Кино

Обзор кинопремьер

5 541

В этом выпуске: блистательное возвращение Мела Гибсона в «”Веселых” каникулах», обладатель каннского Гран-При - «Мальчик с велосипедом», комедия для пенсионеров - «Отель “Мэриголд”. Лучший из экзотических», мультфильмы для детей и «Голодные игры» для подростков.

 

«”Веселые” каникулы» (Get the Gringo)

США, реж. Адриан Грюнберг, в ролях: Мел Гибсон, Кевин Эрнандез, Долорес Эредиа, Даниэль Хименес Качо, Петер Стормаре.

Машина с Мелом Гибсоном и двумя миллионами перелетает через границу в Мексику. Доллары отбирают, Гибсона сажают. Но эта мексиканская тюрьма не похожа на прочие. Здесь нет камер – гуляй, где хочешь, под боком – женщины, дети, аттракционы, казино, платный доступ к героину. Но в маленьком городе – большой ад, как гласит местная пословица. И вскоре герой поймет, что именно его здесь не устраивает.

Старый добрый Мел Гибсон. Возвращение к истокам – прекрасным временам «Безумного Макса» и «Смертельного оружия», когда на экране царили праведная ярость, обостренное чувство справедливости, убийственный юморок и эта неотразимая гибсоновская ухмылка. Новый сюжет, написанный самим Гибсоном (в соавторстве), явно выстрадан – здесь есть всё, чего так не хватало и ему самому, и нам, его зрителям. Плохие парни. Другие – очень плохие. Третьи – жуть какие плохие. И тот, кто знает рецепты, как с ними со всеми справляться. Не зря, эх, не зря Гибсон здесь в одной важной сцене прикидывается Клинтом Иствудом. Наплевав на сложившееся вокруг него «общественное мнение», он предельно ясно и точно показывает в «Каникулах», кто тут крутой мужик. И про порох в пороховницах – это еще слабо будет сказано. Пороха у него тут столько, что все слухи о закате его звездной карьеры кажутся очевидно преувеличенными.

Если отвлечься от главного козыря, то и в остальном картина выглядит исключительно милой. Ненавязчивое («под старину»), но бодрое повествование, обильно сдобренное диковатыми, но в то же время занимательными поворотами и подробностями. Колоритные персонажи. Целый ряд сногсшибательных в своей безбашенности сцен и им под стать – развязка, в своем безумии - почти гениальная. Неизвестные нам мексиканские актеры убедительны, хорошо знакомый мексиканский же колорит передан новыми, яркими красками. При желании можно, конечно, придраться к закадровому голосу – он не так уж необходим; но это такая мелочь на фоне остального пиршества, что право слово – пусть себе говорит!

 

«Голодные игры» (The Hunger Games)

США, реж. Гэри Росс, в ролях: Дженнифер Лоуренс, Джон Хатчерсон, Лиам Хемворт, Элизабет Бэнкс, Вуди Харрельсон, Ленни Кравиц.

Об этом фильме кричали уже давно: мол, это лучше, чем «Сумерки», это очередная франшиза, которая сведет с ума подростков!.. Результат - рекордный по масштабности старт в США, больше тысячи кинозалов по всей России. И, судя по всему - главный хит марта и один из главных хитов всего 2012 года. Волей-неволей придется смотреть, если вы следите за всеми громкими новинками. Хотя на самом деле – всё это уже было. Десять лет назад, в японской «Королевской битве» - беспредельно жестокой, до жути кровавой и попросту прекрасной в своем нескрываемом садизме. Но кто смотрит эти японские фильмы, кому они нужны?.. Может, только тем, кто ищет чужое, чтобы слямзить и переделать по-своему в голливудской обложке?..

