«Академия вампиров» (Vampire Academy)
США, реж. Марк Уотерс, в ролях: Зои Дойч, Люси Фрай, Данила Козловский, Доминик Шервуд, Сами Гэйл, Сара Хайланд, Гэбриел Бирн, Ольга Куриленко, Камерон Монахэн.
Дампир Роза (вампир-полукровка) охраняет Лиссу из мороев (вампиры-знать), которую стремятся убить стригои (вампиры-плохиши). Помимо этого девушкам приходится отбиваться от мстительных нападок новой подружки бывшего лиссинного парня и справляться с прочими неприятностями и влюблённостями.
На удивление бодрая, живая и очень смешная история про девчат, которых новое платье волнует не меньше их поразительных способностей. Отличная молодёжная комедия на все времена, нам симпатичная ещё и по глубокому «русскому следу»: Данила Козловский играет дампира-тренера Дмитрия Беликова, Гэбриел Бирн – мороя Виктора Дашкова, а Ольга Куриленко – директриссу Кирову. Чудесная в своём роде вещь.
См. большую рецензию Киноридуса: «Это совершенно не то кино, которое остаётся в истории искусств. Но как молодёжная девичья комедия она кажется безупречным шедевром. Который наверняка на долгие годы останется в сердцах и в памяти всех нынешних школьниц».
«Байкеры 3» (Dhoom: 3)
Индия, реж. Виджай Кришна Ачария, в ролях: Амир Кхан, Абхишек Баччан, Катрина Каиф, Удай Чопра, Табретт Бетелл, Элизабет Рейнерс.
Всю свою сознательную жизнь потомственный циркач Сахир мечтает ограбить банк, некогда погубивший его отца. Мечты сбываются.
Первый индийский фильм в формате IMAX. Суперхит у себя на родине, сумевший хорошо себя показать и в международном прокате, даже в Америке – благо съёмки происходили в Чикаго, а спецэффектами занимались видные голливудские мастера. Горячие мужчины, страстные женщины, трюки и фокусы – и погони на мотоциклах, разумеется.
«Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club)
США, реж. Жан-Марк Валле, в ролях: Мэттью МакКонахи, Дженнифер Гарнер, Джаред Лето, Стив Зан, Лоуренс Тернер.
Подхватившему СПИД электрику врачи дают тридцать дней на то, чтобы он успел привести дела в порядок. Из эгоистичного чувства противоречия он проживёт на две с половиной тысячи дней дольше – добрых семь лет, которые посвятит поиску, покупке и продаже лекарств, запрещённых в Штатах, но несмотря на запрет реально помогающих.
Редкий американский фильм, целиком и полностью базирующийся на мысли, что жить в Америке – плохо, а уж умирать – ещё хуже. Это дерьмовая страна в целом, обладающая худшим в мире здравоохранением в частности. Свежий ход, ничего не скажешь. Когда об этом же говорится в бельгийском «Разомкнутом круге» - это ещё может показаться желчным поклёпом на чужие ценности; когда это говорят сами американцы – даже не знаешь, что и подумать. Показательно, что обе картины претендуют сейчас на «Оскар»: Голливуд, традиционно недолюбливающий республиканцев (речь о годах правления Рейгана и Буша), в очередной раз воспользовался случаем показать, что истинное добро – только от демократов.
В остальном же это неплохая, но вполне шаблонная драма о хорошем человеке сложной судьбы, добившемся многого, но не сумевшем победить неизбежность. Канадец Жан-Марк Валле («своему» обличать национальные язвы продюсеры всё-таки не доверили), поставивший, например, такую сильную, яркую и неординарную картину как «Кафе де Флор», здесь ни в коей мере не выбивается из задаваемых жанром рамок и умудряется даже в фильм о СПИДе засунуть обязательные финальные аплодисменты. В заслугу ему можно поставить разве что окольцовывающую ленту рифму с родео, небанальную, хотя и очевидную метафору: главное - не свалиться, удержаться в седле. Где восемь секунд, а где и все семь лет.
