Кино

Обзор кинопремьер: вот такой хоккей нам нужен!

9 581

Кадр из фильма "Легенда №17".

Выходит «Легенда №17» - редкий российский фильм, практически все отзывы о котором варьируются в диапазоне от «хорошо» до «великолепно». Это действительно большое, настоящее кино, после которого так и подмывает крикнуть: нет на этой неделе больше фильмов в прокате, все – на «Легенду»!.. Но всё-таки нашлись иностранцы, которые рискнули составить нашему блокбастеру конкуренцию. Вот у нас герой – Харламов, а у норвежцев – Тур Хейердал, и о нём – картина «Кон-тики». Также в кино - «Место под соснами» и «Добро пожаловать в капкан».

 

«Легенда №17»

Россия, реж. Николай Лебедев, в ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Владимир Меньшов, Светлана Иванова, Александра Грепи, Борис Щербаков, Александр Лобанов.

Сайт фильма

Валерия Харламова, молодого, подающего надежды хоккеиста, замечает тренер ЦСКА и советской сборной Анатолий Тарасов. Но обласкать его не спешит, устраивая затяжную проверку характера и выбивая дурную увлечённость индивидуальной игрой. Мечта обоих – встретиться однажды с «непобедимыми» канадцами из НХЛ. И победить.

«Легенда №17» - большое кино, возможно, лучшее российское кино этого года. Здесь всё совпало – и история, и съёмочная группа, и актёры. Хотя нельзя сказать, что далось это легко. Фигура Харламова уже давно привлекала кинематографистов, но вот вышедшая пять лет назад лента «Валерий Харламов. Дополнительное время» с Алексеем Чадовым в главной роли не произвела ни на кого никакого впечатления – и диски с ней валяются сегодня на распродажах. Чего точно не должно произойти с новой работой – создатели которой, конечно, рисковали, но риск оказался оправданным. Создавая свою версию тех же самых событий, той же самой судьбы, они были нацелены на стопроцентное качество - точно так же как сам Харламов в своё время был нацелен на ворота противника. В результате «Легенда» может оказаться и правда легендарной – у нас давно уже не было с таким единодушием встреченного фильма.

Дальнейшее – не рецензия даже, а лишь радостное перечисление многочисленных плюсов (ибо минусов в картине практически нет). Здесь радуют элегантно поданные признаки времени: эскимо за 11 копеек, петушок на палочке. Мигом расставляемые приоритеты: «Тарасов – самый мощный советский мужик после маршала Жукова (Ленина я не беру)»; «Люди, чтоб на ЦСКА посмотреть, по три рубля платят»; «На тебя вся страна смотреть будет, как на Гагарина!». Эффектные эпизоды: бег с быками; Харламов с другом лезет по тросу между двумя башнями ТЭЦ; минута, данная игроку на доказательство своей профпригодности («Это целых 60 секунд. Хорошая шайба за это время долетает до Владивостока»). Умело расставленные по всему пространству картины рифмы и переклички: быки и дрожащий от их бега стакан снова всплывут в финальном матче; фраза «Можешь или не можешь – это всегда тебе решать» - повторяющийся рефрен; через весь фильм проходят шутки про зуб Гусева (ведь мелочь, деталь – но как играет!). Удачно подобранная лирика – причем это касается не только обязательной любовной линии, но и момента, когда хоккеисты пишут на клюшках имена тех, за кого играют: Катька, Настька, Батя, Мамулька, Ира. Ласковый юмор – связанный, например, с образом импульсивной и чрезмерно заботливой матери (Александра Грепи): «Давай я сама поговорю с этим Тарасовым!» - «Нет, мам, Тарасов мне живой нужен» (но она таки несёт свой пирог тренеру).

Изумительно сыгранный второй план: тренер из Чебаркуля – Роман Мадянов, лечащий врач – Нина Усатова, то и дело подводящая губы помадой (какая краска!), почти безмолвная сестра – прошлогодняя лауреатка «Ники» Дарья Екамасова!.. Что уж тут говорить о главных героях. Владимир Меньшов играет центрального антагониста, члена ЦК партии Балашова, отзывающегося о Тарасове как о самодуре и диктаторе. Сам Тарасов воплощён Олегом Меньшиковым. В 90-е критики этого артиста превозносили, в нулевые – чаще хулили, сейчас же он вновь доказывает невероятный уровень своего мастерства. Выдающаяся роль. Никак не «второплановая» - Тарасов здесь такой же главный герой, как и Харламов. Поэтому Даниле Козловскому пришлось, конечно, не только противостоять на льду канадцам, но и держать поставленную Меньшиковым планку – что ему, по счастью, блистательно удалось. Нет никаких уже сомнений: Козловский на данную минуту – главная российская звезда своего поколения.

