Кино

Обзор кинопремьер: Второе пришествие

6 514

Кадр из фильма "Человек из стали"

«Человек из стали» - это фильм не о Супермене, а о Боге, с неприкрытыми библейскими мотивами, с настоящим апокалипсисом в финале. Не второе, конечно, пришествие в буквальном смысле – учитывая, сколько уже лент о Супермене было, но подлинное возвращение легендарного героя – с новой Миссией на этой планете. Кроме того: детям - «Университет монстров», вуайеристам - «Астрал на улице Арлетт», путешественникам - «Да здравствуют антиподы!».

 

«Человек из стали» (Man of Steel) 

 

США-Канада-Великобритания, реж. Зак Снайдер, в ролях: Генри Кавилл, Эми Адамс, Рассел Кроу, Майкл Шэннон, Кевин Костнер, Дайан Лэйн, Лоуренс Фишбёрн.

Сайт фильма

Криптон гибнет – и Джор-Эл отправляет своего новорожденного сына на далёкую Землю. Мальчик вырастает под именем Кларка Кента, чувствуя в себе невероятную силу – но до поры до времени не зная способов её применения.

«Человек из стали» - это вовсе не очередная перезагрузка сериала о Супермене. Ни много ни мало это фильм о Боге, о его новом пришествии – разве что не в жанре скучной морализаторской проповеди, а в виде эпического многомиллионного блокбастера (оба варианта, кстати сказать, взимают деньги за Веру). Когда в самом начале криптонский отец говорит перед запуском: «Он будет богом для них», - это кажется лишь красивой формой речи. Но дальнейшая интерпретация всем более-менее знакомых событий совершенно отчётливо следует религиозному канону, переводя вопросы божественного происхождения героя с периферии на магистральную линию сюжета. Зак Снайдер («300 спартанцев», «Хранители») и выступающий на проекте как автор сюжета и сопродюсер Кристофер Нолан (трилогия о «Тёмном рыцаре») не стали мелочиться – и вплотную сблизили супергеройский комикс со Святым писанием, создав свой вариант, можно сказать, Новейшего Завета.

Здесь выпукло явлены Чудеса: юный Кларк вытаскивает школьный автобус из реки, повзрослевший - спасает нефтяников во время пожара и огненными глазами залечивает тяжелейшую рану. Дана позиция примирения с врагами (он не вступает в драку с ровесниками), но представлена и его мечущаяся натура (герой изощрённо мстит дальнобойщику за оскорбление в кафешке). Принося себя в Жертву ради всего Человечества, Супермен повисает в воздухе в смиренной позе Иисуса, а то и вовсе замирает «распятием». Это вам вовсе не апостол Бэтмен с его борьбою за справедливость и уж тем более не еретик Железный человек – совершенно другой уровень пафоса. Это Мессия – никак не иначе. А знаменитое «S» – это теперь вовсе не буква, а символ, читаемый как «Надежда». «Каким бы ты ни стал, плохим или хорошим, ты изменишь мир», - произносит отец земной. Предостерегая при этом непорочно появившегося у него сына не столько об ответственности, сколько об опасности: вдруг люди испугаются своего нового Бога, вдруг не захотят его признавать?..

Если отвлечься от будоражащих воображение трактовок, то второе, что особенно ценно в этой картине – это её большая форма. Поразительно: романное повествование классического образца, практически полностью ушедшее из «авторского» кинематографа, обрело свою новую жизнь в насквозь «коммерческом», как принято считать, мейнстриме. А ещё говорят, что подобное «сложное» повествование не считывается современным ленивым зрителем!.. Только вот кассовые сборы это убедительно опровергают. «Узнать, насколько ты сильный, можно лишь испытывая свои способности», - советует сыну первый отец; точно так же и с Кино – узнать предел визуальной и сюжетной крутизны можно лишь постоянно её повышая. Бесстрашно идя вперёд и превращая некогда «примитивный» комикс в главную историю бытия, Зак Снайдер в очередной раз доказывает: нет такой планки, которую нельзя было бы преодолеть в поисках Совершенства. И создаёт подлинно выдающийся фильм, для которого мало стандартных пяти «звёздочек» - тут нужно ставить все десять.

