Весна!.. Кинопрокат старается соответствовать: «Любовь по-взрослому» знатного комедиографа Джудда Апатоу, «Ты и Я» великого маэстро Бернардо Бертолуччи и даже «Любовь в СССР» - под таким интересным названием Карен Шахназаров заново выпускает на экраны свою картину пятилетней давности. Слегка выбиваются из романтического настроя «Побочный эффект» – вроде как уже самый последний фильм Стивена Содерберга и «Охота» – чрезвычайно актуальная драма Томаса Винтерберга.
«Любовь по-взрослому» (This Is 40)
США, реж. Джудд Апатоу, в ролях: Лесли Манн, Пол Радд, Меган Фокс, Альберт Брукс, Джон Литгоу, Джейсон Сигел, Мелисса Маккарти, Грэм Паркер.
Семейная пара, двое детей. У жены – свой магазинчик, у мужа – музыкальная студия. Она курит, он не может отказаться от кексов. Она чуть старше – но свои сорок отмечать не готова, и потому праздничный торт по-прежнему украшает цифра 38.
Комедия про сорок лет? Одним это покажется весьма странной задумкой, для других станет терапевтическим средством, чтобы элементарно выжить. Всё зависит от того, по какую сторону находится зритель: совсем не факт, что двадцатилетние вообще поймут, в чем тут дело, в то время как пенсионеры, случись им это увидеть, вполне могут посмеяться – они-то через это уже как-то прошли. «Моргнёшь – и уже 90», - говорит здесь одна мудрая старушка, отнюдь не прибавляя оптимизма своей собеседнице.
Апатоу («Сорокалетний девственник», «Немножко беременна») с привычным мастерством препарирует заявленную тему, предоставляя внушительный набор скетчей, которые могут послужить её всестороннему раскрытию. Старые – молодые, дети – родители, любовь – секс, работа - зарплата, здоровое питание – нездоровые аппетиты; и так далее, и так далее. Вот всё, что можно придумать на сей счет, – всё это есть в этом фильме. Что, кстати, и напрягает больше всего – будь этот двухчасовой эпос минут на сорок короче, был бы куда краше. Устаёшь ведь смеяться – особенно над таким скорбным поводом.
Причем чувствуется, что шутки у автора не рождались просто так, а были аккуратно воспроизведены им прямо из жизни (впечатление усиливается тем, что в этой экранной семье лишь Пол Радд – не его родственник, оставшиеся же ¾ - законная супруга и настоящие дети). «Не говори жене о виагре – это написано в противопоказаниях». «Хочешь минетик? Мне ужасно хочется сигарету». «Я знаю, сколько вам лет – посчитал годовые кольца» (это гинеколог сказал). Лесли Манн завистливо щупает молодую грудь Меган Фокс, герой 65-летнего Альберта Брукса воспитывает трёх сынишек из пробирки. Особо – про войну художественных вкусов: муж обожает рок, любимые женщины слушают только попсу. А когда старшая дочь рыдает, узнав, что в «Остаться в живых» все умерли, то кричит в ответ на иронию отца: «Я над твоими «Безумцами» не издеваюсь!» - тонко подмечено. Впрочем, от части сцен – например, с обследованием геморроя, - можно было бы и отказаться, что сделало б фильм во многом приятнее. Но коли уж взялся за энциклопедию семейной жизни, отступать не положено – и потому всё отрабатывается по полной.
Разумеется, всё в итоге придёт к тому, что в сорок лет жизнь только начинается. Но мы это и без них уже знаем. И хотя в целом тема фильма – общечеловеческая, есть в нём нечто, что не позволяет им по-настоящему проникнуться. Ну посмотрите: семья живёт в огромном доме, своя лужайка, у каждого машина – им бы наши проблемы! На российском материале столь же весёлого фильма у Джудда Апатоу точно бы не получилось. Что даже печальнее, чем всем понятная «проблема» с сороковником.
«Охота» (Jagten)
Дания, реж. Томас Винтерберг, в ролях: Мадс Миккельсен, Анника Веддеркопп, Лассе Фогельстрём, Суссе Уольд, Александра Рапапорт.
