Гигантским тиражом на экраны страны выходят анимационный «Эпик» и «Мальчишник – Часть III» - фильмы, для которых не так-то и просто найти хоть парочку уважительных слов. Но кто-то, будем верить, всё же изыщет для себя возможность посмотреть не «попкорновое кино», а «Великого мастера» Вонга Кар-Вая или «И всё же Лоранс» канадского вундеркинда Ксавье Долана.
«Великий мастер» (Yi dai zong shi)
Гонконг-Китай-США, реж. Вонг Кар-Вай, в ролях: Тони Люн, Чжан Цзыи, Юэнь Ву-Пин, Чжан Чжэнь.
Мастер боевых искусств Ип Ман чисто из спортивного интереса готов доказать любому, что именно он – лучший среди всех мастеров. Но однажды и ему суждено будет проиграть.
Пересказать сюжет нового фильма Вонга Кар-Вая – дело мудрёное (не зря же он его столько лет выдумывал). Азиатскому зрителю, наверное, в этом вопросе в сотню раз легче: Ип Ман там национальный герой, «освободивший» боевые искусства для простого народа. Ещё до середины прошлого века секреты кунг-фу передавались исключительно внутри богатых семейных кланов – чем и объясняется то множество разнообразных стилей, в коих легко запутаться несведущему человеку. Ип Ман решился открыть эти тайны простым людям – тем, во всяком случае, кто желал их узнать и боевому мастерству во что бы то ни стало обучиться. И любая другая биография легендарного учителя, коих уже появилось немало, старается рассказать именно о Человеке, демонстрируя то одну его сторону, то другую. Кар-Вай же (чья легендарность в мире кино тоже уже никем, кажется, не оспаривается) снял вовсе не «байопик», а скорее «сочинение на тему», лишь оттолкнувшись от реальности, дабы представить её в собственном преломлении.
О главном герое мы за весь фильм не узнаём практически ничего: ну, жил безбедно до сорока лет за счёт накопленного родителями капитала, ну, потерял всё, когда война с Японией породила трудные времена. Но эти детали сообщаются нам без особого «значения» - лишь вплетается в кадр иногда пожелтевшая хроника, лишь рефреном повторяются сцены с позированием на фотокарточку, позволяющие отсчитать года и в соответствии с ними «подстарить» персонажей. Даже жена и двое детей остаются где-то на периферии сюжета – отдавая едва ли не всё пространство чувству потаённому, чувству невысказанному. И всё потому, что вторым центральным персонажем картины режиссёр делает соперницу Ип Мана, дочку старейшего из всех Мастеров, которая в своём искусстве не уступает никому на свете. Уже первое её появление намекает привычной к таким поворотам аудитории: ага, между ними наверняка что-то будет! И вот в ожидании этого «что-то» и проходит едва ли не вся картина, оставляя за кадром и личные беды, и исторические перемены.
Да не обманут никого бои (коих здесь в избытке), пусть даже некоторые из них и правда эффектны – такие, например, как поединок близ набирающего скорость поезда. Кар-Вай снял вовсе не размашистый кунг-фу-фильм, а вновь мелодраму, очередное «Любовное настроение», в котором азартно играющие в маджонг соседи просто заменены дерущимися противниками. Лихо монтируя схватки, режиссёр то и дело переводит взгляд на живописно выстроенные статичные сцены, созерцая то снятые в рапиде капли дождя, то волшебно падающие снежинки, то легко развевающийся опиумный дымок... Получился такой меланхоличный боевик – который наверняка разочарует тех, кто обманулся и ждал от фильма сплошного китайского «мочилова», но который, вполне вероятно, порадует тех, кто действительно понимает: Восток – дело тонкое.
См. также:
«Встречи с Кар-Ваем: о кино, о кунг-фу»
«Мальчишник – Часть III» (The Hangover Part III)
США, реж. Тодд Филлипс, в ролях: Брэдли Купер, Зак Галифианакис, Эд Хелмс, Кен Джеонг, Джон Гудман, Хизер Грэм, Мелисса МакКарти.