Если за внимание молодежи беспокоиться не приходится, то взрослых, возможно, привлекут имена создателей. Сценарист Гэри Росс почти четверть века назад придумал прелестнейшую картину «Большой», а в 1998-м удачно дебютировал в режиссуре чудесным «Плезантвилем». Его «Фаворит» 2003-го года стал серьезным событием в американском кино и выдвигался на семь «Оскаров»; короче, это крепкие руки. А для 21-летней Дженнифер Лоуренс «Голодные игры» станут, похоже, прорывом к заветному статусу суперзвезды. Совсем недавно актриса заявила о себе ролью в независимой драме «Зимняя кость», за которую с лёту получила оскаровскую номинацию. Потом были «Бобер» и «Люди Икс: Первый класс», где она убедительно сыграла синюю девушку. Но если прежняя известность все-таки носила характер локальный, то уже в самое ближайшее время о Дженнифер будет говорить вся планета. Если, конечно, «Игры» оправдают возложенные на них ожидания.

 

«Мальчик с велосипедом» (Le Gamin Au Vélo)

Бельгия-Франция-Италия, реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, в ролях: Тома Доре, Сесиль Де Франс, Жереми Ренье, Оливье Гурме, Фабрицио Ронджоне.

По выходным Саманта забирает 12-летнего Сирила из детского приюта к себе домой. Она ему не родня – просто пожалела. Но однажды доверчивый мальчуган попадает в ловко расставленную ловушку – и чуть было не соскальзывает на дурную дорожку.

Братья Дарденны – гранды европейского авторского кино, обладатели двух «Золотых пальмовых ветвей», каннского же приза за сценарий и Гран-при прошлогоднего фестиваля за «Мальчика». Разумеется, широкому российскому зрителю имена этих скромных бельгийцев ровным счетом ничего не говорят. Из серьезных европейцев у нас любят Кустурицу – у которого душа нараспашку, или Альмодовара, в два часа умещающего «мыльную оперу». То есть, условно говоря, оригинальные вариации на тему индийского кинематографа - чтоб и слезы, и любовь, и чтоб захватывало. Дарденны – это совершенно иное. Это не всегда и на кино-то похоже – так, зарисовочка бытовая на полтора часа, вроде как ничего особенного. Сюжет даже не простой – элементарный, его как будто бы и нет вовсе. Манера съемки – без изысков, вот словно наставили камеру на человека – а он знай себе, живет своей жизнью. А мы за ним почему-то наблюдаем.

Эта простота – обманчива, и достигается невероятно сложным путем. Предельный реализм Дарденнов – результат чрезвычайно кропотливой работы съемочной группы, о которой зритель не догадывается и не должен, в принципе, знать. Он должен раствориться в предлагаемой ему истории, забыть о «кино» и воспринять героев как настоящих людей, сперва – незнакомых, потом (вдруг) дорогих сердцу. Задача трудная, но Дарденны виртуозно с ней справляются. Они неизменно снимают «кино без кино» высочайшего качества, но не демонстрируя при этом «уникальный авторский стиль», а напротив – максимально самоудаляясь от собственного фильма. Их здесь словно бы нет. И вот это умение целиком убрать свое «я» из кадра – оно, поверьте, дорогого стоит. Но увы – не всеми зрителями ценится.

Что в этой истории «особого»? Ничего. Но это «ничего» стоит десяти иных «особенных» фильмов. Тем более что «Мальчик с велосипедом» - даже более «зрительская» картина, чем обычно у Дарденнов бывает: как-никак, детям всегда сопереживаешь легче. К тому же Сесиль Де Франс – знаменитая и красивая актриса («Красотки», «Враг государства №1»), что для режиссеров тоже редкость, обычно «звезд» они к себе не берут. Так что если вы до сих пор не знали про Дарденнов, сейчас самое удачное время с ними познакомиться.

 

«Отель “Мэриголд”. Лучший из экзотических» (The Best Exotic Marigold Hotel)

Великобритания, реж. Джон Мэдден, в ролях: Джуди Денч, Мэгги Смит, Том Уилкинсон, Билл Найи, Дев Патель.