Однако, на самом деле, ненавидеть этот фильм заставляют не его художественные качества, а тот факт, что Мэттью МакКонахи нагло отберёт сейчас у Леонардо ДиКаприо его «Оскар». Не сказать, конечно, что МакКонахи, которого ещё лет пять назад и за актёра-то не считали вовсе, сыграл плохо. Он сыграл хорошо, показательно сменив загорелый накачанный торс на исхудавшее умирающее тело. Но это абсолютно сфабрикованная, «правильная» роль, роль, сыгранная с изначальным расчётом на награды. И от этого отчасти грустно, отчасти – противно.
«Лего. Фильм» (The Lego Movie)
США – Австралия – Дания, реж. Фил Лорд и Кристофер Миллер, анимация с участием Уилла Феррелл; роли озвучивают Константин Карасик, Ирина Киреева, Александр Ревва, Гоша Куценко, Гарик Харламов.
Простому строителю вдруг внушают, что он – Избранный, единственный, кто способен спасти лего-мир от замышляющего страшное злодея. Изумительный в своём изобразительном решении и вообще довольно забавный мультфильм, мифологизирующий знаменитый на весь мир конструктор, из виртуальных кирпичиков которого полностью «собран».
«Лёгок на помине»
Россия, реж. Евгений Абызов, в ролях: Гарик Харламов, Кристина Асмус, Екатерина Васильева, Александр Ревва, Владимир Яглыч, Александр Самойленко, Юрий Кузнецов, Андрей Федорцов, Михаил Горевой.
Пронырливого риэлтора проклинают презабавным способом: теперь стоит только кому-нибудь о нём подумать, как он мигом появляется рядом (буквальным образом - лёгок на помине). Отечественная комедия от режиссёра, поставившего не оправдавшего доверия «Дублёра» и милую в своём роде новеллу про «Парашют» в «Мамах».
«Небраска» (Nebraska)
США, реж. Александр Пэйн, в ролях: Брюс Дерн, Уилл Форте, Джун Скуиб, Стейси Кич, Боб Оденкёрк.
Сын везёт престарелого отца из Монтаны в Небраску: старик получил рекламное письмо, из которого следует, что он выиграл миллион долларов (вернее, выиграл бы, оформи пару каких-то подписок – обычное дело). Убедить его в обмане не удалось – легче было сказаться больным на работе и сесть в машину, чтобы за пару дней проехать через пару штатов. На выходные они заезжают в родной городок отца – в гости к его старшему брату. Узнав, что Вуди Грант теперь миллионер, родственники и прочие знакомые выстраиваются в очередь, разом вспомнив про старые долги и обиды.
Александр Пэйн принадлежит к тому роду режиссёров, фильмы которых либо не смотришь вовсе, либо смотришь один раз – и забываешь тут же навеки, однако «Небраска» в корне меняет это несправедливое и, судя по всему, предвзятое отношение. Неожиданно это необыкновенно хорошая картина – полностью оправдывающая свои шесть номинаций на «Оскар», да и не «Оскаром» судимая вовсе (из других наград – каннская «Ветвь» Брюсу Дерну).
«Небраска» - это рассказ о жизни американской глубинки, череда выразительных портретов и аскетичных пейзажей. Герои лишь на минутку приостанавливаются у знаменитой горы Рашмор, куда больше времени проводя на кладбище, где похоронены близкие: сугубо частное здесь куда ценнее «всеамериканского». Провинциальные разговоры вертятся сплошь вокруг машин, разве что приезд Вуди становится поводом посплетничать и сфотографировать его для местной газеты. Вера в то, что человек может вот так просто выиграть миллион, заражает даже тех, кто всю жизнь привык довольствоваться малым, хотя сам старик на «выигрыш» мечтает купить лишь пикап да компрессор. И где-то за основным сюжетом тенью падает упоминание о Корейской войне, которая покалечила судьбы и оставила отпечаток на поколении, чья молодость пришлась на далёкие 50-е… Но нет тут громких слов. Это тихое кино о вещах, которые обычно и не замечаешь.
