Кино

Обзор кинопремьер

2 726

На этой неделе в кинопрокат выходят готический ужастик с Дэниэлом Рэдклиффом «Женщина в черном», новая интерпретация старой сказки «Белоснежка: Месть гномов», отечественная драма «Бедуин», важный британский фильм «Тираннозавр» и любопытный испанский эксперимент «Пазл любви».

С этого выпуска оценки для удобства читателей представлены графически - в виде маленьких Ридусов. И да, мы будем стараться, чтобы они всегда были объективными.

 

«Женщина в черном» (The Woman in Black)

Великобритания-Швеция-Канада, реж. Джеймс Уоткинс, в ролях: Дэниэл Рэдклифф, Джанет Мактир, Кирен Хайдз, Алиса Хазанова.

Великобритания, конец XIX века. Молодой юрист отправляется в далекую деревушку, где должен привести в порядок дела скончавшегося мужчины. На месте ему не нравится – мрачновато, к тому же все вокруг один за другим вскоре начинают самым таинственным образом умирать…

Первое впечатление от краткого пересказа сюжета – новая «Сонная лощина»: та же викторианская атмосфера, тот же прогрессивный городской джентльмен посреди чего-то недоговаривающей деревенщины, схожая мистическая тайна… Однако «Женщина в черном» является переделкой одноименной телекартины 1989 года – так что, возможно, взаимосвязь здесь обратная. Главное, впрочем, что авторам нового фильма удалось поймать и передать на экране то, что было и у Тима Бертона: чувство страха. Той самой необъяснимой жути, когда зритель, судорожно сжимая подлокотники мягкого кресла, едва ли не кричит дурачку-герою: «Куда ж ты попёрся ночью-то, да еще в туман?! На кладбище?!!.» А он, разумеется, ничего не слышит.     

Стоит ли отдельно упоминать, кто играет здесь главную роль?.. Наверное, нет. Зато особо следует обратить внимание на то, что в образе покойной миссис Драблоу в фильме предстает наша соотечественница Алиса Хазанова, известная поклонникам российской «новой волны» по «Сказке про темноту» (также ее сегодня можно увидеть и в «Бедуине», см. ниже). Приятно, согласитесь, что наши актеры пусть понемногу, но все-таки движутся к мировому признанию.

 

«Белоснежка: Месть гномов» (Mirror Mirror)

США, реж. Тарсем Синх, в ролях: Джулия Робертс, Лили Коллинз, Арми Хаммер, Натан Лейн, Шон Бин.

За десять лет, прошедших после необъяснимой пропажи короля, занявшая трон вдова довела некогда счастливую страну до полного обнищания. Теперь вся её надежда на внезапно заехавшего с визитом вежливости соседа-принца: ведь если женить его на себе, то балы будут оплачиваться уже из его кармана. Рассчитывает на гостя и падчерица злой королевы, 18-летняя Белоснежка, только сейчас узнавшая про истинное положение дел в государстве. Сбежав из замка, она заводит дружбу с бандой разбойников, которых некогда изгнали из города по причине их маленького роста.

Очередное переосмысление сказочной классики - не первое и далеко не последнее. Зато очевидно провальное. Что даже удивительно – на Тарсема Синха, в начале нулевых прославившегося «Клеткой», хотелось рассчитывать. Все-таки он - режиссер-визионер, мастер по созданию новых миров… Однако обещанное «визуальное наслаждение» остается только на страницах пресс-релиза – увиденное в фильме воображения совершенно не поражает. Банально, плоско, без особых изысков. Можно, конечно, отметить оригинальные костюмы – но разве что в самую последнюю очередь.

А раз Синх потерпел поражение в том, что традиционно считается его главным козырем, - глупо уже рассчитывать на остальные ингредиенты вроде стремительно развивающегося действия или точной психологической проработки характеров. Всё ровно наоборот: история тут не летит, а еле тащится (и дождаться не можешь, когда же она закончится), а все характеры остаются на уровне невинных глаз и милых улыбок. Картину, конечно, пытаются сейчас по-модному представить как «сказку для взрослых» - но не верьте, для подобных заявлений нет ровным счетом никаких оснований.

В меру сил ситуацию пытаются исправить актеры старшего поколения (молодежь здесь достойна сочувствия). Шон Бин, правда, появляется только в финале – и ему остается лишь виновато улыбаться. Зато Натан Лейн, памятный по «Мышиной охоте» или «Щелкунчику», по полной отрабатывает роль комического приспешника и составляет достойную пару своей великой партнерше. Джулия Робертс, конечно, старается блистать. Как-никак, это новый поворот в ее звездной карьере – до этого отрицательных ролей она не играла. Но увы, её великолепие просто меркнет на фоне тягостного зрелища. За весь фильм у Джулии имеется всего лишь парочка выигрышных эпизодов – да и те не самого высокого качества. Двадцатилетней давности Динь-Динь, предыдущая ее сказочная героиня, получилась у актрисы гораздо лучше. Но из Синха, к сожалению, не получается Спилберг.

 

«Бедуин»

Россия, реж. Игорь Волошин, в ролях: Ольга Симонова, Серафима Мигай, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Сергей Светлаков.

Дочка смертельно больна – и в поисках необходимых на лечение денег главная героиня фильма соглашается стать суррогатной матерью для гей-пары. Серия трагических обстоятельств – включая порно, кровавые разборки и прочий жизненный беспредел - приведет ее в Иорданию. Говорят, там бедуины умеют лечить рак верблюжьим молоком.