И сам хоккей, разумеется. Много в мировой практике фильмов о боксе, немало – о футболе, масса – о прочих видах спорта. Теперь вот есть и образцовая картина о ледовой борьбе. Снятая настолько выразительно и достоверно, что каждая наша шайба встречается в залах аплодисментами и криками «Браво!». «Такой хоккей нам не нужен», - произносит здесь свой знаменитый комментарий Николай Озеров, оценивая ожесточённую игру канадцев. Но «Легенда №17» - тот случай, когда крылатую фразу следует опровергнуть. Нам такой хоккей нужен. И такое кино – безусловно.

См. также:

«Долгожданная «Легенда №17» выходит на экраны»

«Премьера фильма «Легенда №17» (фоторепортаж гражданского журналиста)»

 

«Место под соснами» (The Place Beyond the Pines)

США, реж. Дерек Сиенфрэнс, в ролях: Райан Гослинг, Брэдли Купер, Ева Мендес, Бен Мендельсон, Рэй Лиотта.

Сайт фильма

Лихо гоняющий мотоциклист решает завязать с бродячей жизнью: у него, оказывается, есть сын, мать которого намекает ухажёру, что пора уже становиться взрослым. И кто ж виноват, что единственное, на что годятся навыки быстрой езды, - это ограбления банков. Что не может, разумеется, нравится второму герою фильма – полицейскому. У которого тоже есть сын и который тоже должен определиться относительно своего будущего.

«Место под соснами» - очень необычный, нестандартный фильм, ярко выделяющийся на общем фоне нашего проката. Знатоки уже в курсе, кто такой этот Дерек Сиенфрэнс – в 2010-м он выпустил пронзительную мелодраму «Валентинка» с тем же Гослингом и Мишель Уильямс. Новая работа окончательно утверждает режиссёра в списке самых интересных американских авторов, от которых имеет смысл ждать в будущем ещё более крупных свершений. Хотя куда уж крупнее – замах у этой картины продолжительностью в 140 минут будь здоров, от разбоя до разлагающей полицию коррупции, от сугубо частной истории к обобщениям едва ли не национального уровня. Если бы было определение для жанра, в котором очевидно желание высказаться обо всём и сразу, то сейчас его имело бы смысл употребить. «Притча?» - скажете вы. Быть может. Только в сочетании с энергичным действием, увлекательным и по-хорошему непредсказуемым сюжетом.

Свою картину Сиенфрэнс (придётся постепенно заучивать это имя) выстраивает отнюдь не по привычным лекалам, предпочитая рассказывать короткими, иногда даже сверхкороткими сценами, укладывая порой в пару минут то, на что другим понадобилась бы добрая четверть часа. Поначалу даже складывается впечатление, что это не фильм, а тезисы к фильму – которое, впрочем, пропадает, когда начинается собственно то, ради чего всё и затевалось. При выходе на магистральную линию темп замедляется, а сама история начинает обретать формы большого киноромана – основа которого словно бы взята из произведений Фолкнера или Стейнбека, или писателя, близкого им по таланту.

Зачастую предпочитая смотреть своим звёздным актёрам не в лицо, а в затылок (подвижная камера, следующая за героем, - один из привычных уже приёмов «серьёзного» кино), режиссёр даёт им роли, в которых ощутим нерв, в которых есть выстраданная личная правда. Сперва, правда, кажется, что Гослинг играет того же парня, что и в «Драйве» - только на мотоцикле; да, не без этого. Но у Гослинга есть – а Купер к этому вполне может приблизиться – неотъемлемое умение даже не играть, а просто органично существовать в кадре. И потому не важно, по какую сторону закона находится сегодня его герой – важно то, как предлагает взглянуть на него сам артист, с какой степенью душевной боли.

Впервые «Место под соснами» было представлено на суд публики прошлой осенью на фестивале в Торонто, но в мировой (и что в данном случае важнее – в американский) прокат выходит только сейчас. Данное обстоятельство позволяет выразить надежду, что по итогам года картину не забудут отметить какими-нибудь важными кинематографическими номинациями – хотя бы на премию «Независимый дух», а то и, кто знает, на сам «Оскар». Она была бы этого достойна. В ней есть что-то, что по-настоящему цепляет – а это у современных фильмов редкое качество.

См. также:

«Легенда №17» и другие самые ожидаемые фильмы апреля: итоги Кинорынка»

 

«Кон-Тики» (Kon-Tiki)

Норвегия-Дания-Великобритания-Германия, реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, в ролях: Пол Сверре Валхейм Хаген, Андерс Баасмо Кристиансен, Густаф Скарсгард, Агнес Киттелсен.