Дороговата нынче Британия для пенсионеров – и семеро пожилых англичан перебираются в Индию, где дешевле. Сказочный отель, на рекламные проспекты которого они соблазнились, оказывается весьма далек от обещанной сказочности, кормят странно и на улицах суета – но в целом, знаете, жизнь потихоньку налаживается.

Джон Мэдден – ремесленник средней руки, 13 лет назад незаслуженно сорвавший банк благодаря «Влюбленному Шекспиру». Американская киноакадемия довольно неожиданно назвала милую костюмную мелодраму лучшим фильмом года, и хотя сам Мэдден статуэтки не получил, репутация режиссера, которого «надо смотреть», за ним закрепилась. Хотя ни одна из его последующих пяти картин – включая данную - этого никак не подтвердила. Напротив, всё сводится к тому, что «Шекспир» своим успехом обязан кому угодно – великому сценаристу, замечательным актерам, пронырливому продюсеру – но никак не своему постановщику. Ведь будь иначе, Джон Мэдден не снимал бы таких посредственных фильмов.

«Отель “Мэриголд”» - не плохой фильм. Он просто самый обычный. Стандартный. Такой, где мы знаем всё наперед. Который совершенно не удивляет. Наоборот – всю первую половину заставляет откровенно скучать. Под конец, правда, всё налаживается – и завертевшись, киномашина начинает вырабатывать «гормоны счастья» в троекратном размере, умело доводя сюжет до всех устраивающего хэппи-энда… Но стоит ли тот потраченных на просмотр двух часов времени?..

Как обычно, режиссера выручают актеры – вот в чем нельзя ему отказать, так это в умении работать с первоклассными мастерами. И хотя они не показывают нам ровным счетом ничего нового, смотреть на них все равно почему-то приятно. Вот Джуди Денч вновь «даёт» благородную англичанку, а Мэгги Смит –комичную старуху. Вот Билл Найи в тысячный раз строит прославившую его ухмылку, а Том Уилкинсон опять сосредоточенно куда-то идет – у него в каждом фильме это замечательно получается. Заслуженные, народные, оскароносцы и номинанты, компанию которым составляют их менее титулованные, но не менее талантливые коллеги – понятно, что такой актерский ансамбль волей-неволей вытянет любую муру. К тому же их «академический стиль» чрезвычайно удачно разбавляет своей энергетикой молодой Дев Патель («Миллионер из трущоб»): как показывает эта картина – действительно талантливый парень. Все вместе они упорно стараются дать «Отелю» шанс хотя бы на однократный просмотр – и даже, можно сказать, в итоге своего добиваются. Если бы не одно «но»: в нашей стране для этого фильма просто нет своего кинозрителя.

 

«Король Лев 3D» (The Lion King 3D)

США, реж. Роджер Аллерс, Роб Минкофф.

«Тор: Легенда викингов» (Legends Of Valhalla: Thor)

Исландия, Ирландия, Германия, реж. Оскар Йоунассон, Тоби Генкель, Гуннар Карлссон (3D).

«Джок» (Jock)

США-ЮАР, реж. Дункан Макнили

В дни весенних каникул на экраны страны выходят три мультфильма. «Джок» - про храброго пса. испытавшего невероятные приключения. «Тор: Легенда викингов» - про юного кузнеца, сына короля богов, сражающегося с королевой подземного мира (взрослым, возможно, будет любопытно сравнить с прошлогодним американским кинокомиксом про этого же героя). Ну и «Король Лев», впервые в российском прокате. Перевыпуск знаменитого хита 1994 года связан с его переоформлением в 3D. В США подобная инициатива пользовалась колоссальным успехом – и далее «Дисней» планирует взглянуть сквозь новые очки и на прочее свое классическое наследие. Интересно в данном случае, как на нового-старого «Короля Льва» отреагируют в России. Ведь на подходе новый-старый «Титаник» - и мультфильм станет своеобразной перед ним «разминкой» и предварительным ответом на вопрос, готовы ли россияне снова платить за давно и много раз уже виденные фильмы?