Кино

Обзор кинопремьер: трансформеры, враги, воспоминания, крокодилы

4 273

«Враг» (Enemy)

Канада — Испания, реж. Дени Вильнёв, в ролях: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Сара Гадон, Изабелла Росселлини, Джошуа Пиис.

Сайт фильма

Во время просмотра случайно выбранного фильма учитель истории вдруг обнаруживает в кадре... себя — вернее, чрезвычайно похожего на себя актёра. Заинтересовавшись, он решает разузнать об артисте побольше — но вскоре понимает, что сведений из интернета ему мало, а потому продолжает копать всё глубже и глубже. Докапываясь до того, что, быть может, и не стоило ему знать вовсе.

Новый фильм канадского режиссёра Дени Вильнёва, номинированного на иноязычного «Оскара» за «Пожары» и упрочившего репутацию прошлогодними «Пленницами». Любопытно сравнить с весенним «Двойником» по Достоевскому — судя по всему, здесь условного «Достоевского» будет не меньше, но напряжения, наверное, побольше.

«Желтоглазые крокодилы» (Les Yeux jaunes des crocodiles)

Франция, реж. Сесиль Телерман, в ролях: Эммануэль Беар, Жюли Депардье, Патрик Брюэль, Ким Гутьеррес, Жак Вебер, Самюэль Ле Бьян.

Страница фильма

Две сестры с юности имеют претензии друг к другу, с годами жизнь всё более их разделяет. Одна — светская львица, другая — научный работник. Но вот однажды, скорее от скуки, нежели всерьёз об этом задумавшись, первая врёт подругам, что сочиняет роман — и не абы какой, а про события XII века. Ложь имеет неожиданные последствия — и вот уже Ирис обращается к Жозефине с просьбой написать книгу вместо неё. Та соглашается — и обе даже не представляют, к чему этот обман в итоге их приведёт.

Французский фильм с Эммануэль Беар — это по определению не может быть совсем уж плохо. К тому же сюжет интригует, а интересующиеся смогут получше узнать дочь нашего соотечественника Депардье — у которой, между прочим, уже есть свои «Сезары» за картины «Малышка Лили» и «Семейная тайна».

«Лок» (Locke)

США — Великобритания, реж. Стивен Найт, в главной роли Том Харди.

Сайт фильма

Накануне важного дня успешный менеджер отвечает на телефонный звонок — и бросается в ночь, спешно садясь за руль автомобиля. Дорога из Бирмингема в Лондон занимает полтора часа, которые и составляют содержание фильма.

Монофильмы появляются в последнее время всё чаще — видимо, в них творческие люди ищут решения, как бы подальше уйти от 3D и спецэффектов, вернувшись к тому, чем было Кино изначально, — к ловко рассказанной истории. Вслед за Райаном Рейнольдсом («Погребённый заживо») и Робертом Редфордом («Не угаснет надежда») удержать внимание зрителей в одиночку пытается один из самых перспективных англоговорящих актёров современности Том Харди (Бэйн в третьей части про «Тёмного рыцаря») — в триллере от сценариста «Грязных прелестей» и «Порока на экспорт» и постановщика «Эффекта колибри».

«Мой Аттила Марсель» (Attila Marcel)

Франция, реж. Сильвен Шомэ, в ролях: Гийом Гуи, Анн Ле Ни, Бернадетт Лафон, Элен Венсан, Луис Рего, Фанни Турон, Жан-Поль Бриссар.

Страница фильма

Поль не говорит с двух лет — с того момент, как на его глазах погибли родители. Сейчас ему 33, он талантливый пианист, проводящий едва ли не всё своё время за музицированием — то дома, то в школе танцев, которой заведуют две пригревшие его тётушки. Он любит печенье и бережно хранит фотографии матери — которую неизменно отделяет от отца, приятных воспоминаний о котором у него не осталось.

Впрочем, что такое — эти воспоминания? Как говорил Марсель Пруст, слова которого вынесены в эпиграф картины: «В нашей памяти найдётся всё». Так же считает и однофамилица великого писателя — мадам Пруст, проживающая двумя этажами ниже и обустроившая у себя в квартире настоящий огород. Посочувствовав соседу, она приглашает его к себе в гости — угощая напитком, приготовленным по особому рецепту и способным активировать память Поля так, что тот, наконец, вспомнит самое необходимое.

Сильвену Шомэ — 50, но в большом игровом кино он нынче только дебютирует. Хотя к дебюту этому привлечено повышенное внимание: своё громкое имя Шомэ составил анимационными работами «Трио из Бельвилля» (2003) и «Иллюзионист» (2010). Между ними была новелла в альманахе «Париж, я люблю тебя», но взяться за настоящую полнометражную картину режиссёр рискнул только сейчас. Хотя ощущение, что смотришь мультфильм, всё равно не отступает: персонажи шаржированы, декорации словно прорисованы, действие подчиняется далёким от подлинной реальности законам. Что-то есть тут от Гондри, что-то от Жене — и фильм хочется сравнивать как с «Наукой сна», так и с «Амели». Но в целом Сильвену Шомэ удалось создать стилистически свой мир. Лёгкий в восприятии, приятный в ощущениях и — несмотря на концовку, которую можно счесть скорее печальной, — сладкий в послевкусии.

Как насчёт голливудских арт-хитов принято тут же прогнозировать их будущие шансы на «Оскар», так здесь следует отринуть все сомнения — и сразу записать фильм в список главных претендентов на французского «Сезара». Причём, что интересно, наибольшие ставки можно делать на победу именно исполнителей главных ролей — Гийома Гуи и Анн Ле Ни: анимационное прошлое отнюдь не помешало автору картины провести с актёрами тщательную работу, результат которой виден практически в каждом кадре.