Сайт фильма

В 1947-м году Тур Хейердал вместе со своей командой проплыл на плоту восемь тысяч километров. Через Тихий океан, от Перу до Полинезии, чтобы доказать, что это возможно.

Экспедиция, ставшая легендой, поразившая мир и вошедшая в учебники географии. О том, как это было на самом деле, Тур Хейердал смонтировал собственную картину – в 1951-м получившую документального «Оскара». Спустя 65 лет после того путешествия норвежцы решились создать о нём еще и игровое кино – которое в свою очередь на «Оскара» тоже выдвигалось, войдя таким образом в число лучших лент, созданных в мире в 2012-м году.

В двух словах описать этот фильм очень просто: полчаса – вводная часть на возникновение идеи и подготовку; остальное – плавание, сто и один день, сжатые до полутора часов. Со всеми их, если так можно выразиться, приключениями: шторм, встречи с акулами и китами, знакомство с летучими рыбами и прочими удивительными существами. Всё, что между – лишь бескрайний океан на 360 градусов вокруг да суровые, постепенно обрастающие бородой мужественные лица. Ближайшая аналогия - это как «Жизнь Пи», только без тигра. Причем тоже не без понятия «веры» - только веры не в Бога, а в Науку.

Как есть в нашей жизни герои, так должны быть и прославляющие их подвиги фильмы. «Кон-Тики» - прекрасный пример ленты на все времена: очевидно, что теперь её из года в год будут смотреть все норвежские школьники и все те, кто страстно увлекается географией и невыдуманными путешествиями. Насколько нужна она всем остальным – вопрос риторический. Разумеется, снято здесь всё на очень достойном уровне – и картинка хороша, и актёры правдивы, история захватывает. Имеется выдающийся эпизод, когда один из мореплавателей мстит за съеденного акулой попугая: он ловит эту тварь голыми руками, вытаскивает её на плот и забивает едва ли не кулаками (так и вспоминается телерубрика «А вам слабо?»). Однако каких-то необычайных высот повествование тут всё-таки не достигает – оставаясь приятным, но точно не эпохальным произведением. Возможно, тут не хватает самого главного – ощущения невероятности пути, проделанного командой «Кон-Тики», взгляда на это событие непосредственно из 1947-го года. Хотя понятно, конечно, что воссоздать его силами кинематографа ой как непросто – наверное, так же непросто, как и проплыть от Перу до Полинезии.

 

«Добро пожаловать в капкан» (Welcome to the Punch)

Великобритания-США, реж. Эрен Криви, в ролях: Джеймс МакЭвой, Марк Стронг, Андреа Райзборо, Джонни Харрис, Питер Муллан.

Сайт фильма

Британский следователь одержим идеей поймать виртуозного преступника, некогда подарившего ему жизнь, прострелив при этом колено. Но удалившийся на покой вор всё равно вынужден покинуть своё укромное логово, дабы навестить в Лондоне раненого сына.

Банальный сюжет – один догоняет, другой убегает – раскрашен в этом фильме одним сюжетным поворотом, который, быть может, и не стоило бы выдавать, не будь он уже обозначен в трейлере: всё далеко не так, как кажется на самом деле. И чем дальше, тем больше расклад в картине напоминает недавнего «Неудержимого», где коп и киллер работали в паре. Напоминает, конечно, лишь отчасти – потому что опорой истории здесь оказывается вовсе не мужская вражда или дружба, а мутная политическая афера, хитрым образом завязанная на росте числа преступлений с применением оружия.

Внимательный зритель, несомненно, разберётся в итоге, что тут да как и кто против кого – но у всех прочих вполне может возникнуть резонный вопрос: а что же, собственно, хотел рассказать нам автор? И проблема даже не в сюжете – а в общей стилистике произведения. Будь это комикс (вот «Неудержимый», кстати, был основан на комиксе) – вопроса бы не возникало, была бы просто боль, что комикс оказался неудачным. Но ведь данный «Капкан» позиционируется скорее как триллер, а то даже и боевик – никак не оправдывая себя в этих качествах. Напряжённых сцен здесь мало, зрелищных – и того меньше. Как детектив это тоже не ахти, как баллада о мести – тем более. Здесь чувствуется амбиция, но не видно умения – без которого всё распадается, решительно отказываясь складываться в некую цельную картину.

В условиях острой конкурентной борьбы шансы фильма на внимание зрителей кажутся ничтожными – тем более что если уж и выбирать фильм с Джеймсом МакЭвоем, то выбирать «Транс», который пока еще можно застать в некоторых кинотеатрах.

См. также:

«Легенда №17» и другие самые ожидаемые фильмы апреля: итоги Кинорынка»