См. также:

«Супермен, спаситель мира»

 

«Университет монстров» (Monsters University) 

 

США, реж. Дэн Скэнлон, анимация; роли дублируют: Сергей Паршин, Олег Куликович, Людмила Максакова, Анна Ардова.

Сайт мультфильма

Майк Вазовски (маленький и зелёный) поступает на первый курс Страшильного факультета и целеустремлённо двигается к своей заветной мечте: устроиться на престижную работу в «Корпорацию монстров». Пока не встречает Джеймса Пи Салливана (большого и синего). Дружбы с которым ничто не предвещает.

«Его поражает довольно распространенное заболевание – синдром маленького человека, - говорит о своём анимационном персонаже Билли Кристал (голоса которого мы, впрочем, в дублированной версии не услышим). - Он конкретно комплексует при виде Салли. Ещё бы – перед ним настоящий Монстр с большой буквы «М». Как ему хочется стать таким же!» «В этом фильме есть одна вещь, которую нечасто встретишь в других картинах, - рассказывает режиссёр Дон Скэнлон. - У нашего героя есть заветная мечта, но дела складываются не совсем так, как ему бы хотелось. Я думаю, подобная ситуация так или иначе знакома всем нам. Поэтому одна из идей, которую мы хотели донести в фильме: если ты упёрся головой в стену, может быть, не стоит обязательно расшибать себе лоб? Может, лучше свернуть в сторону? Вдруг за углом тебя поджидает нечто ещё более интересное?»

«Когда мы учимся в университете, мы преисполнены оптимизма, нам кажется, что ещё немного - и мы перевернём вверх дном весь мир, - рассуждает «мозг» и главный гений Pixar Animation Studios Джон Лассетер. - У нас есть цели и мечты. И нас не остановить. Но затем происходит столкновение с суровой реальностью. Выясняется, что некоторые двери не откроешь, сколько ни бейся. А что делать, если ты стучишься в закрытую дверь? Что делать, если твоя мечта разбита? То, как ты справляешься с этой ситуацией, в конечном счете, и определяет тебя как личность». «Одна из первых пришедших нам в голову идей - это мысль о том, что когда одна дверь закрывается, другая открывается, - рассказывает Пит Доктер, постановщик первого мультфильма «Корпорация монстров» (2001), поучаствовавший советами и в создании приквела. - Двери – один из основных визуальных образов новой картины; неудивительно, что идея прижилась. Мы вдруг осознали, что есть огромное множество фильмов, в особенности для детей, основная идея которых звучит следующим образом: «Если очень стараться и верить в себя, всё на свете получится!» Это хороший посыл, спору нет, но ведь часто дела обстоят по-другому. А что делать, если твоя мечта не сбывается?» «Как бы мы ни старались, в одиночку всё равно не справиться, - пытается ответить на этот вопрос Дэн Скэнлон. - Это не по силам никому. Поэтому мы обращаемся к друзьям – а друзья обращаются к нам, и вместе мы начинаем думать, как преодолеть трудности. Как их ещё преодолеть, если не всем миром? Главное, чтобы вокруг нас были правильные люди». Ну, или правильные монстры.

См. также:

«Создатель студии Pixar рассказал в Москве о магии анимации»

«Корпорация монстров» в «Обзоре кинопремьер»

 

«Да здравствуют антиподы!» (¡Vivan las Antipodas!) 

 

Германия-Аргентина-Нидерланды-Чили, реж. Виктор Косаковский, документальный.

Сайт фильма

«А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю - а люди вниз головой! Как их там зовут?..  Антипатии, кажется...» Так размышляла Алиса, попав в кроличью нору, и такова была отправная точка прославленного документалиста Виктора Косаковского, решившего не просто посмотреть, но и зафиксировать: действительно ли права эта девочка в своих рассуждениях – или же люди, живущие на той стороне планеты, мало чем отличаются от своих «антипатий». И «проткнув» глобус в четырёх точках, режиссёр получил на выходе соответствующие им «пары»: Аргентина - Китай, Чили - Россия, Гавайи - Ботсвана, Новая Зеландия - Испания.   