Мистер Чау сбегает из тайской тюрьмы – и всё бы ничего, только вот его страсть как хочет разыскать некий Маршалл, у которого буйный азиат украл 21 миллион в золотых слитках. Ну а лучший способ выйти на вора – найти «волчью стаю»: ведь Алан состоит с Чау в дружеской переписке.
Историкам ещё предстоит в полной мере осмыслить феномен этого «Мальчишника» - трилогии, покорившей сперва США, а затем и часть прочего мира. Цифры не врут: касса предыдущих двух фильмов явственно показывает, что подобный юмор и правда многие находят смешным, а ситуации – достойными воплощения на большом экране. И не важно, что «эпический финал» мальчишника как такового уже и не предполагает – обойдёмся и без него, были бы лица все те же да гэги не хуже! Вместо «пьянки с последствиями» здесь имеется трагически гибнущий жираф (он не сумел согнуть голову под мостом), нападение боевых петухов (они были накачаны коксом), сами герои довольно удачно изображают собак (избегая сигнализации в чужом доме), а главный «шутник» Зак Галифианакис ангельским голоском поёт на похоронах «Аве Мария» (что тоже, как ни странно, «смешно») и выдаёт безупречную любовную сцену с участием чупа-чупса и Мелиссы МакКарти. «Вынь свой мозг, оставь его на кассе», - такой слоган подходит едва ли не ко всем фильмам нынешнего кинопроката (ну, к 80% точно), но в случае с «Мальчишником» он вообще почти идеален.
По сути, это «Американский пирог» для взрослых – для тех сорокалетних, чьё расставание с девственностью осталось в далёком прошлом, но чьи вкусы по-прежнему не поднялись выше уровня школьной скамьи. Впрочем, «своим» фильмом его могут назвать и нынешние старшеклассники – надо же им брать с кого-то пример: как отдыхать, как развлекаться. Но по духу своему это всё-таки не наше кино. Наше – это «Особенности национальной охоты», вот где «русский код» заложен с максимальной безупречностью. А все эти «Цезари» и Лас-Вегасы (куда вновь, кстати сказать, возвращаются герои) – это ж всё происки иностранных агентов, всеми силами деморализующих российский народ, преследуя свои коварные и наверняка порочные цели. Нет, не о таком «разврате» мечтал в своё время герой Василия Шукшина, не о таком «празднике жизни». Но за временем не угнаться – и нынче третий «Мальчишник» выходит по стране тиражом в 1213 копий.
«Эпик» (Epic)
США, реж. Крис Уэдж, анимация, роли дублируют: Юлия Савичева, Пётр Иващенко, Диомид Виноградов.
После смерти матери Мэри Кэтрин приезжает к отцу – учёному, уверенному, что в лесу живут крохотные человечки, и мечтающему их разыскать. Не разделяя, разумеется, подобного безумия, девушка собирается было сразу уезжать – как вдруг сама внезапно уменьшается в размерах. И убеждается, что лифмены существуют на самом деле. И им угрожает опасность.
«Эпик» - очередной «экологический блокбастер», встающий следом за «Лораксом», «Артуром и минипутами», «Аватаром». И проигрывающий им вчистую – как по сюжету, так и по анимационному ряду. Дети, не научившиеся пока распознавать разницу и радующиеся любому мультфильму в принципе, будут наверняка довольны и этим – их не смутит ни топорная мимика героев, ни шаблонное повторение уже не раз звучавших мотивов. Они с чистого листа воспримут мораль - о необходимости беречь природу вообще и лес в частности - и долго ещё будут разыскивать в листве деревьев и этих лифменов, и их королеву. Им полюбится, конечно же, собачка Оззи, резво, но неуклюже бегающая на трёх ножках, их рассмешат разговорчивые слизняки (вернее, один слизняк, одна улитка), необычайно похожие на наших родных Вупсеня и Пупсеня…
Стоп, вы не знаете, кто такие Вупсень и Пупсень?!. Тогда вам с «Эпиком» точно не по пути – ведь он рассчитан преимущественно на детсадовскую аудиторию, максимум – на начальные классы. Его, увы, не стоит рекомендовать и для семейного похода. Взрослого зрителя, зашедшего в зал не по воле своей, вряд ли привлекут даже мудрости типа «Где мышь, там всегда бурундуки» или взгляд на людей – «топтунов» - с высоты гусеничного роста. Впрочем, причём тут взрослые?.. Были бы дети довольны. К тому же есть вероятность, что уроки по окружающему миру будут им теперь интереснее прежнего – и если так, то за это одно создателям мультфильма можно будет сказать простое человеческое спасибо.
