Дорогие читатели Ридуса!
Сегодня мы запускаем наш новый проект - Киноридус. Еженедельно по пятницам мы будем знакомить вас с новинками проката, и надеемся, что наши обзоры помогут вам сделать нелегкий выбор - на что пойти в кино на выходные. В сегодняшнем выпуске - скандальная драма "Стыд", биографическая лента о первом директоре ФБР "Дж. Эдгар", российская картина "Август. Восьмого", "Призрачный гонщик - 2" и триллер "Игра на выживание".
И это еще не все - благодаря Киноридусу у нас будет больше новостей из мира кино, аналитических статей о важных кинособытиях, интервью с интересными персонажами из мира синематографа, и много чего еще.
Кроме того, Ридус как проект гражданской журналистики очень надеется, что и вы будете писать нам о кино.
До встречи в кинозале!
«Стыд»
Великобритания, реж. Стив Маккуин, в ролях: Майкл Фассбендер, Кэри Маллиган, Джеймс Бэдж Дэйл, Николь Бихэйр.
Главный герой, хотя давно вышел из подросткового возраста и с виду – вроде бы состоявшийся мужчина, по-прежнему ставит свои желания гораздо выше всех прочих приоритетов. Вернее, даже вчистую заменяет их на единственный смысл своего существования: либо «присунуть» поскорее кому-нибудь, либо посмотреть, как это делают другие, благо интернет услужливо предоставляет для этого все возможности. Нюанс тут в том, что желая физиологического разнообразия, герой не терпит эмоционального вовлечения, его цель – голый секс, без примесей в виде какого-либо чувства. Так что «погода в доме» его никак не волнует – он один и этим доволен. Штормить начинает только с приездом сестры, которая сваливается на него как снег на голову – и жаждет при этом как участия, так и понимания…
Не сказать, что это совсем уж «нестандартная» ситуация – напротив. Анонимный секс, секс на ночь, секс по телефону, не говоря уже о том океане порнухи, который всегда готов окружить нас в Сети… Всё это само по себе вряд ли способно вызвать грандиозный скандал. Так почему же «Стыд» тогда воспринимается и подается именно как «скандальная», «провоцирующая» картина? Только ли потому, что общество в целом до сих пор настолько консервативно, что даже слово «пиписька» может вызвать у него оторопь, а уж сам вид этой части человеческого тела - так и вовсе способен довести до полуобморочного состояния? Нет, дело в том, что режиссер Стив Маккуин высасывает из всего этого Трагедию – с соответствующим названием, со страдальческим выражением лица актера Фассбендера, с удачной истерикой актрисы Маллиган и многими прочими сопутствующими факторами. Он не говорит, плохой герой или хороший – но именно это дает повод «вдумчивому зрителю» искать (и находить) в фильме подводные течения и скрытые смыслы.
Понятно, почему режиссер так делает. Четыре года назад его кинодебют – фильм «Голод» - принес Маккуину не только каннскую «Золотую камеру» и звание «Открытие года» от Европейской киноакадемии, но и заслуженное уважение более опытных коллег. И очевидно, что после такого впечатляющего старта Автор уже не может просто так уйти в сторону – напротив, теперь он обязан «наращивать потенциал», говорить о Серьезном и вскрывать Язвы людские.
Тем не менее, «Стыд» - это интересное кино, которое способно запомниться не только тем шумом, который был искусственно вокруг него создан, но и как самостоятельное произведение искусства. Не выдающееся, нет – но зато такое, которое стыдно пропустить человеку, который следит за тем, что нового происходит в мировом кинематографе.
Впрочем, есть шанс, что на фильм подтянутся и те, кто далек от фестивальных раскладов. И этому будет вполне логичное объяснение: Майкл Фассбендер. Для кого-то он – лейтенант-кинокритик из «Бесславных ублюдков», для девушек (наверное) – новый Рочестер из последней версии «Джейн Эйр», для большей же половины аудитории – молодой Магнито из приквела «Людей Икс». Об успешности актера говорит хотя бы тот факт, что когда месяц назад объявляли имена претендентов на «Оскар», одним из главных вопросов был: «А почему нет Фассбендера???» Возможно, академики решили, что звания лучшего актера прошлогоднего Венецианского кинофестиваля, - полученного за фильм «Стыд», разумеется, - 34-летнему Майклу будет пока что достаточно.
«Дж. Эдгар»
США, реж. Клинт Иствуд, в ролях: Леонардо Ди Каприо, Наоми Уоттс, Джуди Денч, Арми Хаммер, Джош Хэмилтон.