Результат – необыкновенно красивое и по замыслу, и по исполнению кино, прогремевшее уже по всему миру. Его показали на открытии Венецианского фестиваля – и затем ещё на сотне кинофорумов: США, Италия, Норвегия, Мексика, Исландия, Германия, Греция… Разумеется, прекрасно прошёл он и по фестивальным городам нашей страны – получив Гран-при открытого фестиваля документального кино «Россия», «Кентавра» за лучший полнометражный фильм на «Послании к человеку», профессиональные премии «Лавр» и «Белый слон». И вот дошёл, наконец, и до проката – в надежде, что есть у нас ещё зрители, которым интересно выглянуть дальше привычного телевизора или Голливуда.

«Думаю, сейчас нет смысла снимать хорошие фильмы. Хороших фильмов сделано уже слишком много. Снимать надо потрясающие, уникальные, неповторимые фильмы!» «Да здравствуют антиподы!» - как раз тот случай, когда автор что сказал, то и сделал. Сняв действительно и потрясающий, и уникальный, а главное – в хорошем смысле неповторимый фильм, который с невероятной экранной лёгкостью преодолевает пространство, перенося зрителя на противоположный конец планеты «всего лишь» плавным переворотом камеры. Возможно, кому-то результат покажется «скучноватым» - сказывается отсутствие сюжета и обилие чисто видового материала. В этом отношении картина, конечно, «проигрывает» той социально и политически заряженной документалистике, которая ворвалась в нашу новую жизнь такими лентами как «Завтра» и «Зима, уходи!». Но «Антиподы» ни в коей мере с ними не «соревнуются» - являя собой просто иной тип кинематографа, не злободневный, а направленный в вечность. Ибо вопрос, как они там, «вниз головой», отнюдь не исчезнет даже после просмотра этого фильма, доказывающего, что и там люди ходят – ну надо же! - ногами. Говоря, отправляясь спать: «Теперь очередь китайцев крутить планету».

 

«Астрал на улице Арлетт» (388 Arletta Avenue) 

 

Канада, реж. Рэндолл Коул, в ролях: Ник Стал, Миа Киршнер, Девон Сава, Аарон Абрамс, Шарлотта Салливан.

Сайт фильма

Молодая семья оказывается под круглосуточным видеонаблюдением: кто-то неотступно следит за каждым их шагом, каждым их вздохом. Кто – неизвестно, зачем – непонятно. Но чувство тревоги нарастает – особенно после пропажи жены.

Тема чужого присутствия в частной жизни с привлечением технических записывающих средств давно уже прочно закрепилась в кино – благодаря именно что своей исключительной кинематографичности. Любой фильм сам по себе – это ведь подглядывание, а подглядывание и как стилевое, и как сюжетное решение привлекательно вдвойне; получается кино в энной степени – материал благодатный. И как тут не вспомнить главные шедевры этого, с позволения сказать, «жанра» - «Шоссе в никуда» Дэвида Линча и «Скрытое» Михаэля Ханеке. Которые, собственно, о том же: семейная пара получает видеозапись своего дома – и ничего более, но уже одного этого достаточно, чтобы испугаться. За тобой наблюдают – и неприятно от самого факта; к тому же – вдруг это наблюдение несёт за собой нечто плохое, будет иметь неприятные последствия?.. Следует назвать здесь и «Шоу Трумана» Питера Уира, где герой вдруг обнаруживает себя персонажем бесконечного реалити-шоу. Сегодня подобное «шоу» при желании может устроить каждый – техника позволяет; вопрос в том, найдутся и зрители. Но почему бы и нет – ведь всегда кажется, что «чужое» куда интереснее «своего».

Отдельно стоит упомянуть, что главную роль в фильме играет Ник Стал – Джон Коннор из «Терминатора-3» и садист из одноимённого фильма Ларри Кларка, не сумевший, увы, развить свой давнишний успех в по-настоящему звёздную карьеру. Тем не менее, он продолжает играть – а мы продолжаем следить за его творчеством.