«И всё же Лоранс» (Laurence Anyways)
Канада-Франция, реж. Ксавье Долан, в ролях: Мельвиль Пупо, Сюзанн Клеман, Натали Бэй, Монья Шокри, Ив Жак.
Лоранс преподаёт литературу, рассказывает студентам о Прусте, сам пишет и даже получает заметные награды – а между делом нацепляет на ногти длинные скрепки, будто бы маникюр себе сделал. Однажды он и вовсе приходит на лекцию накрашенным и в женском костюме…
Рассказ о мужчине, осознавшем, что внутри он – женщина, начинается в сентябре 1989-го и растягивается вплоть до наступления Миллениума. Но несмотря на такой временной размах, подкреплённый хронометражем и самого фильма (идущего 2,5 часа), Ксавье Долану удаётся лишь слегка приоткрыть занавес над этой пикантной темой, обрисовать контур, но не более того. Предпочитая крупные и средние планы – как своих персонажей, так и их современников (чего стоит серия выразительных портретов в прологе), - автор мало внимания уделяет общей картине происходящего, обедняя свой сюжет, уводя его исключительно в «частную» категорию. Поставленная во главу угла проблема оказывается собственным выбором одного лишь героя - плюс его девушки, намеренной примириться с таким вот решением, но потом не выдерживающей и сбегающей. Да, его выгоняют с работы, его теперь недолюбливает мать, на него косятся «настоящие мужики». Но моменты, в которых показывалась бы реакция общества, редки и даже как будто бы случайны, в них нет столь нужного здесь обобщения. В них нет, грубо говоря, Виталия Милонова, без упоминания которого о фильмах такого рода теперь уже как-то даже становится непросто говорить. А может, и хорошо, что нет?.. Может, в Канаде и не нужны подобные обобщения, которые не помешали бы нам? Может, Канаде вовсе не нужен и этот Милонов?..
Впрочем, применительно к этому фильму незачем говорить о недостатках – ибо достоинств и поводов для удивления здесь ощутимо больше. Какой морали, каких выводов следовало ждать от режиссёра, который снимал эту ленту – не поверите – в 22 года?.. Поразительно, что он вообще её снял – и тем более поразительно, что это уже третий его фильм. Дебют Ксавье Долана – «Я убил свою маму» - даже выходил в наш прокат, то была почти гениальная картина (а может даже и без «почти»). Новый его фильм не лишён в меру симпатичных визуальных метафор, ритм ему задаёт с явным воодушевлением подобранный саундтрэк, но признанный вундеркинд уже не бьёт своей энергией так наотмашь, как в 19, снимает вдумчивее, поспокойнее – хотя вряд ли от него можно требовать и ждать рассудительности. Откуда ему знать всю правду про 90-е? Как ему понимать тех, кто на пороге сорокалетия решился вдруг кардинально изменить свою жизнь?..
И всё же кое-что он понимает – врождённым чутьём, судя по всему. И этого «кое-что» хватает на огромное полотно, показанное на Каннском кинофестивале (год назад), выдвигавшееся и на французского «Сезара», и на канадскую «Джини». Он, конечно, не решает всех вопросов, а лишь намечает малую толику из них, но и это весьма солидный вклад в большую тему, не только кинематографическую – в разговор о границах человеческой свободы, о личном «Я» и общественном «НЕТ». И это очень нужный фильм – наверняка и в Канаде, но особенно у нас, в стране процветающего Милонова.