У воспитателя детского сада есть подросток-сын, новая подруга, друзья-приятели – и маленькая любимица, которая «привязана» к нему даже чуть больше, чем к собственным родителям. Однажды Клара всерьёз обижается на взрослого друга – после чего детсадовская директриса, не разобравшись, решает немедленно принять меры. А городок маленький, слухи расходятся быстро – и вот уже все вокруг убеждены, что Лукас – опасный для общества педофил.
«Охота» - не просто одна из главных европейских картин прошлого года, но и самая актуальная. Вот какой фильм не возьми – речь чаще всего идёт о некой «общей» теме: любви, дружбе, религии, мести – прекрасные вечные сюжеты, издревле питающие искусство. Винтерберг же бьёт под дых – в самое больное и постоянно, но с большой опаской обсуждаемое. И даже странно, что его лента вышла в России так «тихо» - ведь еще недавно сообщения из разряда «охота на педофилов» появлялись в новостях едва ли не каждую неделю. Что, прошла «волна»? Да вроде бы нет. В Санкт-Петербурге, вот, вовсю «охотятся» за автором «Лолиты» Владимиром Набоковым, на слуху еще многие предыдущие скандалы. Казалось бы – для датской ленты само место и время стать необыкновенно популярной! Мешает только одно – Лукас совершенно точно ни в чем не виновен.
Этот фильм – не о педофилии, а об обществе, которое, боясь самого этого слова, готово сделать из мухи слона и раздуть пожар там, где его вовсе и не было. События здесь нарастают как снежный ком: несмотря на то, что мужчина был со всеми дружен и в целом характеризовался весьма положительно, никто и думать не желает о том, что он, может быть, ничего и не делал. Обвинён – значит, всё, значит, ясно; мы сами соберём доказательства того, во что незыблемо уже верим. Картина наглядно демонстрирует процесс распространения лжи – непосредственно касающейся одного человека. И это – даже еще более актуальный процесс, нежели педофилия сама по себе. И это – одна из причин, по которой у «Охоты» в нашей стране нет решительно никаких прокатных перспектив: слишком «в глаз», слишком похоже.
«Побочный эффект» (Side Effects)
США, реж. Стивен Содерберг, в ролях: Джуд Лоу, Руни Мара, Кэтрин Зета-Джонс, Ченнинг Татум, Кармен Пелаес.
По причинам семейного характера Эмили пребывает в тяжелейшей депрессии. Однако всё меняется, стоит доброму доктору прописать ей удивительные таблетки. А потом всё меняется еще раз.
Отметивший недавно 50-летие Стивен Содерберг в очередной раз прощается со сценой – вернее, с кинематографом. Судя по всему – уже в последний, просто прощание растянулось на пару лет и целую череду фильмов: «Заражение», «Нокаут», «Супер Майк» (ставший, кстати, большим хитом в США) и вот, наконец, «Побочный эффект». Вновь – острая фармакологическая тема, вновь – суперзвёзды в полном блеске своих талантов, вновь – суховатая, но одновременно и эффектная режиссура. Содерберг уже лет десять как перестал получать за свои фильмы серьёзные призы, но сохранил при этом репутацию одного из самых даровитых авторов нашего времени – что гарантирует внимание практически к любой подписанной им работе. И пусть он довольно многих утомил такой необычайной производительностью, при которой количество далеко не всегда переходило в качество, зато теперь вроде как можно вздохнуть посвободнее. Стивен Петрович, обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви», зачехлил кинокамеру, закрыл ноутбук и отправился то ли в казино, то ли на рыбалку. Вопрос только, как долго он без кино выдержит. Скорее всего – разве что годик. А потом всё завертится, как и прежде.
«Ты и Я» (Io e te)
Италия, реж. Бернардо Бертолуччи, в ролях: Якопо Олмо Антинори, Теа Фалько, Соня Бергамаско, Вероника Лазар.
14-летний Лоренцо говорит маме, что поедет с одноклассниками в поход покататься на лыжах. А на самом деле закупает еды на неделю – и запирается в подвале собственного дома, чтобы провести каникулы в полной изоляции. Однако его одиночество вскоре нарушает внезапно объявившаяся сводная сестра Оливия – наркоманка, которой нужно как-то пережить наступающую ломку.