«Она» (Her)
США, реж. Спайк Джонз, в ролях: Хоакин Феникс, Эми Адамс, Руни Мара, Оливия Уайлд, Крис Прэтт, Мэтт Летчер.
Хороший мужик, год как брошенный любимой, сочиняет по заказу прочувствованные письма – которые люди и хотели бы сами написать своим близким, да не могут, так как нужные слова в голову не лезут. А у него это получается отлично. Хотя у самого на душе кошки скребут. Да так скребут, что Теодор неожиданно для себя влюбляется в Саманту. И всё бы хорошо, только она – его новая операционная система, компьютер, один лишь голос, не имеющий телесной оболочки.
В век продвинутых технологий и объединяющих миллионы людей социальных сетей Спайк Джонз написал оду беспросветному Одиночеству – настолько тоскливому, что даже роботу рад, лишь бы он хвалил тебя да согревал ласковым словом. Это высокая мелодрама не столько о Любви, сколько о желании иметь Любовь, о стремлении к ней, порой даже неосознанном. Фильм о чувствах, которые хочется с кем-то непременно разделить. Пусть даже и с искусственным разумом.
Картина, прогремевшая в ноябре на Римском кинофестивале (где приз за лучшую женскую роль дали Скарлетт Йоханссон, даже не появляющейся в кадре), претендует нынче на «Оскар» в пяти номинациях: лучший фильм, лучшая музыка, лучшая песня, лучшая работа художника-постановщика (обратите внимание на памятник самолету, установленный вертикально, носом вниз!) и лучший сценарий. И в борьбе за сценарный приз у картины имеются максимальные шансы – если только киноакадемики не согласятся в последний момент с тем, что Спайк Джонс свою гениальную идею просто украл (или, если мягче, позаимствовал - такое обвинение против него было недавно выдвинуто другими обиженными сценаристами). Странно, кстати, что на премию не выдвинут прекрасный Хоакин Феникс, сыгравший совершенно нетипичную для себя роль – спокойную и очень мягкую. Но как бы там ни было, фильм – очень хороший. Не без грехов, но в целом – вполне себе современная классика.
«Спираль»
Россия, реж. Андрей Волгин, в ролях: Константин Крюков, Анатолий Руденко, Вениамин Смехов, Александр Яцко, Никита Высоцкий, Кларисса Барская.
Молодёжный экшен об элитном клубе, в котором бравые мужчины наслаждаются риском в запрещённых играх. Новичок, программист из провинции, противостоит столичному мажору, ставки – и деньги, и слава, и девушка.
«Трудно быть Богом»
Россия, реж. Алексей Герман, в ролях: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило, Наталья Мотева, Александр Чутко, Евгений Герчаков, Зураб Кипшидзе, Пётр Меркурьев.
На планете, которая лет на восемьсот отстаёт от Земли, работает человек тридцать учёных: когда-то у них были надежды на местное Возрождение, но вместо этого наступила реакция и начались гонения на искусства и науку. Один из землян носит имя благородного дона Руматы Эсторского и выдаёт себя за незаконного сына языческого бога («Кто-то верил, кто-то не верил, но опасались все»). Он не имеет права никого убивать и даже рабов своих не сечёт, но когда в Арканаре случается государственный переворот с многочисленными жертвами как среди военных, так и среди гражданских, терпение его иссякает.