Режиссер Игорь Волошин – представитель так называемой «новой волны» российского кинематографа, за творческой судьбой которого пристально следят кинокритики и фестивали. Он прославился предельно вычурной «Нирваной» (приз за лучший дебют на «Кинотавре-2008»), первым перенес на экран (телевизионный) события в Южной Осетии, вошел в историю как автор самого короткого и одновременно ёмкого названия – «Я»… Короче, это именно тот режиссер, за творческой судьбой которого не хотелось бы следить вовсе. И тем не менее, он есть – и продолжает развиваться. И тем зрителям, которым небезразлична эволюция отечественного искусства, имеет, наверное, смысл с его новой картиной когда-нибудь, при случае, ознакомиться. Надо же понять, на каком основании «Бедуину» прочили победу на прошлогоднем «Кинотавре» (пророчества не оправдались – фильм уехал из Сочи вообще без наград) и почему его вдруг так сильно полюбили европейские фестивали средней руки (последний пример – Гран-При в Белграде). Может, и правда здесь «что-то этакое» есть, что сможет увлечь не только профессионала, но и обычного зрителя. Сюжет-то ведь какой - на три полноценных сериала хватит! А у Волошина получилось всё в полтора часа уложить – и это, пожалуй, говорит в его пользу.

 

«Тираннозавр» (Tyrannosaur)

Великобритания, реж. Пэдди Консидайн, в ролях: Питер Муллан, Оливия Колман, Эдди Марсан.

Уже в первой сцене фильма главный герой убивает собаку. Затем разбивает витрину и отправляет в нокаут парнишку. То есть, с ходу позиционирует себя человеком агрессивным и склонным к насилию. Но вскоре он встречается с набожной самаритянкой, которая тут же принимается молиться за него на коленях… Дальше можно бы и не смотреть, так как вы наверняка угадаете, в каком направлении будут развиваться события, - только кто же выходит из зала через десять минут после начала сеанса?..

На самом деле, это идеальная роль для Брюса Уиллиса – и очень жаль, что подобная идея не пришла в голову его агенту. Лысый, брутальный, попорченный жизнью мужик не находит себе места, не знает, куда бы приткнуться - как вдруг встречает светлую душу, согласную его пожалеть. Согласитесь, Брюс бы справился с таким персонажем отлично. Но и Питер Муллан (лауреат Каннского фестиваля) играет на славу – не жалея своего героя, но при этом находя в нем пусть и редкие, но какие-то положительные стороны.

Интересный образ создает актриса Оливия Колман (в недавней ленте «Железная леди» - дочь Маргарет Тэтчер), героиня которой помогает страждущим, притворно забывая, что глубоко несчастна сама. Эдди Марсан до дрожи правдоподобно изображает омерзительного говнюка, способного в буквальном смысле помочиться на нелюбимую супругу. Им веришь. Хотя вряд ли сочувствуешь: когда видишь, что представитель «низов общества» имеет в Англии свой двухэтажный домик и прилегающий к нему сарай, невольно понимаешь, что «до самого края» он еще не докатился.

Такие фильмы обычно называют «артхаусными» или «независимыми». Но ведь и их надо временами смотреть – чтобы напомнить себе, что мир кино не ограничивается Голливудом или отечественным самоделом. В пользу «Тираннозавра» говорят, в первую очередь, его награды: призы за лучшую режиссуру и актерское исполнение на прошлогоднем фестивале Сандэнс, недавняя «BAFTA» за лучший британский кинодебют и безоговорочная победа на премии Британского Независимого кино: лучшая актриса, лучший режиссер-дебютант и лучший фильм. Кроме того, нельзя не упомянуть, что заметили картину и в России: на прошедшем летом в Вологде фестивале европейского кино VOICES фильм и Оливия Колман также были признаны лучшими. И хотя все эти награды, как и любые прочие – лишь блестящая мишура, нельзя не признать, что они выполняют для нас роль ориентира.

 

«Пазл любви» (Puzzled Love)

Испания, реж. Габи Амионе, Пау Балаге, Джозеко де Линарес, Эдуард Риу,  Сарас Джил, Ирен С. Родригез, Хавьер Санс и др. В ролях: Марсель Боррас, Артур Бускетс, Сара Джиль, Ксавьер Элиас, Пау Балаге, Педро Джовер.

Уж не знаю, как получилось на деле, но суть проекта – действительно оригинальна. Устав от расплодившихся по всему миру киноальманахов (вплоть до наших свежепоздравленных «Мам»), испанцы решили пойти принципиально иным путем. Что такое альманах? Берется общая тема (город, любовь, кино) – и под нее подбирается энное число режиссеров, которые готовы высказаться в рамках некой отдельной короткой истории. Студенты Барселонской киношколы перевернули идею с ног на голову: они взяли одну историю с участием двух постоянных героев – и уже ее разбили на тринадцать частей, раздав получившиеся пазлы тринадцати режиссерам. А потом сложили всё вместе.

Даже если не считать поклонников романтических комедий, у этого любопытного фильма все равно остается довольно обширная аудитория. Во-первых, это поклонники испанского кинематографа – а они, уверен, у нас еще сохранились, в то время как новые испанские фильмы – большая редкость в российском кинопрокате.

А во-вторых, «Пазл любви» обязан заинтересовать всех тех, кто имеет отношение к отечественному кинообразованию – причем как самих студентов, так и их учителей. Ведь практически каждый будущий мэтр свой творческий путь начинает с короткометражек – но только вот кто их, эти короткометражки, потом видит? А подобный проект, если попробовать перенести его на нашу почву, позволит не только реализоваться большому числу молодых кинематографистов, но и даст какой-то шанс всем этим дебютным работам дойти до широкого зрителя. И что ведь важно: недорого! Бюджет испанского проекта - 30 тысяч евро, а у нас клипы порой дороже снимают! Пока, правда, рано говорить, как данная картина отразится на судьбе ее создателей – но кто знает, может уже сейчас зрители заметят в ком-то из них будущих бунюэлей, медемов и альмодоваров.