких «последствий». Вся драма, связанная с любимой профессией, дана настолько условно, что её не воспринимаешь всерьёз. Ну, бросил девушку богатый юрист – так ведь сам и виноват. Сама она так и не обратила внимания на влюблённого в неё друга – так чего он хотел? Рассталась эта пара, рассталась другая – это никак не страшнее того, что случается в ромкомах. Вся мораль спрессовывается в единственный вопрос: ей что, до старости в той прачечной надо было работать?!. Нет? Ну и молчите.  

И хотя в целом «Черри» - довольно милый фильм, не без претензий, отсутствие четко выраженной авторской позиции не делает его таким же событием как «Ночи в стиле буги» Пола Томаса Андерсона в 1997-м. Которые не просто максимально широко раскрыли тему порно в «большом кинематографе», но одновременно её и закрыли, сказав, кажется, всё самое главное. Эллиот, вознамерившись, судя по всему, сделать «женскую версию» тех «Ночей» (и даже пригласив на важную роль Хизер Грэм), не доходит и до середины пути – проигрывая Андерсону и по смелости, и по таланту. Что, однако, никак не сказывается на сыгравшей Черри Эшли Хиншоу – нет никаких сомнений, что это ангельское личико мы отныне будем видеть в кино довольно-таки часто.