На этой планете почти всё время идёт дождь, дороги утопают в грязи и (буквальным образом) в дерьме, повешенных обливают рыбной чешуёй, чтобы птицы им глаза выклевали, и никого не удивляет вспоротое человеческое брюхо с вываливающимися кишками и затихающим сердцем. Румата между тем не устаёт настаивать, чтобы вокруг него регулярно мылись и рабы, и вельможи, опрыскивает всех самодельным парфюмом и щеголяет белоснежно чистыми платками. Здесь топят в выгребной яме книгочея, но при встрече обмениваются розами. Здесь одни мастерят искусственные крылья и синтезируют спирт, а другие режут друг друга и раздают тяжёлых розг «за невосторженный образ мыслей». Румата вдруг замирает, вспоминая пастернаковское «Гул затих. Я вышел на подмостки», а его слуга ворчит себе под нос: «Я давно понял, что бог сдох. А иначе как». «Богу трудно», - признаёт Румата, а потом просит – но уже не себя, а кого-то другого: «Господи, если ты есть, останови меня». Но остановить его некому.
Своим последним фильмом великий Алексей Герман удивил даже тех, кто понимал, что, в принципе, от него можно ждать. Здесь есть все приметы фирменного германовского стиля: закадровый текст, взгляды в камеру, долгие вычурные планы, невероятное множество казалось бы ненужных деталей, пустые реплики на первом плане и важные фразы, проговариваемые вскользь. Но при этом это не «привычный» Герман, а Герман, которого раньше не было – и больше, увы, никогда не будет. Это густое варево из образов и смрада, напоминающее, что Возрождение было самой коварной эпохой в истории Земли – а, может, его и не было вовсе. Хотя причём здесь Земля?.. В Арканаре и слова-то такого не знают.
См. большую рецензию Киноридуса: «Счастливые люди, кто всё понял в этом фильме с первого раза. Кто вообще хоть что-то в нём понял».
См. отчёт Киноридуса с пресс-конференции создателей фильма: «Невероятно глупо и бессмысленно что-либо объяснять, потому что когда объясняешь, это выглядит как какое-то оправдание - а оправдываться не в чем. Германа надо чувствовать и понимать лично. Объяснить его невозможно».
«Филомена» (Philomena)
Великобритания – Франция – США, реж. Стивен Фрирз, в ролях: Стив Куган, Джуди Денч, Мари Уиннингхэм, Софи Кеннеди Кларк, Барбара Джеффорд.
История несчастной Филомены, в юности отправленной на перековку в монастырь и тем самым обречённой на вечные страдания: рождённого ею вне брака младенца отдали в другую семью, разыскать которую ей потом так и не удалось.
Приз за лучший сценарий и множество второстепенных премий на Венецианском кинофестивале, успех на фестивале в Торонто, ещё один приз за сценарий от Британской киноакадемии и как венец всего – четыре номинации на «Оскар»: за всё тот же сценарий, за музыку, за сам фильм и за лучшую женскую роль. Для Джуди Денч, которая продолжает баловать нас своими прощальными бенефисами (о завершении творческой карьеры она объявила, кажется, уже несколько лет назад), это седьмое выдвижение на премию Американской академии – но даже не важно, что она вновь вряд ли победит, потому как не ради же премий она играет, а ради искусства.
За плечами же Стивена Фрирза – такие фильмы как «Королева» и «Опасные связи», названия, говорящие сами за себя. Почтенный британский мастер не привык промахиваться – и работает на неизменно хорошем, как минимум нестыдном уровне.
«Час призраков» (3 A.M.)
Таиланд, реж. Патчанон Тумджира, Кирати Нак-Интанон, Иссара Нади, в ролях: Апинья Сакуляроенсак, Фокус Чиракул, Канклао Дуайсиенклао, Тони Раккаен, Шакрит Ямнарм, Рэй Макдональд.
Тайский хоррор-альманах из трёх новелл: «Парик», «Труп невесты» и «Сверхурочные». В первой призрак убитой девушки мстит за отрезанные волосы; во второй достаётся любопытному студенту, зашедшему, куда не следовало; в третьей духи пугают тех, кто готов допоздна засиживаться на работе. Важно помнить, что азиаты – люди безбашенные, и по сравнению с их ужастиками голливудские поделки зачастую кажутся невинными побасенками.