То, что Леонардо Ди Каприо уж в этом-то году получит, наконец, свой «Оскар», для всех казалось делом решенным еще на стадии запуска этого проекта. Посудите сами: режиссер - Клинт Иствуд, за роли в фильмах которого «Оскаром» награждены Хилари Суонк, Шон Пенн, Джин Хэкман, Тим Роббинс и Морган Фриман (и это если не вспоминать простых «номинантов»). Роль – Джон Эдгар Гувер, основатель и бессменный глава ФБР – организации, уже ставшей легендарной. Режиссер, находящийся в прекрасной творческой форме + герой, принадлежащий к числу центральных фигур американской истории ХХ века + сам Ди Каприо, лучший, без сомнения, голливудский актер своего поколения… Казалось бы – разве не в этом секрет «оскаровского» успеха?.. Впрочем, такую же комбинацию мы уже наблюдали семь лет назад – когда Лео сыграл Говарда Хьюза в «Авиаторе» Мартина Скорсезе. Но Гувер, понятное дело, персона сильно покруче любого Хьюза будет – и было вроде как очевидно, что Киноакадемия и на этот раз не сможет отвертеться, и мы все же увидим, как «оскаровский» зал встает, чтобы поприветствовать поднимающегося за заветной золотой статуэткой актера…
Ан нет же! Ди Каприо вновь – в который раз! – даже не номинирован! Несправедливость – жуткая, и не имеющая, конечно, никакого отношения к качеству его игры. Просто вдруг вышло так, что замахнувшись на байопик о такой фигуре, авторы сделали фильм не о величии героя (как это всегда было принято), а, скорее, о его слабости. И вместо ожидаемых «плюсов» поставили ему легко прочитывающиеся «минусы». А этого Американская Киноакадемия, состоящая преимущественно из ветеранов кинематографического движения, ой как не любит. Ведь если подобные биографии поощрять – кто ж знает, может, и о тебе потом когда-нибудь снимут столь же… неоднозначно.
Итог – не только актер, но и сам фильм печальнейшим образом «пролетел» мимо «Оскара»… Что, тем не менее, вовсе не означает, что он должен остаться на периферии и нашего с вами внимания. Имена Клинта Иствуда и Леонардо Ди Каприо по-прежнему говорят сами за себя – и оценить их первую совместную работу необходимо, разумеется, самостоятельно.
«Август. Восьмого»
Россия, реж. Джаник Файзиев, в ролях: Светлана Иванова, Максим Матвеев, Егор Бероев, Владимир Вдовиченков, Гоша Куценко.
Как обычно, специально к праздничному «мужскому» дню – новый российский ура-патриотический боевик про наших бравых парней, попавших в сложную, если не сказать неприятную ситуацию. Если мне не изменяет память, традиция выпускать на 23 февраля крупные постановочные картины была заложена как раз предыдущей лентой Джаника Файзиева «Турецкий гамбит», которая «выстрелила» семь лет назад чрезвычайно удачно, заслуженно став рекордсменом отечественного проката.
Однако «Август. Восьмого» - это все-таки несколько иная история, сопряженная для ее создателей с определенным риском. Нет, риск этот отнюдь не финансовый – бюджет картины полностью покрыт государством, это тот самый «госзаказ», о возвращении которого так много говорится на протяжении последних двух-трех лет. Риск состоит в том, «схавает» ли народ политагитку, аккуратно завернутую в красочную «как бы голливудскую» упаковку. Ведь если на «Турецкий гамбит» люди шли, зная, что им предстоит встреча с давно полюбившимся литературным героем Фандориным, то в данном случае от потребителя трудно скрыть тот факт, что новая картина рассказывает о памятном военном конфликте в Южной Осетии, случившемся в 2008-м году. И хотя сие автоматически отнюдь не означает, что картина плохая, определенного рода психологический барьер вполне может стать на пути рядового зрителя к кассе. Способна ли агрессивная (как водится) телевизионная реклама повлиять на зрительские опасения в духе «сейчас нам начнут впаривать» - покажут кассовые результаты уик-энда.
Впрочем, тот факт, что от политики применительно к этой картине никуда не деться, уже доказывают последние новости. Так, в Баку некоторые кинотеатры отказались прокатывать фильм, так как он вызывает «неоднозначную реакцию в азербайджанском обществе и озабоченность в грузинском».
«Призрачный гонщик - 2»
США-ОАЭ, реж. Марк Невелдайн, Брайан Тейлор, в ролях: Николас Кейдж, Кьяран Хайндс, Идрис Эльба, Виоланте Плачидо, Кристофер Ламберт.
В ситуации, когда в прокат одновременно выходит около десяти новых (и самых разных) картин, конкуренция и естественный отбор – вот что составляет наибольшую опасность. Какой там Цхинвал – когда есть «Призрачный гонщик - 2»! И хотя первая серия пятилетней давности собрала довольно стандартные для американского экшена 7,8 миллионов, телевизионные показы наверняка значительно расширили число ее поклонников. И продолжение истории вполне способно увеличить предыдущий показатель как минимум вдвое.
«Игра на выживание»
США, реж. Эйтор Далия, в ролях: Аманда Сайфред, Дженнифер Карпентер, Уэс Бентли.
Тем, кого мало интересует и серьезное кино, и блокбастеры, кинотеатры предлагают триллер «Игра на выживание». Главная героиня склонна считать, что злобный маньяк похитил ее сестру – и раз ей никто не верит, решает разобраться с этой острой проблемой самостоятельно. Пожелаем ей в этом удачи – но не только ей, а еще и ее исполнительнице Аманде Сайфред. Эта прекрасная девушка всё увереннее завоевывает любовь мирового зрителя. Хорошие фильмы с ее участием выходят с впечатляющей регулярностью (последний – «Время» - вот почти только что), и пусть среди них нет каких-то особенных суперхитов, но и откровенные провалы актрису пока миновали. 2012-й, надеюсь, станет для Аманды годом настоящего прорыва к звездным вершинам: у нее на подходе главные роли в новой экранизации «Отверженных» и биографии порнолегенды Линды Лавлейс, благодаря которым, уверен, Сайфред спустя год легко окажется если не на самой «оскаровской» сцене, то уж, как минимум, в числе номинантов. И пусть «Игра на выживание» выглядит на этом пути «легкой» разминкой, поклонники красавицы эту картину наверняка не пропустят.