Но премии будут вручать только в следующем феврале, а фильм выходит в прокат прямо сейчас, так что — не пропустите.

«Не говори ничего» (Wish You Were Here)

Австралия, реж. Киран Дарси-Смит, в ролях: Джоэл Эдгертон, Тереза Палмер, Фелисити Прайс, Энтони Старр, Отто Пейдж.

Страница фильма

После приятных романтических каникул домой возвращаются не все: один из друзей признан пропавшим, и его розыски не дают пока никаких результатов. Но что если это исчезновение не случайно, а является следствием той его жизни, о которой близкие даже не представляли?..

Джоэла Эдгертона мы запомнили по «Великому Гэтсби», Тереза Палмер постепенно набирает силу благодаря ролям в таких лентах как «Молодые сердца» и «Тепло наших тел». Но в детективной драме «Не говори ничего» они снялись ещё до этого, аж в 2011-м году — просто Австралия далеко, и фильм доходит до нашего проката только сейчас. И хорошо, что вообще доходит — чем больше в прокате представителей различных национальных кинематографий, тем интереснее.

«Принцесса и нищий» (Il principe abusivo)

Италия, реж. Алессандро Сиани, в ролях: Алессандро Сиани, Кристиан Де Сика, Сара Фельбербаум, Серена Аутьери, Марко Мессери.

Страница фильма

Обеспокоенная тем, что её жизнью совсем не интересуется пресса, а стало быть и подвластное ей население, принцесса крохотного княжества решается подбросить папарацци повод для сплетен — и по совету знающего толк в такого рода делах придворного заводит романчик. Но вовсе не с принцем из соседнего государства, а с простолюдином далеко не прочной репутации. Приводит всё, разумеется, к большой и чистой любви.

Обратный вариант классического «Пигмалиона», полностью соответствующий не менее классическим строчкам «Я его слепила из того, что было». Комедия по-итальянски, режиссёрский дебют популярного (говорят) в тех краях актёра.

«Трансформеры: Эпоха истребления» (Transformers: Age of Extinction)

США — Китай, реж. Майкл Бэй, вролях: Марк Уолберг, Никола Пельтц, Джек Рейнор, Келси Грэммер, Титус Уэлливер, Стэнли Туччи, София Майлс, Ли Бинбин.

Сайт фильма

Через пять лет после вражеского вторжения в Чикаго ЦРУ настроено решительно: «Эра трансформеров окончена». Преследуя цель сохранить внеземные технологии под контролем Америки, спецподразделение «Могильный ветер» ведёт охоту на автоботов, отправляя их на переплавку и при необходимости убивая своих же сограждан, ставших свидетелями этих злодеяний. В числе таковых свидетелей оказывается и вдовец Кейд Йегер, механик-изобретатель из Техаса, прикупивший по случаю потрёпанный грузовичок на запчасти. Ну как он мог знать, что грузовик окажется раненным Оптимусом Праймом?..

В начало своего повествования Майкл Бэй вставляет — разумеется, нарочно — фразу хозяина заброшенного кинотеатра о том, что фильмы в наше время стали, мягко сказать, не те — сиквелы, ремейки, одним словом — фигня. Следующие два часа режиссёр посвящает тому, чтобы не просто опровергнуть, а буквальным образом раздавить это гнетущее заблуждение. И добивается в этом известных успехов. В сравнении с работами самого Майкла Бэя в целом и с прошлыми частями франшизы про трансформеров в частности, Бэй снял, безусловно, очередной свой шедевр — где всё гремит, трещит, раскалывается, ухает, бахает, взрывается, удар справа, удар слева, зритель в нокауте.

Классические ракурсы снизу, классические девичьи ножки в коротеньких шортах, классические упёртые взгляды, классическая бойня длиною где-то, кажется, в треть фильма — с этой точки зрения придраться практически не к чему. С самого начала своей творческой деятельности Бэй был для критиков, скажем так, спорным режиссёром, но сага об автоботах вывела его на совершенно новый уровень — и теперь отмахнуться от Бэя никак уже не получится. Он — певец техногенной мощи, создатель собственного, вмиг узнаваемого стиля, автор, умудряющийся снимать «фестивальное» кино (премьера его фильма вновь прошла в рамках ММКФ), собирающее бешенные миллионы долларов. И тут всё ясно: надо смотреть, смотреть обязательно.

Четвёртая серия «Трансформеров» отличается от прошлой трилогии только сменой героев человеческой расы. Взамен бойкого мальчишки нам дали здоровенного мужлана, спасающего теперь не возлюбленную, а родную дочку, которой пару недель осталось до выпускного (наличие у девушки парня становится для отца сюрпризом, но не сильно влияет на расстановку фигур). А где-то к середине картины в центр сюжета выходит лёгкая пародия на Джобса — гений, благодаря найденному в Арктике скелету металлического чудища научившийся строить трансформеров лучше оригинальных.

Из приятных бонусов: теперь мы знаем, кто истребил динозавров (вспомним откровения насчёт Чернобыля из третьей серии), более того — имеем счастье наслаждаться трансформо-птеродактилем, если так позволительно будет выразиться в приличном обществе. Душевный отклик найдёт среди юных зрителей факт существования в Техасе «закона Ромео и Джульетты», покрывающего тех, кто начал встречаться в подростковом возрасте. Из трюков, не связанных с инопланетными существами, имеется лихой прыжок гоночной машины с пятого этажа. Особо любознательных зачаруют выразительные задворки Пекина и Гонконга, позволяющие между делом лучше узнать о быте наших китайских друзей.

«Значит, надежда остаётся», — приветствуют автоботы возвращение в строй Оптимуса Прайма. Порадуемся вместе с ними и мы.