Бернардо Бертолуччи – обожаемый многими классик. Его лучшие произведения – шедевры на все времена: «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Под покровом небес». Своим «Последним императором» он покорил Американскую киноакадемию, которая выдала фильму аж девять «Оскаров» - исключительное достижение для ленты, снятой итальянцем в Китае. Короче, мы все знаем, кто такой Бертолуччи. И если бы мы этого не знали, «Ты и Я» вообще, скорее всего, были бы никем не замечены. Потому как единственное безусловное достоинство этой картины – фамилия автора на афише.
Предыдущая работа мастера вышла девять лет назад – и то были «Мечтатели», сперва – скандальные, сегодня – уже классические. Они вывели на мировую орбиту Еву Грин, Майкла Питта и Луи Гарреля – и обоснованно, потому что Бертолуччи не просто раздел их, но и показал во всём блеске. Представить, что новая картина сделает звёздами Антинори и Фалько чрезвычайно трудно – и потому, что они блеклы и невыразительны, и потому, что им совершенно нечего в этом фильме играть. Красивая фраза из синопсиса «Брат и сестра открывают для себя безграничность мира» - не более чем красивая фраза, которой не находишь подтверждения непосредственно на экране. Здесь нет никаких открытий, здесь есть только подвал с двумя людьми, которые поначалу недолюбливают друг друга, а потом обвыкаются – но не потому, что нашли общие интересы, а просто так, благо почти неделю провели вместе. Пустота психологических мотивировок могла бы компенсироваться разнообразными нюансами, которые, как правило, и превращают обычное кино в подлинное искусство. Но они отсутствуют – и стеклянный муравейник, однажды разбивающийся, выпуская своих обитателей на свободу, оказывается метафорой-одиночкой, не вступающей во взаимосвязь с прочими малочисленными находками. И если понять этих героев хоть как-то, но можно, то поверить в их изменение трудно: она все равно примет следующую дозу, а он все равно и в следующий раз спрячется в подвале. Доказать обратное Бертолуччи в этот раз не удалось. Увы.
«Любовь в СССР»
Россия, реж. Карен Шахназаров, в ролях: Лидия Милюзина, Александр Ляпин, Егор Барановский, Армен Джигарханян, Ольга Тумайкина.
Институтский треугольник: Сергей, Степан и Людмила. На дворе – 70-е.
Чрезвычайно «любопытный» эксперимент предлагает нашему вниманию отечественный мэтр Карен Шахназаров - вторично выпуская на экраны картину, уже известную ценителям российского киноискусства. «Исчезнувшая империя» выходила в это же время пять лет назад, собрала в прокате полтора миллиона долларов, а по итогам года принесла режиссёру и Армену Джигарханяну по «Золотому орлу». Картину даже на одном экране показывали в США, где она законно привлекла в свою копилку дополнительные десять тысяч. Всего этого, видимо, создателям фильма показалось мало – и они решили провернуть любопытный трюк, рассчитывая, надо полагать, что за прошедшие годы успело подрасти новое поколение зрителей. Суть фокуса проста: после лёгкого косметического ремонта тот же самый фильм выпустить в прокат… под другим названием. Такая вот игра «Найди десять различий». Первые находятся сразу: новая версия короче на шестнадцать минут (что позволяет увеличить количество сеансов), изменена музыкальная партитура, убрана излишняя «социальность» - и главное: слеплен новый рекламный ролик! Сопоставление его с предыдущим вообще удовольствие особого рода: сразу видишь, как далеко шагнул наш кинематограф – непонятно только, в какую, собственно, сторону.
С другой стороны – ну не злимся же мы на Джеймса Кэмерона на то, что он только в прокат выпустил чуть ли не три, кажется, версии «Аватара», а в количестве вышедших дисков он наверняка и сам уже запутался. Понимаем же Марлена Хуциева, шедевр которого «Застава Ильича» существует еще и в варианте «Мне двадцать лет», порезанном советской цензурой. Шахназаров новаторски предложил еще один вариант освоения коммерческого рынка – с типично «рассейским» расчетом «авось прокатит». С нетерпением ждём кассовых сводок и гадаем: кто следующий?
См. также:
«Карен Шахназаров нашел рецепт второй молодости»